Новый взгляд на систему образования ч. 3

Глава 3
Маленькая тюрьма для маленьких людей

Да, да, именно тюрьма. Нет, конечно, я не хочу сказать, что в школе находятся зэки с татуировками и алюминиевой посудой. Просто есть некоторая схожесть. Тут-то ещё раз подчёркивается суровая правда того анекдота, где первоклассника тащат в школу, а он кричит: «Одиннадцать лет! За что?!» Ведь действительно, каждый из нас ходит в школу насильно, как по приговору. Вот только амнистии тут, увы, нет. Но это не единственное сходство.
Во-первых, вне зависимости от желания ученика, его переводят из класса в класс, как из камеры в камеру. Во-вторых, есть что-то общее между школьной формой и тюремной робой. В-третьих, в школу запрещено проносить некоторые вещи, или запрещено пользоваться ими на уроках (мобильники, например, да и вообще всякие посторонние вещи).
В классе установлена некая иерархия, где учитель – царь и бог, а ученики – лишь подчинённые. Никто из детей не имеет права разговаривать на уроке, даже тихо, не может отвлекаться, сидеть должен ровно, смотреть только на доску, на учителя или в свою тетрадь… Согласитесь, всё вышеперечисленное является в каком-то смысле ущемлением свободы. Нет, конечно, должны существовать какие-либо правила, но в разумных пределах.
Приведу ещё несколько примеров из личного опыта. Например, сколько раз было, что какой-нибудь ученик на уроке захотел в туалет, а учитель заставляет его терпеть до перерыва. Но ведь это уже не то, что просто правило, это правило вредит здоровью! Неужели это – разумные пределы? И ещё. Вышла как-то моя одноклассница после больничного (а тогда было холодно). Так вот, у неё еще болело горло, и поэтому на уроке она сидела в куртке, чтоб ещё больше не простыть. А учительница сказала, что на уроке нельзя находиться в верхней одежде, причём ни при каких обстоятельствах. То есть, опять же, тот же вред здоровью…
Ещё один пример. Когда учитель заходит в класс, ученики обязаны встать. Хочешь-не хочешь – вставай! Понятно, взрослого надо уважать. Но не достаточно ли просто поздороваться? Получается, учитель – это как божок, как идол, которому надо поклоняться. Да, он старше, да, он знает больше. Но ведь его цель – передать эти свои знания другим, а не показать, что он чем-то лучше других. Причём каждый учитель знает каждый свой предмет, а мы-то должны учить все предметы! Да ещё каждый доказывает, что его предмет – самый важный, а остальные – так, для массы…
Могу вам сказать, что мало из того, что преподают в школе, реально пригодится нам в жизни. Разве что только для экзаменов. Но экзамены – часть той же школы, и если бы не было школы, то не было б и экзаменов. По-моему, каждый должен учить то, что ему интересно, а не то, что «надо». Вспомните маленького ребёнка. Он сам интересуется миром, познаёт его, и много талантов могут открыться именно в детском возрасте, когда ребёнок сам знает, что ему интересно. А школа убивает интересы и сажает ребёнка в тюрьму, где он не хочет учиться, а хочет только выбраться оттуда.


Рецензии