Контора Счастья

— Дедушка, а расскажи мне сказку! — Мальчик лет шести ловко влез на колени своему деду и посмотрел ему в глаза по-детски наивным и полным надежд взглядом. В огромных голубых глазах мальчика золотистыми искорками отражались языки пламени, полыхавшего в камине.
— Деда, ну пожалуйста, расскажи! — Маленький Луи от нетерпения начал ерзать на коленях дедушки. Мужчина обнял внука, прижал его к себе и вздохнул.
— Сказку? Нет, не расскажу, — Луи уже надул губки и собрался слезать с колен деда, но тот его остановил, — я расскажу тебе историю, которая произошла со мной, когда я был чуть старше, чем ты сейчас. Я думаю, она тебе понравится. Только не перебивай меня, хорошо?
Мужчина посмотрел на горящий в камине огонь, и воспоминания, тонкой паутинкой оплетавшие всю его жизнь, становились все ярче и полнее, оживляя в сознании сотни картин из прошлого.
***
Когда мне было восемь лет, мои родители погибли в автокатастрофе. Что значит «погибли»? Представь, что твои мама и папа внезапно пропали. Их нет нигде: ни в чулане, ни на чердаке, ни даже под кроватью – они бесследно исчезли. Грустно, правда? А еще хуже то, что они никогда не вернутся. Ты можешь не волноваться, с тобой этого не случится. Но со мной случилось. Знаешь, это очень страшно и больно. Только боль не такая, как если ты разбил коленку или ударился рукой об стол. Ты поймешь это, когда станешь чуть старше, Лу. Но я не об этом. Родители погибли, и я остался со своей старшей сестрой, твоей двоюродной бабушкой Даниэль. Она оформила несколько документов и по ним считалась моей мамой. Нет-нет, мамой я ее не называл. Не забивай себе голову всякими взрослыми заморочками, Луи, это ни к чему. И я просил не перебивать меня!
Ну вот, я забыл, о чем рассказывал тебе. А, вспомнил. Через месяц после того, что случилось с моими родителями, Дани очень сильно заболела. Так сильно, что могла исчезнуть вслед за родителями. А я этого не хотел, потому что меня отправили бы в детский дом. Это такое место, где живут дети, у которых совсем нет родных. Там никто не обнимет тебя, никто не пожелает тебе сладких снов и не испечет пирог тогда, когда тебе этого захочется. Ты бы хотел там оказаться? Нет? Я тоже не хотел. Именно поэтому я отправился туда, где раздают счастье. Нет, Луи, я не скажу тебе, где находится это место, которое называется Контора Счастья. Те, кому оно действительно нужно, находят его сами.
Я пришел туда рано утром, а очередь уже была огромной. Это была самая странная очередь, которую я когда-либо видел. Представь себе, что все дорожки Гайд-парка сложили в одну. Так вот, та очередь была еще длиннее. У меня было такое ощущение, что вместо одного ушедшего человека появлялись трое других. И, что самое главное, все стояли молча. Каждый был погружен в свои мысли, до остальных никому не было дела.
Я простоял в этой очереди семь или восемь часов, точно сказать уже не могу. Передо мной оставалось всего два человека. Вдруг мужчина, за спиной которого я стоял, повернулся и сел передо мной на корточки.
— Как тебя зовут, малыш?
— Джош, сэр. Джош Стайлинсон.
— А я – Гарри Колдер. Что у тебя случилось?
Я рассказал мужчине о смерти родителей, болезни сестры и о том, что меня могут отправить в детдом. Мистер Колдер взял мою руку и сказал:
— Проходи, Джош. Тебе счастье нужнее, чем мне. — Затем он встал и ушел. Он целый день простоял в этой очереди и ушел за минуту до того, как мог бы получить свое счастье, представляешь? Тогда его поступок показался мне глупым, но потом я понял, что это не так.
А свое счастье я тогда получил – Дани быстро пошла на поправку. Что ты спросил, Лу? Как раздают счастье? Все просто: ты заходишь в Контору, подходишь к женщине, которая сидит там за столом, и рассказываешь ей о том, что у тебя случилось и что тебе нужно исправить для того, чтобы стать счастливым. Она записывает все это, кладет листок в специальный конверт, пишет на нем твое имя и опускает этот конверт в ящик. От ящика идет длинная труба. Нет, Лу, я не знаю, куда она идет. Но я точно знаю, что как только конверт оказывается на другом конце этой трубы, счастье становится твоим.
Но на этом история не закончилась, не спеши уходить. Или тебе не хочется узнать, как я оказался в Конторе Счастья во второй раз? Тогда слушай.
С того дня, как я встретился с Гарри Колдером, прошло пятнадцать лет. К тому времени я уже успел жениться, вместе с лучшим другом открыл бизнес. Но потом случилось то, после чего я перестал верить людям. Я не буду тебе этого говорить. Я не хочу, чтобы ты в свои шесть лет узнал, что такое предательство, Луи. Просто слушай меня и не перебивай, или немедленно отправишься спать.
Мне тогда было двадцать три года, а я чувствовал себя стариком. Я не выходил из дома, не отвечал на звонки. Я просто не хотел видеть людей, потому что не ожидал от них ничего хорошего. Так прошла неделя, за ней еще одна, и еще… А потом мне очень захотелось встретить человека, который не способен на злые поступки; человека, который вернул бы мне веру в людей. Именно поэтому я снова отправился за счастьем.
Я пришел туда рано утром в надежде на то, что очередь будет небольшой. И представь, как я расстроился, увидев очередь еще б;льшую, чем пятнадцать лет назад. Но обратного пути у меня не было.
Простояв в очереди час или два, я почему-то решил обернуться. За мной стояли сотни, тысячи людей. В этой толпе недалеко от себя я заметил человека, лицо которого мне почему-то показалось знакомым. Присмотревшись внимательнее, я понял, что это – тот самый Гарри Колдер. Человек, который пятнадцать лет назад в буквальном смысле приблизил меня к счастью. Я внезапно понял, что тогда даже не поблагодарил его, поэтому решил сделать это сейчас.
— Мистер Колдер?
Мужчина удивленно посмотрел на меня и сделал небольшой шаг вперед, чтобы разглядеть меня.
— Мы знакомы, молодой человек? — Его голос звучал гораздо слабее, чем в день нашей первой встречи, но глаза так же излучали заметную немногим доброту и любовь.
— Я Джош Стайлинсон, сэр. Вы пропустили меня в этой очереди пятнадцать лет назад.
Я решил выйти из длинного строя людей и подошел к мистеру Колдеру.
— Ах, Джош… Ты так изменился… Опять что-то случилось с сестрой?
Меня поразило то, что мужчина через столько лет с легкостью вспомнил мою историю. В тот момент мне показалось, что я говорил именно с тем человеком, которого искал.
— Нет, сэр, с сестрой все в порядке. Я здесь по другой причине. А Вы? Вы получили свое счастье?
Мистер Колдер покачал головой.
— Нет, Джош. Не получил. После нашей с тобой встречи я приходил сюда каждый день. И каждый раз находились люди, которым, по моему мнению, оно было нужнее. И я пропускал их.
— То есть Вы ждете своего счастья уже пятнадцать лет? — Слова моего собеседника повергли меня в шок.
— Именно так. Но посуди сам: смог бы ты остаться равнодушным, видя слезы женщины, чей семилетний сын болен лейкозом, а кроме него у нее никого нет? Или отвернуться от девушки, жениха которой избили до полусмерти за день до свадьбы? А когда я услышал историю одного мужчины лет восьмидесяти… Его жена умерла, а без нее он не хотел жить. Я сам когда-то потерял жену, мой мальчик. Она умерла при родах, ребенка тоже не удалось спасти, — мистер Колдер дрожащей рукой смахнул катившуюся по щеке слезу, — а мать моей жены вскоре после ее смерти выгнала меня из моей же квартиры. У меня есть еще одна дочь, Элеанор, но теща не разрешала мне с ней видеться. И тогда я пришел сюда, но ты знаешь, чем это закончилось. Тем временем моя жизнь с каждым днем становилась все невыносимее. Три месяца я прожил в общежитии. Однажды я встретил на улице своего старшего брата Марка. Мы с ним не всегда ладили, но, узнав о случившемся, он предложил мне поселиться у него. Марк был директором курьерской службы, и его бизнес вначале приносил неплохие доходы. Но со временем конкуренция возрастала все сильнее, и фирма брата разорилась. Через полгода после банкротства Марк окончательно спился. Еще через год он покончил с собой. Мне пришлось вернуться в общежитие. Иногда мне хотелось поступить как Марк, но меня удерживала надежда на встречу с дочерью, и с этой надеждой я живу уже пятнадцать лет.
Слушая эту историю, я совершенно не сдерживал эмоций. Я плакал, как в день гибели родителей. Немного успокоившись, я взял мистера Колдера за руку и подвел его к двери Конторы. Там, переминаясь с ноги на ногу, стоял парень лет семнадцати. Он окинул меня оценивающим взглядом и цинично произнес:
— В очередь.
Мне очень хотелось ударить этого парня по лицу, хотелось вышвырнуть его из этой очереди, но я сдержался и сказал, временами срываясь на крик:
— Этот мужчина ждет своего счастья уже пятнадцать лет. Пятнадцать лет изо дня в день он приходит в эту контору и пропускает тех, кто стоит за ним, хотя его история не менее трагична, чем истории тех, кого он пропустил. Неужели этот человек не заслужил самого большого счастья, какое есть на свете? Мистер Колдер, — я повернулся к нему, — сейчас Вы войдете в эту дверь. Я пришел сюда лишь потому, что моя жена сбежала от меня с моим лучшим другом, и после этого я потерял веру в людей. Я хотел убедиться в том, что в нашем мире еще есть люди, которым небезразличны судьбы окружающих. Я в этом убедился. Спасибо Вам за то, что пропустили меня тогда, пятнадцать лет назад. Спасибо Вам за любовь, которую Вы дарите людям. Спасибо Вам за всё.
Я обнял Гарри Колдера и ушел из Конторы Счастья. Больше я там не появлялся. Никогда.
***
Джош посмотрел на Луи. Тот мирно посапывал, уткнувшись носом в плечо дедушки. Огонь в камине почти погас, и сияние догорающих угольков находило отражение в слезах на щеках Джоша Стайлинсона. Мужчины, который знал, что высшая степень благородства и любви – отказываться от своего счастья, когда до него остается всего один шаг.


Рецензии