Топ-менеджеры и собственники. Единство взглядов?!

Написано 15 августа 2008 года

"Наилучший руководитель – это человек, которому хватает ума, чтобы подобрать людей, которые сделают то, что ему нужно сделать, и выдержки, чтобы не путаться у них под ногами, пока они это делают” Теодор Рузвельт

Рузвельт дал довольно интересное определение наилучшего руководителя, но я бы внес некоторые коррективы:

“Наилучший руководитель – это человек, которому хватает ума, чтобы подобрать людей, которые сделают то, что ему нужно сделать эффективно и качественно, выдержки и терпения, чтобы не мешать им работать, с незримым контролем их деятельности ”.

Многие собственники, которые отдали рождению и становлению своего бизнеса всю свою энергию, здоровье и силы пришли к пониманию, что пора отдать бразды правления топ - менеджерам, которые имеют навыки успешного управления бизнесами и владеют соответствующими технологиями, позволяющими иметь конкурентное преимущество на рынке.

Но, если желание передать управление в наличии, то сложней практическое воплощение. Как сказал акционер одного агрохолдинга: «Быть акционером - надо учиться».

Психологически собственникам довольно сложно передать полномочия. И это часто приводит к вмешательству в оперативное управление, что приводит к многовластию и хаосу. Такая ситуация сильно демотивирует наемный топ - менеджмент, который понимает, что полномочия его сильно урезаны.

"А если нет полномочий, то и нет ответственности" (Уинстон Черчилль).

Пожалуй, одной из самых ответственных и важнейших задач руководителя компании является подбор компетентной команды топ-менеджеров, эффективная мотивация и организация их деятельности. Ключевым моментом является кто определяет и выявляет необходимые компетенции в конкретном кандидате.

Самые эффективные руководители - менеджеры, обладающие системным, стратегическим и аналитическим мышлением «в одном флаконе», способные мыслить нестандартно и довести задачи до логического завершения.

Есть еще один момент, на который стоит обратить внимание.

Наемному руководителю целесообразно оглашать многие собственные соображения стратегического характера, согласованные с собственником, устами последнего. Это бизнес - культура. Люби или, по крайней мере, уважай того, кто дал тебе работу и возможность реализоваться, как профессионалу.

Важнейший вопрос, каких ценностей придерживается собственник компании, генеральный директор. Каково отношение к поставщикам, клиентам, сотрудникам. Как соблюдается компромисс между клиентоориентированностью и способностью предприятия оставаться прибыльным. Клиентоориентированность - это всегда затраты и немалые.  В условиях высоко-конкурентной среды без качественного сервиса развивать компанию практически невозможно.

Основная цель любой коммерческой компании – это удовлетворение потребностей клиентов и через призму его реализации - максимизация прибыли акционеров.

Важнейшей задачей является обеспечение безопасности бизнеса. И топ - менеджер, как главный представитель акционеров в компании должен быть «заточен» именно под эту цель. 

Может быть звучит цинично и многим это не понравится, но для большинства владельцев компаний люди, материалы, деньги и т.д. это только ресурсы для достижения вышеуказанной цели. Вы можете пользоваться любыми инструментами: внедрять CRM и корпоративную культуру, миссию и общие ценности, создавать комфортную атмосферу в коллективе, но в итоге вас будут оценивать за финансовые и целевые рыночные показатели.

Ключевым моментом в возникновении доверия между собственником и наемным управленцем является способность вести прямой честный разговор о своих ожиданиях и интересах.

Очень непростая задача - выстраивание гармоничных и результативных отношений собственника с топ - менеджером и разработка такой системы мотивации, которая будет способствовать тому, чтобы наемный руководитель проявлял заинтересованность в работе на благо компании долгие годы.

Компенсационный пакет топ - менеджера состоит из постоянной и переменной частей.

Постоянная часть (фикс) выплачивается за наличие навыков и компетенций, которые позволяют ему успешно решать поставленные задачи.

Переменная часть привязана к результатам деятельности наемного управленца. Она может состоять из бонусов, опционов или участия в прибыли компании и во многих компаниях составляет минимум 50 % годового материального вознаграждения наемного директора. В крупных корпорациях бонус топа может достигать сотен тысяч и миллионов долларов США.

Бонусы выплачиваются обычно по итогам деятельности топ - менеджера за квартал, полугодие и год при достижении определенных показателей, выполнения поставленных задач.

Преимущество опционов состоит в том, что они увязывает вместе стратегические цели собственников и наемных топ - менеджеров.

Очень важными мотивирующими факторами наемного руководителя являются сложность и масштабность поставленных задач, большая ответственность и возможность участвовать в принятии стратегических решений.

Не стоит сбрасывать со счетов конкурентный соц. пакет и статусные привилегии, которые принимаются как нечто обязательное для такой позиции.

Для нанятого руководителя очень большое значение имеют личные качества акционеров, миссия и стратегия компании, бренд, репутация, «прозрачность» и открытость компании, стиль управления и т.д.

Основой эффективного взаимодействия будет являться взаимное доверие, общность интересов, психологический комфорт в отношениях между собственником и наемным топ - менеджером.

Гарантией выполнения договоренностей является заключение контракта, где прописаны все взаимные обязательства между наемным управленцем и собственником компании.

 


Рецензии