Создание команды, возвращение к истокам. Племена
Когда спартанского царя Агесилая спросили, почему спартанцы счастливее всех других народов, он ответил: "Потому что больше всех других упражняются в искусстве повелевать и подчиняться".
Как и многие дети своего поколения, был сильно увлечен историческими фильмами и литературой, поэтому не упускал ни одной возможности почитать, либо посмотреть кино про индейцев, про войну различных племен, крестовые походы, нашествие Батыя, Чингисхана и т.д. Чуть позднее, стал осмысливать, почему одно племя добивается успеха и процветания, а другое исчезает, не оставив потомкам, в буквальном смысле, НИЧЕГО.
И все чаще стал вспоминать про племена во времена дикого капитализма 90 – х, да и 2000 - х годов, будучи наемным топ - менеджером.
Кому довелось побывать на позиции топ-менеджера, тому, так или иначе, приходило в голову собрать команду единомышленников, которые будут дополнять и обогащать ее своим опытом, знаниями, навыками, компетенциями, способностью, как писалось ранее, «соображать нестандартно». И, конечно, пришлось создать не одну команду, были и ошибки и успехи, но выводы сделал и отношусь к ним философски.
Необходимо избавиться от иллюзии, что персонал, который вы набираете под себя и который воспринимаете, как свою команду, является таковым. Каждый, так или иначе, играет в свою игру и защищает, в первую очередь, личные интересы и если она (игра) вписывается в командную, то никаких проблем. Но, если возникают трудности и угроза безопасности конкретного человека, то в основной массе инстинкт самосохранения «сделает свою работу» и вас могут легко «слить» или в лучшем случае, к вам будут относиться нейтрально.
При каких условиях ваши позиции будут сильными?
Во-первых, вы должны обладать реальной властью и полномочиями. Подбор персонала, его увольнение, постановка задач и контроль исполнения поручений, право подписи (пусть с определенным лимитом) на финансовых документах – это то, что вы должны иметь. Без этого вы никогда не станете вождем.
Во-вторых, вы должны обладать определенными личностными и профессиональными качествами, которые в данной статье не стану затрагивать.
Без полномочий, данные качества вам не помогут.
В этом контексте любопытна известная цитата Б. Шоу "Королями не рождаются, ими становятся благодаря всеобщей галлюцинации." Есть над чем подумать...
Если не сможете защищать племя (членов команды) и отстаивать его (их) интересы, ваше формальное лидерство в роли вожака «превратится в пыль» и станет для вас очень серьезной головной болью.
Родоплеменные отношения являются самой древней формой сосуществования людей.
Методом проб и ошибок столетиями формировался уклад жизни членов сообщества.
Казалось бы, «сколько воды утекло» с тех пор и с чего это вспоминать, вдруг, про родоплеменные отношения.
Но, если внимательно проанализировать характеристики успешных племен, то очевидна актуальность ее тщательного изучения для управления компаниями и построения эффективных команд.
Каждая компания, по факту, состоит из различных, зачастую, противоборствующих племен:
Племя финансистов, экономистов и бухгалтеров, которое находится в постоянных трениях с отделом продаж и между собой.
Отдел продаж - с логистами, производством и закупщиками.
Подчиненные - с руководителями, потому что не доверяют друг другу.
Отдел персонала - со всеми остальными, которые недовольны тем, кого и как подбирают, текучкой кадров.
Управляющая компания - с бизнес - единицами, входящими в холдинг и т.д.
Как же их объединить в одно племя? Какова должна быть идеология для единения? Что же такого надо придумать, чтобы интересы различных племен трансформировались в единую систему координат с общими ценностями, мотивацией и стратегической целью?
Не буду изобретать велосипед, а просто воспользуюсь выводами известного консультанта по управлению Рэймонда Иммельмана. Любопытные выводы и определенно имеют свое веское право на существование.
1. У сильного племени должен быть ОБЩИЙ ВРАГ. Для сотрудников завода врагом являются конкуренты. Обновляемая еженедельно информация о них (выпускаемая продукция, ее объемы, качество, фотографии руководителей, фотографии самих заводов) вывешивается в главном холле на стендах, чтобы все работники могли с ней ознакомиться. Знания о положении дел «во вражеском лагере» вдохновляют людей на трудовые подвиги — ведь мощности родного завода и собственные возможности сотрудников позволяют обойти конкурентов.
2. У сильного племени есть свои СИМВОЛЫ. Все заводчане, вне зависимости от принадлежности к тому или иному отделу, стали носить форму. Ее модель была разработана одним из руководителей отделов и получила одобрение большинства сотрудников.
3. Сильное племя наделяет все свои кланы внутренним сходством (организационная культура).
4. У сильного племени есть важные СТИМУЛЫ И МОТИВЫ для дальнейшего развития (мотивация и стимулирование работников). Все, от руководства до рабочих, знают, в чем заключается миссия их предприятия.
5. У сильного племени есть свои РИТУАЛЫ И ОБРЯДЫ.
6. Деятельность сильного племени можно измерить конкретными критериями успешности.
7. Сильное племя понимает, в чем источник его успеха, и оберегает его.
8. Сильное племя знает, НАСКОЛЬКО оно соотносимо с «неприкасаемыми».
9. Критерии принадлежности к племени должны быть четкими и заслуживающими доверия (требования к сотрудникам).
10. Взаимодействие между племенами и индивидуумами происходит на субъективном и интуитивном уровне.
11. У сильного племени есть свой ЯЗЫК.
12. Роли в племени очень отличаются от ролей в официальной организации (ролевой аспект групповой работы).
13. В сильных племенах фиксируют информацию о важных событиях и отмечают эти события, тем самым укрепляя значимость племени и сохраняя его единство.
14. У сильного племени есть четкий и всем понятный МЕХАНИЗМ ПРАВОСУДИЯ. Основой такого механизма на заводе стали не штрафные санкции, а нормы и правила приемлемого поведения, разработанные при участии сотрудников.
15. У сильного племени есть конкретный СИМВОЛ отражающий ценности племени и его значимость.
16. У сильного племени есть свой укрепленный город-убежище, где племя хранит ценности или символы, которыми дорожит.
17. У сильного племени есть объекты художественного или исторического значения, в которых воплощены ценности племени.
18. Во главе сильного племени находится ЛИДЕР, которого все почитают и уважают.
19. В сильном племени ценят навыки, умения, инструменты и оборудование, необходимые для процветания племени.
20. Сильное племя требует от своих членов безусловной ПРЕДАННОСТИ (лояльность).
21. У сильного племени есть четко определенные:
Роли
Обязательства
Ценности
Полномочия
Иерархическая система и субординация.
(организационная структура).
22. Сильное племя возглавляет сильный лидер, который ВСЕ СВОИ СИЛЫ направляет НА УСПЕХ ПЛЕМЕНИ.
23. У выдающихся лидеров есть хорошие УЧИТЕЛЯ, которые знают и умеют БОЛЬШЕ ИХ (еще более выдающиеся лидеры).
Свидетельство о публикации №212081301148