Про то самое, про лояльность

Написано 30 ноября 2009 года

«Ферма. Подбегает курица к свинье и говорит:

- Слушай, ты в курсе, что у хозяйки сегодня день рождения? Давай ей подарок сделаем!
- Нет, не слышала. А что мы ей подарим?
- Ну, я снесу ей золотое яичко, а ты можешь зарезаться. И будет ей бифштекс к завтраку. Что скажешь? 
- Хорошо тебе, можно быть лояльной, а не прирезанной».

Пожалуй, один из самых злободневных и актуальных вопросов на «кадровом фронте» практически любой компании – это многострадальная тема лояльности персонала. Лояльность нельзя «застолбить», как нечто непоколебимое и постоянное, это процесс, причем бесконечный.
 
У каждого сотрудника собственная интерпретация этого слова, от позитивного - преданности и надежности до откровенно негативного – подхалимства и угодничества. А кто-то может вспомнить диалог Фамусова и Чацкого из произведения Грибоедова "Горе от ума":

Фамусов
Сказал, бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А, главное, поди-тка послужи.
Чацкий
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Фамусов
Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя...

Ряд компаний пытается достигнуть лояльности путем подбора в компанию родственников, друзей, приятелей, даже если они не соответствуют по проф. навыкам. Многие сотрудники считают, что терпеть несправедливость, грубость, диктаторские или чудаческие замашки своего руководителя – это тоже проявление лояльности. За это босс готов держать возле себя долгие годы и платить зарплату, даже если ты не обладаешь качествами птицы Говорун, персонажа из мультфильма «Тайна третьей планеты», которая отличается умом и сообразительностью.

И, как показывает практика, данное качество может быть очень конкурентным, позволяя лоботрясу долгое время оставаться на плаву. Для сотрудника, не соответствующего по профессиональным данным занимаемой позиции, лояльность и интриганство – главные «компетенции». В других сферах он не силен, поэтому вынужден «мертвой хваткой» держаться за нынешнюю компанию и руководителя. В случае увольнения, ему придется «не сладко», так как сложно будет трудоустроиться на аналогичную позицию. Должность, скорее всего, будет ниже, чем в прошлой компании. Одним словом, есть что терять.

Таким образом, палитра понимания лояльности очень разнообразная и, зачастую, противоречивая.

На проявление лояльности очень серьезное воздействие оказывает менталитет и культура того или иного народа. Если сравнить азиатский и европейский менталитет, то очевидно, что далеко не каждый европеец, тем более русский, сможет работать, например, в классической (не международной) японской компании, где работник абсолютно лоялен компании, безропотно перенося всевозможные тяготы.

Так что же такое лояльность?

«Лояльность – благожелательное, корректное, уважительное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь, соблюдение существующих правил, норм, предписаний даже при несогласии с ними».

Иными словами, лояльность – это способность и желание жертвовать чем – либо, а возможно и кем-либо, ради настоящих и будущих отношений.

За верность, компания может отплатить сотруднику сохранением рабочего места при реструктуризации, карьерным ростом, интересными проектами, повышением заработной платы и иными благами. Но, в вопросе повышения лояльности не стоит доходить до фанатизма. Не надо стремиться удерживать всех и вся. Новая кровь, новые идеи, новый подход чрезвычайно важны для развития компании, поэтому, иногда, полезно менять персонал, конечно, не доводя до крайностей. Но подходить к этому нужно очень осторожно, особенно, в части топов.

Вспоминается анекдот: «Новый русский видит, что его водитель в тоске, и думает: «Куплю ему новую машину, может, повеселеет?» Радости хватило на несколько дней, и опять тот грустный на работу приходит. «Может, устал? Отправлю его в отпуск на море», ; думает. Через месяц возвращается водитель отдохнувший, веселый, однако не прошло и недели, как снова повесил голову. «В чем же дело? Наверное, потратился ; надо зарплату поднять» ; и опять тоже. Босс не выдерживает и спрашивает: «Вася, признайся честно, что тебя гложет, чего тебе не хватает для счастья?» «Шеф, чесно? Та ось хочу, щоб ви мене ще й возили...»

Лояльность не бывает вечной. Различается кратковременная и долгосрочная лояльность.
 
Кратковременная, это когда после ухода менеджера из компании связь с ним утрачивается навсегда. Долгосрочная – когда связь поддерживается и после ухода менеджера.

Если толковый менеджер уходит из компании, будет очень правильным дать ему возможность возвратиться обратно в будущем, если он того пожелает. Такое проявление лояльности со стороны работодателя очень позитивный сигнал для всего персонала и говорит о зрелости и мудрости руководителя. Только кто использует такие приемы?

Единицы.

Почему-то ни на одном сайте не видел примеров лучших менеджеров компании с момента ее основания, которыми она гордится, в настоящее время занимающих высокие посты в других организациях?!

Не использовать такой актив для процветания собственной компании довольно глупо.

По мере своего карьерного развития почти каждый менеджер меняет свое отношение к пониманию лояльности. Чем выше должность, тем больше востребована преданность и надежность. Очень часто данные качества, как было написано ранее, более актуальны, чем деловые навыки.

Почему это происходит? Ответ банален. Надежность в восприятии существенной части собственников более ценна, чем профессионализм, потому что она (надежность, верность, честность) в психосознании владельца стоит рядом с безопасностью бизнеса, которая и является его главным приоритетом. Хотя, конечно, можно возразить, что с низкоквалифицированными, но высоко-лояльными кадрами тоже можно нанести ущерб или потерять бизнес.

У любого собственника есть мечта - найти высоколояльного и высокопрофессионального менеджера в одном лице. Причем, он не должен думать о собственном бизнесе, не должен страдать звездной болезнью, не должен быть капризным, рассчитывая на равноправные отношения. Где же взять такого? Наверное, найти можно, но цена такой лояльности будет довольно высокой.

Почему топ-менеджер, переходящий на новую работу, часто берет туда свою команду?

Потому, что он не готов тратить время на выяснение отношений с потенциальной оппозицией в виде «старослужащих» на новом месте работы. Ему нужны проверенные и лояльные к нему лично кадры.

Кроме всего прочего, лояльность персонала нужна, как средство защиты от разглашения конфиденциальной информации.

Зачастую, персонал, который уходит, и, особенно, если по отношению к нему не выполнены взятые обязательства, «поливает ее грязью», «сливая» ценную информацию.

Таким образом, наносится колоссальный ущерб, последствия которого могут быть очень серьезными. Примером может служить один случай увольнения, когда топ – менеджер довольно известной компании, не получивший заработанный годовой бонус, продал технологию производства продукции конкурентам. Конкуренты же, благодаря этому увеличили продажи почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом, обойдя лидера рынка. У каждого из нас найдутся такого рода примеры.

«Лояльное отношение к организации предполагает верность сотрудника целям, интересам, ценностям, направленности деятельности и сохранение собственности организации».

Необходимо различать лояльность к компании и лояльность к непосредственному руководителю. Необязательно они лежат на одной плоскости. Иногда топ, уходя из компании, переманивает с собой целую команду ключевых менеджеров.

Если наемный топ хочет долго и позитивно работать в одной компании, то ему следует честно и аккуратно выстраивать свои отношения со стейкхолдерами. Пожалуй, управление взаимоотношениями со стейкхолдерами - одно из ключевых компетенций, которыми должны обладать топ-менеджеры. Этому, к сожалению, никто не обучает, и этому надо научиться самостоятельно.

Выстраивание уважительных, деловых взаимоотношений с понятными и реальными целями, с достойной мотивацией и справедливой оценкой результатов деятельности персонала – очень непростая задача. Но эту задачу выполнить необходимо, чтобы компания была успешной и процветающей.


 


Рецензии