Феномен Высоцкого

               
«Владимир Высоцкий – как много в этом имени для сердца русского слилось!» - говорю я порой без всякой доли цинизма и скепсиса. Хотя, если копнуть глубже найдется масса доводов, которые при ближайшем рассмотрении в состоянии изменить взгляд на творчество этой по истине, незаурядной личности.
Из чего состоит Высоцкий? Ответ многозначный.  Из стихов, песен, прозы, актерской игры в театре, многочисленных ролей в кино.
Начнем со стихов. Какие они – стихи Высоцкого?  В меру простые, жесткие, бескомпромиссные по своей философии и драматургии. Если пытаться их сравнивать со стихами других авторов, то на ум  приходят такие имена, как Есенин, Рубцов. Но почему же тогда  стихи Высоцкого, (если это настоящие стихи), так долго пробивали себе дорогу в мир поэзии? Подчеркиваю, не в мир авторской песни, а именно в мир настоящей поэзии, тогда как поэзия Есенина и Рубцова сразу стала замеченной и оцененной? На мой взгляд, потому, что до стихов тексты Высоцкого никогда не дотягивали. Ведь в настоящих стихах важна не только ладность и точность рифм, изысканная метафоричность, коей в стихах Высоцкого хотя и мало, но есть, в ней огромную роль и значение играет смысловая многодонность, то есть способность произведения ввести  читателя в состояние творческого сопрочтения, иными словами  сделать  его своим соавтором, способным разглядеть, выявить не один смысловой пласт стихотворения. Человек же, пишущий песни, прежде всего,  нацеливается на одну единственную задачу, связанную с восприятием его песни, то есть с необходимостью так составить текст, чтобы последний воспринимался не с тридцать седьмого раза, а с первого, максимум со второго. Сия аксиома, если хотите, применима к  любой песне, не только Высоцкого. Почему, сложно, скажем, написать песню  на стихи Бродского или Тарковского, подчеркиваю, хорошую песню? Потому что стихи этих авторов сами таят в себе внутреннюю музыку, причем эта музыка сложна, насыщена множеством, не всегда, на первый взгляд видимых нюансов, наполнена, говоря языком музыки, мелизматикой. Ее философская партитура зачастую требует проявления больших душевных  усилий  у  читателя, понимания, чуткости;  поэзия классиков, по сути, и есть сама музыка, в большинстве примеров, вовсе не нуждающаяся в подкреплении со стороны нотного стана. Поэтому, только в очень редких случаях музыка не портит великих поэтов, а в единичных - обогащает. Высоцкий же – не таков. Его стихи просты, прямолинейны по смыслу, прозрачны по содержанию, в них вы не найдёте, тех поэтических  философствований, тонкостей и полутонов, которые присущи вышеупомянутым авторам. Его стихи настолько  легки для восприятия, что порой, не совсем  уютно выглядят на бумаге. Попробуйте не спеть песню Высоцкого, к примеру, « Черное золото», а прочитать.
Не космос, метры грунта надо мной,
И в шахте не до праздничных процессий,
Но мы владеем тоже внеземной
И самою земною из профессий.

Любой из нас, ну чем не чародей,
Из преисподней наверх уголь мечем.
Мы топливо отнимем у чертей,
Свои котлы топить им будет нечем…
 Вы увидите, как они однозначны по смысловой нагрузке. Весь смысл этого стиха лежит на поверхности, он, если не примитивен, то уж точно прост. Когда же мы слышим эту песню в исполнении Высоцкого, она приобретает весомость, глубину и ее воздействие на слушателя невероятное. Но музыка ли делает тексты Высоцкого поэзией? Думаю, нет. И музыка ли это? Маршеобразный ритм, набор не сложных аккордов, которыми ловко владеет каждый второй дворовый мальчишка. Или может быть Владимир Семенович – вокальных дел мастер, обладатель изысканного бархатного баритона и от того его стихи-песни обнаруживают  такую ценность и притягательность. Тоже мимо. Хотя, если мы вспомним всех тех исполнителей пытавшихся перепеть Владимира Семеновича, поймём, что никому из них не удалось через свое чистоголосие донести даже каплю того, что доносил до слушателя, пересмыкающий голосовые связки Высоцкий. Или, в конце концов, может быть Владимир Высоцкий, как актер, подобно Андрею Миронову или Николаю Караченцову обыгрывает свои песни, делает из них мини-спектакли и от того они становятся более интересными, поэтичными? Опять нет. Актерский талант Высоцкого у меня всегда находился под большим вопросом. Разве можно, к примеру, сравнивать, всеми любимого Гамлета Высоцкого с Гамлетом Смоктуновского? Упаси Господь! Это небо и земля! В актерской профессии, ведь что главное и ценное – это искусство перевоплощения. Где оно у Высоцкого? Он в своих ролях всегда один и тот же. Он как будто играет самого себя. И когда я вижу Дон Гуана, соблазняющего Донну Анну в « Маленьких трагедиях», я невольно говорю про себя: «Вот, Высоцкий соблазняет Донну Анну!», а фамилию актрисы никогда не произношу, хотя тоже прекрасно знаю! Высоцкий исполняет свои песни ровно, очень редко пользуясь актерской техникой. Он поет так, как у него выходит. А выходит неподражаемо, гениально. Он поет  так, как будто делает это в последний раз в жизни! Может быть,  как раз в этом весь секрет?
  Так что же за мистика таится в поэзии Высоцкого? Ответ простой. В поэзии Высоцкого нет никакой мистики, она обыкновенна. Сама личность Высоцкого, его природная непосредственность, называйте, как хотите, одним словом – душа,  делает тексты поэзией и именно в этом волшебство Высоцкого.
    Высоцкий - многогранная личность, включающая в себя ряд дарований, но каждое из этих дарований само по себе не имеет никакого значения, будь то поэтический дар, актерский или музыкальный. Его способности как пазлы, приобретают контуры, лишь соединившись между собой. Это странно, но это так.
   Высоцкий является несомненной гордостью русского искусства, культуры, его можно смело преподносить всему миру, как символ России наряду с Шаляпиным, Вишневской, полотнами Сурикова, иконами Андрея Рублева  и он ничуть не потеряется. Но признаем, что интересен Высоцкий не актерской игрой, ни как певец и уж точно, ни как поэт, он интересен и важен нам сам по себе, как личность, как человек, он интересен таким, каким создал его Господь Бог.


Рецензии
Увы, я не разделяю ваших восторгов по поводу творчества Высоцкого, особенно раннего Высоцкого, где он при помощи примитивных текстов и трёх аккордов выражал мысли и чаяния послевоенной приблатнённой гопоты. Совершенно иные мысли в текстах появляются у него по мере его взросления.Тут мы слышим уже явные нотки гражданственности и если можно так выразиться ответственности за всё происходящее в стране. Высоцкий никогда не был бардом и двумя руками открещивался от этого слова, но он точно был выразителем мыслей простого народа...С уважением, Алекс...

Алекс Венцель   25.02.2013 13:36     Заявить о нарушении
Полностью согласен с Вашими мыслями. Да и нет у меня восторгов по поводу его стихов, а тем более музыки... Высоцкий, если и хорош, то в совокупности своих дарований. С Уваж.

Иван Евсеенко-Младший   25.02.2013 13:45   Заявить о нарушении