Люди Ольхона в биографиях. Долгов

Фото из архива Урбахановых

Долгов Андрей Борисович работал директором Маломорского рыбозавода с 1954 по 21 января  1962 года прошлого столетия. До этого он  исполнял обязанности  директора Южно-Байкальского рыбозавода.  На эту должность директора ММРЗ  он пришёл работать,  после Пухова Елизара Семёновича. ( О Пухове Е.С. удалось узнать немного. Директором завода был недолго, родом из Качугского района)

Во второй половине 1954  года в посёлке Хужир ждали нового директора Андрея Борисовича. Женщины из строительного цеха завода и ученица Хужирской школы Березовская Тамара были направлены побелить и помыть в доме по улице Ленина к приезду  директора. Тамара Леонтьевна Березовская вспоминает сегодня: «Я залезла под кровать и увидела громадный ботинок, испугалась, вылезла с ним, показала женщинам. Они решили, что новый директор большой мужчина».

 Вскоре директор приехал в Хужир. Вместе с ним приехала его жена Людмила Романовна, сестра жены Екатерина (бывший фронтовой врач), двое сыновей Борис и Евгений. Один из сыновей ходил в Хужирскую школу в один класс с Каплиной Зинаидой Ивановной вольнослушателем. 

Позднее, когда Каплина З.И. выучилась и работала медсестрой в Хужирской больнице,  в её дежурство и скончался Андрей Борисович. Это случилось в январе 1962 года, а почему  односельчане запомнили дату смерти Долгова, да потому-то, что в этот день, 21 января,  умер В.И.Ленин.

Зинаида Ивановна вспоминает, что у такого крупного мужчины  было детское по размеру сердце. В жизни же он был добрым и справедливым. Во время Великой Отечественной войны Долгов в звании капитана командовал сапёрами. При  разминировании  минного поля он подорвался на мине. Получил серьезное ранение и остаток  жизни осколки, напоминающие острые бритвы, выходили у него из ноги. Он мучился от болей, ходил с тросточкой, но был большим оптимистом.

Идея сделать из рабочего поселка Хужир, посёлок городского типа принадлежала именно Долгову А.Б. Он начал строительство кирпичного, двухэтажного детского сада, при его руководстве был заложен фундамент новой двухэтажной, хотя и деревянной,  школы.

Маломорский рыбозавод при его правлении процветал. Работали все цеха. В лесу на первом ключике стояла смолокурня, там производили смолу, необходимую для ремонта несамоходных лодок. Работники лесотарного цеха  изготавливали тару для укладки рыбы: ящики, бочки.
В урочище Песчаная на полную мощность работал консервный цех. Для его работы Андрей Борисович лично съездил в Усть-Баргузин на консервный завод. Этот завод стоял на болоте. Работал на немецкой технике. В народе его прозвали – «Тайвань».  С этого завода на Маломорский консервный завод возили крышки, банки для консервов. Тогда изготавливались в консервном цехе Маломорского рыбозавода: «Бычки в масле типа шпрот», «Паштет из частиковых рыб», «Котлеты в томатном соусе из частиковых рыб», «Омуль байкальский слабосолёный баночного посола». Завозили всё необходимое для работы консервного цеха зимой по льду.

Директор Долгов А.Б. вместе с водителем Антонцевым Александром Захаровичем прокладывали путь в Усть – Баргузин  через Большое море. Рано утром выезжали на автомашине ГАЗ – 63 из Хужира. В кузове лежали  приготовленные  жерди или елочки. Выбирали дорогу, устанавливали вешки. Назад возвращались вечером, ориентир держали по своим меткам.
Проложив,  таким образом,  путь, Антонцев А.З. продолжал завозить всё необходимое для работы консервного цеха ежедневно, до весны.

В начале 60-х сгорел  консервный завод на «Тайване», а через неделю заполыхал консервный завод в Песчанке. Одна из женщин, работающая на изготовлении консервов, убежала домой покормить грудного ребёнка, а масло в противне нагрелось и вспыхнуло. Другая женщина, находящаяся в то время рядом на смене, решила потушить горящее масло водой. Сами понимаете, что хотела сделать, как лучше, а получилось, как всегда.  Начался пожар, и цех полностью сгорел.

Остались без работы люди в деревне Песчанка, где зимой жили не только местное население деревни, но и рыбаки, а летом проходили практику старшеклассники Хужирской школы   в консервном цехе Маломорского рыбозавода. В то время школа была одиннадцатилетка с производственно-техническим обучением.

После того, как сгорел консервный цех завода, жизнь в деревне начала затухать. Директор Долгов А.Б. очень близко к сердцу принял  утрату консервного цеха. Переживал, хотя забот хватало. В хозяйстве рыбозавода тогда имелось много дополнительных цехов. Одним из важных на тот момент был строительный цех.  Работники этого цеха занимались заготовкой бересты для цевок на сети, изготавливали тару для омуля, но главное начали осуществлять мечту Андрея Борисовича – строить добротные двухквартирные дома по улице Лесной, которые и сейчас служат людям. 

  Рядом со знаменитой скалой Бурхан или по местному Шаманка, жгли для новостроек и местного населения посёлка известь, а на красивейшем месте в бухте между скалами Богатырь и Шаманка находилась база горюче смазочных материалов для судов Маломорского рыбозавода,  огороженная высоким забором.

 В состав Маломорского флота  в то время входили катера, сейнера, несамоходные баржи, вёсельные лодки, неводные баркасы, мотодоры. Сейчас только старожилы могут с трудом перечислить названия судов ММРЗ – буксиры «Сатурн», «Юпитер», «Победа», сейнеры «Ленинградец», «Сталинградец», катер «Норд-Вест», был даже бывший морской охотник «Сибиряк». На доске перед домиком капитана флота числилось 12 или 15 судов. Флот нужен был для перевозки грузов, необходимых для работы Маломорского рыбозавода и  жизнеобеспечения населения острова Ольхон. 

 Тут же, не далеко от скалы Бурхан, на горе стояла заправка для автомашин завода. В гараже Маломорского рыбозавода на тот момент имелось более 20 автомашин. Девять из них стояли в здании гаража, а остальные находились во дворе у гаража. Много было автомашин американского производства: студебеккеры, доджи.

 Большой кирпичный цех,  располагался ближе к Байкалу по улице Кирпичная, где были большие залежи красной, жирной глины. Кирпичное производство или в простонародье «Кирпичики» было огорожено высоким сплошным забором. Кирпич, изготавливаемый на данном заводе,  служит до сегодняшнего дня островитянам. (Сейчас на этом месте располагается туристическая «усадьба Бенчарова».)

Из этого кирпича построен детский сад в посёлке.   Все печи в частных домах острова были сделаны из кирпича, производимого в данном цехе. В 70 - 90-е годы прошлого столетия, когда в деревне Песчанка  почти не осталось жителей, стали разбирать старые дома и бараки. Печи разбирали особенно осторожно, кирпичи чистили и перевозили в Хужир для ремонта печей.  (Лично у меня сделана печь из таких кирпичей.) Сделанные по какой – то особой технологии они ещё долго прослужат островитянам, напоминая о заводе и о его директоре  Долгове А.Б.
Имея такое хозяйство, спать директору,  приходилось мало. Его рабочий день начинался с 5 утра. Личного автомобиля он не имел, поэтому с тросточкой обходил все свои цеха и контору приходил к 8 утра. Березовская Т.Л., работавшая у него  секретарём – машинисткой  вспоминает:
 «Если всё было хорошо на его утреннем обходе, то директор шёл в контору,   напевая песни, а если, что-то  было не в порядке, то мы выстраивались по стойке смирно и ждали,  какие указания и выводы будут дальше».

Бывший капитан, Долгов А.Б. был человеком рискованным. Чтобы завод выполнял план по вылову  промысловой рыбы, приходилось рано выходить на зимнюю рыбалку. Рыбачили рыбаки на лошадях. В заводе тогда был большой конный парк, так как  лошади были основной тягловой силой, а так же были нужны для работы в лесу и на рыбалке. В конце 70-х годов заводских лошадей выпустили на волю, вот уж, где порадовались браконьеры,  охотясь в лихие 90е годы на одичавших мустангов. Выбили почти всех одичавших и рождённых на воле  лошадей.

 Зимой рыбаки уезжали рыбачить в Песчанку, а когда лёд становился прочным,  выстраивался целый городок прямо на льду. В городке была столовая,  и даже клуб,  куда приезжали киномеханики с установкой и показывали кино. Киномеханиками были Власов Виктор  Дмитриевич и Антонцев Анатолий Захарович. 


Однажды, вернувшись из районного центра Еланцы, водитель Маломорского рыбозавода  Александр Антонцев вместе с кассиром Субановой Татьяной привезли 6 мешков денег для работников рыбозавода. Сдали под охрану и разошлись по домам. Александр собирался в клуб, посмотреть новый фильм, когда директор завода Андрей Борисович постучал своей палкой в окно. Кино пришлось отменить, быстро собрался, завёл свой автомобиль - американский додж. Коммунисты  уже были в сборе. Среди них находилась одна женщина Евдокия Орлова – начальник планового отдела завода. В кабине, рядом с водителем находился Долгов А.Б., за ним в кузове сидел начальник электростанции и другие. Всего было 7 пассажиров.

Поехали по земле, но вдруг Долгов говорит шофёру: «Александр, ты что это. Едем к рыбакам и по суше. Сворачивай на лёд». На улице уже было темно. Фары у машины светили  слабо, видимость плохая,  ехали 60 миль в час.  За Буругерским мысом  машина начала тонуть. Благодаря тому, что при погрузке людей в машину спешили и, чтобы избавиться от пьяного навязчивого пассажира, заднюю дверцу в машине закрыли неплотно.  Первым из машины выскочил Долгов А.Б, водитель Антонцев А.З. выбирался уже через заднюю дверь. На своем ремне начальник электростанции вытащил на лёд из машины всех пассажиров. Машина ушла под лёд на глубину 20 махов (30 метров). Доставали её флотские ребята позже, когда намёрз лёд.

А в тот злополучный день был крепкий мороз и унты водителя Антонцева намокшие в воде, примерзли ко льду, так что, когда прибыла помощь, то пришлось отдалбливать его ноги пешнёй.
Помощь к пострадавшим пришла неожиданно  во время, так как на их счастье на конях возвращались домой рыбаки – буряты. Всех посадили в сани, укрыли брезентом, привезли в Улан-Хушин, где в избе за печкой переоделась Дуся, да мужчин тоже переодели в сухую одежду.

 Долгов А.Б. действовал быстро, дал команду и из местного магазина привезли ящик водки. Люди растерлись, приняли вовнутрь, а в это  время в Хужир был отправлен гонец, чтобы   за пострадавшими прислали другую машину. Всё это было передано под  большим секретом, известили только тех, кто должен был знать. Выехал  на новой машине за  людьми молодой водитель Сафронов Гоша.

В обратный путь поехали с новым шофёром, но в районе Широкой машина забуксовала. Долгов А.Б. распорядился: посадили за руль Антонцева А.З. Так,  и привёз он всех домой. Новость, конечно, просочилась в народ, но действия директора были чёткие. Все были живы, здоровы. Никто не заболел.

Однажды для завода был выделен трактор, но доставить его надо было из Слюдянки в Хужир. Долгов А.Б, пришёл в гараж, обратился к старым шоферам Антонцеву Захару Абрамовичу и Илье Афанасьевичу Черных. Они отказались, так, как трактор весил 7 тонн. Грузоподъёмность грузового автомобиля американского студебеккера составляла всего 2,5 тонны. Привезти  трактор вызвался Александр Захарович Антонцев. Он сам собирал свой студебеккер из двух сломанных машин, поэтому просчитал всё. Машина была сделана надёжно, дубовый кузов, ведущие мосты. Директор сказал, что заплатит 1000 рублей сверх командировочных и зарплаты. Это были по тем временам большие деньги.  Благополучно доехал  Антонцев А.З. до Слюдянки, загрузили в кузов трактор и только на мосту районе г.Шелихов лопнуло колесо, зацепил костыль, скрепляющий настил моста. Поломку исправил и довёз трактор до Хужира. Долгов А.Б. сразу заплатил обещанные деньги, а друзья шофера потребовали обмыть данное событие всем гаражом после работы.

Андрей Борисович очень строго обращался с нарушителями трудовой дисциплины. Как-то раз перед работой предложил Антонцеву А.З. выпить с ним спирту, тот отказался. Долгов А.Б. сам выпил полстакана, и они поехали на завод, по дороге  директор увидел Пинина Вячеслава, везущего на коне бочку с водой, и приказал остановиться. Андрей Борисович заметив, что извозчик пьяный, строго отчитал его, предупредив, чтобы это было на рабочем месте в последний раз.
Водитель Антонцев А.З. был в недоумении: как же так, сам только что выпил, а подчинённого отчитал – несправедливо.  Дело же было в том, что фронтовые раны иногда  так о себе давали знать, что без анестезии было невозможно работать. Всякое бывает, но этот случай был, конечно, исключением, а не нормой.

Собирая материал о Долгове А.Б., я обошла всех односельчан, которые помнили его.
Из воспоминаний Шевелёва Геннадия Петрович: «Долгов А.Б. проработал директором завода 7  с половиной лет. Хозяин был хороший. Во всем любил порядок. В 5 утра провожал рыбаков летом в море, не расторопных поторапливал.

Следил за чистотой посёлка, если возле какого двора видел беспорядок, то непременно укажет и потребует быстро  всё убрать. Бывая  сельпо и в совхозе, он тоже делал замечания, когда видел не порядок. Лучший директор из всех директоров был, любили его и уважали в посёлке все».
 
О  семье Долгова население отзывалось хорошо. Жена - Людмила Романовна была домохозяйкой. Она подружилась с семьёй Березовских, живших неподалеку от них. Ксения Михайловна Березовская, женщина мудрая от природы, давала по просьбе Андрея Борисовича советы, если он просил её об этом. Он сам был очень лёгок в общении, держался с народом ровно. Когда лежал в больнице – сидел за общим столом, ел всё, что ели другие больные. Хвалил поваров за вкусные обеды. На субботниках работал вместе со всеми, всегда подбадривал шутками.

Его заветной мечтой было сделать Хужир посёлком городского типа. При нём был построен кирпичный детский сад, посажен берёзовый сад у здания детского сада, радующий детей и всех, кто идёт мимо до сегодняшнего дня; заложена новая двухэтажная школа. Приходилось Андрею Борисовичу принимать зарубежные делегации на заводе. Чтобы не ударить в грязь лицом, он просил Ксению Михайловну Березовскую приготовить еду и самой подавать на  стол. Говорил: «Ты, Ксения Михайловна, и готовишь хорошо, и поговорить можешь с гостями». Долгое время, гобелены  китайских мастеров, подаренные на одной из таких встреч, висели в кабинете директора завода. Когда уходил с поста директора завода Венцак В.С. он подарил  эти картины и чудесный чайный сервиз в краеведческий музей им. Н.М.Ревякина.

Окончив школу и поработав немного в сельпо, на должности секретаря машинистки в 1960 году в контору ММРЗ пришла Березовская Тамара Леонтьевна. Она приняла делопроизводство у Емельянченко Валентины, которая научила её азам делопроизводства. В обязанности секретаря входило: приём и обработка почты. Документы из кабинета Долгова А.Б. она забирала в его отсутствие, обрабатывала и передавала по назначению. Следила за порядком в кабинете директора. Ксения Михайловна, как – то поинтересовалась у Долгова А.Б., как справляется со своими обязанностями Тамара Леонтьевна? Андрей Борисович сказал, что неплохо, но надо учиться дальше. В свой последний вечер Долгов А.Б. долго ждал прихода Ксении Михайловны к себе домой. Спрашивал жену: «Люся, ты ворота не закрыла? Ксению Михайловну  жду, надо поговорить». Людмила Романовна ответила: « Время позднее, наверно, она уже не придёт», но он всё равно ждал. Не дождался, умер ночью. Людмила Романовна рыдала и сокрушалась, что  Андрей Борисович не сказал перед смертью что-то важное. Жену тревожить не хотел, а посоветоваться с мудрым человеком хотелось.

Собирая по крупицам историю жизни Долгова А.Б., я побывала у бывшей работницы рыбозавода Михайловой Любови. Она поделилась своими воспоминаниями о любимом директоре завода. В посёлке, его уважали все, потому, что он, будучи строгим, требовательным к подчинённым на работе, никогда не проходил мимо человека на улице. Заметив боковым зрением человека, он разворачивался всем корпусом, здоровался по имени отчеству, интересовался делами, здоровьем, всё ли хорошо в семье. Имея служебный транспорт, он предпочитал ходить по посёлку пешком и поэтому всегда знал, как живут люди, чем занимаются в свободное время, чем интересуются.

После того, как сгорел консервный цех в Песчанке, директор хотел сделать такой цех в Хужире. Мечтал расширить территорию завода. Вынашивал планы, но смерть не дала их осуществить, пришли другие люди со своим видением и своими методами руководства.

В день смерти Андрея Борисовича, по посёлку ползли  разные разговоры о том, что кто-то из рыбаков пожаловался, проверяющей комиссии, что зарплата у рыбака маленькая, выгоднее продать рыбу «налево». Этот  разговор был передан Долгову А.Б. В книге И.Р.Романова «Колесо времени, действительно говорится, о том, что смерть Долгова совпала с пребыванием в Хужире в командировке начальника управления пищевой и легкой  промышленности Иркутского Сонаркома Г.О. Аренса, управляющего Рыбтрестом С.В.Пухова.  Председателем комиссии по организации похорон был назначен Романов (Хартыгеев) Иван Романович. С большими почестями, проводили на островитяне своего любимого директора на лёд Байкала, плакали и долго смотрели вслед грузовика, увозящего в последний путь Долгова А.Б.

Похоронили Андрея Борисовича в Иркутске, после его похорон в Хужир приезжала Людмила Романовна и сокрушалась, что напрасно она увезла мужа в Иркутск: « надо было похоронить его в Хужире, там (в Иркутске) на кладбище придут только родственники, а здесь бы пришел на могилку каждый, кто его знает».
Конечно, островитяне не могут принести  цветы и отдать почести этому замечательному человеку, стремившемуся всё, что было в его силах сделать  во  благо  посёлка Хужир, но есть народная память и она живёт в веках. 21 января 2012 года исполнилось 50 лет со дня смерти  А.Б.Долгова, вечная ему память.

Любовь Кирильчук,
Ольхон, Хужир


 


Рецензии
Привет землячка! С удовольствием прочитал твою новую статью о наших земляках. Помню директора нашего рыбзавода Долгова, хотя и был в то время в возрасте 9 лет. Его высокую фигуру в макинтоше, шляпе и с большой тростью в руке. Это действительно был хозяин не только в рыбзаводе, но и в посёлке да и на самом острове Ольхоне. В нашем Хужире, где улицы песчаные было всего два деревянных тротуара. Один шёл от дома директора до конторы рыбзавода, другой тоже до конторы, но со стороны поселения на Песках. Вот по этому тротуару и ходил наш директор. После его смерти эти тротуары разломали и сожгли в домашних печах жители. У хорошего хозяина всегда порядок во всём, так было и при Долгове. Став старше я слышал, что он мог приласкать своей тростью тунеядца и алкоголика. При одном участковом на острове был порядок. Сейчас же торгуют Родиной все, кому не лень и правды не найдёшь. Спасибо тебе за наше общее прошлое.

Сергей Кретов-Ольхонский   13.08.2012 23:07     Заявить о нарушении