I-4-11. Закат золотого века Израиля

               

                Первые одиннадцать глав Третьей книги Царств рассказывают о царствовании Соломона, продолжившего «золотой век» еврейской истории, начавшийся при царе Давиде. Давид-воитель собирал царство, а мудрый Соломон укреплял  и обогащал царство.

«И сказал Давид Соломону: сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: `ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим. Вот, у тебя родится сын: он будет человек мирный; Я дам ему покой от всех врагов его кругом: посему имя ему будет Соломон.  И мир и покой дам Израилю во дни его.  Он построит дом имени Моему, и он будет Мне сыном, а Я ему отцом, и утвержу престол царства его над Израилем навек».1 Пар. 22:7-10.

                Соломон (евр. ШломО – мирный) был вторым сыном Давида от Вирсавии, родившимся после того, как умер их первенец. «И Господь возлюбил его и послал пророка Нафана, он нарек ему имя Иедидиа (возлюбленный Бога), по слову Господа". 2 Цар. 12:24-25.

                Прямым наследником царского престола являлся Адония, четвертый сын Давида, но по воле Божьей «Давид поставил Соломона царем» (3 Цар. 1:43).
 
«Он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождем Израиля и Иуды». 3Цар.1: 35.

«И завещал он сыну своему Соломону, говоря: храни завет Господа Бога твоего, ходя путями Его и соблюдая уставы Его и заповеди Его, как написано в законе Моисеевом. Чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне: «если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом. И сел Соломон на престоле Давида, отца своего, и царствование его было очень твердо». 3 Цар. 2: 2-4;12.

«В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. И сказал Соломон: даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе.
И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу и дни твои. 3 Цар. 3: 5-6, 9-14.

                Первое же царское решение, прославило мудрость Соломона: суд над двумя женщинами. (3 Цар. 3: 16-27). 

«И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд». 3 Цар. 3: 28.

                Соломон породнился с царем Египетским, женившись на его дочери. Он вел торговые дела с соседними народами, имел свой торговый флот. Израиль стал самым могущественным царством в мире. В это время Египет, Ассирия и Вавилон были довольно слабыми царствами.

«И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его». 3 Цар. 4:30-32,34.

«Соломон владел всеми царствами от реки [Евфрата] до земли Филистимской и до пределов Египта. Они приносили дары и служили Соломону во все дни жизни его». 3Цар. 4:21.

«Весь народ, оставшийся от Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев, и Иевусеев, которые были не из сынов Израилевых, детей их, оставшихся после них на земле, которых сыны Израилевы не могли истребить, Соломон сделал оброчными работниками до сего дня. Сынов же Израилевых Соломон не делал работниками, но они были его воинами, его слугами, его вельможами, его военачальниками и вождями его колесниц и его всадников». 9: 20-22.

«В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу.  А на одиннадцатом году, в месяце Буле, - это месяц восьмой, - он окончил храм со всеми принадлежностями его и по всем предначертаниям его; строил его семь лет».  3 Цар. 6: 1,38.
      
«Тогда созвал Соломон старейшин Израилевых и всех начальников колен, глав поколений сынов Израилевых, к царю Соломону в Иерусалим, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, то есть Сиона.
...И внесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир (святилище) храма, во Святое Святых, под крылья херувимов.
...В ковчеге ничего не было, кроме двух каменных скрижалей, которые положил туда Моисей на Хориве, когда Господь заключил завет с сынами Израилевыми, по исшествии их из земли Египетской». 3 Цар.8: 1,6,9.

                При освящении храма Соломон перед всем народом молился Богу, вдохновенно и пророчески. (3 Цар.8: 22-53). Хочется обратить внимание на стихи 27 и 39 и «записать их на скрижалях сердца»:

«Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил". 3 Цар. 8:27.
 
«Ты услышь с неба, с места обитания Твоего, и помилуй; соделай и воздай каждому по путям его, как Ты усмотришь сердце его, ибо Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих». 3 Цар. 8:39.
«Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью. И все [цари] на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его. И они подносили ему, каждый от себя, в дар: сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый год». 3Цар. 10: 23-25.

«Явился Соломону Господь во второй раз.  И сказал ему Господь: Я услышал молитву твою и прошение твое, о чем ты просил Меня. Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни.
Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я осветил имени Моему, отвергну от Лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов.
И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?». 3 Цар. 9: 2-3, 6-8.

«Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.… И сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей; но мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала». 3 Цар. 10: 1, 6-7.

«Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью. И все [цари] на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его. И они подносили ему, каждый от себя, в дар: сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый год». 3Цар. 10: 23-25.

                И не выдержал царь Соломон испытания богатством и славой.

«И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его». 3 Цар. 11: 1-4.   
      

«И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева. И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его; и не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал». 3 Цар. 11: 9, 11-13.

«Иеровоам, Ефремлянин, - раб Соломонов, поднял руку на царя. Пророк Ахия сказал Иеровоаму: возьми себе десять частей, ибо так говорит Господь Бог Израилев: вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен, а одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима, который Я избрал из всех колен Израилевых, дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим. Тебя Я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царем над Израилем.И смирю Я род Давидов за сие, но не на все дни». 3 Цар. 11: 26,31-32,36-37,39.

«Соломон же хотел умертвить Иеровоама; но Иеровоам встал и убежал в Египет к царю Египетскому, и жил в Египте до смерти Соломоновой. Времени царствования Соломонова в Иерусалиме над всем Израилем [было] сорок лет. И почил Соломон с отцами своими и погребен был в городе Давида, отца своего, и воцарился вместо него сын его Ровоам».3 Цар. 11: 39-40, 41-42.

                С отступлением Соломона от Бога начался закат золотого века  истории Израиля. После смерти Соломона еврейское царство разделилось. Десять колен  составили Северное царство, Израильское, со столицей Самарией. Оно просуществовало немногим более 200 лет, и было разрушено Ассирией. Потомки Иуды и Вениамина образовали Южное царство, Иудейское, со столицей Иерусалимом. Южное царство продержалось свыше 300 лет, и было уничтожено Вавилоном. Началось 70-летнее вавилонское пленение евреев.

                Дальнейшая история израильского народа подробно описана в Библии и вполне соотносится с историческими фактами, документальными свидетельствами и современными научными изысканиями.

                Судьба еврейского народа являет исторические уроки не только для избранного Богом народа, но и для всего будущего человечества: послушание Богу дарует благословение, но отвержение Его и идолопоклонство в любой форме - приводит к падению и разрушению.

http://proza.ru/2012/08/21/1495
               


Рецензии
Интересный очерк.
Послушание - великое дело.
С уважением, -

Усков Сергей   14.08.2012 20:01     Заявить о нарушении
В последнее время для самодостаточного человека слово "послушание" приобрело унизительный оттенок. Человеческая гордыня мешает признать волю Истинного Творца и Владыки Мира. А значима в жизни только Мудрость от Бога.

Екатерина Истоомина 2   26.08.2019 20:38   Заявить о нарушении