дневник писателя

Средние века вовсе не есть некий перерыв античной традиции, бесплодная пауза между древностью и ее Возрождением как тщился утверждать Петрарка и гуманисты. Средние века суть завершение, одухотворение и распространение пайдейи греков humanitas римлян. Это очевидно всякому, кто знакомится с памятниками эпохи. Свидетельство этой преемственности – монашеская мантия, которую мы унаследовали от древних философов. В позднее средневековье, с появлением университетов,  мантию стали носить магистры, первоначально состоявшие из монахов, а также бакалавры и студенты, которые тоже принадлежали к клиру, этот факт запечатлелся в английском языке, где холостяк обозначается bachelor как отражение целибата первых бакалавров
Советские историки не жалели сажи и клюквенного сока изображая последних Романовых. Партийная наука выполняла социальный заказ по оправданию свержения легитимной власти.
Светский гуманизм у меня ассоциируется с большевизмом. Социализм – идея столь же дерзновенная сколь и безумная - построение силами человека царства Божия на земле есть необходимое следствие человекобожия гуманистов.
Мудрецы (wise men & women)  - обычно старые, одинокие, нищие люди. Сразу вспоминается Сократ. Мудрость – компенсация тягот преклонного возраста и одиночества, чуть было не добавил нищеты, но нищета сама по себе блаженна. Н. В. Гоголь писал: кто вкусил ее сладости, тот не променяет ее ни на какие сокровища. Сам он не имел где главы преклонити, жил и умер у друзей, гонорары раздавал на корню. Папа Пий Х, отказываясь от доходов по должности, говорил, что родился в нищете и таким хочет умереть. Правда, чтобы оценить преимущества беззаботной нищеты перед многопопечительным богатством потребна мудрость.
Мудрец  добр и снисходителен: от Бога он ждет того же снисхождения, какое оказывает ближнему.
Я еще не мудрец, но любомудр и в знак этого ношу мантию философа (таково забытое происхождение монашеской мантии).


Рецензии