Деятели Мультиверса

Вторая редакция. Впервые статья была опубликована на сайте МЦЭИ (http://www.everettica.org/member.php3?mode=1&m=kost)
 
1. Определение деятелей.

    В моих статьях часто встречается термин «деятели». Наверное, настало время раскрыть подробнее, какой смысл я вкладываю в это понятие. Слово деятель подразумевает некую свободу, инициативу, динамику. С этого и начну, пожалуй, своё определение. – Итак, я полагаю, что изменения, происходящие в Мироздании, несущие хотя бы один квант действия, являются проявлением деятелей, реализующих свою свободную волю в рамках законов природы разного уровня. Никакое действие невозможно без деятеля, инициирующего его. Вся материя и нематерия, т.е. всё сущее – это лишь многообразные формы проявления различных деятелей. Деятели субстанциональны, что означает их вечность и неуничтожимость. Они – основа бытия. Такой подход к объяснению Мироздания называется в философии «панпсихизм». Наиболее совершенное, на мой взгляд, выражение панпсихизм получил в трудах великого немецкого учёного Г.В. Лейбница (1) и русского философа Н.О. Лосского. (2)
   Попытаюсь дать определение деятеля в Многомирии, соответствующее моему миропониманию. Деятели - это центры свободной активности Мультиверса, выявляющие и определяющие всю его динамику. Благодаря присущему им свойству избирательности, они, в соответствии с развёрнутыми у них измерениями, выявляют  из суперпозиции Мультиверса  характерные для себя образы реальности (грани кристалла Менского).
   Суперпозиция Мультиверса содержит все варианты абсолютно всех событий. Это универсальная реальность во всей своей полноте. Поэтому она статична, в ней ничего не может меняться. Единственный род динамики может возникать вследствие ограниченных возможностей деятелей воспринимать эту универсальную реальность, благодаря чему и создаются частные варианты действительности. Выявление деятелями линейных вариантов реальности возможно благодаря тому, что они способны к взаимодействию и обладают памятью. Это позволяет им выстраивать причинно-следственные цепочки событий и развивать выявляемую картину мира.
   Деятель, как бы слабо он ни проявлял себя, всегда является чем-то дискретным, отдельным. В самых малых, так же как и в самых крупных событиях, проявляется отдельный волевой импульс некоего деятеля. Вследствие этого свойства деятелей, вся динамика Мультиверса квантована в соответствии с  проявлениями их свободной воли. Важнейшим свойством деятелей является стремление к улучшению качества своего бытия, которое может быть соотнесено с объемом информации, которым распоряжается деятель. Информационное богатство, как показатель качества бытия рассматривалось мной ранее (3). В тактике, избираемой для улучшения бытия, отражается индивидуальность деятеля. В общем случае тактика сочетает стремление к обособлению и стремление к объединению. Сочетаясь и преобладая попеременно во взаимодействиях, эти два устремления обусловливают возможность развития деятелей и построения ими иерархических систем.
   Также индивидуальность деятеля проявляется в разворачивании им тех или иных измерений реализации, которые обусловливают контакты с другими деятелями, характер взаимодействий и, вообще, определяют картину воспринимаемого деятелем мира. Хотя, тут необходимо отметить, что многие измерения могут быть навязаны деятелям «окружающей средой». То есть, многочисленные и систематические контакты с другими деятелями инициируют и развивают совершенно определённые измерения реализации, которые продуцируют некую «стандартную» картину мира и «адекватные» реакции в ходе взаимодействий. Назовём такие измерения реализации приспособительными, а картину мира, создаваемую на их основе объективной. (См. гл. 2). Существование таких коллективных аспектов бытия деятелей возможно, благодаря свойству памяти деятелей, о котором я уже говорил.
   Память деятелей состоит в сохранении ими информации о предшествующих взаимодействиях. Для элементарных материальных реализаций деятелей, например, память о взаимодействиях заключена в их физических параметрах: массе, скорости, траектории, положении в пространстве, спине, заряде и т.д. Конечно, память такого рода очень бедна, но и на этом уровне она свидетельствует об уникальности реализации каждого деятеля. Если деятель организует иерархическую систему, то всякому уровню системной пирамиды соответствует своя память. Деятели биологического уровня создают специальные «устройства» для хранения памяти – геномы, а также используют физические структуры головного мозга. Деятели сознательного уровня используют память виртуального типа, связанную с физическими структурами мозга. Свои соображения об устройстве механизмов памяти я намерен привести в последующем изложении.
***
   Понятие о свободных деятелях неразрывно связано с Многомирием. Свобода их может быть реализована только в Мультиверсе. В линейной реальности классического вида описанные выше деятели просто не могли бы существовать, поскольку в ней отсутствует свобода выбора. Такая реальность детерминирована, поэтому все элементы и аспекты её жёстко объединены в единую информационную общность\1\(см сноски). Она выявлена свободным выбором деятеля, но места для новых проявлений свободы в ней нет. Время выявления такой реальности из всеобщей суперпозиции составляет один квант действия выбирающего эту реальность деятеля. В следующий момент своего выбора деятель уже реализует себя в другой действительности.(4) Как правило, последовательно выбираемые реальности связаны между собой логикой памяти, мышления или ассоциаций, а отличаются они друг от друга в силу свободного выбора деятеля, его воли к изменению. В свете многомировой концепции совокупность  психических реализаций деятеля представляется как мультивидуум.
   Вот какое сущностное определение мультивидуума даёт Ю.А. Лебедев: «Единое Мироздание «дуально». Физическая сущность представляет собой мультиверс – совокупность всех возможных состояний объекта, а психическая – мультивидуум как совокупность всех возможных состояний сознания наблюдателя» (5). Здесь говорится о том, что каждому варианту действительности соответствует свой вариант сознания, а также наоборот. В моей модели, различие состояний деятелей (наблюдателей) состоит в разворачивании ими на различных этапах действия разных измерений реализации. И уже от этих измерений зависит выявляемая деятелем реальность. Каждый этап (шаг) действия выявляет квант реальности, объединяя всех деятелей Мироздания, обладающих аналогичными измерениями реализации. Каждый квант реальности – это и есть та самая информационная общность (линейная реальность), о которой я говорил выше.
   То, что все деятели, объединённые в кванте реальности, имеют уникальные наборы измерений реализации, создаёт бесконечно разнообразную и богатую картину мира. Каждое измерение воспринимается нами как определённое качество окружающих объектов. Наличие 3х пространственных измерений у деятелей физического мира мы воспринимаем как объемные формы предметов окружающей природы, их красочность и упругость. Биологические измерения (параметры организма) создают фон и эмоциональную насыщенность нашего восприятия. Неразделяемые и не называемые нами психические измерения восприятия создают в соединении с физическими и биологическими измерениями ощущение ласкового солнечного света, лёгкого ветерка, душистого запаха цветов. Все эти проявления деятелей, объединённые в каждом моменте нашей жизни, уникальны, потому что в следующий момент они будут уже другими.
   По мысли Ю.А. Лебедева, все деятели универсальны (6). В моём понимании, универсальность эта означает, что деятели обладают потенциально неограниченными возможностями разворачивания новых измерений реализации и наращивания своего информационного достояния. Это свойство и обеспечивает существование дуальной  нераздельной системы мультиверс-мультивидуум, о которой пишет Ю.А. Лебедев. Таким образом, в широком понимании, мультивидуум – это не набор реализаций человеческой психики, как это представлялось в моих статьях психологического направления, а бесконечный ряд реализаций универсального деятеля\2\. Эти реализации я представляю себе как психический аспект всевозможных объектов, выбирающих свою реальность на базе всех возможных физик мультиверса. Мультивидуум – это все возможные проявления деятеля, соответствующие всем возможным измерениям реализации и их сочетаниям.
   Может быть, некоторых читателей смущает выражение «психический аспект реализаций», которое я применил по отношению ко всем выявляемым объектам мультиверса. Здесь надо уточнить, что под этим понимается избирательное и активное отношение деятелей к суперпозиции мультиверса, позволяющее им выявлять конкретные варианты действительности. И далее, общее понятие об этой своеобразной «одушевлённости» может быть дополнено стремлением к улучшению своего бытия, посредством накопления информационного богатства. Оно реализуется сочетанием обособления и объединения деятелей. При такой обобщённой трактовке оказывается, что всё воспринимаемое нами бытие одушевлено, оно является продуктом взаимодействия одушевлённых деятелей. Разумеется, эта трактовка одушевлённости вовсе не подразумевает наличия сознания, разума или чувств во всех объектах Мироздания, хотя, для деятелей сознательного уровня, она включает в себя и эти аспекты. Одушевлённость деятеля реализуется в диапазоне от самых простейших физических взаимодействий до невообразимых высот духовного творчества.
 
 
2. Приспособительные измерения.
 
   Итак, приспособительные измерения – это такие измерения реализации деятеля, которые характеризуют коллективный аспект его бытия. Для начала необходимо отметить, что выбор одного какого-то измерения означает выбор типа измерений (типа взаимодействий). Потому что измерения выбираются «кустом», т.е. континуально, потому что выбор одного измерения взаимодействий сразу инициирует развёртывание других измерений, соответствующих этому типу и уровню развития деятеля\3\. Уровень развития упомянут здесь потому, что открытие новых измерений реализации связано с усложнением деятеля. Появление нового иерархического уровня в системе деятеля связано с разворачиванием одного или нескольких новых измерений его существования. Поэтому, в общем случае, разворачивание даже однотипных измерений  - это многоэтапный процесс. То есть инициация определённого типа измерений проявляется как определённый аспект развития деятеля.
   Сразу хочу пояснить, что означает «тип измерений и взаимодействий». – Это определённая логика взаимодействий и совершенно конкретная физика со своими мировыми константами и законами природы. В концепции многомирия этому соответствует понятие альтерверс. Здесь внимательный читатель может заметить, что в этой статье, немного выше, утверждалось, будто деятели проявляются как мультивидуумы, отражающие Мультиверс. Совершенно правильное замечание. Альтерверсу соответствует узко понимаемый мультивидуум, отражающий определённый эволюционный уровень существования деятеля. Но такое существование вовсе не запрещает его участия и в других альтерверсах.
   Попробую раскрыть приведённые выше тезисные соображения на примере человека. Человек представляется мне как совокупность деятелей разного уровня, объединенных в сложносоставную систему иерархического вида. Мультивидуум человека можно понимать тогда как систему, образованную из трёх подсистем разных уровней, представляющих вкупе его существование в трёх аспектах. Во-первых, как физического объекта, тела. Во-вторых, как биологического объекта – организма. В третьих, как психического деятеля – души. Каждый такой аспект является, по сути, альтерверсом. То есть подсистемы человека, о которых я говорю, являются порождениями разных альтерверсов. Человек, в целом, это система Мультиверса, объединяющая физический, биологический и духовный миры.
   Таким образом, предлагаемая здесь трактовка человеческого мультивидуума состоит в том, что составляющие его три подсистемы порождены различными альтерверсами Мироздания и сосуществуют на протяжении жизни в рамках единой системы. Почему мы можем так говорить? В чём проявляется общая системность человека? – В том, что все аспекты его изменений и реакций взаимосвязаны и взаимообусловлены. Взаимодействие на уровне каждой подсистемы человека отражается на состоянии других его подсистем. Это не означает, что я, например, обдумываю каждое своё движение. Нет, подсистемы человека обладают широкой автономией в своих проявлениях. Но они объединены обратными связями. Поэтому каждое частное проявление отражается на всей системе, влияет на все аспекты существования.
   Вероятно, читателю нетрудно представить влияние физического воздействия окружающей среды на человека и, в частности, на его биологическое и психическое состояние. Намного труднее понять, как биологические законы и сознательные устремления могут влиять на физические процессы в организме и вне его. Мне уже многократно доводилось высказывать своё отношение к этим вопросам, например, в работах (7,8). Для тех, кто не читал этих моих работ, упомяну содержащееся в них утверждение, что воздействие высших деятелей (подсистем) на низшие проявляется в организации тенденции случайности. Например, случайности, проявляющиеся в физических процессах внутри и вне организма, могут отражать своей тенденцией закономерности высшего уровня – биологические и психические.
   Ну а физическая сущность указанного процесса состоит в универсальности деятелей. То есть влияние биологического и психического аспектов существования на физику организма осуществляется через развёртывание у физических деятелей биологических и психических измерений реализации. Конечно, на примитивном уровне развития деятелей не может идти речь о полном разворачивании указанных измерений, но оно может оказаться вполне достаточным для управления крупномасштабными процессами, что даст возможность овладения невероятными физическими возможностями. В этом контексте получают объяснение совершенно невероятные для обычных людей подвиги аскетов и святых подвижников, достижения йогов, левитация, проникновение через стены и другие аномальные физические возможности людей.
   После смерти единая система человека распадается. Подсистемы ещё могут какое-то время сохранять структуру и работоспособность, но они больше не функционируют совместно\4\. Затем, по моим представлениям, они распадаются на составляющих деятелей. Однако составляющие элементы разных подсистем радикально различаются по степени сложности, и по возможностям раздельного существования, т.е. выбора реальности. Деятели физического уровня продолжают своё независимое существование в рамках физических и химических взаимодействий примитивного уровня. О деятелях биологического уровня я не берусь и гадать, поскольку не имею об этом никаких данных. К деятелям сознательного уровня мне бы очень хотелось применить гипотезу о рассечении душ о. Павла Флоренского. Позволю себе это сделать в главе 5.
   Но, вернёмся к приспособительным измерениям. Сказанное выше о мультивидуумах относится не только к человеку. Если деятель способен проявляться только в одном альтерверсе, то его взаимодействия имеют однотипный характер, хотя они и могут иметь много уровней, в соответствии с его иерархической системой. Если же деятель проявляется в нескольких альтерверсах, то любое взаимодействие отражается во всех его альтерверсах, оно многообразно. Например, булыжник может вступать только в физические материальные взаимодействия, улитка взаимодействует как физическое тело и как биологическая особь, а человек, как было отмечено, проявляется как физическое тело, биологическая особь и деятель духовного мира. Однако человек на человека не похож. Каждый из нас волен выбирать для себя  преимущественный тип взаимодействий и, соответственно устанавливать свою принадлежность к тому или иному альтерверсу и к определённой объективной реальности.
    Если говорить, в целом, о приспособительных измерениях, то они инициируются контактами. Чем больше контактов с деятелями того или иного альтерверса, тем более развёрнутыми и многообразными становятся возможности реализации по соответствующему типу измерений. Скажем так: богатство контактов обеспечивает быструю эволюцию деятеля в данной реальности. И наоборот: отсутствие контактов определённого типа приводит к быстрому сворачиванию соответствующих измерений реализации, т.е. к деградации деятеля в данном альтерверсе. Для сознательного деятеля этот аспект взаимодействия с миром является управляемым. Благодаря волевой направленности своих взаимодействий, он может даже корректировать неблагоприятное воздействие на него окружающих деятелей и сам создавать тенденцию для своего окружения. Как уже говорилось, это отражает возрастающую на сознательном этапе свободу выбора. Этому вопросу посвящена следующая глава.
   
 
3. Адресные объединения деятелей.
 
   В нескольких предыдущих статьях я излагал своё понимание выбора совместной реальности деятелями (8,9). Этот выбор определяется наличием у деятелей общих измерений существования. Причем, в таких объединениях могут участвовать деятели самого разного уровня и масштаба. Но в данном случае нас интересует объединение деятелей однотипных, со сходным уровнем  развития и условий существования. Оно, в общем, служит целям совместного выживания и носит приспособительный характер. Но, кроме спонтанных объединений такого рода, могут быть ещё и адресные объединения деятелей. Отличие этих видов объединений – функциональное. Их можно сопоставить с ненаправленной и направленной передачей радиосигналов. Задачей адресных объединений является привлечение каких-то определённых деятелей в реализуемый данным деятелем мир, т.е. целенаправленное объединение с ними в одной реальности.
   Адресные объединения для случая биологических деятелей могут организовываться соответствуюшим метавидуумом (сообществом) и частным мультивидуумом. Так проявляется феномен интуиции, демонстрирующий возможность опосредованной передачи информации между вариантами существования одного и того же деятеля. То есть, каждый вариант реальности при каждом выборе деятеля герметичен, в соответствии с квантовым описанием Эверетта, но существование разных масштабов квантования даёт возможность переноса информации от одних вариантов данного деятеля к другим через реальности более общего уровня. Образно я представляю это так, что животные «видят» перед собой ряд коридоров существования и просто выбирают тот, который соответствует желаемому результату. Такие холические возможности общности деятелей объясняются, возможно, тем, что всякому варианту совместного существования соответствует адекватный квант реальности. В связи с этим квант, выявляемый долгоживущей и процветающей общностью деятелей, является самым крупным, информационно насыщенным и энергетически мощным. То есть, интуитивно он воспринимается как наиболее привлекательный.
   Так же можно объяснить и согласование поведения особей в колониях простых существ. Просто каждый член сообщества всегда выбирает самый длинный коридор жизни. А этот длинный коридор для каждой особи соответствует оптимальной тактике совместного существования. То есть, не имея никаких средств общения, они способны реализовывать общую «разумную» модель поведения. У высших животных определённо тоже есть адресные объединения. Достаточно вспомнить случаи, когда животные, увезённые на большое расстояние, находят свой дом. В данном случае проявляется, по-видимому, адресное объединение животного со своим хозяином и другими домашними.  Животное интуитивно выбирает тот вариант, который окрашен положительными эмоциями. Здесь и интуиция работает на более высоком уровне, который соответствует развитой психике деятеля.
   
   Поскольку интуицию мы определили как холическое проявление свойств метавидуума и мультивидуума в частном варианте существования, то, очевидно, что разным альтерверсам человека соответствует и разная интуиция. То есть, кроме животного чутья, возможна также интуиция, отражающая абстрактные понятия сознательного уровня. Отличие сознательных деятелей от менее развитых деятелей биологической подсистемы состоит именно в формировании поведения на базе абстрактных критериев. Конечно, для высших животных выбор альтернативы не исчерпывается интуицией, он определяется опытом и другими психическими и физиологическими факторами. Но роль интуиции для них весьма значительна. Мотивация человеческих поступков не исчерпывается ни интуицией, ни выбором оптимального биологического варианта поведения. Поэтому сознательное поведение не всегда соответствует тактике оптимального выживания. Оно, в принципе, ориентировано на духовные ценности, т.е. на жизнь вечную.
   Говоря о человеческих адресных объединениях необходимо отделить сознательный выбор от интуитивного. Адресные объединения высокоразвитых деятелей отражают их способность анализировать перспективу выбора на основе абстрактных параметров, т.е. опосредствовано строить своё поведение. Такие способности начинают проявляться уже на стадии высших животных. Но особенно важны они для человека. Собственно, речь здесь идёт о специфике человеческой свободы, которая отличается от свободы, доступной деятелям более низких уровней. Она состоит в возможности сознательно выбирать направление своего развития. Такую возможность даёт человеку абстрактное мышление. Совершенно естественно, что сознательные адресные объединения осуществляются на базе абстрактных понятий человеческого разума. 
   Адресные объединения между людьми могут формироваться двумя радикально отличными способами. Первый способ прост и очевиден: я могу встретиться с интересующим меня человеком, или позвонить ему по телефону. То есть, формирование адресных объединений происходит в виде реальных человеческих контактов. Второй способ – мысленные адресные контакты, возникающие, если я постоянно думаю о каком-то человеке или вспоминаю его. Контакты эти осознаются как духовная общность с человеком, как переживания за его судьбу. Иногда такие связи ощущаются как действительное общение, но без реального контакта. Тогда мы говорим: «телепатия». Но чаще общение наше происходит на подсознательном уровне. И тогда при встрече с этим человеком мы обязательно почувствуем нашу близость, соединённость наших жизней. Потому что мысль – это важнейший фактор формирования той реальности, в которой мы оба существуем.
   Чем отличаются мысленные адресные объединения от обычных мысленных контактов, описанных в (8,9)? Думаю, ответ очевиден: направленностью контакта. А направленность обеспечивается регулярностью и частотой мысленного обращения к волнующему нас действию или человеку. То есть, такой человек становится постоянным обитателем нашего «жизненного коридора». Но нужно понимать, что информационное объединение деятелей не может происходить принудительно. Для того чтобы объединиться в информационную общность и реализовать совместный мир, деятели должны иметь совпадающие измерения реализации. А если их нет, то и объединение невозможно. Значит ли это, что объединение людей – дело случая и наша воля и стремление к объединению ничего не значат? Утверждать это означало бы отрицать всякую возможность целенаправленного влияния людей друг на друга. Наверное, каждый из нас, исходя из собственного опыта, знает, что мы можем влиять друг на друга. Например, те, у кого есть дети, знают, что воспитание обычно приносит  некоторые плоды.
   Дело в том, что, постоянно обращаясь к человеку, мы проявляем его в нашем мире, со свойственными нам измерениями. Благодаря этому, такие же специфические измерения реализации начинают разворачиваться и у нашего подопечного, они как бы «прирастают» к нему. Особенно заметно это при общении с маленькими детьми. Они быстро усваивают нашу систему ценностей, подходы и манеры. Можно сказать, что они начинают видеть мир нашими глазами, т.е. реализуют родственную реальность. Так создаётся родство душ. Конечно, про детей можно сказать, что они реализуют инстинкт обучения, основанный на той самой животной интуиции, о которой мы говорили выше. Для них это способ приспособления и выживания. Поэтому они неосознанно перенимают все повадки взрослых, а вслед за этим, и их восприятие действительности. Взрослых людей воспитывать намного сложнее. У них гораздо сильнее проявляется стремление к обособлению, индивидуализм.
   Однако никакое обращение к человеку не пропадает втуне, хотя внешне оно может полностью им отторгаться. Согласно многомировой концепции, в мультивидууме реализуются все возможные варианты существования личности. Поэтому можно быть уверенным, что в подсознательном человека, к которому мы обращаемся, имеются созвучные нашему обращению измерения. Другое дело, что они могут оказаться свёрнутыми по отношению к его актуальному миру, т.е. могут принадлежать к неактуальному бессознательному. Но, так или иначе, они могут быть актуализированы и развёрнуты. Теоретически, всё зависит от нашей настойчивости, терпения и разумности. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». (10-Матф. 7,8)
   Актуализация бессознательных содержаний происходит тогда, когда они подпитываются силой эмоций и образов, привязанных к этим понятиям. То есть, человек усваивает какие-то представления, если начинает видеть за ними реальные отношения, окрашенные чувством. Такова, например, сила примера в добрых делах. Умозрительно никакие измерения духовной жизни не воспринимаются. Поэтому лучшим методом воспитания является преподание личного примера. И, наоборот, лицемерие быстро сводит на нет все цветистые проповеди. То есть, мы действительно можем помогать тем, за кого переживаем, если мы искренни и сами исповедуем те принципы, которые стремимся воспитать у других. Это важно и в личном и в общественном плане.
   В этом смысле, мне кажется, несомненно важным «психотерапевтическое» воздействие церкви на наше больное общество. Верующие, которые с любовью молятся за своих ближних, оказывают им неоценимую помощь. Это очень важный и эффективный аспект адресных объединений. Что может быть сильнее материнской молитвы? Разве что согласованная церковная молитва, благое воздействие которой я наблюдал неоднократно. Молитва, в понимании верующих, отличается от просто пожелания тем, что она привлекает к человеческому стремлению высшие силы, которые способны помочь, если это соответствует Божьему Промыслу. То есть, в благоприятном случае, имеет место совместный выбор реальности: верующего и его небесного Заступника.
   Нельзя оставить без внимания такой вопрос, как адресные разъединения. Имеется в виду целенаправленное сворачивание нежелательных контактов и измерений реализации. Разъединение не может быть навязано извне, оно так же, как и объединение, должно быть воспринято и свободно осознано. Оно связано с изменением нравственной шкалы ценностей, т.е. усвоением новых положительных измерений реализации. Таким образом, адресные объединения и разъединения всегда сопряжены. По-моему, самой эффективной методикой изменения личности является религиозная практика, поскольку она сочетает воздействие на умозрительные и эмоциональные стороны духовной жизни с практикой подвижничества и взаимопомощи. Усвоение духовных ценностей идёт при этом параллельно с покаянием, которое обеспечивает адресное разъединение с отвергаемыми ошибками прошлого.
   Нельзя обойти молчанием негативные адресные контакты. Зло заразительно, оно передаётся как инфекция. Агрессивный человек может заразить своей злобой огромное количество людей и принести им невосполнимый вред. Но больше всего он, при этом вредит самому себе, поскольку каждое проявление его злой воли загоняет его во все более мрачные и безысходные миры. Особенно вредна бесовщина всякого рода – магия, привороты, порчи, поскольку это самые агрессивные нападения на человеческие миры, имеющие цель привести их к «недолжному» состоянию. Отвратительно, когда загадкой, тайным могуществом и вседозволенностью «маги и волшебники» привлекают не имеющих нравственных ориентиров молодых людей и заражают их проказой эгоизма и ненависти ко всем, кто мешает им ублажать себя. Это рабство худшего сорта, одержимость злом, которая приводит души к духовному коллапсу.
 

4. О памяти деятелей.
 
   В общем случае, память – это структурная характеристика деятеля. То есть, она не есть что-то внешнее и поверхностное в существовании деятеля, а напротив, глубинное и функциональное, имеющее прямое отношение к его внутреннему богатству, к его структуре и архитектуре. Память – это неотъемлемая составляющая деятеля. Она актуализируется во всех его взаимодействиях. Как уже говорилось, взаимодействия для сложных деятелей всегда носят комплексный характер. Не может быть изолированного взаимодействия по измерениям одного альтерверса, не затрагивающего систем из других альтерверсов, входящих в состав деятеля. Соответственно построена и память деятеля. Она «многоэтажна».
   Рассмотрим человеческую память. Как уже отмечалось, система человека включает в себя три подсистемы, выстроенные на базе разных альтерверсов. Соответственно, трёхуровневую структуру имеет и человеческая память. Во-первых, это физическая память, которая воплощена в телесном облике и в физических характеристиках человека. Это его вес, рост, внешний вид, его болячки и шрамы, следы, оставленные в его организме всеми коллизиями его существования. Во-вторых, это биологическая, генная память, задача которой состоит в самовоспроизведении организма в ходе обменных процессов. Память, этого типа управляет регенерацией клеток и обеспечивает преемственность и цикличность всех биологических процессов. И, в-третьих, это память психического уровня, связанная с центральной нервной системой и головным мозгом.
   Генная память существует на физическом уровне в виде специализированных молекул ДНК и РНК. Насколько я понимаю, ДНК управляет крупномасштабными процессами регенерации и выживания организма в целом, а РНК заведует оперативным воспроизводством клеток конкретного вида. Компетентно об этом должны рассказать нам биологи. Я же хочу в очередной раз подчеркнуть комплексный, т.е. многоэтажный характер памяти. Ведь геномы – это физические объекты, т.е. молекулы, состоящие из определённых атомов, а те, в свою очередь, из частиц. Они обладают всеми характерными для таких деятелей физическими параметрами, т.е. соответствующими измерениями. Но в то же время они задают для биологических деятелей (клеток, мышц, органов и т.д.) разворачивание совершенно определённых биологических измерений реализации, соответствующих их развитию и окружающим условиям. Собственно, ведь в этом и состоит их функция.
   Значит, информация об этих биологических измерениях принадлежит физическим деятелям, входящим в структуру генома. То есть, деятели, представленные в физической структуре генома, допустим, атомы, имеют характерные измерения и в биологическом альтерверсе\5\. Однако я убеждён, что этим функция геномов не исчерпывается, поскольку они могут передавать совершенно уникальную информацию психического плана. То есть, физические деятели, входящие в структуру генома человека могут иметь своё отображение в и духовном альтерверсе. Они могут обладать измерениями психического типа, обобщённо характеризующими важные психические состояния, которые имели большое значение для предков человека. Мало того, воспринимаемая людьми информация может в обобщённом виде фиксироваться генами и направлять мутации человеческого вида\6\.
   Генная память духовного уровня, практически, никогда не вербализована, она проявляется через бессознательное содержимое психики и потому  носит обобщённый, фоновый характер. Можно предположить, что она задаёт меньшее количество измерений реализации, чем  обычная память психического уровня, но эти измерения являются фундаментальными в отражаемых ситуациях. Они являются опорными для сознательного выбора реальности и формирования реакций. Мне представляется, что память такого рода является определяющей для формирования этнических особенностей людей и национального характера народов, в целом.
   Кроме генной, человек располагает оперативной (психической) памятью, которая связана с физической структурой мозга. Оперативная память (ОП) более конкретна, она связывает нас с мирами, которые были выявлены нами самими в актуальном слое реальности. Поэтому такие воспоминания всегда вербализованы. Миры эти воспринимаются нами как фантомы ощущений, переживаний, мыслей, накладывающиеся на текущую реальность. То есть ОП выявляет из суперпозиции духовного метавидуума реальности нашего прошлого. Полагаю, что физические элементы мозга (нейроны), на которых базируется ОП, располагают специфическими для данного человека наборами измерений. Это как бы характерные для его личности фрагменты восприятия. Элементы эти последовательно объединяются ассоциативными связями и активируются. Из них, как из мозаики складываются живые картины наших воспоминаний.
   Принцип работы биологической и сознательной памяти подобен, по моим упрощённым представлениям, принципу работы генератора радиосигналов с набором частотозадающих кварцевых элементов. Подключая различные задающие элементы, мы меняем частоту генератора. Задающими элементами в системе человека являются деятели памяти, располагающие теми развёрнутыми измерениями, которые соответствуют запомненному моменту. Их измерения соответствуют альтерверсам, в которых функционирует обладатель памяти. Причём, физически, эти задающие деятели могут быть компактифицированы до предела, т.е. до размеров атома или даже частицы. Это самая ёмкая память, которую можно себе представить. Потому что число измерений задающего деятеля, в принципе, ничем не ограничено, и запоминаемая им информация может быть фантастически велика.
   Активация задающих элементов может происходить как регулярно (упорядочено), так и спонтанно, в соответствии с деятельностью носителя памяти. Как регулярную, можно, например, представить последовательную (элемент за элементом) активацию фрагментов генома в процессе развития зародыша. Пример спонтанной активации даёт ассоциативная активация. При этом активация того или иного элемента памяти обусловлена, на мой взгляд, наличием сходных измерений в состояниях настоящего и прошлого. При активации задающий элемент (элемент памяти) становится как бы главным, определяющим жизненные процессы в системе деятеля. При этом у всех деятелей системы, участвующих во взаимодействии, инициируются измерения, соответствующие измерениям задающего элемента памяти. Конечно, они могут быть вполне развёрнуты только при определённых условиях. Но факт, что память любого уровня оказывает влияние на всю систему в целом.
 
 
5. Трактовка деятелей с христианских позиций.
 
   Раскрытие бытийного содержания такого сложного трансцендентного понятия как «деятель» не могло не подвести меня к порогу религиозной интерпретации. Всё сказанное выше о деятелях демонстрирует безмерное разнообразие их реализаций и неограниченные возможности развития. Потенциально, такое невообразимо богатое бытие деятеля делает его подобным Богу. Может быть, в этом, отчасти, состоит смысл библейского определения сотворения человека «по образу и подобию», которое трактуется нами, порой, в чисто внешнем, антропном, смысле. Более углублённая трактовка этого догмата подразумевает, что в человека при сотворении была заложена возможность его обожения. И человек при таком рассмотрении выступает как органичная и незаменимая ступенька в созидаемой Богом пирамиде бытия, как этап одушевления деятелей, наделения их сознанием и разумом.
   Божественное сотворение мира и человека неисчерпаемо, по сути, и невообразимо для ограниченного человеческого разума. Но испокон века человек пытался вместить дела Господни в своё сознание и описать их человеческими представлениями. В принципе, ничего предосудительного тут нет, если человек при этом взирает на Господа с благоговением и понимает ограниченность своего разумения. Божественное бытие невместимо в человеческие понятия, но человек, ведомый самоотверженной верой способен, по благодати, оставаться в рамках Божественного Промысла. И такой труд может оказаться полезен для других людей, ищущих Бога, но приверженных к мирской жизни. Поучительный пример объективации Божественной Истины явил нам апостол Фома, который своим первоначально дерзким сомнением в Воскресении Христа послужил, тем не менее, утверждению веры и церкви.
   Выше была представлена модель существования человека сразу в трёх природах –  физической, биологической и разумной. Причём каждый физический элемент его тела потенциально обладает этими природными ипостасями. В контексте такого представления, слова «Из праха сотворён есть, и в прах возвратишься» (10-Быт.3, 19) могут пониматься совершенно буквально. Сотворение человека из глины может представляться невообразимо сложным, но совершенно реальным процессом. – Творец взял неких разобщённых деятелей низшего уровня и развернул измерения их таким образом, что они смогли составить систему человека. А затем Он вдохнул душу – инициировал главного деятеля системы, объединяющего все остальные. Такая система может функционировать только как единое целое. После смерти, когда система распадается, нарушается возможность согласованного существования в трёх ипостасях. Физические деятели теряют биологические и духовные измерения реализации, а духовные теряют для себя возможности физических проявлений\7\.

   Если рассматривать жизнь человеческую как необходимую ступеньку, ведущую к возможному обожению человека, то здесь необходимо сделать оговорку. Эта мысль является совершенно естественной в контексте многомировой концепции, но в отсутствие её ведёт к ереси\8\. Потому что, если представить, что существование человеческое протекает в линейной реальности классического типа, то ступенька эта растягивается во времени на огромное количество человеческих жизней. Они  необходимы для добровольного «перевоспитания» человека, формирования его души и характера до соответствия их Царству Божьему. То есть речь идёт о многократном перевоплощении человеческой души, которая должна после смерти пройти очищение огнём от грехов прожитой жизни, а затем снова воплотиться в новом человеке. Такое еретическое учение о перевоплощении было создано одним из виднейших богословов раннего христианства Оригеном.
   Ересь эта вызвала немалые споры, поскольку она опирается на положительные догматы христианства. Учение Оригена соответствует христианскому представлению о неизреченном милосердии Господа, который не может обречь своё любимое создание на бесконечные адские муки за совершённые в жизни частные проступки. Кроме того, Сын Божий пришёл, чтобы спасти всех людей, о чём Он сам сказал, а замысел Бога не может быть неуспешным. «Бог поругаем не бывает». (10-Гал: 6,7) Но, с другой стороны, учение о перевоплощении противоречит многим христианским догматам, не соответствует общему духу христианского учения. О наказании грешников и вечных адских муках во всех Евангелиях сказано совершенно однозначно. Поэтому попытки Оригена перетолковать Священное Писание поддержки у богословов и у массы верующих не получили. В результате, после ожесточённой борьбы, ересь Оригена была осуждена.
   Однако вопросы о вечном наказании грешников не исчезли, и побуждали богословскую мысль к творческой работе. Гениальную, на мой взгляд, модель решения проблемы дал выдающийся учёный и богослов о. Павел Флоренский, создав теорию о «рассечении душ». Причём его трактовка становится совершенно обоснованной именно в контексте многомировой концепции реальности и человеческого бытия. В своём фундаментальном богословском трактате «Столп и утверждение истины» он утверждает, что человеческая личность может быть логически разделена, по меньшей мере, на две противостоящие части. Одна часть – Образ Божий, закладываемый в каждого человека при рождении как творение Бога и Его отражение. В моей трактовке, это «должный» вариант индивидуальности, т.е. Промысел Божий о данном человеке. Другая часть – эгоистический характер человека, его «самость», реализуемый им в жизни. Образ Божий не может быть осуждён в любом случае. Злой же «характер», или часть «эмпирической личности» человека, недостойная в своей деятельности «образа», отсекается и идёт во «тьму внешнюю» (10-Мф. 8;12).
   Эту идею «рассечения» личности на две части о. П. Флоренский находит во многих местах Священного Писания. Он анализирует с этой точки зрения целый ряд текстов, напр.: (10-Мф. 5; 29-30, Мф. 24; 51, Лук.12; 46, Мф. 25; 14-30, Мк.9; 43-49, Евр.4; 12 и др.).
   Позволю себе обширную цитату из философского трактата о. Павла Флоренского «Столп и утверждение истины», поясняющую смысл его гипотезы:   

"Таинственный процесс суда Божия есть разделение, рассечение, выделение. Таковым является, прежде всего, таинство. Никакое таинство не делает греха негрехом: Бог не оправдывает неправды. Но таинство отсекает греховную часть души и ставит ее, пред принимающим таинство, объективно, — как ничто («покрытое»), а субъективно — как само-замкнутое зло, направленное на себя, — как кусающий себя Змей: так изображается Диавол на старинных росписях Страшного Суда. Грех делается отделенным от согрешившего, самостоятельным и на себя обращенным актом; действие его на все внешнее равно абсолютному нулю. В таинстве покаяния, именно, делаются для нас реальными слова Шестопсалмия: «Елицы отстоит Восток от Запад, тако удалил от нас беззакония наша». — Все силы отрезанного покаянием греха смыкаются на себя. Вот почему, святые отцы неоднократно указывали, что признаком действенности таинства покаяния служит уничтожение притягающей силы прощенного греха: таинством «истребляется прошлое — ;; ;;;;; ;;;;;;;;;;;», причем ;;;;;;;; означает, собственно, вытираю, вычеркиваю, выскабливаю...

В себе злобное и злобящееся «для себя» есть всегдашняя агония, непрекращающаяся бессильная попытка выйти из состояния голой самости (только «для себя») и потому — непрестанно горящее в неугасимом огне ненависти... Напротив того, доброе «о себе» есть вечно-прекрасный объект созерцания для другого, часть другого, поскольку это другое добро и для себя, т. е., следовательно, способно созерцать чужое добро. Ведь любящий претворяет в себя все то, что он любит, а ненавидящий лишается и того, что имеет…

Как относится изложенный здесь взгляд на посмертное существование грешников к ходячим взглядам, с одной стороны, и к оригенистическим — с другой? Другими словами, как входит в него этот тезис и этот антитезис, вместе — образующие антиномию геенны? — Думается, он представляет антиномический синтез того и другого. Это — не смягчение и не ослабление тезиса и антитезиса, а, наоборот, их укрепление и усиление: и тот и другой взгляд доведен до своего предельного развития, взят в своей идее.
Если, поэтому, ты спросишь меня: «Что же, будут ли вечные муки?», то я скажу: «Да». Но если ты еще спросишь меня: «Будет ли всеобщее восстановление в блаженстве?», то опять-таки скажу: «Да». То и другое; тезис и антитезис. И думаю, только изложенный здесь взгляд удовлетворяет духу и букве Св. Писания и духу свято-отеческой письменности. Но, будучи внутренне-антиномичным, он требует веры и безусловно не укладывается в плоскости рассудка. Он — ни простое «да», ни простое «нет», он — и «да» и «нет». Он — антиномия. Это-то и является лучшим доказательством его религиозной значимости." (11)

   В последнем высказывании о. Павла Флоренского я увидел прорыв к представлению о многобытийной реальности, предпринятый им за полвека до появления соответствующего направления научной мысли. Но, на мой взгляд, это неудивительно, потому что концепция многомирия органично совмещается с религиозными взглядами, если угодно, она является важнейшей компонентой религиозного миропонимания. Об этом мне уже доводилось писать. (12)
   С точки зрения изложенного выше строения системы человека, нормальными являются изъятие из системы одних деятелей, не отвечающих условиям развития системы, и привлечение других, расширяющих её возможности и повышающих устойчивость. После смерти человека, подсистемы материальных и биологических деятелей распадаются на составляющие, и совершенно естественно возникает вопрос о  продолжении целостного существования души. Если при жизни составляющие психического метавидуума объединялись потребностями тела, необходимостью его поддержания и выживания в материальном мире, то после смерти, когда этого центростремительного фактора не стало, важнейшую значимость для души приобретают её внутренние противоречия. То есть, тело играет роль цементирующего и стабилизирующего фактора в жизни души. Когда же этот фактор исчезает, устойчивое состояние её становится проблематичным.
   Тогда и происходит разделение души – во имя спасения её лучшей, жизнеспособной, части отсекается больная, замкнутая на себя, гниющая часть. Этот образ многократно используется в Священном Писании. Например: (10-Мф. 5; 29-30 Мк.9; 43-49) В способной к активному существованию части остаётся Образ Божий и прилепившаяся к нему добрая индивидуальность, взращенная добрыми делами. Эта живая, праведная душа может быть через дополнительный акт творения, т.е. через воскрешение, вновь соединена с телом. Но это произойдёт уже на новом качественном уровне, который соответствует существованию в преображённом мире. Возможность воскресения как и свойства преображённого тела явил нам Сам Спаситель. Тело воскресшего Христа можно назвать буквально одухотворённым. Оставаясь человеческой плотью, сохранившей следы страданий, оно уже не знало преград и ограничений, стало нетленным и бессмертным.
   Такими же свойствами должны обладать и воскрешённые тела спасённых от вечной гибели людей. Если позволительно здесь опять прибегнуть к огрублённой умозрительной модели, то свойства преображённого тела могут объясняться созданием новой, более совершенной системы человека, где каждая его подсистема более совершенна и устойчива, а сотрудничество между подсистемами может обеспечить невероятные физические возможности и проложить путь к бессмертию. При этом все деятели тела получат неограниченные возможности разворачивания новых измерений, т.е. фантастические свойства и невообразимые для нас способности.
   Воскресение Спасителя положило начало новому развитию Мироздания. Смерть торжествовала в мире, выбранном падшими людьми. Отпав от безгрешного Эдема человечество собственным выбором переходило в миры, имевшие всё больше гибельных альтернатив. Природа каждого последующего мира становилась всё более агрессивной, а выживание человека всё более проблематичным. Здесь властвовали разрушение, разобщение всех деятелей, то, что в учёном мире называется энтропией и тепловой гибелью. Не зря продолжительность жизни праотцев неуклонно сокращалась по мере нисхождения их по ступеням греховного выбора (10). Ведь ошибочный выбор предков не только сокращал их жизнь, он отпечатывался в их генной памяти и низводил следующие поколения в миры смерти.
   Книги Ветхого Завета можно рассматривать как историю нисхождения человечества в гибельные миры и, одновременно, как борьбу за возвращение к Богу, за создание основы благого выбора. Пока деградирующее в качественном плане человечество ещё не прошло точки возврата, ему был послан Спаситель, Богочеловек, проповедавший Любовь, жизнь вечную и спасение души.  Так был создан обратный поток восходящей истории. Наша теперешняя реальность соткана переплетением различных восходящих и нисходящих ветвей. От этой ткани постоянно отпадают слои, потерявшие устойчивость и гибнущие в частных Концах Света. (12,13) Но человек получил возможность возвращения к безгрешной природе прародителя Адама. С Воскресения Христова начался противодействующий разрушению процесс одухотворения материи\9\.

   Однако многомировой подход позволяет увидеть кроме сакрального варианта посмертного рассечения душ ещё один путь прижизненного выбора благого пути. Об этой возможности я уже писал ранее. (14) Бог всегда даёт человеку возможность благого выбора. Мы ежечасно и ежеминутно выбираем путь своей жизни, который может быть спасительным или гибельным для нашей души или тела, или для них обоих. Варианты, в которых мы приняли ошибочное для данной реальности решение, вычеркиваются из «Книги жизни». Мультивидуум же наш продолжает своё существование в других, более перспективных вариантах. Мы сегодняшние, как преемники активного существования, можем лишь догадываться об отпавших вариантах нашей жизни.
   Смертельный отсев не имеет в конкретном слое бытия смысла нравственного отбора, иначе праведники всегда были бы долгожителями. Так и в нашем несовершенном мире часто оказываются отсеянными лучшие люди. Думаю, что, в каждом конкретном слое бытия дольше всех живут те, кто лучше приспособились к внешним условиям и смогли найти внутреннее равновесие. Но мне хочется верить, что герои и подвижники, положившие свою жизнь за спасение ближних, а также невинные жертвы злодейств, доживают свои непрожитые годы в  мирах, лучших, чем наш. Верю, что справедливость торжествует где-то в благих мирах, и там век их жизни не меньше мафусаилова. Верю, что в тех мирах и всё человечество исторически доживёт до Второго Пришествия. Надежду мою поддерживают слова апостола: «Не все мы умрём, но все изменимся». (10-1 Кор.) Многмировое понимание действительности позволяет увидеть такую перспективу.
   
   Наше человечество вступило сейчас в полосу кризисов. Но ведь бывали и прежде ситуации, которые ассоциировались у людей с Концом Света, и человечество после них уцелело. «Больные ветви» истории неоднократно отсекались и сгорали в огне вселенских катастроф. Верю в Милосердие Божье и в Промысел Его, который может быть бесконечно познаваем людьми. В этом контексте, мне кажется чрезвычайно привлекательной философия Общего Дела Николая Фёдорова, о новой актуальности которой я уже писал. (15,16) Совместное одухотворённое творчество и бескорыстный самоотверженный труд могут сплотить разобщённое человечество. Может быть действительно, в лучшем из вариантов истории людям удастся, объединившись, найти путь духовного преображения и спасения, на котором они выполнят своё  благое Предназначение?


Нюрнберг. Апрель-май 2009.
 
 
Используемая литература.

1. Лейбниц Г.В., «Монадология», Соч. в 4 томах, Т.1, изд-во «Мысль», М., 1982, 636 стр.
2. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. Москва 1992 Прогресс.
3. Костерин А.М. Осенние прогулки по параллельным мирам. http://www.everettica.org/article.php3?ind=14
4. Костерин А.М. Ритмы Мультиверса. http://www.everettica.org/article.php3?ind=106
5. Лебедев Ю.А. Частное письмо А.М. Костерину от 09.10. 2006
6. Лебедев Ю.А. Частное письмо А.М. Костерину от 10.03.2007.
7. Костерин А.М. Проблемы объективности в многомирии. http://www.everettica.org/art/Ka140208.pdf
8. Костерин А.М. Место и время встречи изменить нельзя. http://www.everettica.org/article.php3?ind=225
9. Костерин А.М. Снова о путях возрастания человечества. http://www.everettica.org/art/ost1.pdf
10. Библия.
11. П.А. Флоренский. Столп и утверждение истины. 12. Костерин А.М. Частный опыт совмещения концепции многомирия с
религиозной истиной. http://everettica.org/article.php3?ind=18
13. Костерин А.М. О параллельных путях истории и Конце Света. http://www.everettica.org/art/280608.pdf
14. Костерин А.М. Об изменении прошлого. http://www.everettica.org/art/50409.pdf
15. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела: в 2-х томах – М: АСТ, 2003г
16. Костерин А.М. Для чего нужно воскрешать отцов? http://www.everettica.org/article.php3?ind=71


Сноски.

\1\ На самом деле, наша физическая «объективная» реальность, которая воспринимается нами как единственная, представляет собой целый анклав (слой) близких по качеству линейных миров, в котором обеспечивается стабильная преемственность нашего физического и биологического существования.

\2\ В нескольких моих статьях, предшествовавших этой, под мультивидуумом понималась совокупность всех возможных вариантов человеческой индивидуальности в разных эвереттовых мирах. Теперь я должен пояснить читателям, что такое сужение понятия было принято для наглядного объяснения психической жизни личности в многомирии. Я говорил, фактически, о фрагменте мультивидуума, т.е. о совокупности альтернативных индивидуумов, объединяемых в рамках одной личности сходными (и даже можно сказать, родственными) измерениями реализации. Но такая совокупность не исчерпывает «всех возможных состояний сознания наблюдателя».

\3\ Законы природы способствуют разворачиванию приспособительных измерений. Они означают аттракторы взаимодействий, наиболее выгодные энергетически, а потому и наиболее вероятные для деятелей.

\4\ Предположительно, целостность физической подсистемы человека сохраняется после смерти 3 дня, биологической подсистемы – 9 дней, психической системы – 40 дней. После этого, по моим представлениям, происходит распад или радикальное преобразование систем.

\5\ Такое отличие физических элементов генома от обычных обусловлено тем, что они входят в биологическую систему, которая инициирует у них свои измерения. Измерения эти, по-видимому, сохраняются, после изъятия генных молекул из системы человека, и они могут быть развернуты вновь при включении их в другую биологическую систему.

\6\ Ввиду сказанного, я оцениваю сквернословие, агрессию, зависть, распутство, как факторы, приводящие к вырождению людей.

\7\ При отсутствии системной координации биологические и духовные измерения физических деятелей не могут быть развёрнуты в силу того, что биологическая и духовная реальности имеют масштабы квантования, намного более крупные, чем физический масштаб квантования. Поэтому же невозможны и физические проявления высших деятелей. Вообще, это отдельная большая тема и я к ней ещё вернусь.

\8\ Если рассматривать человеческую жизнь как единый и единственный квант преображения души, как квантовую операцию, реализующую сразу миллионы вариантов существования, то полностью сохраняется смысл догматов Священного Писания. Жизнь одна и расплата за неё одна!

\9\ Так трактует православие то, что называется искуплением грехов человеческих. Сын Божий не юридическое удовлетворение принёс Отцу, не обиду исправил, а дал новое направление развитию человеческой природы, показал путь возрождения и обожения человека.


Рецензии