Кто цадик?
Никаких историй с того урока сейчас приводить не буду (по-моему, я всех достал своими историями). Но смотрите, какую жемчужину я для этого урока раскопал.
Если высказывание, которое я сейчас приведу, вам известно, я вам завидую – вы давно обладаете бесценным богатством. А я узнал только на днях, когда мне для иллюстраций понадобились рассказы и истории на заданную тему: "человек[1] хранит чужое имущество".
Итак, попалась мне на глаза история с раби Мордхе из Нискиза. [На уроке я так и сказал – "из Нискиза" – как написано в неогласованном тексте. Откуда мне было знать, что речь идет о литовско-белорусском городке под названием Нясвіж (по-нашему Несвиж), недалеко от Барановичей? Теперь знаю.]
Так вот!
Раби Мордехай, адмор из Нискиза, дал определение, кого можно назвать настоящим праведником.
Сначала посмотрите на иврите:
";;;; ;;;; ;;;;; ;;;;;;, ;; ;;;;;;; ;;;;; ;;;;;; ;;;; ;;;; ;;;; ;;;; ;;;;, ;;;;; ;;;; ;;;; ;;;;; ;;;;;;;
;;;;; ;;;;; ;;;; ;;;, ;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;;; ;;;;, ;;; ;;;; ;;;;; ;; ;;;;) "?;;;; ;; ;;;; ;;;;.(
А теперь мой перевод:
"Вот как надо узнавать истинного праведника. Если на расстоянии 50 парса[2] от него некая женщина мучается трудными родами и кричит от болезненных схваток, – а он не переживает ее боль и не молится о ней, – такого человека нельзя назвать праведником".
** **
Только не говорите мне о мистических каналах связи между евреями прошлого. Дескать, этот текст надо понимать впрямую.
Я его впрямую и понимаю: кто не готов почувствовать даже далекую от себя боль – тот не может называться цадиком[3]. И в том-то дело – что научиться ее чувствовать может каждый из нас. Начнем с ближайшего окружения. Потом по мере успеха можно расширять сферу своего участия.
Это и есть один из признаков любви: сопереживание[4].
[1] Понятно, что речь идет о талмудисте и праведнике. А не про праведников мы не читаем, не правда ли? Вернее, читаем, но только чтобы узнать, как себя нельзя вести.
[2] Поверьте, это очень и очень много.
[3] А если я добавлю, что любой руководитель-раввин должен быть цадиком – так и вообще станет грустно. Между тем, на наших уроках "Еврейского поведения" мы уже дали определение такому раввину: это человек, который (1) знает Тору, (2) бесконечно добр к людям, (3) готов пожертвовать собой ради общины, (4) имеет среди помощников таких же, как он сам, а не бандитов.
[4] Всего таких признаков четыре – по числу наших праматерей (как четыре реки в святом Ган-Эдене): прощать, уступать, помогать (в том числе защищать) и сопереживать
Свидетельство о публикации №212081401720
так если человек живет в этом мире и не пришел к лишма, что и есть цадик - кто ему все, далекие и близкие? лишь те, от кого он может получить нечто.
ведь не зря Исра Эль(прямо к Высшему) есть нацеленные в намерении отдать себя. И не смотря на то, что и сами были из 70 народов, но воспитали в себе любовь к ближнему и удостоились стать теми, чьи потомки сейчас только говорят о чужой боли. Но испытывать ее не готовы и погрязли в золотом тельце.
а посему без указания на правильное намерение и объяснение для чего оно необходимо простое упоминание даже о добродетели словно тело без души пусто. и неизвестно - будет ли польза о таком посыле
ведь три правила сокрытия никто не отменял и первое - нет необходимости, способно перевернуться в есть необходимость. Но без этого - без необходимости сложно говорить о пользе.
И это еще без упоминания невозможно и конечно же личной тайны Всевышнего
касательно любой раввин должен быть цадиком - раньше так было. даже сто лет назад это было
а сейчас люди забыли что рав - это большой. обозначение ступени отдачи на которой стоит Учащий
В любом случае Вам спасибо. Вы привели высказывание Великого. И пусть оно ляжет на сердце каждому по своему, в зависимости от пищи для нижнего, которая есть отходы Высшего
То есть то, что Высший признал для себя ничтожным дает нижнему границу понимания
ведь ощущение сокрытия уже часть раскрытия
и пусть у всех поскорей это получится!
Александр Цесаревский 23.02.2018 22:47 Заявить о нарушении