2. Так встанем же и выпрямимся во весь рост

На снимке: Писатель Ицик Кипнис

на первом митинге выступил писатель Ицик Кипснис

Писатель Ицик Кипнис, участник первого, после освобождения Киева, стихийного митинга рассказал о нем  в очерке о Бабьем Яре (1944 г.):
«Те, кто не знает дороги, не спрашивают, потому что видят, что все идут туда… <…> Песчаные обрывы осыпаются под нашими ногами и тянут нас вниз. <…> Наши сердца сплотились, и взгляды устремлены к большой заросшей площадке, похожей по форме на четырехугольную чашу. Сосуд, на дне которого не остатки недопитого вина, а кровь, от дождя и снега потерявшая свой цвет. Виден лежащий в низине смятый и потемневший кусок белой ткани. Это было когда-то рубашкой.… Валяются клочья волос, старая фуражка – все это выглядит страшнее смерти…».
На этом митинге он выступил с речью. Она завершалась призывом: "Так встанем же и выпрямимся во весь рост". http://www.nlr.ru/exib/Kipnis/
Ицик Кипнис родился в 1896 г. в местечке Словечно, что на Волыни.
Наиболее значительным произведением молодого писателя стала повесть "Хадошим ун тег" ("Месяцы и дни", Киев, 1926, русский перевод — 1930), в которой описывалась жизнь волынского местечка в 1919 г. Кипнис много работал, главным образом, как детский писатель и переводчик. Ему принадлежат великолепные переводы на идиш произведений А. Куприна, Дж. Лондона, Дж. Свифта, М. Твена и других классиков зарубежной литературы, а также многих советских писателей, сборники рассказов, пьес и роман "Ди штуб" ("Изба", 1939).
В первые же дни Великой Отечественной войны Кипнис вступил в киевское народное ополчение. Однако из-за возраста был вскоре отчислен и эвакуирован. В начале 1944 г. он вернулся в Киев. Писатель поступил так, как подсказывала ему совесть: не будучи в состоянии с оружием в руках воевать с врагами, он сделал все, чтобы его талант помог приблизить Победу.
В мае 1947 г. в лодзинской газете "Нойес лебн" ("Новая жизнь") был опубликован рассказ Кипниса "Он хохмес, он хешбойнес" ("Без корысти", дословно — "Без хитростей, без подсчетов"), в котором автор признался, что он хотел бы, чтобы все евреи, которые проходят теперь победоносным шагом по улицам Берлина, носили на груди рядом с орденами и медалями Советского Союза маленькую, красивую звезду Давида. Написать такие слова в те годы означало подписать себе смертный приговор…
Реакция последовала незамедлительно. Вскоре в органе Еврейского антифашистского комитета "Эйникайт" ("Единство") появилась статья под названием "Национализм под прикрытием дружбы народов". На Пленуме Союза писателей в 1947 г. с докладом "Об одном враждебном, антисоветском рассказе" выступил писатель А. Корнейчук.
Последовали статьи в "Литературной газете", "Радянській Україні", "Правді України". В этих статьях говорилось: "Кипнис хочет поставить щит Давида — эту эмблему национализма рядом с эмблемой Советского Союза, которая символизирует братство и дружбу народов. Не мешало бы знать Кипнису, что пятиконечная советская звезда давно затмила и шестиконечную звезду Давида, и петлюровский трезуб, и всяких орлов и прочие националистические эмблемы".
Дело не ограничилось лишь критикой. Ицика Кипниса изгнали из Союза писателей, а 25 июня 1949 года он был арестован. Через полтора года за "активную антисоветскую националистическую работу" Кипнис был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей.
Так писатель оказался в Спасске, под Карагандой. Будучи по натуре оптимистом, он и в лагере не терял надежды вернуться домой. Оттуда, из ГУЛАГа, он практически ежедневно писал своим родным и близким, и по свидетельству дочери писателя, Беллы, сегодня 488 его лагерных писем и открыток на идише и русском языках хранятся в одном из тель-авивских музеев.
Кипниса освободили по состоянию здоровья 30 декабря 1955 года. Но лишь реабилитация 3 июля 1957 года позволила писателю вернуться в Киев. Первое, что он сделал по возвращении, — восстановил свои дневники "Изо дня в день" и "Мое местечко Словечно". Он считал эти произведения памятником местечку и его обитателям, которые погибли от рук нацистов. Эти и другие произведения Ицика Кипниса изданы в Израиле в пяти томах.
Рассказывают, что квартира Кипниса в Боярке (пригород Киева), а затем и в Киеве, притягивала к себе посетителей и до последних дней жизни писателя была очагом еврейской культуры в самом буквальном смысле этого слова. Скончался Ицик Кипнис в Киеве 16 апреля 1974 г.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/15/22


Рецензии