1925 От Лицея к Делу лицеистов -3

     Далее рассмотрено несколько анкет арестованных уже по делу лицеистов, того дела, которое и описывала Наталья Телетова в своей статье. Но и это дело Лицеистов было не последним, по которому проходили Шильдеры.
 
     Было дело 1937 года, по которому племянник директора лицея Александр Евгеньевич Шильдер был осужден тройкой НКВД и расстрелян.
 
     Было дело и второго племянника директора лицея Карла Евгеньевича Шильдера, по которому были предъявлены обвинения в шпионаже, в пользу страны, которую Шильдеры оставили за четыреста лет до этого, но Карл Шильдер был по этому делу оправдан в 1938 года. Что само по себе было невероятным в то время. В книгу не вошло многое из того, что и дальше происходило с семьей. Нет рассказа о других процессах и лагерях, по которым проходил и дальше Карл Евгеньевич Шильдер.
 
     Нет рассказа о судьбе жены директора Императорского Александровского Царскосельского лицея -  Анны Михайловны Шильдер. Многого нет, но маленькая частичка найдена и существует здесь в память о тех, кто был ограблен, убит, забыт.

     Со статьей Телетовой,  я не расставалась несколько лет. И постоянно разыскивала автора этой работы. Ссылок на статью Телетовой было много, но автора найти не удавалось. Пока будучи в Невеле, на ежегодной конференции не произнесла фразу о  том, что в этих местах родился и жил последний директор Императорского Александровского Лицея Владимир Александрович Шильдер, который в возрасте 70 лет в 1925 году по делу лицеистов был приговорен к расстрелу.

- А вам известна такая фамилия как Телетова, - спросила меня одна из присутствующих.
- Да известна. С Телетовой, правда, не знакома.
- Ее книги читали?
- Только статью о деле лицеистов. Где и нашла о Шильдерах в деле лицеистов.
- А о самом Деле лицеистов что-нибудь знаете?
- Теперь знаю, сама его читала, только то, что разрешили.
- А почему вы об этом спрашиваете?
- Я подруга Натальи Константиновны Телетовой. Вот вам телефоны скажите, что от меня.
 
     Взяв листочек бумажки с написанными телефонами, еще долго не решалась позвонить Натальи Константиновне. Но все же телефонный разговор состоялся и теперь я в доме автора первого и полного рассказа, как о самом деле лицеистов, так и обо всех участниках этого деле. Самое главное я хотела бы узнать о том, как попали материалы дела, а это пять томов о 81 человеке Наталье Константиновне Телетовой. Представляла себе, что возможно, когда готовилась реабилитация участников Дела лицеистов, в девяностые годы, то материалы дела, по всей видимости,
 передавались в прокуратуру ленинградской области и в этот момент она с ними и знакомилась. И передавались все материалы не просто в обычную областную прокуратуру, а в военную прокуратору.
 
- Наталья Константиновна, а вы смотрели дело лицеистов, читали его? Как оно к вам попало?
- Нет, дело лицеистов я не видела.
- А как же вы о нем писали?
- Мне давали читать листы дела в Мемориале в Ленинграде. Видела его только в копиях.
- А как же тогда вы составили такое полное представление обо всех участниках этого дела?
- Дополнительно давали скопированные листы дела, те которые проясняли уже прочитанные материалы.


Рецензии