Голубок

Голубок

Посвящаю жене Подине

В одном из хороших научных журналов, не помню уже названия, читал интересную статью автора об африканских птицах, привезённых в Европу, впоследствии прирученных в одних условиях с человеком, другим была предоставлена свобода для проживания в зоопарках, в огромных природных вольерах. Автор статьи не раз упоминал имя естествоиспытателя Антуана де Сент-Экзюпери и его слова: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Жаль не назвал Антуана ни уроженцем Франции, Германии, Англии или хотя бы Нидерландов. Но для меня это не имело значения, как мало интересный факт!
Меня интересовал вопрос о прирученных животных или птиц, как на-пример попугаев, синичек, степных орлов. Дело в том, что в моей жизни уже имелся опыт приручения дикого голубя жить в моей квартире. Случилось это таким образом. В холодную осеннюю, но уже в предзимнюю пору, когда дул северный ветер, по хмурому небу гнал тяжелые синие облака, с которых сыпались уже на мёрзлую землю веером колючие морозные снежинки в увядшей природе. Грязные на дорогах лужи от ночного мо¬роза покрылись тонким льдом. Голодно приходится птицам в это время. Под снежком, под морозной осенней листвой спрятались все насекомые черви, гусеницы, жучки. Лишь одни серые дятлы своими острыми клювами, сидя на стволу толстой вековой  сосны, звонко стучали тук - тук - тук по крепкой смолистой коре, доставая из под неё спрятавшихся личинок и тут же съедали. Стайка неунывающих синиц и красивых красногрудых снегирей перелетают с куста на куст с удовольствием клюют красные плоды рябины и калины. Не прочь полакомиться в это холодное студёное время наступающей зимы всегда веселые воробьи, которые как и синицы, на развесистых ветвях с плодами устраивают свои столовые.
По всему видно, что синиц и воробьев, да и других пернатых устраивает такое столование на кустах рябин и калины.
Я несколько раз проходил по дороге мимо развесистого куста рябины и нисколько не обращал на него внимания. Одни свиристели прилетали, садились на ветви и клевали уже замёрзшие плоды, наклевавшись, улетали. Прилетали другие -тоже клевали. Так было каждый день. Но в этот холодный день жизнерадостные свиристели, облепили куст рябины, но че¬рез несколько минут вдруг ни с того, ни с чего улетели. Я недоумевал – почему так быстро улетели. Свой любопытный взгляд перевёл с вершины куста на заснеженную землю под куст, на котором на белом снегу под лу¬чами солнца красовались большими красными точками красные плоды рябины сорванные клювами свиристелями, не успевшие их съесть и упавшие на землю. С удивлением увидел маленького голубка, который медленно передвигался на тоненьких ножках по снежной целине, клювом собирал ягоды и съедал. Я понаблюдал эту интересную для меня картину и пошёл дальше. Лишь подумал, что все свиристели быстро улетели с куста, видимо испугались появившегося голубя.
Дня через два или три я вечером возвращался с работы домой. Погода была прескверная, дул холодный ветер, по дороге гнал тонкие извилистые  снежные змейки. Поравнялся с развесистой рябиной. Злой ветер шумел в её развесистых ветвях, стремясь оторвать от веток мерзлые кисти рябин. На кроне не было ни воробьёв, ни голосистых синиц-свиристелей. Бросил взгляд под дерево. Под ним на белом снегу лежали сорванные плоды. Они не вызвали у меня никакого интереса. Дальше перевёл взгляд на ствол, у которого с подветренной стороны увидел прислонившегося уже виденного раньше мной голубка с опущенными крылышками, уже присыпанных снежком. Это меня удивило:
- Как ты, милок, здесь оказался? Ты же замёрзнешь. Твои собратья уже давно где-то спрятались под крышами домов или в тёплых стайках, - промолвил голубю. Но он даже не пошевелился.
Жалкий вид голубя в такую непогоду вызвал в моей душе к нему сожаление. "Неужели все эти дни ты, голубок, не улетал от этого дерева питаясь замёрзшими плодами. Почему ты не улетел. Может грудью ударился на лету о телефонный провод. С этими словами я подошел к стволу, чтобы взять в руки несчастную птицу. Но сизый голубок с острым, чёрным клювом, увидев  меня своими большими круглыми глазками, попытался встать на ножки, шевельнул своими крылышками, чтобы взлететь от меня. Но сил у него на большее не хватило. Он свалился на бок, шевеля тонкими ножками и кры¬лышками, барахтался в снегу, но уже не пытался уйти от меня. "Плохи, брат, твои дела" - сказал ему. Нагнулся, взял его рукой, он всё же дёрнулся слабостью всего тела от голода. Положил его себе на грудь под отворот пальто. 0н затих. Теперь шёл па дороге думал: «Что же я буду делать с этим голубком в квартире?»
Дома жена Полина, женщина всегда и во всём любящая чистоту в доме, увидев у меня на руках голубя, косо посмотрела на меня, промолвила:
- Что ты будешь с ним делать?
- Отогреется, накормлю и выпущу, - ответил eй.
- За твоим голубем я ухаживать не буду. Куда хочешь девай его. Мне тоже надо быть на работе.
- Какое плохое у тебя отношение к птицам? Не замерзать же голубю на морозе!
- Спасай его раз принёс! - недовольным голосом ответила мне и молча ушла к себе на кухню готовить ужин.
Голубя посадил на подоконник, сам пошел в кладовку. Среди хлама нашёл подходящий картонный ящик. 3анёс в комнату проделал ножом в стенке три небольших отверстия для дыхания и чтобы внутри было светло. Ящик поставил возле стола на пол. Под ящик поставил одно блюдце с пшеном, другое с водой. С подоконника взял голубя, поместил его в ящик. В нём он не подавал никаких признаков попробовать выйти из-под ящика. Лишь один раз голубок высунул свою головку с открытым клювом и круглыми глазками, повертел головой по сторонам, как бы осматривая комнату, скрылся.
Утром я ушел на работу, забыв в спешке посмотреть на ящик е голубем.
До самого обеда я о нём не думал. А вот после вкусного обеда в голову пришла мысль – как же чувствует себя голубь в ящике?  В моей душе появилась какая-то тревога за судьбу пернатого - жив или может от голодной смерти отдал богу душу. В конце рабочего дня мне беспрерывно звонил телефон. Обращались ко мне рабочие по разным вопросам. С нетерпением ждал окончание смены, чтобы поскорее уйти домой и посмотреть голубя. За пять минут до окончания рабочего дня в кабинет вошла секретарь шефа, весело промолвила:
- Вся молодёжь собирается идти на концерт в Дом культуры, Иван Петрович, я приглашаю тебя составить мне капанию в концерт.
 - Какой ещё концерт! - недовольно промолвил. Никуда не пойду.
- А я считала…
- Спасибо за приглашение...
Не помню, как я шёл домой по снежной пурге с холодным ветром. Помню как вошёл в свою квартиру, разделся, кинулся к ящику. Приподнял его. Из под ящика неожиданно вылетел мой голубок и полетел к окну, но он, дурачок, не знал, что в раме вставлено стекло. С размаху ударился клювом и головой о стекло рамы, упал на подоконник, трепыхая крылышками, пытаясь взлететь. Я подхватил его руками, радостно прижал к груди, промолвив:
- Молодец, гуля, отогрелся, ожил!
Приподнял ящик, на полу стояли пустые  блюдца без пшена и воды.
 - Ты будешь жить у меня до тех пор пока хорошо окрепнешь и наберёшь  сил, - говорил голубку как будто он понимал человеческую речь глядя на меня своими круглыми глазами.
В блюдце  насылал пшена, а во второе воды – со спокойной душой посадил под ящик голубя, чтобы ещё подкормился и попил водички...
Утром следующего дня, жена, убирая комнату увидела под ящиком мокрое пятно, заворчала:
- Убирай своего голубя в другое место, чтобы под был всегда сухим.
- Приду вечером с работы и займусь изготовлением клетки -ответил ей.
Но вечером не пришлось делать обещанную клетку... После работы состоялось производственное совещание. Вопрос был один - повышение качества выпускаемой продукции.
Споры были жаркие. Каждый цех защищал свою позицию по отношению к ры¬нку и заказчикам. Выступил шеф и сказал, что наше предприятие в условиях работы в рыночных отношениях количественно выполнило заказ, но качест¬во продукции заказчик десять процентов забраковал. Расстроенный пришёл домой. Жена спросила:
- Что надулся, как мыльный пузырь. Выговор влепили или премиальных лишили?
- Выговор никому не дали, а сильно морально пристыдили за выпуск плохого качества продукции, - ответил Полине.
- А ты, мой мужинёк, не падай духом. Возьми сделай хорошую клетку сво¬ему голубю, чтобы он был всегда cyxoй, a не то, что он сейчас намочил все перья в твоём ящике.
Конечно, я понимал сарказм жены но отношению к работе не только всем, работникам цеха, но это была самая больная мне пощечина за некачест¬венную продукцию цеха.
- Ужинай, утро мудренее вечера. Завтра сделай клетку и пересади в нее своего голубя. Понял?
Сделать клетку оказалось не простым делом. Нужен был материал, гвозди, шарниры, инструмент. Вее нужно делать с точностью математического расчёта, чтобы голубю в ней было весело и просторно, мог сидеть на жер¬дочке днём и спать ночью. Лишь к концу недели клетка была готова. Я пе-ресадил в нее голубя. 0т него я услышал первое благодарственное ворко¬тание видимо за моё к нему старание.
Между тем зима вступила в свои права. Зашумели буйные ветры. Бури понесли снег, затрещали крепкие крещенские и рождественские морозы. Голубь сидел в клетке, в тепле клювом чистил свои перья и крылья, пил тёплую водичку из блюдца. Смотрел под окном на куст калины красной, на котором сидели красногрудые снегиря. Старый кот "Борис", лёжа на диване, косо посматривал на незваного пернатого жильца. При мне он не проявлял никакой агрессии по отношению к голубю, хотя все коты всегда охотятся на пернатых.
Однажды решил навести культуру в клетке, то-есть почистить. Голубь, сев на жердочку, смотрел на моё занятие, даже попытался через откры¬тую дверцу вылететь из клетки. Но я у спел прислонить дверцу и пошёл в кухню за водой, чтобы нажить в блюдце. Открыл кран, вода с шумом потек¬ла в подставленную посудинку. Но в это самое время я услышал какой-то непонятный глухой стук. Поставил блюдца в комнате. То, что я увидел не поверил своим глазам и меня просто смутило. Кот «Борис»г каким-то чудом открыл дверцу и попытался залезть в клетку, вытянул вперёд себя лапу с острыми когтями, пытался дотянуться до жердочки, на которой сидел го¬лубок и схватить его когтями.
- «Борис», хулиган, что делаешь! - крикнул ему.
Кот попытался вылезти из клетки, но застрял в узкой дверце. Я схватил, его за задние ноги, вытащил из клетки. Кот виновато громко мяукнул и побежал на диван. Перепуганный голубь метался по клетке. Я засунул в неё руку и поймал eгo. С перепугу он весь дрожал. Прижал его к груди, погладил по головке, испуг стал проходить. Вскоре совсем успокоился, пристально СТАЛ смотреть мне в лицо, как на своего спасителя. Я принёс из комнатки блюдце и поставил в клетку, в другое насыпал ячневой крупы. Плотно закрыл дверцу на защёлку.
Нападение кота на голубя мне не понравилось, хотя в природе есть закон - сильный пожирает слабого. Конечно, кот этого закона физики и бяологии не знал, но действовал он инстинктивно, чтобы полакомиться добычей. Голубь же в клетке не мог сам себя защитить, отбиваясь только клювом от лапы кота. Мне пришла мысль: надо наказать кота, проучить его, чтобы он запомнил этот момент. Я подошёл к дивану, схватил виновника. Подошёл к клетке, открыл дверцу, поймал голубя за ноги, вытащил наружу. Голубь сильно замахал крыльями с шумом. Я поднёс к нему кота, подставил его морду по трепещущиеся крылья, которыми голубок наносил по морде кота, по носу, по глазам, ушам, голове. Кот трепыхался у меня в руке, но я удерживал его и подставлял под удары крыльев его тело.
- Что ты делаешь? – закричала Полина.
- Даю урок коту, чтобы не охотился на голубя, - ответил жене.
Неожиданно кот громко заорал и вырвался из моей руки, бросился под диван. Голубь, увидев, что его врага больше нет, перестал махать крылышками, но весь ещё дрожал от пережитого боя.
- Молодец, гулька, - похвалил его и тут же тихонько ласково погладил по головке. Спокойно посадил победителя в клетку и закрыл теперь дверцу на защёлку…
Шли длинные зимние дни и недели. Клетка с голубем стояла на подоконнике. Он смотрел через окно на улицу. Но его не интересовали зимние проказы зимы, покрытые белым снежным покровом лес, поля, холмы, овраги, перелески, речки и озёра. Больше всего внимательно смотрел на меня, когда я ходил по комнате, соскакивал со своей насиженной жёрдочки, в просвет клетки протискивал свою головку с острым клювом и большими крупными глазами. Смотрел на меня и на своём «птичьем языке» мне издавал «улю-улю-улю», как бы обращаясь ко мне, чтобы я обратил на него внимание. Подходил к нему, вытаскивал из клетки, брал на руки, гладил рукой по головке, спине. Когда он оказывался у меня в руках, то у него возникало желание клювом пощипать мои пальцы, что на птичьем языке означало: «Я тебя люблю!».
Как-то раз своего питомца пустил полетать по комнате, чтобы он размял свои крылья. С радостью получив свободу, сделал по комнате несколько кругов и, неожиданно, сел мне на плечо, улюлюкая «улю-улю-улю». Кот «Борис», лёжа на диване, посмотрел своими глазами на летающего, а потом севшего мне на плечо голубя, перевернулся на другой бок, зевнул, закрыл глаза, не проявив никакого внимания к этой пернатой особе.
Вскоре дело дошло до того, когда по какому-нибудь делу шёл в другую комнату, голубь срывался со своего места и летал за мной. Это у него уже выработалось такое настроение, чтобы видеть меня перед собой.
- Значит птицы и животные льнут к человеку в поисках пищи, защиты, составлять компанию для игр или просто желать быть вместе с человеком, - думал я.
Как-то один раз прихожу вечером с работы. Жена Полина ошарашила меня интересным и неожиданным вопросом:
- Ты знаешь, что случилось в нашей квартире?
- Откуда мне знать, если весь день был на работе, - ответил ей.
- Твой сизый голубок вылез из клетки, слетел на пол и свободно расхаживает по комнате вокруг лежащего кота «Бориса».
- Как же он его не сцапал?
- Даже сперва оторопела, увидев почти вместе гулящих по полу голубя и кота. Друг друга никто не трогает.
- Как же голубь вылетел из клетки?
- Полотенцем вытирала стёкла в раме и видимо задела запор в клетке. Не обратила внимания. Ушла в магазин за хлебом – прихожу и вижу такую драматическую картину, вернее сцену на полу. Голубка поймала, посадила в клетку, а «Борис» сам убежал под диван.
Этот интересный случай меня так заинтересовал, что на второй день, как раз было воскресенье, я вытащил голубя из клетки на пол, чему он был очень рад, стал важно расхаживать по полу, проходил мимо кота без всякого страха, подошёл к тарелочке с кошачьей едой и стал спокойно клевать пищу. «Борис» только смотрел на него, но не кидался к нему.
- Теперь буду выпускать, гуля, тебя на прогулку, - пошутил я.
От такого содружества со мной и котом бегал по полу. Был весел, в клетке на ночь гулюлюкал перед сном. Иногда просто садился мне на колени, а больше всего на плечи, спокойно с рук брал крошки хлеба или зерно…
В середине марта чувствовалось приближение весны. Голубь всё чаще из клетки смотрел в окно как бы кого-то поджидал. Если мимо пролетала крикливая ворона, то гуль взмахивал крылышками, пытаясь взлететь.
Шли дни. Солнце ярко светило. Чувствовалось приближение тёплых дней. По-настоящему повеяло весной. Стал невольно замечать, что мой голубок стал изменять своё поведение – стал молчаливее, иногда просто тихо сидел. Если выпускал его на пол, то теперь он взлетал с пола и рвался на свободу. Эту перемену поведения птицы заметила жена Полина.
- Твой голубок пал в ностальгию или как говорят по научному – в депрессию. Сейчас весеннее время. У птиц просыпается половое влечение друг к другу, чтобы вить гнёзда и выводить птенцов.
Ему хорошо в нашей квартире, но ему жуе требуется свобода. Хотя он дорожит твоим приручением. Но законы природы неумолимы.
- При чём здесь наш голубок?
- При том, что его надо отпускать на волю, чтобы нашёл себе пару для дружбы.
- Что же делать раз у природы такой закон.
- Ещё раз говорю тебе, что голубя надо выпускать на волю.
Я долго думал над предложением жены. Не хотелось отпускать такую умную, понятливую птаху, которую даже полюбила моя жена, но и держать его в клетке, как советовал Антуан де Сент-Экзюпери, дальше не имело смысла. Он от тоски мог постепенно умереть.
Весна благоухала. Прилетели громкоголосые скворцы, голосистые соловьи, быстрокрылые ласточки-щебетуньи, с милым приятным голосом кукушки, стрижи. Утром, покормив гулю, взял клетку и вынес в сад, повесив её на суку яблони, открыл дверцу, чтобы птах вылетел. Сам отошёл в сторону, наблюдаю, как голубок в клетке ворочается, но из неё не вылетает. Промолвил ему:
- Дал тебе свободу, а ты не улетаешь!
Конечно, весь день мне некогда было смотреть на клетку. Вечером подошёл к ней и удивился. Увидал в ней двух голубей.
- В клетке два голубя, - крикнул Полине.
- Значит днём наш голубок летал на свободе, встретил подругу. Вот они обои прилетели и зашли в клетку. У них тоже теперь существует птичья любовь, - со смехом сказала жена. Это нормальное явление.
Утром я вышел на крыльцо с коркой хлеба для голубей. Погода была прекрасной. Чистое небо. Где-то куковала кукушка. Посмотрел на клетку. Из неё вылетел голубь, подлетел ко мне и спокойно сел на моё плечо, что-то ласково улюлюкивая. Я поднёс ему корочку хлеба. Он клюнул два-три раза. Посмотрел мне в лицо, как бы благодаря за пищу и уход за ним. Он просто благодарил меня за спасение ему жизни в самом начале холодной зимы, голода, а теперь за предоставление ему полной свободы. Взмахнул крыльями и полетел к клетке. Что-то заулюкал. Из клетки вылетела красивая молодая белоснежная голубка. Оба взлетели, сделали прощальный круг над домо, садом и полетели, удаляясь всё дальше и дальше.
Я долго смотрел им вслед пока они совсем не скрылись из вида. На душе стало как-то грустно от такого расставания с умной птицей, но и радостно от того, что он теперь на свободе и в родной стихии нашего Отечества, а не в далёкой неизвестной мне Африке. На ум пришли слова двано услышанноу песни:

Не нужен мне берег турецкий,
Чужая земля не нужна…

- Что стоишь? – услышал голос жены.
- Иди завтракать, всё простывает!
- Смотрю как голубь с голубкой улетели.
- Так должно быть. Мне нравилась хорошая птица, понятная, ласковая…
Хорошо, когда все люди проявляют сердечные симпатии ко всем птицам. Ведь они украшают нашу жизнь, иногда даже приносят радость. Мы не вправе лишать их жизни, как это безжалостно делают браконьеры ради рынка, не понимая того, что Голубь стал символом Мира во всём мире.
Люди, берегите птиц! Они составляют гордость нашей страны, все они прекрасные певцы нашей Великой Державы Мира – нашей Родины.

1 июня 2011 года


Рецензии