Бабушка Варя

- Ох, беда! Вот беда так беда! Прямо горе какое-то!
С такими причитаниями обычно приезжала к нам бабушка Варя из Нижегородской деревни. Причины ее охов всегда были разные: то дверной замок заел, а ей уезжать надо, то ручка у сумки отвалилась, то автобус, на котором она ехала, поломался. Кем она нам приходилась, мы всегда путали. До тех пор, пока она нас не отругала:
- Чего путать-то? Родня мы. Близкая. Тетю Дашу помните? Она была двоюродная  сестра вашей бабушки Маши, а у ей муж был дядя Миша, который в речном порту в Горьком работал, так я племянница этого самого дяди Миши со стороны евонного брата. Ну? И чего тут не понять? – строго спрашивала бабушка Варя.
Мы на нее не сердились. Любили ее. Приезжала она регулярно в сентябре и жила ровно три недели, а потом уезжала в свою глухую деревеньку. Как ни уговаривали мы ее пожить подольше, она ни в какую не соглашалась:
- Нет, миленькие мои. Нельзя – Дуся ждет, я с ней только на три недели договорилась!
Дуся-это ее кошка, с которой бабушка доживала свой век.
- Что ж ты, баб Варь, не договорилась с ней подольше у нас пожить?- спрашивали мы старушку.
На этот вопрос мы всегда получали лаконичный  ответ:
- Дуся бы не разрешила.
Кошку она оставляла на соседей, которым обязательно покупала подарок. Подарок она выбирала все три недели. Ходила по магазинам, приценивалась  и в последний день покупала то цветастый платок, то кувшин в виде петуха, то чайник. Распорядок дня бабушка Варя выполняла четко: утром ходила по магазинам, потом гуляла в скверике около фонтана, вечером помогала на кухне. И все время причитала:
- Беда-то, какая, ох беда! Ну, прямо горе! Прихожу в магазин, а он на обед закрыт! Так и пришлось в скверике полчаса просидеть!
- Баба Варь, так ты все равно гуляешь, подумаешь полчаса в скверике просидела! - возражений баба Варя не принимала, - Гулять одно, а ждать совсем другое! Какое гулянье, когда ждешь, чтобы двери открыли!
Уезжала она, как обычно охая:
- Ох, беда! Прямо горе какое-то! Поезд в 12-ть часов ночи! Ну, неужели нельзя его пораньше пустить! Будто спать людям не надо!
То лето запомнила вся Россия. Как будто знамение какое-то страшное. Одна за другой сгорали деревни. По телевизору все с замирание сердца смотрели на бушующее пламя, уничтожающее все живое и увиденное напоминало военные репортажи. Огонь. Копоть. Страшное горе людей…
И вдруг в одной из подобных передач, на фоне ярких зарниц огня, мы увидели нашу бабушку Варю. Она стояла босая, на руках держала кошку и  молча, смотрела в объектив камеры. Ни слез, ни причитаний. Голос диктора рассказал о том, как спасалась кучка людей из отдаленной деревушки, как падали горящие деревья и как Варвара Васильевна вывела людей к трассе.
        В ту  осень мы ждали бабу Варю с особым нетерпением, только боялись, что она опять начнет причитать, ведь причина-то была,  не  дай Бог,  какая серьезная.
Как всегда бабушка Варя появилась в сентябре. Она прибыла с одной корзиной,  в которой сидела ее кошка Дуся.
- Вы уж простите, Дусю вам привезла. Мы сейчас в школе живем, а ей там непривычно. Боюсь, без меня  сбежит!
За весь вечер баба Варя ни разу не произнесла свою любимую фразу  насчет горя и беды. Даже мы не выдержали и сами начали:
- Баба Варь, горе-то,  какое!
- Какое горе? – строго спросила старушка.
- Да что погорели-то вы!
- Да это не горе, если все живы. Ничего деточки, со всем справимся. Говорят,  нам новые дома построят. Слава Богу за все! Чай не в Америке живем! Помогут.
Вот и разгадай тайну русской женщины! По мелочам причитала, а навалилась беда, собрала  все силы, и живет стойко, и с надеждой ожидая будущего.


Рецензии