Закавказские миражи

      Удивителен ХХ век со своими техническими метаморфозами.
Рано утром я ещё нежился в свежей прохладе северного лета и был полон радужных снов. Я ещё грезил, фантазировал, бог знает о чём, и строил на вечер, какие-то планы.
       В полдень же, за неведомые «грехи», я был нежданно сброшен прямо на раскалённую, адскую сковороду, где на вздутых, жёлтых холмах даже дома были похожи на запёкшуюся вулканическую породу, медленно сползающую в долину. Удивительно, как в этот жёлто-фиолетовый тон попали живые пятна зелени и, как они ещё не погибли?..

В  КОМАНДИРОВКУ

Я от осени, рвущейся в дверь,
В самолёте, как в коконе, прячусь
И под страхом ненужных потерь,
За три тысячи вёрст удаляюсь.
                ….
У истоков сожжённых камней,
В глубине закавказской долины,
В миражах раскалённых теней,
Финиширую бег я свой длинный.
                ….
Араратское сопло Земли
Раскалённые гонит потоки,
Опасенья, сжигая мои,
Да и вьюжные, холода, сроки.
                ….
Я на время сезон возвращаю.
Наслаждаюсь накалом сухим.
И экзотику гор превращаю
В незамерзающие стихи.
                ( 31.7.1980г.)


Х А Ч К А Р Ы

Выгорает всё живое
На оранжевых хребтах,
Превращается в былое –
В забытое, в серый прах.
****
Распалённые под солнцем
Камни плавят миражи.
Целый день над горизонтом
Мир колеблет витражи.
****
Витражи горы библейской
В перламутре белизны,
Витражи земли арменской;
Старины и новизны.
****
Виражи столичных улиц
Окруживших склоны гор.
Стеллажи хранилищ узких
Неразгаданных ещё.
****
Всё спекается от зноя
На оранжевых хребтах
И орнаментом узора
Застывает на камнях.
                (июнь 1980г.)

Среди холмов, что скрыли даль простора,
Среди камней, разбросанных на склонах,
Среди сожжённых знойным солнцем трав,
Я вспоминаю серый Ленинград.
Я вспоминаю липкие туманы,
Под вечер смазанные планы,
Где в общей массе грёз, мечтаний
И Ереван был – миг случайный.
                (12.3.1980г.)

       …Я немного завидую народу, живущему в этом Пекле, ведь несмотря на невероятно сложные условия проживания, он живёт здесь уже не одно тысячелетие, и не просто живёт, а живёт борьбой, живёт творением своего ума и своих рук. На голом, каменном плато земли этот народ создаёт свою неповторимую историю и культуру…

Э Р Е Б У Н И

Серый точёный гранит
Города тайну хранит.
Города-крепости бывшей
Мхом и травою покрывший
Громкую славу свою.
Здесь я сегодня стою
И проникаю сквозь время
К новым, незыблемым стенам.
К рвам свежевырытым, к брёвнам,
Кованой медью скреплённым.
К скрипу цепей мостовых,
К голосу тьмы – постовых.
К вою в округе безлюдной,
К тайне людской беспробудной,
/Серый тесавший гранит,
Что под ногами лежит./
К тайне, не их ремесла,
К тайне, что мысль их несла.
Мысль о земле и о небе,
Мысль о войне и о хлебе,
Мысль о смертях и любви,
Мысль о потомстве крови.
Мысль и о нас, что пришли
Камень забытый нашли,
Долго хранили молчанье
В камне себя замечая.
*****
Серый точёный гранит
Тайны и наши хранит.
                (19.1.1980г.)

Тверда, в рубцах земля Кавказа,
И цветом – спёкшаяся кровь.
Она, как мы, в местах пореза,
Рубцуем кровью свой покров.
                (1.3.1980г.)

Холодное солнце спешит над горами
Отбыть своё время и дальше уйти.
Поспешно в морозный туман прибирает
Остывшие камни застывшей земли.
****
Скрывает вершины в вечернем тумане
Библейский красавец – седой Арарат,
И жизнь замирает в ночном Ереване,
Скрываясь от холода в дом до утра.
****
Переливаясь под звёздами новыми
Долина с вселенной затеяла спор.
Строки, рождённые стали мне кровными,
В кровь проникая с долины и гор.
                (3.2.1980г.)
     …У меня есть друг армянин. От него я узнал немало интересного о его исконной родине. Но когда я прилетел в Ереван, то вскоре полюбил эту землю, её гостеприимный и работящий народ, его многовековую историю и самобытную культуру...

К   А Р А Р А Т У

По хребтам, размытыми дождями,
По расщелинам, где прячется туман,
По истокам между ледниками,
/Будни разрывая пополам/,       
Я стремлюсь, усталость забывая,
К белым исполинам вдалеке,
Как оковы камней пробивая,
К солнцу рвутся первые ростки.
                (март 1980г.)

Д О Ж Д Л И В Ы Й   Д Е Н Ь

И здесь, на склонах Закавказья,
Гуляют серые дожди,
Смывая в тон однообразья
Армянские черты.
****
В потоках мутных сплав бумажный
Уносит первый день весны,
В душе скрывая след пропажи
И в тёмной бездне вечности.
****
А мир, затянутый дождями,
Беспечно клонит всё ко сну,
Где, одурманясь миражами,
Мы забываем про весну.
                (1.3.1980г.)

Вновь и вновь долина в грязи,
В едкой сырости дождя
И потеряны все связи
С центром тающего дня.
****
Вновь теряет камень краски,
Вулканический свет, тень
И в разлившейся закваске
Укорачивает день.
****
Вновь Давид, водой рожденный,
Потерял всю силу, смысл
И, как молнией сражённый,
Серым пеплом смазан вниз.
****
Вновь оранжевые склоны,
Гребни снежные вершин
Исчезают, непокорный
Нрав, молве злой предрешив.
****
Вновь в сжимающем тумане
Расширяю кругозор
И мечтаю в Ереване
Встретить солнце из-за гор.
                (3.3.1980г.)

Э  Т  Ю  Д

День устал –
Весь серый, сонный
У горы покой нашёл.
****
Утром встал
Весь, весь зелёный…
А всего лишь дождь прошёл.
****
Ночью,
С первою грозою.
                (март 1980г.)

Б Е С С О Н Н И Ц А

Преодолевая склоны в ночь,
обезумевший свет машины,
встревожит сон мой за полночь,
и нет его в помине.
А ночь растянута вселенной
На миллионы лет,
И ждёшь минуты предрассветной
Бессмертию взамен.
Но вновь, очерчивая склоны,
Обезумевший едкий свет
В остаток малый и бессонный
 Очередной врезает след.
                (март 1980г.)

…Головокружение!
Голо окружение.
Нет ни споров о науке,
О двадцатом, сильном в звуке.
О шедеврах старины,
О планете без войны.
О любви лишь только пошлость.
Осточертело!
Тошно!!!
****
Только солнце мир вскрывало,
День надеждой окрыляло,
Гнало пробуждение –
Головокружение;
К высоте – скалы орлиной,
К чистоте – реки бурливой,
К холодку, что скрыт в листве,
К тишине, где мир во мне
Глушит отчуждение –
Головокружение!
                (2.3.1980г.)

Н О Ч Н О Й   Д О Ж Д Ь

Размывая камни склонов,
Прибивая лепестки,
Тёмной сеткой небосклона
Дождь скрывает проблески.
Проблеск звёздного соцветья,
По дорогам звездопад
И красу тысячелетья –
Приутихший Ереван.
Не прорваться в липком мраке,-
Сон и тот в пути застрял.
Мир, испуганный без драки,
Мощь дневную растерял.
И лишь молниям по силе,
Нарушая сон и мир,
Меланхольный нрав стихии
Разрывать лучом на миг.
                (28.3.1980г.)

         …За полночь беспомощно силюсь забыться сном и невольно обращаю свой взор к чёрным и немым небесам, не для поэтического созерцания южного небе, не с мольбой ко всевышним силам, а просто от удобного положения лежать на спине и, самое главное, от бессонницы, которая безжалостно набросилась на меня, как на новую свежую жертву, посланную небом двадцатого века…

Окружён уснувшим миром,
Только тьма царит кругом
Или редкая машина
Взбудоражит сонный дом.
****
В вышине мерцают судьбы,
Долетевшие сюда.
Для кого, в далёкий, трудный,
В путь решилась вдруг судьба?
Облака кочуют ночью –
Не хватает им и дня.
Их бессонница морочит,
Как морочит и меня.
Мне ж даровано природой
Сны смотреть во тьме ночной…
Почему же безвозвратно
Я краду ночной покой?
****
Ограждён уснувшим миром
От назойливого дня,
Только редкая машина
Отвлечёт на миг меня.
                (7.4.1980г.)

Н О Ч Н О Й    Е Р Е В А Н

Ближе к ночи, по дороге
С Арагаца в Ереван,
Мне открылась карта неба,
Кем-то сброшенная вниз.
Она стлалась по долине,
Выгибалась на холмах,
По краям видны созвездья,
Центр туманностью объят.
          
****
Так быть может сам Эйнштейн,
С высоты Альпийских гор,
Бросив ночью скучный взор
На уснувший городок,
Что раскинулся огнями
На невидимых холмах,
Вывел новый свой закон:
«Искривлённого пространства».
                Март. 1980г.


А К К Л И М А Т И З А Ц И Я

От жары и капель крови
Камень трескался надвое,
Пузырился и сгорал…
Всё живое омертвлял.
****
Прах столетьями кружился
Над землёй, где стон ужился,
Где сто, тысячи камней
Заколдованных людей.
****
Карастанская жаровня,
Адская каменоломня
Превращает и меня
В едкий смог на склоне дня.
****
Обескровленный напалмом,
Исходящего из камня,
Опускаюсь, я, как тень
На горячую постель.
****

От жары и капель пота
Я бесчувственен – колода,
И проваливаюсь в сон,
Будто жизнь из тела вон.
                (10.7.1980г.)

        …Ближе к рассвету потянуло южной прохладой, насыщенной  запахами  неведомых  трав, стрекотаньем сверчков, цикад и бог знает ещё кого. Бессонница видно и сама притомилась у моей постели и я, наконец-то, освободившийся, уснул поздним, глубоким сном…

Р А Н Н Я Я    З А Р И С О В К А

Рано утром позолота
Вырисовывает горы.
Луч, как кистью, на полотна
Налагал свои узоры.
****
Виноградные узоры,
Голубые – нитью рек.
Глинобитные заборы,
Где проснулся человек.
Да узоры нашей прозы
Разгоняющих свой сток,
И мои метаморфозы
Тонкой линиею строк.
                (7.4.1980г.)

Ю Ж Н А Я   В Е С Н А

Будто смерч ворвалось лето
Из-за снежного хребта
Изобилием из света
И источником тепла.
****
Потянулись стрелы жизни
Воскрешением Христа,
И в душ рождались песни
Опьяненные слегка.
                (9.4.1980г.)

Только луч скользнул по горам,
Пробуждая новый день,
А жара, всех, без разбора,
До заката гонит в тень.
****
В тень, где продолжает песня,
Жить пернатой суетой,
В тень, где стало ныне тесно
От гонимых теплотой.
                ( 10.7.1980г.)


Лакированные солнцем
Ярко блещут ледники,
Выделяя  смуглость горцев
И рождают родники.
****
Тянут в горы альпинистов,
Манят лыжников с долин
И безумство оптимистов
Не видавшие вершин.

****
И меня зовут вершины,
Где до звёзд рукой подать,
Где полёт не раз вершила
От высот ко мне строка.
                (апрель 1980г.)

А П Р Е Л Ь

Всё беспомощнее вносит
Дождь свой вклад в накал весны…
Истощённого уносит
Раскалённым ветром ввысь.
****
Не парит ещё от зноя
Пробуждённая земля.
И цикад не слышно звона
И дарит стихом меня.
****
Всем сегодня обещает
Разноцветием весна,
А на завтра сообщают:
«Будет снег или жара».
                (апрель 1980г.)

Запоздалым снегопадом,
Ненавистной завистью,
Пронеслась зима над садом,
Обжигая завязи.
****
Небывалое виденье
В дни цветения весны.
Погрузилось в снег владенье
Долгожданной нежности.
                (15.4.1980г.)

З В О Н К А Я   П Е С Н Я

Под зелёный зонт с трезвоном
Залетела стайка птиц,
Здесь спасаясь вновь от зноя,
До заката голосит.
****
Замирает в пёстрой зорьке
Солнце к завтрашнему дню,
Затихает мир зелёный,
Затемнив от звёзд листву.
****
Забываются земляне
От своих земных забот,
Но заливистость звучанья
К звёздам, грёзам их зовут.
                (5.4.1980г.)

З А Р И С О В К А

Вдоль Кавказского хребта
Разгулялись тучи.
Льют они, как из ведра
На резные кручи.
****
На промокшие снега,
Полные речушки,
На святой, святой Гегард
Льют потоком тучным.
                (15.4.1980г.)

НА  ЕРЕВАНСКОМ КЛАДБИЩЕ

Целый день они забыты
Беспокойной суетой,
Их шлифованные плиты
Обвенчали с темнотой.
****
Заколоченные жизнью,
В Хаос выброшены вновь,
Только ночью в жизнь проникнут,
Да и то до петухов.
                (7.4.1980г.)

Эх, как бегают по горам
Грозовые облака.
Очищают даль простора
От насилия песка.
****
Орошают урожаи,
Омывают пёстрый туф.
Нас они освобождают
И вселяют свежий дух.
****
Дух напоенного влагой
И ещё на день вперёд,
Дух наполненного блага,
Что с дождём всегда идёт.
                (16.7.1980г.)

Переполненные мраком
С гор спустились облака,
Ожидаемою влагой
С туч к земле спешит река.
****
Оставляя в небе синем
Разноцветный полукруг,
Разлилась по всей долине,
Вытесняя знойный дух.
****
И уже не вяжет жажда,
Не расплющивает зной
И сверкающей надеждой
Капли бегают за мной.
****
И ещё видать мне тучи
За спектральною игрой,
А оранжевые кручи
Распаляет снова зной.
                (30.6.1980г.)

     …Вот и вечер. Белое, каленое ядро, опалив в последний раз облака и оставив фиолетовую дымку от былого дня, исчезло за горизонтом сизых гор. Жара ещё долго не спадала. Но вот и она сначала засобиралась в душные, фосфорицирующиеся  облака по долинам и ущельям, затем коллапсируя   и, превращаясь в маленькие сгустки и туманности, подымались по вершинам в темнеющее небо, по дороге искажая попадающиеся предметы, то увеличивая их до гигантских размеров, то перенося их из одного места на другое. И, наконец, превратившись в крупные яркие звёзды, уносилась она во вселенную со скоростью света. Но, как бы далеко жара от нас не улетучивалась, а с первым лучом солнца она вновь разрывала тысячи звёзд и освобождённой, демонической энергией, со скоростью света, налетала на голые беззащитные скалы и вершины, не успевшие за короткую летнюю ночь остыть. И снова горит земля, плавится камень, высыхают речушки, а до вечера гигантская парабола неизменной орбиты не даёт срезать адскую дорогу ни на градус, ни на минуту, ни на секунду!
       Боже мой, как прекрасна ночь с разбегающимися  звёздами!!!....

НА   БЮРОКАНСКОМ    КЛАДБИЩЕ

Не взывают мертвецы
Позабытые под камнем.
Как Эллады мудрецы,
Они в вечном ожиданье
****
Им бы звёзды наблюдать
Через линзы телескопа,
Но под камнем мёртвый взгляд
Не отыщет звёзд скопленья.
****
У красивого резьбой
Карастанского хачкара,
Мы с космической судьбой
Тормозим, как у причала.
****
Жизни спёкшаяся кровь,
Превратившаяся в камень,
Заклинающий к нам зов
Отвлекает в нас вниманье.
****
Сколько ж надо линз, зеркал,
Для живущих поколений,
Что б под камень взгляд попал
Из мечтаемых  скоплений?
                (2.7.1980г.) 

       …На четвёртом месяце моих странствий по Армении, я мало чему мог удивляться, но по дороге в Бюракан, я был  более, чем удивлён. Я, просто-напросто, был поражён увиденным!
Мне доводилось и раньше видеть «страны камней», но, то были другие камни и в иных условиях.
      То были камни гладкие до блеска, в пышном покрове голубого мха, и лежали они в жирных, не просыхающих лужах в густом, тёмном лесу, предохраняющем их от всех невзгод и каприз природы. Другие выглядели ничуть не хуже первых и находились они в не менее лучших условиях прозябания.
Здесь же было всё иначе.
        Мне вдруг показалось, что именно здесь Медея встречалась с легендарным Энеем. Что именно у этой церкви, тёмной ночью, она готовила волшебное зелье для своего возлюбленного. Что именно эти склоны Эней распахивал на медных буйволах и именно в эту землю бросал зубы дракона, из которых вырастали воины, перебившие друг друга, и поныне лежащие на горячих склонах горы Арагац в несметном количестве. Что давным-давно, кто-то специально развёл на этих склонах каменные плантации, а урожай оставил собирать горемычному народу, осмелившемуся назвать эти земли своей Родиной.
         Поистине надо обладать легендарным мужеством и каменным упорством, чтобы взяться за адский труд и очистить и без того скудную, перегоревшую землю от драконовского семя, и заложить новые зелёные плантации фруктовых садов и виноградников. Бросить в чистую землю зёрна хлеба, хмеля и новой, невиданной до ныне, процветающей и счастливой жизни…

ЭПИЦЕНТР   ВРЕМЕНИ

Подо мною две тысячи метров,
Предо мной обмелевший Севан
И стою я сегодняшним центром
Соединяющим времена.
****
А от центра назад, вглубь Севана,
Где истоки урартских племён,
Мы, как в храм Матенадарана,
С затаённым дыханьем идём.
****
А от центра вперёд, вглубь тумана,
В бесконечности звёзд и планет,
Без малейшего интервала,
Изучают и множат наш след.
****
Надо мной бесконечность из метров,
А во мне обомлевший Севан,
И иду я, прощаясь вновь с центром,
Замыкающим цепь для меня. 
                (6.7.1980г.)

          …Армения – оранжевая полоска семицветной радужной земли, в сочетании с голубым космосом, даёт зелёную полоску – полоску жизни!

                1  9  8  0 год.               


Рецензии