Подводная лодка ушла, чтобы живой не возвратиться
Морская служба - это такая непростая работа. Нужно уйти в море для того, чтобы смотреть за тем, чтобы враг, который вовсе не есть какая-то отвлеченная или фантастическая категория, а самая, что ни на есть, явная и конкретная, не устраивал водные прогулки в территориальных водах твоей страны.
Подводная лодка – это, прежде всего, очень сложная и продвинутая техника. А любая техника тоже устает, как и человек, выходит время от времени из строя, дает сбои.
12 августа исполнилось 12 лет с тех пор, как ушла и уже не вернулась своим ходом на берег подводная лодка «Курск». На этой лодке погибло 118 моряков-подводников Северного флота. Из них не спасся ни один. Ни один! Баренцево море примет на себя вину за ее гибель и разделит ее, с внезапно взорвавшейся ракетой.
От этого сообщения вздрогнет сначала город Североморск, а потом – весь бывший СССР. И я не преувеличиваю. Мы слушали все сообщения по приемнику, телевидению и ждали и надеялись, что морякам помогут. Было жаркое, как это, лето, многие люди были в отпусках.
Шел 2000-й – год, пограничный между двумя тысячелетиями. Говорят, будто бы такие даты допускают какие-то сильные изменения даже в самые обыкновенные события. Их просто все ожидают. Таков менталитет человечества.
Все, что делалось тогда для спасения моряков, находящихся на субмарине, было как будто в замедленных съемках. Медленно. Все спасательные мероприятия казались слишком нерасторопными! А на лодке несколько суток еще были живы люди. Они ждали помощи, от своих, от тех, кто остался там, наверху. А помощи все не было.
Я хорошо помню, тот день, когда впервые сообщили о том, что случилось возле Североморска. Мы, все жители бывших республик СССР, тоже ждали, что нашим морякам помогут. Мы верили, что помощь придет, как и те, кто был на подлодке. В новостях первое время сообщалось, что слышен какой-то стук в некоторых частях подводного корабля. Это значит, что люди там, во всяком случае, первые несколько суток, были живы.
Когда не осталось надежды на спасение экипажа, было такое впечатление, что трагедия случилась не без вмешательства ответственных за весь мир "миротворцев всех времен и народов" – США. Тем более, в тех краях "миролюбцы" НАТО как раз проводили военные учения. В истории морского дела был ни один случай, когда наши американские друзья «помогали» подводным судам лечь на дно моря или океана навсегда.
Все, что произошло тогда, очень напоминало горькую пилюлю, которую пришлось проглотить.
Потом компетентная комиссия скажет нам всем о том, что детонировала одна из ракет, находящаяся на борту. Однако, при всем нашем уважении к этой комиссии и к ее решениям и выводам, мы все понимаем, что и комиссии бывает, ошибаются, даже если они очень компетентны. Люди, к счастью или наоборот, не боги. Меня до сих пор не убедили в том, что авария случайна. Впрочем, обычно каждый принимает ту версию, которая ему кажется более правдоподобной. К тому же, не всегда в подобных случаях озвучивают настоящие причины аварий. Тем более, что эта авария напрямую связана с настоящим международным скандалом, грозящим перерасти неизвестно во что. Но это – всего лишь впечатление, сложившееся тогда на основе всех тех сведений, которые сообщили нам, зрителям, слушателям и читателям, наши правдивые постперестроечные СМИ.
В те дни мне постоянно приходили на ум слова песни о невестах и женах подводников, также как о матерях, дочерях и сестрах:
На пирсе тихом в час ночной, тебе известно лишь одной,
Когда усталая подлодка из глубины придет домой…
Позже, когда я смотрела документальный фильм о знаменитой предсказательнице Ванге, резануло слух ее предсказание, сделанное задолго до трагедии: «Курск уйдет под воду». Конечно, когда она это сказала, никому никогда и в голову не пришло бы, что Курск – вовсе не город, который никак не мог, кстати, уйти под воду, а новейшая российская субмарина. Мы просто и не знали тогда, о ее существовании.
Американские миротворцы не впервые оказывались ближе всех к месту аварии советских, российских атомных лодок. Лодки К-19, К-129, К-278 - «Комсомолец» тоже потерпели разного рода аварии. Только первая из них, которую моряки окрестили «Хиросимой», сразу начала выдавать приколы, еще во время своего спуска на воду, когда не разбилась о борт бутылка с шампанским, а сама лодка «приклеилась» к стапелям. Все остальные были вполне разумными лодками, мало того: они имели очень хорошие технические характеристики и нужны были «главным миротворцам», какими, как вы и понимаете, были, есть и всегда останутся, наши американские друзья, для того, чтобы конкретно разобраться в некоторых вопросах, касающихся их особенностей.
Потом все те же американцы снимают документальные и художественные фильмы о том, что на этих лодках произошло, предварительно помогая реальным прототипам, а не героям фильмов, измерить глубину моря в тех местах, где они находятся на момент встречи с американской субмариной. Кстати, погибшие на подводных судах люди для них – ничто.
Я не буду останавливаться на том, как вышли из строя все выше перечисленные лодки, хотя прочитала об этом кое-какую информацию. Ясно как день одно: для того, чтобы случился сценарий беды, почти всегда оказывалась помощь и поддержка наших заокеанских друзей.
Прошло двенадцать лет после гибели «Курска». Кое-что уже забылось, горе людей, непосредственно связанных с этой трагедией, несколько притупилось. Но то, что вопросы по поводу этой аварии не исчерпаны, так же, как не исчерпаны они в отношении и Чернобыльской катастрофы, повлекшей за собой большие изменения, как на политической карте, так и на экономической, нет никаких сомнений.
Потому что все эти аварии, которые на первый взгляд выглядят чисто техногенными, могут иметь совсем другие причины. И важнейшая из них – ослабление государственности. Это ослабление, хотя организовывалось как бы извне, но проводилось оно все-таки, внутри страны, своими силами и средствами. А аварии – это уже последствия этого явления.
Свидетельство о публикации №212081501690
Вячеслав Вячеславов 03.10.2013 07:48 Заявить о нарушении
Ирина Некрасова 03.10.2013 09:34 Заявить о нарушении