Дух, душа и тело

1. Общие положения.
Бог есть дух. Иоанн. 4:24.
Ангелы есть духи. Евр. 1:7, 14.
Человек создан по образу и подобию Божию (Быт. 1:26). Не Бог – по образу и подобию человека, а человек – по образу Божию. Поэтому нелепо приписывать Богу какие-то телесные, плотяные человеческие черты. Дух плоти и костей не имеет (Лук. 24:39). Значит, подобие человека Богу (Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому) состоит в его духовной сущности, в его духе. Человек – это тоже дух! Дух, подобно Ангелам (Евр. 1:14, 7), имеющий тело. Только тело земное, душевное, а не небесное, духовное (1 Кор. 15:40, 44), как у Ангелов.
Христос – Бог, дух, воплотившийся в человеческое тело и во всём уподобившийся человеку (Евр. 2:14, 17; Фил. 2:7; 1 Тим. 2:5).
А человеку Бог обещает обратный путь: от земного тела к духовному, от воплощения к жизни в духе: “А сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых…равны Ангелам…” Лук. 20:35-36.
Неоспоримо, Бог есть личность. Ангел есть личность, человек тоже есть личность. Напрашивается сам собой очень важный постулат: носителем личностных свойств в духовном и материальном мире является дух. Именно дух.
Определяющими характеристиками личности приняты интеллект, эмоции и воля.
Интеллект – это мыслительные способности, включающие: сознание, мышление, разум, мудрость, подсознание, интуицию, память, совесть.
Эмоции – субъективные (личные) реакции на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде радости и страха, удовольствия или неудовольствия, любви или неприязни, гнева или умиротворения и т.п.
Воля – способность сознательно управлять своими действиями, преодолевать трудности для достижения поставленных целей; сознательное стремление к осуществлению чего-либо, упорство, настойчивость; возможность и права поступать по своему усмотрению.
Исходя из приведённых рассуждений, мы приходим к выводу, что основной, главной, главенствующей частью человека является дух, его дух,  дух человека. Это вечная сущность человека, это носитель личностных свойств. “Я” человека – это его дух; дух человека – это его “Я”.
Здесь мы говорим о том “Я”, которое и является мной и “нами”, где бы и когда бы “Я”, “Мы” ни существовали.
2. Дух.
Приведем некоторые места священного Писания, подтверждающие, что именно дух является вечной личностной сущностью человека.
“ Боже духов всякой плоти ”. Чис.16:22.
“…Мы. …не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?” Евр.12:9.
“И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его”. Екл. 12, 7.
“В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти”. Иов 12:10.
“Господь…..образовавший дух человека внутри его”. Зах 12:1.
“Ибо кто из человеков знает, что в нём, кроме духа человеческого, живущего в нём?” 1 Кор. 2:11.
“Подумали, что видят духа…Дух плоти и костей не имеет”. Лук. 24:37-39.
“…чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа”. 1 Кор. 5:5.
“Но вы приступили…к духам праведников, достигших совершенства”. Евр. 12:23.
“Господи Иисусе! Прими дух мой”. Деян. 7:59.
“Тело без духа мертво”. Иак. 2:26.
“Христос…ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед проповедал”. 1 П. 3:18-19.
“Ибо для того и мёртвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом”. 1 П. 4:6.
Прежде всего обращает на себя внимание, как Бог именует Самого Себя. Он- Отец духов, Он – Бог духов, Он – Бог духов всякой плоти.
Отец духов – надо полагать, всех духов, существующих во Вселенной, в том числе и духов всякой плоти, то есть духа каждого человека, духа человеческого, живущего в нём, в человеке. Здесь говорится о духе, как о самостоятельной единице, которая живёт в человеке. Значит он, дух, может существовать, жить и вне человека, т.е. вне его плоти, его тела.
И действительно, апостол Иоанн отмечает, что в день воскресный он был в духе, то есть его “Я” было вне тела (Откр. 1, 10). Но это выражение может восприниматься ещё не вполне однозначно. А вот такое, как: “вознёс меня в духе на великую и высокую гору и показал мне…”, вполне определённо говорит о том, что дух Иоанна, то есть он сам, но без тела (тело его оставалось на острове Патмос), был перемещён в пространстве. В пределах ли Земли или за её пределами, - для духа это уже не существенно.
В этих выражениях заключены три очень существенные истины. Первая, это то, что дух – вполне самостоятельно существующее явление. Вторая, что дух в состоянии, он способен, и очень тонко способен, воспринимать объективный окружающий мир, оценивать его, восторгаться им. И третья. Дух, возвращаясь в тело, сохранил полученные им видения и знание и уже на уровне человеческой плоти передал их всем последующим поколениям. Вся книга Откровения получена, воспринята Иоанном не человеческим умом в его физиологическом понятии, а духом, вне тела. Апостолом  Иоанном, но не тем, которого видели ученики, которого власти ссылали на каторгу, который изнемогал в своём ветшающем, изнурённом непосильным трудом и условиями жизни теле. Откровение Иисуса Христа Церкви Своей передано Иоанну, как духовной личности, сконцентрированной в его духе. Таким образом, мы знаем как бы двух Иоаннов: самого юного из Апостолов человека Иоанна, написавшего Евангелие и три Послания по своей памяти, от своего ума, вдохновлённого Духом Святым, и Иоанна, как духа, который воспринял непосредственно от вознесшегося Иисуса Христа Его откровение.
Нечто подобное было и с Апостолом Павлом. Он говорит: “Не полезно хвалиться мне; ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, -   в теле ли - не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает, - восхищен был до третьего неба.  И знаю о таком человеке, только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает, что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать”.  2Кор.12:1-4.
Павлово “не знаю” говорит о том, что он не осознавал своего тела в этот момент восхищения. Но то, что было восхищено – его сознательная сущность, он все же именует человеком. Но мы-то понимаем, что это состояние аналогично Иоанновому. То есть, Павел был в духе, дух Павла был восхищен в рай. Это дух его слышал слова и понимал, но пересказать их человеку, находящемуся в теле, невозможно. 
Случай с Иоанном и Павлом указывает на то, что возможности духа, как личности, значительно превосходят возможности телесного человека, а также на то, что именно дух человека является главенствующей составной частью человека, а тело – лишь его временным материальным вместилищем.
В этом смысле особенно образно звучат слова апостола Павла “получить сообразно тому, что он делал, живя в теле” 2 Кор. 5:10. “Живя в теле” здесь читается, как “когда жил в теле; в тот период, когда жил в теле; в то время, когда Ты (Я) находился в теле; в той фазе твоего, (моего) бытия, когда Ты (Я) был на Земле”.  Сейчас, во время земной жизни, он, мой дух, обязан что-то выполнить и по завершению этого земного фрагмента моего бытия отчитаться пред Христом и получить соответствующее в своём последующем бытии.
И всё это относится только к духу, всё это является его обязанностью, его ответственностью. Только он, дух человеческий, который живёт в нём, в человеке, а тело, плоть – это вместилище духа, его земная хижина.
Человек в целом – это форма материального бытия нематериального существа, духа. Потому что сам дух плоти и костей не имеет, то есть тела не имеет.
Поэтому, когда Писание говорит о Боге, как об Отце, то подразумевает, что Он отец не просто этой земной глины, а самой сущности человека. То есть Он отец нашего духа. Не просто Творец, а Отец. Мы родные Богу не по плоти, а по духу. Богу нужна не наша плоть – эта временная оболочка нашей неумирающей сущности, а сама наша сущность, наш дух.
Смертью человека, как существа земного, является выход духа из тела, возвращение духа от временной формы бытия к вечной, от пребывания на Земле – в духовный мир. Поэтому в Писании идёт речь о спасении духа.
Христос в период Своей земной, телесной смерти духом сошёл к находящимся в темнице духам людей, умерших во время потопа.
Мёртвый – к мёртвым?! Нет. Живой – к живущим! Так, как будто-бы ничего и не произошло! А, действительно, ведь для Бога ничего особенного и не произошло: Он как имел дело с духами, так и продолжает. Независимо от того, где они находятся: на небе, на Земле или в преисподней.
“Бог есть Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова. Бог не есть Бог мёртвых, но живых”. Матф. 22:32.
Вся Вселенная Его, и от Его “Духа” никуда не укроешься. Он Отец наш, Отец наших духов. Он и печётся об их спасении. Он, наш Бог, через Иисуса Христа приводит многих Своих сынов в славу (Евр. 2:10). В славу от чего?. От поругания, от измены, от отвержения! Поэтому наш дух должен покориться Отцу, чтобы присоединиться после земного бытия к духам праведников, достигших совершенства.
Таким образом, наш дух, и именно он, является нашей вечной сущностью, подлинным нашим “Я” и он один ответственен за своё настоящее и будущее.
Но, чтобы нести эти высочайшие функции, дух должен обладать всей совокупностью свойств, характеризующих его как духовную единицу, духовный индивидуум, духовную личность.
Вот почему мы считаем, что интеллект, эмоциональность и воля – это неотъемлемые свойства, качества духа, именно духа.
Дух человеческий как личность не может быть чем-то половинчатым, ущербным, чем-то обладать, а чего-то не иметь. Дух человеческий также полноценен, как и все остальные духи, живущие во Вселенной. Особенностью духа человеческого является лишь то, что он в земном бытии ограничен материальностью, живёт в человеческом теле и ограничен пребыванием на Земле.
Сердце человека. Что такое сердце человека? Не как орган тела, - это сегодня понятно, - а в смысле, употребляемом Священным Писанием.
Из анализа Священного Писания следует, что выражение “сердце человеческое” это синоним понятия “духа человеческого”. “…Господь…образовавший дух человека внутри его….” Зах. 12:1. Когда Писание использует термин сердце, то имеется в виду дух человека, как его центральная, сердцевинная часть. Дух – сердце, из которого источник жизни (Пр. 4:23), разумеется, не телесной, а духовной. Хотя и телесной тоже, но духовной – в первую очередь.
Поэтому в Писании всё, что относится к духу человеческому, относится равно и к сердцу человека и, как правило, понятие сердца человеческого однозначно может быть заменено понятием духа. Например, место “Он создал сердца всех” Пс.32:15 звучит так же, как у Захарии 12:1. В связи с этим мы будем говорить одновременно о духе и сердце человеческом как об едином понятии.

3. Интеллект.
В соответствии с ранее приведённой формулировкой под интеллектом понимают прежде всего разум, способность мыслить, способность сознательно или подсознательно воспринимать объективные духовную и материальную реальности. Способность сопоставлять, анализировать, принимать решения. Способность абстрактно мыслить, творить, создавать что-то новое, доселе неизвестное и несуществующее.
Приведём некоторые места Священного Писания, указывающее на наличие перечисленных свойств в человеческом духе и в сердце человека. Но места, относящиеся к духу и сердцу, приведём раздельно для того, чтобы было легче сопоставлять. Вначале об интеллекте духа.
“Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца”. Пр. 20, 27. “Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение”.  Иов. 32,8.
“...дух разумения моего ответит за меня”.  Иов. 20,3.
“...духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов”. 1 Кор. 2,15-16.
“Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии”. Рим.8,1.
“...Беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает”. Пс. 76,7.
“...Хотя мой дух и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом, буду петь духом, буду петь и умом”. 1Кор. 14,14-15.
“Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти”. Гал 5,16.
“Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом...”. Еф. 6,18.
Теперь приводим места, говорящие об интеллекте сердца.
“Мудрость почиет в сердце разумного”. Пр. 14,33.
“Сердце разумного ищет знание”.  Пр.15,14.
“Сердце твое будет только вспоминать...”.  Ис. 33,18.
“И ты скажешь в сердце твоем:...”. Ис. 49,21.
“И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время”.  Быт. 6,5.
“Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую” .  Рим. 2,15.
Вдумываясь в смысл приведённых мест, прежде всего обращаешь внимание на то, что практически нет разницы между определениями «дух» и «сердце».
Разум, ум исходит от духа; равно и из сердца. Дух судит, рассуждает мыслит; и сердце - тоже. Дух говорит и сердце -  тоже. Из этого следует, что понятия «дух» и «сердце» в Библии тождественны.
Мы  специально   привели   места,   где   употребляются одновременно слова «дух» и «сердце». В этих текстах слова «дух» и «сердце» можно заменить одно другим, либо поменять местами и при этом смысл предложения абсолютно не меняется.
Например: «Беседую с духом моим, и сердце мое испытывает». Или «Светильник Господень - сердце человека, испытывающий все глубины духа». Просто здесь говорится об определенной функции духа - сердца человеческого. О функции контроля. В духе - сердце человеческом заложено такое качество, такое свойство, которое способно, как бы самостоятельно, как бы со стороны объективно оценивать состояние и действия самого духа - сердца.
Это качество, свойство, часть, функция (называйте как-угодно) интеллекта в Писании именуется совестью. В небиблейской литературе и в разговорной речи людей этот термин тоже широко и полноправно используется. Только никто научно объяснить не может, где и какой частью мозга, и почему это делается.
И все же, если говорить техническим языком, то совесть можно сравнить с задающим элементом автоматического прибора-регулятора. Когда измерительная часть прибора фиксирует реальную измеряемую величину, то она автоматически сопоставляется с заданной и при наличии разницы прибор выдает управляющую команду. Всё вместе составляет один прибор, но он вмещает в себя разные функции, в том числе и самоконтроля.
Нечто подобное выполняет и часть интеллекта, именуемая совестью. Она выполняет контрольные функции морали.
Конечно, задающая часть автоматического регулятора должна быть настроена на определенную величину. Так и совесть человека должна быть настроена. То есть совесть человека воспитуема, настраиваема. Совесть, как часть интеллекта, имеет свойство обучаться, тренироваться, освящаться. Да, освящаться!
Освящение, как отделение от мира, можно сформулировать так. Это объективное познание Бога, Его воли, Его нравственных законов. Это научение совести Богом; это освобождение человеческого духа от власти сатаны, его низменных безнравственных принципов и задание совершенно новых высоких, святых принципов жизни. Именно об этом говорят нижеприведённые высказывания из Библии.
Прежде всего слова Апостола Павла из послания к Римлянам:
“Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую”.  Рим. 2,15.
И ещё несколько мест приведем.
“Имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою.,...”.  Евр. 10,22.
“Для чистых все чисто; а для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть”.  Тит. 1,15.
“Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей...”. Тим.4,1-2.
“Но не у всех такое знание: некоторые и доныне, с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное, как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется”.  1Кор.8,7.
“Имея надежду на Бога, что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных, ...и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми”.  Деян.Ап. 24,15-16.
“...Крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа”.   1Петр.3,21.
Из этих высказываний ясно, что совесть есть основная часть интеллекта человеческого духа, человеческого сердца. И для того, чтобы правильно и с пользой для вечности выполнять своё назначение, она должна быть очищена, научена, стать сильной, доброй (а не плохой), непорочной, то есть должна быть освящена чрез Слово Божие. И для этого необходимо всё время подвизаться, чтобы беречь её, совесть, от осквернения, от пороков и не допустить её сожжения.
Хотелось бы ещё раз повторить, что дух человеческий, сердце человека обладает высочайшим интеллектом, способным через разум сознательно познавать объективный, реальный материальный и духовный миры, познавать самого себя и Бога. Да, Бога! Мы не оговорились. Здесь уместно привести следующий текст.
“Ибо, что можно знать о Боге, явно для них (человеков, прим. авт.), потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны”.  Рим.1,20.
Но кроме сознательного инструмента - ума, мудрости интеллект человека располагает ещё и подсознанием. Это труднообъяснимо на нашем языке, но мы каждый в себе это ощущаем, замечаем. Это таинственное свойство человеческого духа иногда именуют интуицией, догадкой, когда это касается вопросов познания. Но и к Богу мы можем обращаться на сознательном уровне - умом нашим и на подсознательном уровне - духом. Здесь вроде бы наблюдается противопоставление духа и ума, но это только кажущееся. Потому что и ум, и сознание, и подсознание, и интуиция - это всё свойства духа.
Поэтому, когда речь идет о духовных проявлениях, то они могут происходить и на подсознательном уровне, как бы независимо от моего ума.
“Хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом”.  1Кор. 14,14-15.
Это сложная, таинственная, духовная область жизни человека.
Ясно лишь одно, что вся духовная деятельность человека сосредоточена в духе. Дух является генеральным штабом такого феномена, как человек.
“Ибо извнутрь, из сердца (читай, духа) человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутри исходит, и оскверняет человека”.  Марк.7,21-22.
Таким образом, весь человек там, внутри, а то, что снаружи, это его фасад, это маска, которую он считает нужным носить. Нутро человека, его дух, сердце может быть безобразным и соответственно - внешняя видимая жизнь таковой. Но при безобразном нутре такой человек, если ему это нужно, может одевать совершенно приличную маску. Даже маску святого человека!
Богу же нужно, чтобы во внешнем выражении личности отражалось внутреннее святое состояние человеческого духа, сердца.
В данный же момент нам кажется очень важным усвоить, что именно дух человека является его главенствующей частью, как существа духовного, хотя и живущего в материальной оболочке. И, что человек, это не только физиологический высокоорганизованный живой автомат, который, будучи однажды запущен, самообеспечивает свой рост, развитие, лечение (на задуманный Творцом срок - 70-100 лет!), но и духовный высокоорганизованный живой автомат, который способен к нравственному самовоспитанию, к самоконтролю, совершенствованию, принятию решений и их осуществлению.
Именно эти способности, эти возможности возлагают на него ответственность за свое состояние в сем веке и будущем.
Чтобы избежать кривотолков и возражений, сразу оговоримся, что, когда речь идет о проявлении, действии, жизни духа верующего человека, то мы исходим из того, что он возрожден, рождён от Бога, имеет помазание от Святого Духа и Его водительство. Только при этом дух человеческий способен на что-то доброе, святое. Без Бога он просто не в состоянии этого делать. Он мертв для Бога и находится под властью другой силы.


Воля

Интеллект человека - духа человеческого обеспечивает его объективными знаниями, и субъективной оценкой их. Жизнь человека сопряжена с постоянным принятием решений и их реализацией. Вся активная деятельность человеческого духа на внутреннем, духовном уровне и на материальном уровне осуществляется волей человека, волей человеческого духа. Человеческому духу, как и всякому духу во Вселенной, Бог дал это свойство и право действовать самостоятельно, руководствуясь собственным выбором.
Поэтому человек властен направлять свою внутреннюю умственную деятельность, свое мышление, помыслы в том или ином направлении, а также и внешнее проявление своей личности. И достигается это таким качеством, свойством духа (сердца), как воля.
Приведём некоторые места Священного Писания, отображающие это свойство.
“Во свидетели перед вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь дабы жил ты и потомство твое,...”.  Втор. 30,19.
“А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос”. Деян 18:5.
“Потому что обрезание - мы, служащие Богу духом...”. Филип. 3,3.
“Свидетель мне Бог, которому служу духом моим..”. Римл. 1,9.
“Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти”. Гал 5,16.
“Если же вы духом водитесь, то вы не под законом”. Гол 5:18.
“И твердого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он”. Ис. 26,3.
“И духи пророческие послушны пророкам”. 1Кор. 14,32.
“Что город разрушенный, без стен, то человек не владеющий духом своим”. Пр.25,28.
“И не быть подобным отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим”. Пс. 77,3.
“Так говорит Господь: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом, и ничего не видели!” Иез 13,3.
“Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишён славы своей”. Дан.5,20.
“Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем...”. 1Кор.7,37.
“Сын мой! Отдай сердце твое Мне”. Пр.23,26.
“Если ты управишь сердце твое, и прострешь к Нему руки твои…” Иов 11,13.
“О Господи! Вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих”. 4Цар.20,3.
“Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением: ибо доброхотно дающего любит Бог”. 2Кор.9,7.
“Если вы не послушаетесь, и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие и прокляну ваши благословения, и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца”. Мал 2,2.
“Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их;” Еф.4,17-18.
“Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода, или колена, которых сердца уклонились бы ныне от Господа, Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь, такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: „Я буду счастлив, не смотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего;”  Втор. 29, 18-19.
Прочтя эти места Писания, можно ещё раз подчеркнуть, что воля человека проявляется его духом, его сердцем. То есть, человек обладает свойством волевых действий, самостоятельностью поведения. И это относится не только к его внешнему поведению, к его внешней деятельности, но также и к внутренней. Внутренняя, духовная деятельность человека, происходящая по его инициативе, либо навязываемая сторонними духами, подконтрольна совести человека и подвластна его воле, если он находится в правильном отношении с Богом.
Дух - сердце человеческое может подчиниться либо противиться Богу, смириться либо ожесточиться, быть верным или неправым, согласным либо упорным и т.д. Это воля человека, его право. Так и любое действие человека по отношению к другим людям, и вообще в любых жизненных ситуациях - в воле человека.
Мы уже отмечали, почему так важно наличие воли человека. Это потому, что оно влечет за собой ответственность человека за его поведение, за его выбор. И все это совершается духом - сердцем человеческим. Бог в своем суверенитете предоставил всем духовным личностям, в том числе и человеку, свободную волю. Даже в отношении к Самому Себе.


Эмоциональность
Под эмоциональностью понимают, как указывалось выше, способность человека воспринимать объективную реальность с чувственной реакцией удовлетворения или огорчения, радости - печали, любви - ненависти, восторга - уныния и т.п. То есть, личность это не холодный автомат, который, может быть, очень точно фиксирует изменения окружающего мира, но существо, которое способно выражать свое отношение к этим изменениям. И это отношение к происходящему, это эмоциональное восприятие может быть действеннее для личности, чем простые количественные изменения воспринимаемого.
Принято считать, что, чем выше интеллект человека, тем эмоциональней он воспринимает объективный мир. И, наоборот, чем выше эмоциональность личности, тем выше его интеллект. При этом, очевидно, будет неверно поставить знак равенства между понятиями эмоциональности и чувственности. Первое более относится к духу, к сердцу человека, то есть к его внутренней сущности, а чувственность более присуща физиологической структуре человека.
Мы делаем эту оговорку, потому что в служении Богу, часто подлинная эмоциональность подменяется обычной физиологической чувственностью, и глубинные духовные восприятия и переживания ограничиваются поверхностными проявлениями.
Рассмотрим некоторые места Писания, свидетельствующие об эмоциональной способности духа (сердца) человеческого.
“...И проснулся фараон, и понял, что это сон. Утром смутился дух его, ...”. Быт 41,7-8.
“И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем”. Лук.1,47.
“...а ещё более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его;”  2Кор. 8,13.
“...возвестить сетующим на Сионе, что им... вместо унылого духа дается славная одежда;”  Ис. 61,3.
“Не будь духом твоим поспешен на гнев; потому что гнев гнездится в сердце глупых”.  Екл.7,9.
“И вошла к нему жена его Иезавель, и сказала ему: „от чего встревожен дух твой, что ты и хлеба не ешь?”  ЗЦар.21,5.
“И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них. Ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими”. Пс. 105,32-33.
“В ожидании их в Афинах, Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов”. Деян. 17, 16.
“Веселое сердце делает лицо веселым, а при сердечной скорби дух изнывает”. Пр. 15,13.
“Да веселится сердце ищущих Господа”. 1 Пар. 16,6.
“Братья! Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение”. Рим. 10,1.
“От конца земли взываю к тебе в унынии сердца моего: возведи меня на скалу, для меня недосягаемую”. Пс. 60,3.
‘Утроба моя! Утроба моя! Скорблю во глубине сердца моего, волнуется во мне сердце мое, не могу молчать; ибо ты слышишь, душа моя, звук Трубы, тревогу брани”. Иер. 4,19.
Мы привели только незначительную часть мест Писания. Но и она охватывает большую гамму личностных чувств: смущение, радость, успокоение, уныние, гнев, тревогу, огорчение, возмущение, веселие, желание, скорбь.
И все это воспринимается духом - сердцем человека. Это его свойство, одна из его функций.


Душа
Предлагаем вам проанализировать высказывания Библии, где употребляется термин „душа". На наш взгляд, там совершенно ясно вырисовывается два основных понятия слова "душа": первое, это жизнь; и второе, это внешнее выражение имеющейся сознательной жизни, её отражение через чувства, то есть это, по сути, эмоциональность, эмоциональные качества духа, его эмоциональные функции.
Слово "эмоциональность" не евангельское, это более книжный термин, а на евангельском языке "эмоциональность" звучит как "душа". Эмоциональный - это значит душевный (чувственный).
Первое понятие - "жизнь". Оно отражает жизнь в самом широком смысле этого слова. Жизнь как субстанция, жизнь в противоположность неживому. Жизнь как явление вечное и как явление временное. Феномен материальной жизни. Мы понимаем, что в Природе, во Вселенной есть живое и есть неживое. Конечно, сформулировать понятие жизни в философских категориях мы затрудняемся, а физиологическая формула жизни, как обмен веществ, весьма примитивна даже в отношении материальной формы жизни. Потому что обмен веществ - это не цель, а средство, способ поддержания жизни, причем, её низших форм. А жизнь, даже инстинктивная, не говоря уже о сознательной, нечто гораздо большее, более высокое, чем просто обмен веществ.
А духовная форма жизни? Как её сформулировать на нашем земном языке? Когда Бог говорит о Себе, о Своей жизни,   то   Он   употребляет   термин   Сущий,   что   по древнееврейски - Иегова.
„Бог сказал Моисею: Я есмъ Сущий''. (ИсхЗ,14). Сущий, существующий, Который есть, был и будет.
Так вот, слово душа тоже употребляется для того, чтобы показать, что кто-то есть, существует, живет - от простейших материальных существ до Самого Бога! Бог в этом смысле тоже имеет Душу.
Приведем места Писания, отражающие первый смысл слова "душа" - жизнь.
“И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду её, скотов и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так”. Быт 1,24.
“Ибо душа всякого тела есть кровь его…: всякий кто будет есть её, истребится”. Лев. 17,14.
“Потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает”. Лев. 17,11.
“И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою”. Быт. 2,7.
“Это сыны Лии, которых она родила Иакову в Месопотамии, и Дину дочь его. Всего душ сыновей его и дочерей его - тридцать три”. Быт 46,15.
“Это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ”. Быт 46,22.
“Скажи сынам Израилевым, если какая душа согрешит...”  Лев. 4,2.
“И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони”.  Быт. 35,18.
“В руке Его душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти”.  Иов. 12,10.
“В городе люди стонут, и душа убиваемых вопиет, и Бог не воспрещает того”.  Иов 24, 12.
“И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более "того, кто может и душу и тело погубить в геенне”.  Матф. 10,28.
“На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством... за то, что предал душу Свою на смерть...”.  Ис. 53,11-12.
Подобных мест в Писании множество. Нo, думаю, и этих достаточно. Из них очевидно, что термином “душа” обозначается и временная жизнь любого материального земного тела, и вечная жизнь духа: человека и Бога. В этом смысле наиболее показательно место: “убивающих тело души же (как вечной жизни, примеч. Авт.) не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу (вечную жизнь, примеч. Авт.) и тело (временную жизнь, примеч. Авт.) погубить в геенне”, ( то есть, в вечной гибели, именуемой второй смертью, примеч. авт.)
Думается, что с первым смыслом понятия души как жизни всё совершенно ясно.
Теперь проиллюстрируем второй смысл понятия души, как реакции духа на окружающий мир, как внешнего выражения или проявления жизни, но не физиологической её сущности, как это было в первом значении, а в более высоком значении – эмоциональном, отображающем духовную личность. В этом смысле понятие души применяется только в отношении человека, ангела и Бога, то есть, в отношении духовных существ.
“…и они будут терпеть за своё беззаконие, за то, что презирали законы Мои и душа их гнушалась постановлениями Моими”. Лев. 26:43.
“…душа Ионафана прилепилась к душе его”. Цар. 18;1.
“…и как они избрали собственные пути, и душа их находит удовольствие в мерзостях их, - так и Я употреблю их обольщение и наведу на них ужасное для них; потому что Я звал – и не было отвечающего, говорил – и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что неугодно Мне”. Ис. 66:3-4.
“Так надежду человека Ты уничтожаешь….Но плоть его на нём болит и душа его в нём страдает”. Иов 14:19-22.
“…душа моя сильно потрясена”. Пс. 6:4.
“…моя душа будет радоваться о Господе”. Пс. 34:9.
“…Тебя жаждет душа моя”. Пс. 69:2.
“Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя; они бремя для Меня; Мне тяжело нести их”. Ис. 1:14.
“Душа Моя скорбит смертельно”. Мф. 14:34.
Из приведённых мест следует, что душа радуется и скорбит, жаждет и гнушается, находит удовольствие, прилепляется и ненавидит.
Если мы сопоставим эти способности души с эмоциональными способностями духа, сердца, то обнаружим, что они абсолютно одинаковы. То есть Писание часто пользуется термином «душа», чтобы выразить эмоциональную реакцию духа. Таким образом, мы вправе под душой понимать эмоциональную функцию духа как личности.
Итак, душа – это составляющая духа, а не самостоятельная часть человека. Поэтому оказывается невозможным четко разграничить эти понятия. Душа – эмоциональное проявление духа. Но эта функция, равно, как и воля, чрезвычайно важна в жизнедеятельности человека. Особенно, верующего, который должен жить по духу, по разуму, а не чувствами. Чувства очень часто вступают в жестокую борьбу с разумом. Особенно при соблазнах и искушениях. Именно чувства являются источником той внутренней борьбы, которая заставила Апостола Павла воскликнуть: «в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего» (Рим.7:23). Примеры: голод, страсть, толкающие человека на безрассудные поступки. А слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно «проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Это выражение Апостола Павла подчёркивает не самостоятельность атрибутов человека: души и духа, а их органическую слитность. Слово делит неделимое. Подобно, как в физическом естестве: составы и мозги. Думаю, здесь указывается на единство элементов скелета: суставов и костного мозга. И как их разделить? По-человечески это невозможно.
Но как бы душа ни была тесно связана с духом, являясь его составляющей, Слово даёт силу, преимущество духу, его интеллекту
Особенно сильно это разделение духа и души, рассудка и чувств в верующем человеке. У него совесть очень тонко и остро реагирует на не соответствие голоса духа и души, разума и чувств. Нечистого человека совесть не судит. Такого именуют бессовестным.

Вечность

Итак, Бог вечен, Он сущий, вне времени. Ангельский мир, сопровождающий бытие Бога, вечен. Вселенское зло в лице самого диавола и ангелов его, вечно. То есть духовный мир, духовные существа вечны. Поэтому и человеческий дух, как составная часть духовного мира, вечен. Вечен дух, вечна и душа. Во-первых, и как жизнь духа и, во-вторых, как его функция – эмоции.
Вечны, как видим, все духи, независимо от того, на стороне ли они Бога, или против Него. Материальный мир создан Богом для того, чтобы разделить духовный мир. Отделить от верного Ему духовного сообщества противников (Иоан.5:29), изолировать противные духи в озере, горящем огнем и серой (Матф.25:41;  Откр.20:10,15; 21:8), в мраке вечной тьмы (Пет.2:17).
Так что главная истина по отношению к человеку остается непреложной. После биологической смерти тела жизнь духовная продолжается. Продолжается вечно! И условия вечной жизни человека целиком зависят от образа жизни на земле. Вечность с Богом или с Его противником.
Проблема спасения духа от вечной гибели является первой, главной, и серьезно говоря, единственной в земной жизни человека (2Кор.5:10).
Причем, участь человека определяется Богом нелицеприятно. Объективно и совершенно праведно.
«Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» Пс.118:137.

Я.Д.Диордиенко
28 января  2009 г.


Рецензии