Некоторые мысли об актёрском ремесле
************
Некоторые мысли об актёрском ремесле.
Современный русский язык настолько засорён, замусорен словами и словечками сомнительного свойства, что диву даёшься, как он ещё это насилие терпит!?
Я эту тему адресую прежде всего начинающим и будущим актёрам! Именно Вам, дорогие мои юные друзья, пользоваться этим богатством национальной русской культуры.
***
Актёр, любой, начинающий или уже преклонных лет, всегда отличается или правильнее сказать - выделяется из так называемой"толпы" чем-то особенным, что сразу приковывает наше внимание к его персоне, не правда ли? Что - то есть в его ,то ли фигуре, то ли его пластике "ненормальное",некая изюминка...
Он, актёр, ни как -ВСЕ(!), что-то в нём «просвечивает», как сейчас говорят - неадекватное. Толи это-манера поведения, толь одет, может быть не по "моде"!? А вся тайна его(актёра)в его постоянной, никогда не прекращающейся работе над...собой! Актёрский мозг - постоянно загружен, а зачастую и перегружен, что и оставляет свой определённый отпечаток на его психике.
***
Окончив театральный ВУЗ, иные молодые люди полагают, что ну, вот теперь-то всё, я могу называть себя актёром(актрисой) на законных основаниях!? Сразу огорчу, увы, ещё нет! Формально -ДА, но, НЕТ! Парадокс? Конечно. Именно это, на мой взгляд и есть ТЕАТР СОВРЕМЕННОСТИ - ТЕАТР ПАРАДОКСА!!! Кто-то сказал(увы, не помню!),что научить актёрству нельзя, можно только НАУЧИТЬСЯ! Золотые слова! Это так и есть, проверенно на практике! Можете верить!.. Дело в том, что уважающий себя актёр, окончив обучение в соответствующем учебном заведении и поступив на службу в театр, продолжит учиться... у старших коллег, ведущих актёров, у режиссёра, буквально у всех! Так поступает умный, думающий актёр. Скажу больше, актёр всю свою жизнь - учится! Этого требует профессия, современный театр, время.
***
Актёр, это настолько тонкий инструмент в руках режиссёра, что перекосы вправо или влево могут либо надорвать артиста, ежели он перегружен работой(ролями),либо, если актёр будет не до гружен, а иной раз и вовсе слоняющийся без работы(ролей),что подтолкнёт актёра к пропасти - деградации и в ближайшей перспективе, как следствие, потери профессии! Именно режиссёр ответственен за судьбу начинающего, да и не только начинающего артиста. Но, вот самому артисту не следует уповать на это и ждать у моря погоды!
***
Самому артисту просто как воздух необходим(особенно сегодня!) -универсализм! Да, да, именно так .И я в этом совершенно убеждён. Только универсальный актёр сегодня востребован!
А потому именно к универсализации и нужно стремиться. И тут, как ни крути, приходим вновь к тому, о чём я уже говорил - учёба! Учась, впитывая в свою"копилку" то что"Видишь и Слышишь"(!),конвертируя накопленное, вы постепенно становитесь актёром - универсалом. Плюс к этому ежедневный тренинг по всему спектру разминок, упражнений и т.д.Плюс спорт, плюс -здоровый образ жизни и вот уже вы в форме, ВЫ ГОТОВЫ!.. принять вызов(предложение)сняться в кино, сыграть Гамлета!..
***
Из каких компонентов складывается актёрская профессия?
Личный мой опыт показывает, что без самообразования, чтения литературы, жадности познания, самосовершенствования, ты в профессии – никто! А если сюда присовокупить ещё и некоторую толику дара Божьего(талант), без коего не поступить в театральный институт или училище, планка требовательности поднимается на высоту, для многих, увы, недосягаемую.
Не случайно эти рассуждения я начал с русского языка, акцентируя внимание читателя на его засорённости словами – уродцами, с оттенком пошлости и цинизма, равнодушия и глупости.
Давно известно, что существует так называемый разговорный язык, литературный,, профессиональный (жаргон, сленг) и тот на котором говорят актёры на сцене – сценический язык.
Согласитесь, как человек мыслит, так и говорит, думает «топорно» - и говорит вздорно.
В данном случае мой акцент на словах – ДУМАТЬ, МЫСЛИТЬ!
Важнейшее качество человека – ДУМАТЬ! Актёра – вдвойне!
Думать вообще не вредно, говорят, а думая, ты волей неволей, начнёшь сопоставлять какие – то вещи, сравнивать те или иные, события, то есть будешь – АНАЛИЗИРОВАТЬ!
Аналитика – основа основ актёрской профессии, это моё глубочайшее убеждение!
Дело в том, что театр, это то - самое место где «встречаются два одиночества» - РАЗГОВОРНЫЙ и ЛИТЕРАТУРНЫЙ языки, и от того кто и как будет «переплавлять» их в – сценический язык, представьте себе, зависит успех будущего творения театра, да и его авторитет в целом.
Знаю по себе, окончив учёбу в училище, ты забрасываешь тренинги, упражнения всякого рода, куда подальше, убеждая себя, что мол, при необходимости, вспомню и позанимаюсь.
Уверяю вас – нет, не вспомните и не станете заниматься! Лень всему помеха! Мы, разумеется, тут же оправдаем себя, рассуждая – КОГДА? Репетиции, спектакли и прочая работа!?
Давно известно, человеку свойственно оправдывать себя, даже если он в чём – то не прав. Такова суть наша людская.
Пока ты молод, успевай во всём – в деле, любви, развлечениях!.. Но, не жертвуя, не добьёшься желаемого!
Актёрскую профессию просто необходимо любить, а вот будет ли эта ЛЮБОВЬ взаимной, часто зависит от НАС самих!
К.С. Станиславский сказал, что «Театр начинается с вешалки.» И это ПРАВДА, если понимать этот афоризм в широком смысле. А если вспомнить ещё одну блестящую мысль Великого реформатора театра о том, что – «Любите в себе ТЕАТР, а не себя в ТЕАТРЕ!», то мы имеем на лицо ЗОЛОТУЮ ФОРМУЛУ АКТЁРСКОГО РЕМЕСЛА – ВХОДИ В ТЕАТР С ЧИСТОЙ ДУШОЙ И СЕРДЦЕМ, ЛЮБИ ЕГО И БУДЕШЬ ВОЗНАГРАЖДЁН!
***********************************
Разумеется, никто не отменял такое понятие как ТЕАТРАЛЬНАЯ (сценическая) ПРАКТИКА! Ежедневная, вдумчивая, изобретательная. Я имею в виду не только репетиции, участие в идущих спектаклях, но и тренинги перед репетициями, собственно сами репетиции, анализ проведённых творческих поисков в репетиционном процессе, то есть всё то, что входит в понятие ПРАКТИКА.
Итак, обозначим те составляющие актёрского ремесла, которые являются его сутью:
1) Учёба, театральное образование.
2) Саморазвитие.
3) Практика.
Как мало, но и как много!..
Каждый из приведённых т.с. пунктов включает в себя огромный объём работ, и преодолеть его сможет только влюблённый в театр ПОДВИЖНИК!
Да, всё это так. Отчего ж тогда нынешний наш театр, какой – то… «малосольный», не рыбы, ни мяса? Не яркий, не ВЗРЫВНОЙ, а если говорить в открытую – СЕРЫЙ, НЕИНТЕРЕСНЫЙ?..
Артисты - безлики, духовно постны, дремуче невежественны, этакие «утончённые», самовлюблённые бездарности?..
Разумеется, среди этой затхлости встречаются временами и одарённые люди, которым приходиться очень нелегко существовать в этой мутной, сонной атмосфере паутинной лености и брезгливости. И очень часто эти редкие самородки растворяются в суетности, обыденности, незаметно для себя теряя самобытность (дар), разменивая его, на рутинную суету необходимостей быта и гаснут, превращаясь в одного из… многих безликих, серых амёб.
*********************
Я назвал эти мои заметки «Некоторые мысли…» вовсе не для неких рекомендательных целей или, не дай Бог, как какое – то «пособие» по мастерству актёра! И уж тем паче ни как «панацея» решения творческих актёрских проблем.
Но, цель этих заметок в том, что бы как – то обозначить, высветлить направление возможного движения развития актёра как творца и создателя образов, цельных, органичных, колоритных.
*******************
ОТСЕБЯТИНА!
*************
Несколько слов о существующей творческой «грязи», шелухе, которая очень часто на театре подменяет собою истинное мастерство, выдавая себя за… «органику». Набор таких «инструментов» артистического «саквояжа» широк – от наигрывания - (НЕ ПРОЖИВАНИЯ!), до ОТСЕБЯТИНЫ!
Слово – ОТСЕБЯТИНА, мною понимается как актёрское перевирание авторского (драматурга) текста, с добавлением слов собственного сочинения, или как эту грязь ещё именуют… «импровизацию»!
Сюда же можно отнести и не точное выполнение мизансцен, (расположение, движение артистов в данной конкретной ситуации).
Такого актёра сегодня можно назвать – некорректный актёр, а если по-простому – ЛЕНИВЫЙ, необязательный артист, отбывающий на площадке (сцене) вынужденную повинность!
Нужен ли ТАКОЙ актёр современному театру? Думаю, что не только НЕ НУЖЕН, но и ВРЕДЕН для театра, ибо он, этот горе – «самородок» РАЗРУШИТЕЛЬ ОСНОВ театральной сути как таковой, а суть НАШЕГО, РУССКОГО театра – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР, и я бы добавил – ПАРАДОКСАЛЬНОГО РЕАЛИЗМА.
***
Застольный период и молодой артист.
Репетиционный процесс в театре всегда начинался именно с этого периода, обозначенного, как – ЗАСТОЛЬНЫЙ период. Он нёс на себе, или заключал в себе, смысл, основу всего процесса создания спектакля и ролей актеров, в том числе тонкости взаимоотношений персонажей, анализ текста пьесы, ролей и т.д.
Застольный период это своеобразный фундамент, так называемый – нулевой цикл, скрывающий в себе и разбор (анализ) всей пьесы драматурга, разбивку на эпизоды и прочая актёрско-режиссёрская кухня, которая мало интересна читателю – зрителю, но очень важна для творческого коллектива, приступившего к работе над будущим спектаклем.
Сейчас по театрам страны пошло поветрие, своеобразный демарш… «АВАНГАРДА» - недоучек – невежд, крушащих всё старое, отжившее (по их мнении!), и внедряющих повсеместно СЕБЯ, СВОЁ так называемое «ТВОРЧЕСТВО».
Они не взялись с неба, эту СЕРОСТЬ наглую породило ВРЕМЯ и МЫ! Да, да, именно так – МЫ, наше поколение, ТЕ из нас КТО ЗАДАВАЛ общую тональность развития или деградации существующего на тот момент театра в стране.
Таким образом, вдруг «пропал» занавес, появилась странная манерка общения артистов в спектаклях - невнятное пробурчивание текста, пластическая скудость и невыразительность жеста, мизансценическая аморфность и иллюстративность, наконец, ОТМЕНИЛИ грим!..
Отмена грима и отказ от занавеса, это шаг, на мой взгляд, в сторону от ТЕАТРА! Но, позвольте, а чем, же заменили? Как известно – свято место, пусто не бывает… СЕРОСТЬЮ и БЕЗДАРНОСТЬЮ – СОБОЙ!!!
Таким же образом отказались и от ЗАСТОЛЬНОГО периода и стали ЕГО проводить (читайте, совсем отбросили!), как «модернисты» выражаются – «На ногах», этакий… «фуршет».
Невежды и недоучки всегда рвались во власть во всех сферах нашей жизни, во все времена теснили трудяг и умниц на периферию активной жизни, а то и вовсе уничтожали, СЖИВАЛИ СО СВЕТА БЕЛОГО! Меньше народа – больше кислорода, цинично вещали «новаторы»!..
Но, и борьбу противоположностей тоже никто не отменял, иначе жизнь замерла бы и погибла…
Театр тоже подчинён этому закону мироздания и именно поэму живёт и здравствует. Другое дело, в какую сторону направлена его энергетика, для людей или во имя корыстных целей, ибо верная оценка ситуации даст должный результат состояния, в нашем случае, театрального «организма».
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ!
*******
Внимательный читатель вполне может поинтересоваться, а почему в заголовок вынесено слово – РЕМЕСЛО, но не ПРОФЕССИЯ?
Всё дело в том, что для меня эти два понятия как бы дополняют друг друга, а если быть более точным «вытекают» одно из другого.
На мой скромный взгляд, изначально молодой человек должен освоить, предварительно сделав правильный выбор, ремесло, овладеть им, укрепившись в нём и стать мастером, лишь после этого, следует «входить» в ПРОФЕССИЮ, то есть трансформироваться в ВЫСОКОКЛАССНОГО специалиста, мастера экстра-класса! Иными словами МАСТЕРА – УНИВЕРСАЛА, специалиста, которому подвластно ВСЁ на МАСТЕРСКОМ, УНИВЕРСАЛЬНОМ уровне.
Образованный, эрудированный, пусть и начинающий актёр, должен помнить по истории, как русского, так и зарубежного театров, банальную истину по поводу спиральных повторов событий, как в мире, так и в театрах, в том числе его реформах – преобразованиях, и понимать, что происходящее ныне уже БЫЛО и не раз!
Отсюда следует одно из важнейших качеств современного артиста, которым он должен обладать, это – САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ!
В театральные учебные заведения приходят молодые люди зачастую сразу после школы, ещё практически дети, не имеющие ни жизненного опыта, ни навыков общения, одним словом – юные создания, готовые к восприятию или учёбе выбранного дела, в данном случае – театрального, хочу надеяться, любимого дела.
Осваивая начальную стадию вводного курса в постижении театральных наук, студент обязан учиться и… СОМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.
Такого специального предмета в программе обучения нет, но умный учитель (руководитель курса), обязательно заострит на ЭТОМ внимание молодых людей, которые отныне должны чётко понимать – для них началась так называемая – ВЗРОСЛАЯ жизнь, а это прежде всего – ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ОБЯЗАННОСТИ!
Иными словами САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ это -САМОДИСЦИПЛИНА, САМООРГАНИЗОВАННОСТЬ.
Жёстко? Да. И только так, ибо личностное формирование молодёжи ещё НЕ ЗАВЕРШЕНО, и МАСТЕР курса ОБЯЗАН ПРОДОЛЖИТЬ ВОСПИТАНИЕ студентов через «прививку» САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, контролируя ход течения обучения своих подопечных лично!
Сегодня резко НАЗРЕЛА тема ВОЗВРАТА нашей молодёжи в русло ПРОСВЕЩЕНИЯ, реального, но не слащаво -бестолкового!
Сегодня НЕВЕЖЕСТВО преподносится как «просвещение» в ярком, золотистом фантике, которое с удовольствие, да простите меня, «пипл хавает»!
И вновь позволю себе вернуться к тому с чего начал, к языку вообще, и к сценическому в частности. Ведь действительно, как человек думает, так и говорит, если думает вообще…
Тут напрашивается сам собою вопрос, отчего наши люди так любят афоризмы?
Не от того ли, что самим думать лень, а?
Слышу массу возражений, да только это моя точка зрения, не более того.
Работая с молодыми актерами, я диву давался, насколько ребята косноязычны, неспособны грамотно и чётко формулировать свои высказывания, суждения, поражался скудости их лексикона!..
Невольно отмечал НЕЖЕЛАНИЕ молодых артистов продолжать УЧИТЬСЯ, но, всякий из них готов УЧИТЬ!
Современные молодые люди, увы, мало читающие люди, иначе, отчего это вдруг в интернете появились так называемые краткие изложения – пересказывание классической и всякой иной литературы? Есть спрос, есть и предложения!
**************
См.продолжение.
Свидетельство о публикации №212081500388
Алексей Курганов 15.08.2012 21:19 Заявить о нарушении
С уважением-Арк.Чужой.
Аркадий Чужой 16.08.2012 14:58 Заявить о нарушении