1994 г 15 октября. Разруха в головах

       Геращенко подал в отставку, и доллар упал до трех тысяч. Вряд ли это надолго.  Кто-то наживает бешеные деньги на этом.
+5. Солнечно.

19 октября перед сном принял таблетку тригана, и спал более спокойно, даже летал над землей, правда,  низко, поджав ноги и руки к телу,  а ладони раскрыв, как бы опираясь на воздушную подушку. Во сне так просто летать, удивительно, что наяву нельзя.

Убит журналист Дмитрий Холодов, копавший под Бурлакова, командующего ЗВГ, а сейчас  замминистра обороны, в бытность в Германии, подарил сыну Грачева Мерседес, а сам Грачев вывез  50 Мерседесов. Следователю сказал, якобы ему разрешил Ельцин. Зачем тогда надо было  переправлять их тайно через  прапорщика, окольно, чтобы никто не знал? Ельцин заявил, что считает Грачева порядочным человеком, а пресса завралась.  Идет страшное разочарование правлением Ельцина.

Правление демократов ничуть не лучше коммунистического. Почти полный развал    страны, а они говорят, о стабилизации.  Никому нет дела,  о том, какое воровство идет на ВАЗе.  Все хотят урвать свой кусок, а о  рабочих никто  не хочет думать, как  и о самом заводе, который дышит на ладан.  Возможно, зреет нарыв народного недовольства, итоги могут быть очень печальными.

Иногда в хронике 20-90 годов, где показывают здания, улицы, немногочисленных людей,  поражает атмосфера именно того времени, которую не передашь, никакими современными средствами. Вдруг узнаешь,  да,  именно так в детстве выглядели улицы,   и свое настроение, и даже образы мыслей — нечто вроде растерянности перед подавляющим холодным равнодушием каменных зданий.

Всё чуждо и отстранено, словно здания испытывали враждебность к человеку,  возможно, помня тот шок от кровавых убийств, прокатившихся когда-то по этим улицам. Здания построены в прошлом веке, не признавали нынешних хозяев,  которые вели себя с повышенной развязностью, как бы пытаясь защититься ею от неуверенности и понимания своей самозванности.

24 октября третий день солнечно,  температура выше нуля, сегодня +8, но снег в тени не тает. На даче грязно, укрыл виноград. Закрыли сезон.
Хлебниковы приехали с Украины. Гена:

— Украина агонизирует. На зарплату можно купить три ведра картошки или килограмм колбасы.  Некоторые живут без жиров,  на стол нечего поставить.
Все же отдал свою машину Сергею. Тот уже посадил ему аккумулятор. Гена констатирует: молодежь не ценит ничего, всё им легко достается.  Превратился в шофера, отвозит сына и его товарищей в Курумоч, летят в Турцию за товаром.

Украинцы транслируют фильмы, вызывающие ненависть к русским: в голоде 30-х годов виновны русские, они же раскулачивали украинцев и конвоировали в Сибирь со зверской жестокостью.

Быстро наладили производство таких фильмов, хоть какая-то да работа. Хотя большинство понимает, что русские тут ни при чем. Но фильмы могут оказать влияние на молодежь, капля по капле камень точит. Похоже, национализм не скоро умрет.

Тененбаум презрительно относился к Достоевскому и за то, что тот не любил евреев, поляков, и не сомневался в его непорядочности, которая жгла его всю жизнь — намек на сплетню, что он изнасиловал 12-летнюю девочку, и за это его судили.

Я не читал о таком факте. Вероятно,  и не столь существенном для Дост. о нем должны говорить его книги, а не факты его биографии.

Снова на огромной высоте, внизу море, а я на конце длинной балки, всем телом обнимая её, зачем-то едва дополз до самого края, а назад пятиться неудобно, и не спрыгнешь, высота в километр, катер видится таким маленьким, на нем приехали из Сухуми в Батуми.

Выбросил все свои стихи. Только в молодости можно так писать.

Увидел в продаже мороженую хурму по полторы тысячи, недорого, взял 2,5 килограмма. Плоды маленькие, отобрал семь штук на оттаивание. Съел три штуки и почувствовал тяжесть в желудке. Счел, что они ещё были холодными и поэтому такое ощущение. Доел остальные через час-два, и тогда понял, что засорил себе желудок. Которое за ночь так и не прошло, не помогла и таблетка фестала. Придется пить одну воду, пока не прочистится желудок. А у меня было намерение попоститься, так как снова с трудом застегиваю брюки — расслабился, перестал следить за собой, стал пить чай с сахаром. Надо входят в норму.

28 октября в девять утра пошел получать бандероль из Саратова, которую вернули наложенным платежом из редакции. Неприятно. Молодая работница открыла перед нами отдел и начала расставлять коммерческие товары. Я не сдержался и повышенным тоном выговорил, что этим надо было заниматься до открытия почти.

К её чести не стала оправдываться, и начала отпускать клиентов, одна на два отдела, сократили из-за того, что клиентов очень мало, но в час пик выстраивается ощутимая очередь. Она вернула мне паспорт, я небрежно сунул его в карман плаща, с намерением переложить получше, и забыл про него. Взял бандероль и пошел на микрорынок, где купил зубную пасту. Возле подъезда взял палки для томатов, вернулся домой, сунул руку в плащ и обомлел — паспорт наполовину высунулся из кармана, чудом не потерялся.

И я мог бы не сразу кинуться пропажи, так как голова занята другим. Тяжелая, то ли от повышенного давления, то ли от низких туч. Вот было бы дело! Не хватало мне неприятностей. Видно, не судьба — бегать в поисках пропавшего паспорта. Мне всё хочется сделать наилучшим образом, предвидеть какие-то неприятности, подстелить соломки, сделать запас.

Два месяца назад сказал Гене, что я купил два мешка сахара, он было тоже согласился, но не купил, а сейчас сахар в три раза дороже. Эта предусмотрительность меня радует, но что-то делаю не так, и не всё идет, как мне хочется. Нет терпения, дождаться. Не могу создать алгоритм счастливой, или, хотя бы спокойной и благополучной жизни.  Вероятно, это и невозможно.

Вчера Явлинский раздраженно крикнул с трибуны госдумы:

— Разруха у вас в головах, а не в государстве.

30 голосов не хватило, чтобы сбросить правительство Черномырдина.

Сегодня перед Госдумой выступил Солженицын.  Мне понравилась его речь, со всеми доводами согласен. Конечно, можно сказать, что речи не хватало блистательности, ораторского искусства, глубины и законченности мыслей. Но и то, что он говорил, было достаточно для того, чтобы прислушаться и обеспокоиться, хотя он говорил всем известные истины, но, собранные воедино, они составляли силу. К тому же, это говорил великий человек, сделавший больше всех для свержения коммунистов.

Но, примерно, 30% членов думы его не слушали, кто читал, кто писал, а кто разговаривал. Большинство было равнодушно и считало выступление писателя пустой тратой времени, ничего не меняющей, уж они-то знали, что не сделают так, как он хочет. Сотрясение воздуха.

Солж не критиковал президента, чтобы не обострять и без того сложную обстановку. Ельцин и без него достаточно уронил свой рейтинг, да и в СМИ достаточно критики в его адрес. Народ понял, что он не оправдал доверия. Но и исчезла надежда, что другой будет лучше, все они одним мирром мазаны.  Парламент плох, но и в других странах не лучше, сами таких выбирали, и новые выборы не принесут изменения, потому что хороший человек не лезет во власть, и мы вынуждены выбирать плохих.

Не зря Екклесиаст говорил: всё суета сует. Не нужно   трепыхаться — зряшное занятие.   И я перестал суетиться. Но новости слушаю, читаю газеты и расстраиваюсь. Но и обложиться ватой тоже неинтересно — это не жизнь.  На заводские митинги не хожу, неприятно слушать глупые речи. Выступить самому? А что изменится после этого? Всё останется на своих местах. В молодости навыступался,  и лишь нажил врагов. Надо быть добрее. Я стал мягче, чем был в молодости, но ничего не могу поделать с раздражительностью, которая, вероятно, идет от больного организма, всё раздражает, хотя и сдерживаюсь, очень редко даю волю своим чувствам и мыслям.

Звонок в дверь. Я ждал Ладу с Никой, и поэтому сразу открыл дверь. Стоит Валера Охлопков.

— Спички, — прошипел он.

Я молча принес спички.

— Ключей нет, где-то оставил. Скоро жена должна прийти.

Пригласил его подождать у себя. Он вошел в сапогах, сел на стул в прихожей, начал снимать сапоги, пачкая линолеум, который я только что вымыл. Стал объясняться:

— А мы могли бы быть друзьями. Соседи. Я закурю? Тогда на кухне. Совсем не куришь? И не пьёшь? Дай выпить.
— Не дам, потому что ты уже хорош. Ты словил кайф?

— Нет,  мне очень плохо. Тошнит. Ты ничего не понимаешь, у меня родители пили, дрались, я их разнимал, потом сам пить начал, хотя понимал, что я должен быть лучше родителей, но так получилось. Понимаешь? Ничего ты не понимаешь. Дай выпить. Не дашь? Покажи твою библиотеку. У тебя очень мало книг. Очень.

— Мне хватает.  Больше и не нужно.  Я библиотекой пользуюсь, — я закипал,  хотелось взять его за шкирку и выставить за дверь, но сам виноват,  зачем пригласил? Хотел, как лучше, а получилось, как всегда, как сказал Черномырдин. Почему я должен разговаривать с пьяным? Сказал, что мне надо идти на работу во вторую смену, и он принялся собираться уходить, хотя проговорил:

— Не очень-то приятно сидеть на ступеньках в подъезде.
— У тебя же в подъезде есть друг, с которым пьёшь, пойди к нему? (Зачем ко мне пришел, если есть друг?)
— Да. Есть. Скоко время? Час? Скоро жена придет. Ты не обижайся на меня.

Наконец вышел. Это мне наука. Не надо любезничать с пьяными. Хотя я ему ничего плохого не делал, он вознелюбил, возможно, за то, что я не пью с ним, не такой, как он, не стараюсь подружиться с ним. Десять лет назад Галя зачем-то позвала меня к себе в комнату, то ли на его день рождения, пьяный Валера увидел меня:

— А знаешь, что я могу тебе сделать? Я могу тебя убить.

Я промолчал и сразу ушел. Хотя руки чесались, избить его противную рожу. Плохой из меня христианин. Я не могу смиряться, слишком много гордыни, то ли генетической, то ли от воспитания, передалось от матери, у которой гордыни в два раза больше, чем у меня:  я понимаю свою заурядность, она же считает себя божьей избранницей, лучше всех.

Год назад Галя по секрету сообщила, что они купили видеомагнитофон, но Валера не хочет, чтобы это было мне известно.

Я промолчал, хотя удивился, почему так? Неужели он думал, что я стану ходить к нему смотреть видики? Скорей, боялся, что я стану разбалтывать и дойдет до воров, что у него есть видик. Впрочем, могут быть и другие мотивы.
Снова звонок в дверь. Молодая женщина, сгибаясь под тяжелым мешком:

— Помогите чем можете.

— Ничего нет.

Хоть бы мешок спрятала.

30 октября. Я бы предпочел не родиться, чтобы не мучиться, не страдать,  не знать всех земных мерзостей.  По сути, человек самое мерзопакостнейшее животное. Подавляющее число людей агрессивны к своему же виду, а те которые добры, просто больны психически. Однако меня никто не спрашивал,  хочу я или нет? Пожалуй, жизнь бы прекратилась,  если бы родители задались вопросом, скажет ли им чадо спасибо за своё рождение? Это эгоизм, потакание собственным низменным инстинктам, желание в старости иметь уход и кусок хлеба.
Человек не должен существовать, он никому не нужен. Кому нужна плесень? Цивилизация нанесла вред всему живому на Земле. Это раковая опухоль на теле Земли,  и она непременно исчезнет. Иного пути нет.

Я не верю в инопланетян и в НЛО.  Это всё выдумки скучающих людей. А если что и видно, то это просто пока не объяснимые физические эффекты, я согласен с Оккамом. Не надо преумножать сущностей. Трудно представить, что более развитая цивилизация мирилась бы с существованием такой жестокой и кровожадной цивилизацией.  Мы в роли подопытных кроликов? Слишком жестоко для них.  Хочу верить, что более развитые, должны быть добрее.

Случайно увидел, как Дима Фомин перекладывает на конвейер сборки нерихтованные карданы. Не моё это дело, но подошел, спросил, в чем причина такого странного поведения?

— Со сборки прибежали,  сказали, что у них нет карданов, нужно побыстрее отправлять.

Ему даже не объяснили суть работы контролера, поставили, кое-что сказали и ушли, как обычно у нас это делается, всем наплевать, пусть сам учится, если захочет. Я объяснил ему, что со сборки не могут ему приказывать, и нерихтованные карданы ни в коем случае нельзя отправлять на сборку.

Потом подошел к Бузыниной, которая бригадиром у Димы, и рассказал ей о его проступке, чтобы и она ему внушила и в дальнейшем поняла, что нужно объяснять суть работы контролёра. Интересная случайность: до Димы на кардане работал тоже Фомин, но Валера. Занялся бизнесом и ушел от нас.

1 ноября. Утром вышел из дома позже обычного. На остановке Леня из второго подъезда, сел на свободное место рядом со мной. По обыкновению, рассказал новости бригады:

— Много брака, никому дела нет. Миша Исаев с женой Анной погиб полмесяца назад — поехали на дачу в Переволоки. Сначала машина сбила Анну. Миша это увидел и поспешил к ней, и его сбила едущая машина, а вторая переехала. Лицо не узнать. Остался один сын 22 лет.

Несмотря на то, что их обоих уволили за пьянство, всю помощь по похоронам оказал цех. Закономерный финал.  Я предвидел, что он умрет от болезни, но алкоголиков болезни не берут.

4 ноября. Внезапно сильно похолодало до -10.  До этого дня держалась стабильная температура -8, днем +10, изредка шли дожди,  и я думал, что зря поспешил закапывать виноград, опять сопреет. Занес купленную картошку, из четырех ведер одно сгнило, но уже ведро продают за пять тысяч, так что, я пока не в убытке, хуже будет, если ещё одно ведро сгниет, но, вероятно до этого не дойдет, не успеет.

Солнечно. Небольшая облачность. Несмотря на первую смену физическое состояние великолепное, жить можно.  Поневоле поверишь в эти циклы.  Часто вспоминаю Сергея Шмелева.  Очень жалко парня,  это несправедливо, что он не дожил до этих дней.  Хотелось бы узнать, где Славка Чернов? Но только узнать, не дружить.  Не думаю, что он поумнел. Скорей всего,  он спился, а с Галей развелся.

За Николая я спокоен, этот не пропадет, хотя мы давно уже стали чужими, и перестали понимать друг друга, и делали ошибки по отношению друг к другу. Мне, наверное, не стоило высылать его письма, он мог подумать, принять это как за прекращение дружеских отношений. А я думал, что ему будет приятно прочитать свои юношеские письма, хотел доставить приятное.  Он же высылал мне вещи, в надежде, что я выгодно их продам, и поделюсь с ним выручкой, я же на такой бизнес не способен. Опять не поняли друг друга.

Пролетело три недели без Вики,  дни летят со страшной скоростью, некогда скучать, но чувствую, что отдохнул от жены, стал ждать ее. Три раза звонила. Удобно с телефоном.

Можно поражаться лени наших властей, которым ничего не надо, лишь бы удержаться у власти короткий срок, а потом трава не расти — ничего не хотят делать для народа. Если и делает что-то, то под принуждением.

6 ноября. Уже сейчас в разговоре между собой уверенно прогнозируем: Ужо достанется Ельцину после его ухода, то-то поизмываются всласть,  поболее, чем над Горбачевым. Тем более, есть над чем.

Мне не нравится Каданников, хотя бы потому, что развел слишком много жуликов, запустил з-д, дисциплину, всё на самотеке, да к тому же, вполне вероятно,  что он крупный вор, и при всем при этом его прочат,  и, чуть было не выбрали премьером, завлекали, когда просили и взяли денег у завода. Конечно, идеальных людей нет, но не надо воров выставлять порядочными людьми, а это сейчас стало сплошь и рядом.

Если поверить, что история повторяется, то, значит, вполне вероятен скорый приход диктатора, правда, нового типа, может быть, не такого жестокого и ГУЛагов не будет, но репрессий не избежать, без них порядка в России не будет.

В Прессовом цехе работница, вместо одного листа железа, под штамп положила два, чтобы быстрее выполнить норму и уйти домой. Под ударом второй лист выскочил и начисто отрезал голову торопыге.  Это судьба или несчастный случай? Видимо,  не раз проделывала подобный опыт, всё сходило с рук, а в этот раз случай наказал нарушительницу ТБ.

Год назад соседи поставили железную дверь, которая каждый раз при закрывании гулко хлопает, стукаясь об железо, так что мы первое время вздрагивали от неожиданности. Я попросил Валеру что-нибудь сделать,  хотя бы приделать кусок поролона, чтобы смягчить удар. Валера сумрачно посмотрел на меня и сказал:

— Привыкните.

Ничего не осталось, как привыкать. Но вряд ли к этому можно привыкнуть. Говорят, выбирай не квартиру, а соседа. У советских людей такой возможности не было. Я лишь стал умнее, понял, что каждое действие чревато последствиями, намного превышающими само действие. Самое разумное, ничего не делать, терпеть. Только лишь в этом случае судьба может быть благосклонной.  Может,  но не обязательно милостивой. Как выпадут кости? Но кто их бросает?

Сам человек может выбрать себе дорогу. Но будет она счастливой или нет,  не от него зависит, а от бросающего кости. Вполне возможно,  никаких костей нет, просто слепая случайность на фоне бесконечного множества, где может выпасть и очень редкая случайность — остаться в живых там, где другой бы погиб. Некоторые закончили войну без единой царапины, а дома погибли от нелепой случайности. Как тут не поверить в судьбу?

Наслаждаться чтением книг Петрушевской невозможно. Да, талантлива,  но читать ее будут единицы, снобы,  которые хотят выделиться из толпы, показать, что они не такие, как все.

Это всё равно, что есть один перец без гарнира. Кусочек можно отхватить, но и только. Так же и Достоевского, не каждому, не у  многих возникнет желание перечитать второй раз его произведения, для этого нужна здоровая психика, то есть у нормального человека такой потребности не возникнет. 

Да, гениальный писатель, но не беллетрист, им же не был великий Лев Толстой, но им был Ал. Толстой.  Пожалуй, лучше его никто не владел стилем и словом. Удивляют восхваления "Калины красной".  Ажиотаж возник только лишь потому, что ему первому разрешили показать уголовный мир. Разумеется, и до него показывали, но это было так давно, что убогий фильм приняли за нечто талантливое. Шукшин посредственный актер, такой же режиссер,  и никудышный писатель. Многие критики понимают это, но стыдятся сказать: а король то голый. Про мертвых плохо не говорят.  Но и лишняя похвальба не нужна.

В очереди за яблоками пенсионер нервно тараторит:

— Чтоб они все сдохли! Единственным, хорошим царем был Петр I.
— А скольких он погубил? В процентном отношении больше, чем Сталин, — не выдерживаю я.
— Зато он мощное государство создал,  а эти развалили, — зло обрушивается на меня он.

Я отвожу взгляд, чтобы не провоцировать на себя его бесконечный монолог о мерзостном нынешнем правительстве и горькой участи народа.

— Лопотун, — говорит одна из женщин в очереди, — Всё не наговорится.
Он берет свои пять килограммов яблок и уходит. То ли ему, бедному, не с кем дома поговорить, то ли психически больной.

Звон усиливается. Могу и года не прожить — инсульт,  не дай Бог, паралич, идиотизм. Лучше всего сразу умереть.  Это не страшно, это необходимость,  закономерность.  Хуже всего — нет никакой надежды на излечение, даже раковый больной надеется, что у других рак вылечивался и у него может пройти, а у меня беспросветно.

По  радио передают,  что обнаружили учёные: каждого человека окружает рой фотонов, которые покидают, за день, недели, месяцы, если человек должен умереть. Мол,  разгадка этой тайны дает ключ к пониманию жизни. Окружают ли эти фотоны сейчас меня, или уже покинули? А жизнь будет продолжаться, будет ласковый дождь.

Раз за разом убеждаюсь, что не удается подстилать соломку — сдувает.
Лена Бычкова добавила, что Исаевы пили с друзьями и пошли в комок через дорогу за новой порцией спиртного. Миша видел, как иномарка сбила Аню и не остановилась, а вторая, переехавшая её, остановилась, и потрясенная женщина потом рассказывала, что свидетелем был мужчина, но он куда-то пропал.  А Миша в шоке ушел в лесопосадку, полностью разделся и умер, так его и нашли раздетым. Кто-то сказал, что он бросился к Анне через дорогу и тоже попал под машину.

Трагедия? Да. Но эту трагедию они сделали собственными руками, протягивая руку к бутылке.

Уязвимость буддийской философии в перевоплощение разных животных после смерти — человек плохого поведения после смерти рождается шакалом, или другой мерзкой тварью,  которая по сути своей не может грешить, так как неразумна.  Вообще логику в вероисповеданиях не надо искать, так как  вера не может быть логичной.

Любовь к нимфеткам идет от детской влюбленности. Они слишком хорошо помнят свою возлюбленную, её нежную кожу, чистое дыхание,  плотное тело,  изумительный,  неповторимый запах, присущий только такому возрасту,  и вот этот запах волнует больше всего.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/15/761


Рецензии