Высокое искусство и массовая культура

Рукописи не горят (Булгаков)

Высокое искусство всегда было достоянием немногих, так как его творцы должны были достичь высочайшего уровня развития. В результате искусство часто оставалось не востребованным, не понятым, забытым. Иногда шедевры, созданные в далёком прошлом вдруг находили неожиданный отклик у последующих поколений и даже у других народов, сознание которых постепенно возрастало до понимания более высоких материй.

В то же самое время, всегда существовала массовая культура, творческие представители которой всегда создавали пусть не столь высокие, однако доступные пониманию большинства современников продукты творческой реализации. Часто бывало так, что  поэты и писатели, а так же певцы и музыканты, будучи модными и популярными, бывали забыты поклонниками ещё при своей жизни, а те, кого не замечали, высмеивали или даже преследовали от непонимания, триумфально были вознесены посредством прославления их произведений, слава о которых способна жить тысячелетиями.

Справедливо ли то, что высшие получают внимания и похвал меньше тех, кто восхваляем чрезмерно за меньшие заслуги? Но в чём же заключается высшая справедливость? Разве не могли те, кто творили не ради славы свои божественные произведения высокого искусства снизойти до общего уровня, чтобы создавать более простые стихи, музыку, песни для того, чтобы быть обожаемыми поклонниками, или просто вкусно есть, мягко спать, пользоваться благами, предлагаемыми за польщение вкусам современников? Видимо, не могли.

Почему многие поэты, писатели, композиторы, музыканты, певцы так надменно (или неразменно?) отрекались от благ цивилизации и продолжали заниматься не популярными в народе видами и жанрами искусства, терпя бедность и насмешки, могут знать только они сами. Но причина, побуждающая их поступать таким образом несомненно, есть. Какая же?

Лично я считаю, что то, что создаётся ради популярности, для получения чего-то от других людей, представляет из себя не слишком высокую ценность для души самого творца. Не возьмусь спорить, что массовое искусство так же создаётся с душою и для души, однако не все души вибрируют на одном уровне, а стало быть, высочайший уровень искусства обречён на одиночество.

Существует легенда о египетской поэтессе, творившей свои невероятные по красоте и силе звучания стихи в глубокой древности. Слушая их, невозможно было сдержать слёз счастья, конвульсий восторга. Однако, вместе с её смертью большинство лучших стихов бесследно исчезли. Я не знаю объяснения, однако могу предположить, что те стихи были живыми частями личности, они имели такие высокие вибрации, что на земле не было соответственного им носителя, кроме самой создательницы. После ухода божественные стихи, словно пажи, отправились вслед за своей богиней.

Говорят, настоящее искусство вечно, истинная гармония неразрушима. Возможно, волшебные стихи существуют где-то в ином мире: они ждут своего часа, чтобы вновь осчастливить землю своим посещением. Счастье и жизнь творца - в бессмертии его творений.  В этом смысле невостребованность высокого искусства оправдана, ведь оно - лишь форма, вместилище для вечно одинокой странницы в этом мире иллюзий, бессмертной души...


Рецензии