Ад VI

VI

В очерке «Ад, Рай и Преисподняя» нами показано одно из многоуровневых значений образа «Ада». Согласно нашего взгляда, «Ад» символизирует прошлое человека, в обобщенном виде всего человечества.

Каким образом размышления настоящей статьи могут согласоваться с таким выводом? Постараемся подойти к этому вопросу вплотную.
 
Мы выяснили, что под религиозными символами скрывается однажды созданное и развиваемое человечеством отражение собственного внутреннего мира. Такое  положение имеет определенную ценность, но представляет и сложность. Совсем не просто в подобной взаимосвязи обнаружение аналогов обоих сторон, причем в соответствии с временными рамками.

Иными словами, в целом представленную схему можно упростить следующим образом. Определенный элемент (нескольких связанныъх элементов) религиозной системы должен соответствовать некоей частичке (нескольких связанных частичек) нашего внутреннего мира.

Определение одного поможет вскрыть сущность другого, вероятно это возможно в обоих направлениях.

Особая сложность состоит в понятии времени. Некоторые символы в различные времена принимали значения, расходящиеся по смыслу.

В некотором роде глубинная взаимосвязь религиозного символизма и создавших эти образы элементов человеческой психики является отправной точкой для ощущение реальности, актуальности и живучести самого религиозного мировоззрения. С другой стороны религиозный способ мышления показывает трудно признаваемое несовершенство разума человека, поскольку таким разумом движет вера в древние символы, нежели в собственный богатый внутренний мир и его возможности.

Однако весьма трудно уловить неосязаемые глубинные противоречия наших собственных мыслительных потоков. В силу этого и появляются бесчисленные философские теории, имеющие своих поклонников. Как правило, определенная теория показывает собственные представления о внутренних влечениях их приверженца.

Итак, возможность подойти к определению «Аде» как об усвоенном, полученном опыте, в некотором роде прошлом, предполагает размышления иного порядка и в другой плоскости. Здесь нужно отталкиваться именно от развития разума во времени.
 
Естественно, новые поиски не  должны противоречить сказанному выше.

Постараемся уяснить и установить следующие взаимосвязи. Как мы знаем, двигателем разума является влечение к Жизни, то есть Эрос, естественно при содействии влечения к Смерти, Танатоса.

Кажется бесспорным утверждение принципа, что в настоящее время разум человека по своим параметрам превосходит разум древнего человека, кстати, создавшего религии. Относительно известных влечений это означает, что в примитивные времена психической жизни человека в ней наиболее яркое выражение получало влечение к Смерти (Бог Зла). Влечение к Жизни (Бог Добра) в прошлые времена имело достаточно слабые позиции.

                Продолжение следует ...


Рецензии