Краткий экскурс в историю искусств. Продолжение 2
(Фото автора)
История искусства — это история возрождений.
Батлер С.
РОКОКО
В первой половине XVIIIвека во Франции возник новый стиль в искусстве (в основном касающийся оформления интерьеров). Само слово РОКОКО произошло от «раковина», в оформлении широко использовались основные элементы стиля – рокайль – завиток и картель.
.Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.
В бывшем аббатстве в Салеме, в монастыре, в Альпах, мне посчастливилось быть в соборе, оформленном в стиле РОКОКО. Неумеренно пышная декоративность, множество измельченных форм, мягкие пастельные «зефирные» тона, излюбленные в данном стиле сочетания белого с позолотой – все свидетельствовало о роскоши, изяществе и изысканности.
Это направление как нельзя более согласовывалось с направлениями эпохи – достичь как можно более приятых впечатлений. Если БАРОККО стремился потрясти воображение, то здесь все было проще и человечнее. РОКОКО стремилось скорее развлечь.
Примером этому может служить дворец Сан-Суси в Потсдаме (построен в 1745-47 годах архитектором Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорфом). Я была там и вынесла самые приятные впечатления.
КЛАССИЦИЗМ
Менялись столетия, менялись моды. В Европе возникает значительный интерес к идеям РАЦИОНАЛИЗМА, сформированным в философии Декарта. И, как следствие, возникает новый художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX веков.
Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Основное композиционное средство – многочисленные коллонады, не имеющие практического применения, фронтоны и пилястры на фасадах, не имеющие реального конструктивного смысла. Композиции КЛАССИЦИЗМА обязательно строго симметричны, что является наиболее элементарным и наглядным приемом упорядочения композиции.
Насильственный порядок – и есть дух архитектуры КЛАССИЦИЗМА. Смысл центрально-осевых композиций – апафеоз безоговорочной дисциплины.
В авангарде развития архитектуры классицизма стояла прежде всего Франция периода Наполеона. Затем протестантские Германия и Англия, а также находящаяся под влиянием европейских течений Россия. Рим стал одним из главных теоретических центров классицизма.
АМПИР
В XVIII веке классицизм переименовали в АКАДЕМИЗМ. И в начале XIX века стал активно насаждаться, так называемый «королевский стиль», тесно связанный с эпохой Наполеона. Это, конечно, дворец Фонтебло, о котором я уже писала. Казанский собор Воронихина в Санкт-Петербурге, Московские Триумфальные ворота.
Характерная лаконичность форм, внушительная монументальность, выразительно подчеркнутый контраст гладкой стены и приставленных к ней колонн, декор из отдельных рельефных деталей.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
К огромному моему сожалению и огорчению, не могу вставить сюда многочисленные фотографии из моих путешествий, которые бы замечательно проиллюстрировали этот материал, т.к. на блоге стали постоянно «исчезать» фотографии. Видимо, блог слишком большой для данного сайта. Серьезно подумываю о перенесении его на бесплатный сайт с лучшими условиями для размещения фотоматериала.
Буду благодарна за любые советы по этому поводу…
Свидетельство о публикации №212081600113