1997 г 5 января. Если ты умрешь...

     Температура -11 С.   Поражает всеобщая людская глупость на всех уровнях. Ладно, я не очень умен,  но и те, кто кичится своей культурой,   не блещет умом. По телевизору победитель антибукеровской премии с гордостью заявляет:

— Я принадлежу к тем, кто не любит Горького и Шолохова.

Ему не хватило ума добавить: Разумеется, это не относится к их творчеству. Нет, промолчал.  А им в ответ можно сказать: на вкус и цвет товарищей нет. Ну и что с того,  что не любите читать Шолохова? Сколько людей, столько и мнений. Право критика критиковать, а читателя — то ли согласиться, то ли нет.

В последний рабочий день года контролеры собрались в БТК отметить проводы старого года — принесли с дома закуску. Вика проходила мимо Пихтовникова и любезно позвала в БТК. Он же психанул:

— А меня кто-нибудь предупредил?!

Ворвался в бокс и стал кричать:

— Какое имеете право распоряжаться моими деньгами?

Он имел в виду премиальные деньги, на которые купили три бутылки водки. Не учел лишь то обстоятельство, что если разделить стоимость трех бутылок на 30 человек, то получится сумма, о которой не стоит даже заикаться,  а не то, чтобы скандалить.  Он же обиделся:

— Не буду больше подрабатывать.

И сел демонстративно. Женщинам пришлось работать за него, так как Коблов в отпуске, и я, работать некому.

Идет страшная эпидемия гриппа. Гена свалился, не смог прийти 1 января, потом заболела Нина.

 Отметили втроем с Ниной. Потом проводили её домой, и я отказался зайти к ним, чтобы не подвергаться заражению, страшно не хочется болеть. Но знаю, не избежать,  но хотя бы оттянуть этот день, авось,  продержусь. В полдень позвонила Нина и плачущим голосом сообщила, что парализовало свекровь.  Посоветовал не расстраиваться, беречь нервы. 

Жаль, конечно, но это не повод, чтобы убиваться. Нам бы дожить до ее лет.  Хуже будет,  если такое состояние надолго.  Вот тогда Нине придется горько,  из-за этого можно и поплакать.  Недаром у некоторых народов смеются, когда человек умер — отмучился, ему сейчас легче, чем нам.

Новости противно слушать. Какое нам дело до выборов президента в Чечне? И   это в каждом выпуске новостей.

Влада у Власты смотрела за детьми.

Вернулась — Юля и Ника плачут. В чем дело? Игорек заставляет раздеваться, и голыми танцевать перед ним.   

До этого я говорил Вике о странных играх: он и Ника, только придя к нам, пошли на диван и легли под одеяло играть. Но она промолчала, боится слово лишнее сказать дочери, и я не могу понять, почему?

Влада сказала, что ее коллеги сообщили о завезенных новых деньгах.  Надеюсь, что деноминация всё же произойдет, надоело считать нули и путаться в них. Ира в Ростове получила зарплату два миллиона, положила поверх в сумку и пошла по магазинам, и деньги вытащили. 

Это уже во второй раз. В первый — просто разрезали полиэтиленовый пакет. Она просто не желает думать. Такой характер.

Ира с Лидой и Светочкой собирались приехать на новый год. Я молил Бога, чтобы это не произошло, не очень приятно целыми днями находиться в обществе посторонних женщин, пусть это будет, когда выйду на работу. Так и случилось, пообещали приехать в марте на день рождения Вики.  Позже Вика сказала, что,  может быть, она возьмет отпуск в марте.   Это вообще идеальный вариант.

9 января. Пришла мать за деньгами,  стыдливо прикрывает рукой правый глаз,  на котором огромный белый гнойник, начавшийся месяц назад.

— Почему к врачу не идешь?
— Нельзя.  Это мне ведьма поставила.  Мне Бог сказал терпеть. Это моя карма.
— Ну,  это твоё дело.

Её вера сильнее моего безверия. Характер сильнее моего, она не привыкла уступать, я же почти всегда уступаю, так как привык, что мать меня ломает через коленку, всегда настаивая на своем. Я же не мог ей перечить, потому что в жизни у меня не было иной опоры, или выбора. Или с матерью, или скатывайся в нищенское существование полное тревог и опасности, что со мной и произошло в пятнадцатилетнем возрасте.

Начала объяснять, почему не согласилась на наше предложение жить вместе:

— Ты же понимаешь, в старости надо жить отдельно.
— Нам от тебя ничего не нужно, как хочешь, так и поступай, — сказал я, довольный ее отказом — моя совесть чиста.

Я пожалел её неухоженность. Она же ещё полгода назад отказалась, мол, Андрей может её убить, он уже один раз приходил убивать. Господи, кто бы меня убил, избавив от ежедневного звона в голове? А она в 74 года боится смерти. Заурядная мнительность шизофреника. Иногда мне кажется, что она слишком здорова, просто считает, что надо поступать так, как хочется, можно и обмануть и украсть, совершить подлость, а вера в Бога и голоса — это всё от самовнушения.

Тут же ляпнула:

— Если ты умрешь, квартира останется Вике. Девчонки от меня ничего не получат,  они плохие. — Уходя в подъезд, добавила: — Всё останется вам, хоть ты и плохой, но сын.

А ты хорошая мать,  хотелось сказать вслед. Но для нее это будет не иронией, а констатацией факта:  да, она хорошая мать.

Её приходы к нам выбивают из спокойного состояния. В эту же ночь приснился кошмар, будто меня грабят под ножом два парня. А я беспомощно лепечу перед ними.

Жалко мать, но ещё жальче себя и Вику,  это будет постоянный стресс,  я и без нее иногда срываюсь,  и подозреваю, что могу умереть раньше её. Часто упрекаю Владу,  что она Кате дает ручку и карандаш.

— Психотерапевт рекомендовала давать ручку.

— За столом,  но не играть,  таскать с собой, не дай Бог упадет и останется без глаза. Во всех травмах детей виноваты родители.

Молчит, считая, что я излишне драматизирую. Но по мне, лучше перестраховаться, чем потом лить слёзы.

Мои пророчества сбываются. Уже на первый год замужества Власты, я ей говорил, что через десять лет Игорь станет импотентом из-за своих анаболиков. Она беззаботно отмахивалась:

— А-а,   ничего не будет.

Сейчас же врачи поражаются изменениям в его организме, почти всё разрушено,  и вдобавок постоянно пьёт. Чтобы поддержать потенцию, делает уколы.  И это в его возрасте! Со слов моей матери, что Вика проститутка, сказал Власте:

— Ты такая же проститутка, как и твоя мать. — Упрекает ее, что она пришла к нему без приданного,  даже трусов не было.

Всё это вывело Вику из терпения,  и она крепко поругалась с ним и его родителями, когда те пришли к Власте защищать своего вечно пьяного дебоширящего сына. 

Для меня он перестал существовать, как зять, давно,   с того телефонного звонка, когда он стал грозить мне разборкой. Его родители слишком баловали.  Жалко Власту, что так влипла,  но вмешиваться в их жизнь,  считаю неправым. Пусть сами решают,  как им жить?  Мы с Викой научены горьким опытом вмешательства моей матери,  которое только закалило нас,  сплотило.  Очень обидно,  что у дочерей так паршиво складывается судьба.

За всё время отпуска не смог одолеть и одной книги, всё мусолю Таис Афинскую.
То ли возраст прошел, то ли так написано. Впрочем,  и 30 лет назад она не вызвала моего восторга,  хотя исторический материал представляет большой интерес, но всё губит фальшивая, надуманная, сконструированная история с Таис.   

Ефремов во многих произведениях идеализирует женщину, а читатель чувствует эту фальшь:  Ну, не бывает идеальных женщин!  Хоть в чем-то, да нужно заземлить образ героини, чтобы она выглядела не идеалом, а живым человеком,  не лишенным некоторых недостатков. 

 Впрочем, он свою роль выполнил, всем бы писателям иметь такую аудиторию,
Наше тв, как шавка из подворотни, вдруг "вспоминает" о плененных солдатах в Чечне, их больше тысячи, может,  и две. Упрекают Федеральные власти в пассивности. И всё. Молчок. До следующего "тявкания". Точно так же действует генпрокурор Скуратов, вдруг просыпаясь,  заявляет, что в Чечне нарушается конституция России, нужно принять меры.   И снова засыпает.  А зрителю не понять,   кто будет принимать меры   и как? Уже один раз приняли меры, и все знают,  чем это обернулось.

Ельцин заболел гриппом, потом воспалением легких.  Невольно вспоминается летнее предсказание, что в марте он умрет.  Вот будет фокус, если предсказание сбудется!

Один раз это уже случилось:  за полгода до распада Союза,  мы прочитали об этом у Нострадамуса. Случайное совпадение?

Печать то и дело подбрасывает факты, вызывающие ненависть к президенту:  в "Финляндии строится новая президентская яхта".   А куда же подевалась брежневская? Иди каждому новому президенту нужна собственная?  В Сочи строится новая дача,  в Карелии. Переоборудование за рубежом личного самолета обошлось в сотни миллионов долларов. И всё это на фоне невыплаты нищенских пенсий.  Никто не вспоминает об "Исповеди на заданную тему", словно такой книги никогда не было. Там он поражался горбачевской роскоши, сам же его переплюнул.

Бойни в Чечне можно было избежать,  если бы власти России проявили терпение:  чеченцы сами бы передрались, пока не убедились в полной неспособности управлять. Сейчас же Россия и русские виноваты в трагедии перед чеченским народом.  Впрочем, российские власти никогда не страдали избыточным умом,  наоборот,  если что и делается, то самое наихудшее из всех вариантов.

Удивительно, в дреме перед глазами разворачивается фильм, даже компьютерная графика, со стремительно меняющимся светлым фоном,  без красок.  Через минуту проваливаюсь в сон.  Ночью просыпаюсь и долго не могу заснуть,  хоть вставай и занимайся какими-то делами, но лень.

В местной газете статья о предприимчивости мэра Уткина: отдал городское овощехранилище, фирме под оптовый магазин-склад, мол, всё равно, там овощи пропадают,  сгнивают. Получилось всем на загляденье,  не в каждой области есть такой.  Странно,  а где же теперь хранят овощи? Неужели на такой огромный город не должно быть ни одного овощехранилища?

Не выписал ни одной местной газеты.  Обидно платить 48 тысяч за Автостроитель", где и читать нечего.  Да и другие газеты не лучше,  хватает двух минут,  чтобы просмотреть рекламы и фотографии,  и за это 94 тысяч?

Поразительно,  как низок уровень провинциальных журналистов по сравнению со столичными, то ли редактора виноваты — не дают развернуться, то ли не тех привлекают к сотрудничеству. 

Вспомнилась батумская газета МВД, когда Шеварднадзе разрешил всё печатать. Газета сразу же всех покорила. Но через месяц вольница закончилась. Выплатили деньги за подписку.

Все газеты неинтересны.  Выписывают их по привычке, чтобы быть в курсе городских новостей,  хоть и скудных и серых. На самом деле, у нас сейчас тот же самый заработок, что был и до перестройки, та сотня рублей равна нынешнему миллиону. Но подоходный налог с нас берут уже не 12%, а 20%,  а как с миллионеров.  Рабочие молчат,  так как  видят, что по сравнению с нами, другим приходится намного хуже, им месяцами не выплачивают зарплату,  и непонятно, как люди живут,  и как может   держаться у власти такое правительство? Остается надеяться, что в этом году в правительстве произойдут позитивные перемены и замена самого правительства. 

На один выход к рынку седьмого квартала едва хватает сотенной,  а у пенсионеров сама пенсия в 2,5 сотни тысяч. Как им жить? Словно в правительстве не люди, а монстры с далекой галактики.

Паша начала говорить. Сказала Нине, мол, если бы могла ходить, то попыталась бы избавить её от себя. Совсем недавно она ходила. Слова, бьющие на жалость. 
Даже в таком состоянии не хочется умирать.

В эти же дни телевизор показал женщину за рубежом, с раком кожи, которая написала заявление, чтобы ее умертвили. Пять заключений врачей, что болезнь не излечима,  и дано добро на умерщвление ядом. Такой подход должен быть повсюду.
Человек сам знает, когда ему уходить. 

Прогресс достиг и России — Алексей принес памперсы для взрослых, у Нины нет сил переворачивать и поднимать свекровь, когда Гена на работе. Тяжело ей придется, пока свекровь уйдет. 

Моей матери стараемся об этом не говорить, иначе она пойдет туда и начнет кричать,  не удержится, чтобы не вспомнить о своих обидах, и бедной женщине станет ещё хуже.

Посол Добрынин написал книгу воспоминаний, о Брежневе, что он хорошо правил первые десять лет. Такое же впечатление было и у меня, свежий ветер дул лишь лет пять-шесть, а потом начался застой.

Перед отпуском в бригаду пришел Сергей Подуруев, давно не видел его. Коротко поговорили, почитал мне свои стихи; для стенгазеты в самый раз:  о сыновней любви. Я ему так и сказал.

Уже не восхищается Анатолием Ивановым, председателем профсоюза "Единство",  вышел из него, так же мучается ногами.

Недавно в тонаре увидел баночки красной и черной икры разной величины, три банки за 104 тысяч, совсем недорого. Последний раз видел продающуюся черную икру 30 лет назад,  и то — за валюту, а не рубли.

Купил, но удовольствия не получил. Сухая, и очень похожа на искусственную.  Поленился возвращать целую баночку черной икры в тонар. Съели. Теперь долго не возникнет желание покушать черную икру, которую выбросили для лопухов вроде меня, которые доверяют жуликам из тонаров.

Ира из Ростова жалуется на Лиду, которая уже два года живет у нее на всем готовом, грубо обращается со Светой,  занимая одна целую комнату,  говорит Свете:

— Пусть твой отец купит тебе трехкомнатную квартиру. 

Целыми днями смотрит сериалы,  даже на улицу не выходит.  Таня с Аллой не могут взять к себе, так как  сами на птичьих правах,  без эстонского гражданства, а у Лиды и паспорт просрочен. А в Батуми ехать боится,  хотя там Катя с мужем. Таня ненавидит Катю и говорит, что у матери есть двухкомнатная квартира,  пусть там и живет.

13 января. Первый день работы прошел хорошо,  если бы Скрипкин не испортил настроение,  начал давить на меня, что надо остаться в третью смену после второй, так как  никто не хочет оставаться.  А я уже с непривычки натер ноги в коротковатых рабочих ботинках, и взяла злость на начальника, почему я должен насиловать себя, чтобы ему угодить и быть перед ним хорошим, в то время,  когда помоложе меня идут отмечать старый новый год?! Всё же он уговорил Диму Фомина остаться в ночь.

За время отпуска заметно поправился,  рабочие брюки вплотную, можно без пояса носить.  Надо будет всерьёз взяться за ограничение питания,  хотя ем намного меньше,  чем раньше, но и этого с лихвой.

Перечитываю    дневники,  и с удивлением отмечаю забытые эпизоды,  которые выпали из памяти.  А весь строй мыслей не изменился, много повторов, ничего нового не появляется в мыслях.  Забыл историю с тортом, когда Власта сказала мне:

— Собаки так не поступают.

 По сути, я виноват,  что она такая. Если бы относился к ней строже, то удалось бы сгладить ее характер.  Но я считал, что девочкам мать больше должна уделять внимание. Вика же не вмешивалась в воспитание: 

— Сами вырастут,  нас никто не воспитывал. Отстань!

Читая газеты, смотря телевизор, ловлю себя на мысли, что честных людей не осталось, все врут, жульничают, воруют, прикрываясь красивыми словами, которые действуют завораживающе, хочется верить, в очередной раз, потому что без веры очень трудно жить. Нынешняя молодежь выросла в этой, гнилой атмосфере, и трудно надеяться, что общество будет лучше людей, его составляющих.

Ельцин вдруг поддержал инициативу Лукашенко об интеграции, и все начали рассуждать,  стоить ли это делать? Я тоже не знаю. Будет ли обоим народам лучше жить? Сомневаюсь.  Захотели — разошлись, захотели — сошлись. Наша мафия хочет прибрать к рукам и белорусскую промышленность, вот и заговорили о воссоединении.

Лукашенко мечтает стать объединенным президентом, как и Ельцин, если поправит здоровье.  О Лукашенко противоречивые сведения, СМИ называют его фашистом, а простые люди довольны, что он прижимает богачей, и ратует за социальную справедливость. И я сейчас страшно зол на нынешних правителей,  и думаю, может, на этот раз коммунисты лучше управлять будут страной? Впрочем, кто такие коммунисты? Те же самые люди, просто называют себя по-разному. Ничего не изменится, так же будут воровать, только под другими лозунгами. 

Хотя,  лозунги, особенно правильные,  нужны народу. Но кто будет решать,  какие правильные, какие нет? От простых людей ничего не зависит,  история развивается сама по себе, вне желания отдельных личностей. Революции делаются не всем народом,  а горсткой обезумевших людей,  которые вдруг решили, что и остальные люди должны жить по их правилам.  В молодости, конечно, думается иначе, потому что не ценится не только своя, но и чужая жизнь.

Согласен с Эпикуром, который разделял взгляды Демокрита, утверждавшего:

"Люди думают, что им необходимо производить себе детей, как в силу требований природы, так и некоторого древнего установления... У человека уже образовался обычай ожидать и некоторой пользы от потомства.  По моему мнению, не следует иметь детей.  Ибо я вижу в обладании детьми много больших опасностей и много беспокойства,  радостей же мало,  и они притом незначительны и слабы".
Однако есть люди, которые не мыслят жизнь без детей.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/16/1412


Рецензии