16 августа Алтай, река БИя перед Бийском...

На полЯнке над рекой БИя перед Бийском 16 августа Алтай

С 24 июля по 16 августа 1962-го
Тома Кодрянская, Владимир Николаевич Рылеев и я -
втроЁм - проехали проехал от АнгрЕна-Ташкента до Барнаула,
потом до Бийска, а от Бийска - вдоль Катуни и Чуи -
на автомашинах-попУтках добрались почти до Монголии,
а далее - пешком прошлИ-продрались через дикие ущелья
Чулышманского плато до мИни посЁлочка Коо (<МИни> -
в перевОде с ойроти) в срЕднем течении прилИчной
рекИ Чулышман, там НАШ <мэнеджер>-общАга (в отлИчие от меня!),
а по совместИтельствУ - маркшЕйдер "Подзем-ГАза" - РылЕев -
"увЁл" - по-мИни ценЕ - лодку-лАйбу. На ней МЫ с комфОртои
(не идтИ ж пешком через непролАзны гОры и тайгУ!) проплыли
по Чулышману и Телецкому озеру АлтЫн-Куль и порогам Бии до Бийска.
Я ТУТ не бУду рассказывать обо ВСЁМ Этом похОде
(кстАти, - САМом живопИсном и "везУчем"  для НАС - из ВСЕХ
моИх похОдов!), а расскажУ только о ЕГО самом начАле-пешедрАле
и о послЕднем ДНЕ плавания по рекЕ БИя - 16 августа 1962-го гОда.

За посёлком Усть-УллУ-Хан на рЕчке Баш-Каус - перед спуском
в долину Чулышмана, - Рылеев отказался идтИ по ширОкой (тЫши ЛЕТ -
Ездят верхОм по НЕЙ люди и турИсты по НЕЙ СТО ЛЕТ хОдят!) тропе
и заявил, что "...нАдо ходить не по тропам (это же дикарство!),
а по Азимуту, - Это я вам, как прОфи марешейдер, - заявляю!" -
и сразу же без оглядки ушёл "по Азимуту" в лес-тайгУ.
     А ЕГО сослужИвица - сосЕдка по столАм в НИИ-СЕКТоре №17
и партнЁрша по игрЕ в ШАХ-МАТ и СЕКС - ТОМа - поколебавшися немнОго,
прозевала "момент Истины" и, побоЯвшись, что РылЕя -
в тайгЕ густОй уж не догОнит и не найдЁт в лесУ густом, остАлася со мной.
    И мы не пошлИ спускаться в долину Чулышмана - по тропЕ надёжной,
а догнать РылЕеварешили, чтоб не разделяться.
И мы попЁрли по унылому Чулышманскому плато (2500м н.у.м.),
кудА и НЕ мЫслили досЕль идтИ, - в ту сторону, где и кудА -
РылЕя "за деревцами след исчЕз".
Но "РЫЛа след" мы не исчез и напропалУй пошлИ.
А тропА срАзу же разделилася на множество тропок и троп -
с окрУглыми следами копЫт "ишакОв" -
значит тут часто Ездит ТУТ на "Осликах" мЕстный "нарОд"! -
ТАК сдУру "соображАл" я!
И нЕкому было одЁрнуть меня с моим "соображАлом":
"- ЭГЕй, - очУхайся скорЕй, -
без кавычек - болвАн! -
НЕ хОдит ишакОв ТУТ каравАн! -
Сам ты - "ишАк",  "Ослик", осЁл, аль-де-барАн! -
Но тОлько без кавЫчек!
И мЕстный "нарОд".тут Ездит на своИх  - НЕ двоИх -
На четверЫх,
оставлЯя следц копыт - НЕ ослОв, - а марАлов!
Тут тебе, без кавычек, - сверх-болвАн, -
Не УзбекиСТАН
и даже не Тадж-Ак-ССТАН,
а Алтын-ТАу-СТАН -
Золотых Гор СТААНА-СТАН АлтАя!"

А в Это САМое ВРЕМя - в США -
В шикАрной вИлле -
в гОроде Брейтвуд - Калифорния
(ТАМ - НОЧЬ, а у НАС - ДЕНЬ!) -
От ТАЙНого Яда -
моя (а, мОжет, и не моя!) -
СестрИчка троЮродная - НОРма - умирАла -
НОРма Джин Бейкер Мортенсен-Нортенсон - Мерилин МонрО...

И МЫ спокойно переночевали под мощной лиственницей -
благо - тут ровного мЕста для спанья -
хватит - не то, что на-двоИх -
на Армию хватит, - не то, что в вашем зачуханном Тянь-ШАне,
где "вершин не счесть",
а не хвАтит мЕста,
чтоб переспАть -
задрИстанной пАрочке залЕчь, -
ПАРе диких гОре-туристов залЕчь!
С утрА и до 12 часов ДНЯ -
 ТОма-ТамАра -
своИ манАтки - штОпала-латАла,
а мЕстный "нарОд" на "ишаках" и "Осликах" -
ВСЁ - не появлЯлся!
И тогда мы - НИЧЁ у "мЕстных жИтелей" НЕ узнАв, -
Сами по следам копыт "ишакОв" пошлИ.
ОНИ нас вниз в "ПАДЬ" повелИ, -
по круто-головолОмному склОнуповелИ -
с гУсто-чАстыми тОнкими стволАми
(а ИХ верхУшек я и не заметил!).
ТОНКая (45 килО в НЕЁ вошлО!) ТОма
(к томУ-ж, - БЕЗ рюкзакА и вещЕй - КАК КащЕй!) -
свободно протИскивалася между стволАми,
чего мне не позволял рюкзак,
И я чАсто меж стволАми застревАл.
Мы долго шли по полОгому днИщу пАди с бУрной каскАдом-рекОй,
и тут, наконЕц, - до меня - наконец-то дошлО,
что тут не ходят, а тем бОлее - не Езят люди,
и следЫ оставляют не "ишаки" и не "ослики"!
Но лЕгче от Этого - не стАло!
Мы покУшали олАдиков с повИдлом
(в Усть-Улла-ГАНе в столовой -
хлЕба не оказАлось
и мы все оказавшиеся там 30 пОрций олАдушек -
СебЕ купИли и в похОд забрАли,
А РылЕю - НЕ достАлось -
ОТ НАС - САМ сбежАл ОН -
С крупОй - без котелкОв ОН!),
водичкой из бурного потока запилИ и дАлее пошлИ!
Мы ЖУТЬ удачно нашу едУ и вЕщи распределИли -
у РылЕя - все крУпы,
но нет котелкА, кастрЮли, -
Чтоб их сварИть!
И нет олАдиков!
А у нас - нет круп,
но есть кастрюля,
чтоб их сварИть!
Зато у нас есть вкуснЕйшие олАдики -
АЖ 30 пОрций ВСЕХ! -
С повидлом!
Вкусно, питательно, полезно!  -
Ведь ВСЁ полЕзно,
Что ВНУТРЬ полЕзло и залЕзло!
А у менЯ к ТамАре -
НИЧЁ воВНУТРЬ - НЕ полЕзло, НЕ залЕзло -
ЗНАЧЬ - ВСЁ - БЕЗ-полЕзно,
Что ВНУТРЬ НЕ полЕзло, НЕ залЕзло! -
Да у менЯ аж ДО СИХ ПОР -
НЕ ТОЛЬКо к ТамАре -
НИ к КОМУ -
ПокА ещЁ НИЧЁ воВНУТРЬ -
НЕ полЕзло, НЕ залЕзло -
ЗНАЧЬ у менЯ - ВСЁ - БЕЗ-полЕзно! -
КормИте менЯ оладиками с повидлом -
и я буду гладкая и красивая!
И бУдут - лИбо в менЯ - воВНУТРЬ -
пролезАть, залезАть,
Иль бУдут я -
В другИх - воВНУТРЬ -
пролезАть, залезАть! -
ЧТО из СегО - приЯтнее и ЛУЧШе!? -
НавЕрное, - и ТО, и ЭТО! -
Но ДЛЯ менЯ -
и ДО ЭТОГО, и ДО ТОГО -
ОставАлось впередИ - ещЁ ВСЁ Это ЛЕТо!

А Бурный поток круто устремился в ущелье -
несколькими ступенями водопадов -
В 10-30 метров высотОй.
Мы пролазили через Эти ступени - КАК моглИ, - 
в основном - по стволам и веткам деревьев,
лепИвшихся по скАлам.
И перед сумерками мы выбрались из ущелья -
в долину Чулышмана
и тут же - на кОнусе вЫноса потОка - переночевАли! -
МЫ улеглись спать на плотной щебёнке -
ведь с нами была моя подстилкха
и бАйковое одеЯлко!
А Утром мы - ужЕ через сОтню метров -
к посёлку Коо вЫшли,
где я на околице сфОтнул трОицу детей АлтАя,
а в первом же дворЕ - увидели РылЕя,
пригорюнившегося на завАлинке.
Он опередИл нас на 200 метров и на один час,
так как сразу же отказался - по Азимуту идтИ
и пошЁл, а потом и побежал по тропЕ -
после того, как увидел на окровавленной
и изрЫтой следами бИтвы полЯнке -
зАдранного лОся...

И мы - без задЕржки в Коо,
пошли по дороге по плоской долине
(до 0,5-1 км ширины,
с рощами, лужайками и степями) -
между почтИ отвЕсными бортами -
высотой до 2 км.
А потОм МЫ плыли 10 дней.
У слИва из АлтЫн-Озера в БИю -
мы поплыли к мосту,
перекинутому через самое узкое место,
где вода из Озера выливается в Бию.
Мы всегда греблИ вдвоём - вёсла же тяжёлые.
Рылей налегает на своё, а я на моё веслО -
и лодку течение несёт точно в середину опоры моста.
ТОма не выдержала Этой грЕбли-Ебли,
согнАла РылЕя:
"- Будь вперЁд-Смотрящим и командуй нам!" -
и сЕла за веслО
(зАдом наперЁд!)
и ТАК мы потом плыли до конца в Бийске.

   Все 14 порогпв БИи мы прошли невероятно удачно
(как и весь поход).
Тома и я греблИ вдвоём мОлча,
не обращая внимания на команды Рылея -
держАли лАйбу стрОго против стоЯчих волн.
На КАЖДОМ порОге нашу лайбу заливало до-верху,
но она держала нас на плавУ, словно плот.
После КАЖДОГО порога мы плыли к берегу, 
опорожняли от водЫ нашу лайбу
и без задержек плыли дальше,
проходя ВСЕ порОги БЕЗ просмОтра.
Сверху ВЕСЬ день моросило,
но мы и так уже промокли "до мозга костЕй"
и дождь нам не мешал.
А рюкзаки тихо сидЕли вдвоЁм в однОм мешкЕ.
А спички, деньги и паспорта висели у меня на ремне на поясе.
Окрестности были скрыты серой пеленой дождя,
а Бия большей частью. -
от берега до бЕрега -
бело пЕнилась -
стоЯчими вОлнами,
накрывАвшими нас с головой.
К ночи мы прошли все 14 порогов
и в 22 часА леглИ под дождём -
под огромной Ёлкой,
где было совсем сУхо! -
У НАС же НЕ было палАтки иль навЕса от дождЯ!
И даже костёр Рылей развёл из сухо-мшистого лапника!

И дальше плыли без ЧП,
хотя боЯлися посЁлка ТурочАк,
где НАМ обещАли жУткий водоворОт
и где НАМ обещАли,
что нас остановят и потребуют "КУПчую Бумагу" на лайбу.
Но ВСЁ Это обощлО нас
и лайбу НАШ <мЭнеджер> РылЕй -
за три рублЯ -
"спихнул"-продАл - "на дрова" -
зав-хОзу Тур-бАзы в Бийске.
И, уходЯ, мы увидели лайбу РылЕя -
ужЕ на привязи у кораблЯ...

А вот сцЕнка послЕднего ДНЯ -
над Бией 16 августа 1962-го.
ТЁплое утро (мы купались и в Бие, и в Озере).
Я приготовил кашу рИсову и чай
(тогда ТОма - ещЁ мне - НЕ женА -
Ела ВСЁ, ЧТО готОвил ИМ я -
изгОй НЕ кошЕрный! -
Это потОм уже Тома приняла принцип:
"- ИудЕю - дозвОлено есть ТОЛЬКо ТО,
ЧТО ПРИГОТОВЛЕНО ИУДЕЕМ"!
И, как мне кажется,
на сей принцип перешлИ -
и дЕтки немногие моИ).
Тома и Рылеев пьют чай;
Рылеев взял сумку с печеньем и положил у себя меж ног;
Тома взяла Эту сУмку у Рылеева меж ног
и положила ЕЁ - на середину "столА" -
скАтерти-самобрАнки на пескЕ на чУдо-полЯнке меж молодЫми сОснами -
на террАссе над самой рекОй;
Рылеев рЕзко (чемпиОн Казак-СТАНа по пинг-пОнгу!)
схватил Эту сУмку,
а Тома мговЕнно вскочила и вЫплеснула ВСЮ кружку чая -
РылЕеву в РЫЛо!
Рылеев вскочИл и ТОМу - <за грудки> схватИл,
вцепился в ТОмку,
КАК в коТОмку,
а я ИХ разнимАю -
ДРАКи ИХ - НЕ желАю!

А ужЕ в лодке ОНИ ОБа=обОе=вдвоЁм -
набросились на одногО бЕдного меня
и довелИ менЯ до тогО,
что я до САМого НАШего гОрода АнгрЕна -
перестАл считАть себя человЕком!
   Оказывается, Тома, не доверяя мне,
перед порогами Бии -
отдала Рылею (на сохранение) -
своИ паспорт и деньги,
а РылЕев, себЕ не доверЯя, -
отдал (на сохранение!) -
своИ пАспорт и дЕньги - МНЕ!
А я об Этой хитрой комбинации не знАя, -
и даж НЕ догадАлся,
и когда Рылей уж перед Бийском -
заявил, что у него НЕТ денег,
что ЕГО деньги у МЕНЯ,
я удивился и что-то неосторожно лЯпнул языкОм -
"як корОва - гивнОм", -
вот ОНИ и набрОсилися на меня вдвоЁм,
вот ОНИ и взъярилися на меня,
забЫв о "ЧАе в РЫло РылЕю"!
 
    А в Барнауле мы вышли из нашего поезда
(Ехали всю ночь) в сумерках в 4 часА утрА 17-го августа.
Тома сразу же сказАла:
"- О! ГЛЯ - пОезд <Барнаул-Харьков>! - Я поЕду!" -
и без билета шмыгнула в поезда сегО вагОн -
БлАго - без кондУктора был ОН!
А Рылей и я днём сели в поезд на Ташкент.
Рылей сразу зАперся в служебном купЭ -
со смазливой (Рылею под стать!) проводницей
и до вечера 20 августа оттуда так и не выглядывал,
и не выходИли
("- Там и спАли, там и жрАли,
  там и ссАли, там и срАли и епАлись!").
Всё дЕлала ЕЁ не-ТАК-смазлИвая угрЮмая напАрница ЕЁ.
Вот только меня (как и ОНА,
не-смазлИвого и угрЮмого!) -
ОНА - НЕ захотЕла поразвлечь-поразвлекАть...
И я трОе суток скучал на унылом путИ -
по пустынным равнинам.
В Ташкенте мы устроились в "Доме приЕзжих" комбината <Узбек-Уголь>
и Рылей умотАл на ночь на вокзАл -
в купЭ к своей проводнИце -
смазлИвой и мИлой.
А я всю ночь скучАл унЫло...
А Утром 18-го в автОбусе в АнгрЕн -
Я даже жУтко удивИлся,
КогдА ЕЛЕНа СалдурИди с "ПодзЕм-ГАЗа" -
САМа со мнОй заговорИла! -
Я же за человЕка себЯ уж НЕ считАл!

    А ТОма ТЕМ врЕменем - доЕхала до Харькова
(билет - в Семипалатинске уже купИла!),
потом в Мелитополь,
где бАбушке и ТЁте - ситуацию в ЛюбОви изложИла:
В ЛюбОвь-ебОвь-не-ЛюбОвном квадрАте "ТОма-ВЛАдик-ВалЕра-я
(недоЁпаный ВИКрыл)".
Бабушка Анна Ефремовна и Тётя Лида -
ТОме "синИцу в рукЕ ЕЁ" - предложИли -
неЁпана и недоЁпана меня!
Тома приЕхала в Ангрен 10 сентября 1962-го,
а ТАМ ЕЁ ебОвь - Валера КОбец -
ужЕ женИлся на другОй -
на лаборантке ВАле Коваленко
(потОм ЕГО обручальное кольцО -
ВалЕре пАлец оторвАло,
когда Он спрЫгивал с борта автомашины -
в Центральном посЁлке АнгрЕна)...

А я ТЕМ врЕменем - уже подал моё заявлЕние -
об с 18 сентябрЯ  увольнЕнии
(я ж уже отработал полОженных ТРИ гОда!).
А ТОма - Утром 12 сентябрЯ
(в ожидании автобуса на работу - "ПодзЕм-ГАЗ") -
мне подженИться НА НЕЙ - предложИла!
А я ТАКОГо уж - не ожидАл -
ОНА же мне ужЕ ТРИ РАЗа отказАла!),
да и уже успел к НЕЙ охладЕть
(пОсле ЕЁ напАдок на меня)!
И я ответил ЕЙ:
"- ЖРЕбий бросим:
Если в воскресение 16-та сентябрЯ бУдет выходнОй, -
мы в гОры пойдЁм,
а 18-го сентябрЯ - я увольнЯюсь
и кудА придЁтся уезжАю, -
поЕду - "заблукАвшее счАстье искАть"!
А Если в воскресЕнье 16-та сентябрЯ бУлет рабочий день -
поЕдем в Соц-гОрод в ЗАГС -
и распИшемся о БРАКе НАШем тотчАс!"
И 16-та сентЯ 1962-го - оказАлося рабОчим,
и нам без лишних разговоров -
за 15 минУт и за полторА рублЯ -
вЫдали "Свидетельство о браке"
при свидетелях:
ГАгельганц Альберт Иоганн
и КаралУпова Людмила Андреевна.
Люда за мои деньги купила духИ -
подарок "от всех" ТОме -
в День ЕЁ Рождения - 16.09.1939-го,
и за моИ (теперь - ужЕ - Общие НАШи!) деньги -
органиэовали стол на 20 персон
и отмЕтили 23 гОда ТОмы.
Тома оставила себе фамилию ПАпы
и сказала, чтобы ЕЁ сыновьЯм - давАть фамилию Кодрянский,
а дОчечкам - мОжно и Крыленко!
"ВступИли в контакт-контус" мы 19-та сентя,
но кровь былА - лишь тОлько у менЯ -
от разрыва срОсшейся "крАйней кОжицы" ПипИна КорОткого моегО...
ЧЕМ ЭТО не ЭКСТРЕМ для меня!?

    С большим уважением к ВАМ -
    МИлые читАлочки и читАтели, -
    ужЕ Женщины и покА ещё НЕ Женщины -
   И в трусАх, м ужЕ без трусОв,
   И в юбАшках-нАчнУшках,
   И уже <начашие> и <зачашие> и без нАчнУшк!
   И прошУ у ВАС прощения,
   колИ я по-глУпости, без Умысла -
   КОГО-то обИдел-оскорбИл-уязвИл!
        Крыленко Владимир  16 августа 2012


Рецензии