Розанов! Читают все!!! выпуск 1

 Демократия имеет под собою одно право… хотя, правда, оно очень огромно… проистекающее из голода… О, это такое чудовищное право: из него проистекает убийство, грабеж, вопль к небу и ко всем концам земли. Оно может и вправе потрясти даже религиями. «Голодного» нельзя вообще судить; голодного нельзя осудить, когда он у вас отнял кошелек.
 Вот «преисподний» фундамент революции.
 
 Но ни революция, ни демократия, кроме этого, не имеют никаких прав. «Да, — ты зарезал меня, и, как голодного, я тебя не осуждаю». «Но ты еще говоришь что-то, ты хочешь души моей и рассуждаешь о высших точках зрения: в таком случае я плюю кровью в бесстыжие глаза твои, ибо ты менее голодный, чем мошенник».
 
 Едва демократия начинает морализировать и философствовать, как она обращается в мошенничество.
 Тут-то и положен для нее исторический предел.
 
 Высший предел демократии, в сущности, в «Книге Иова». Дальше этого она не может пойти, не пошла, не пойдет.
 Но есть «Книга Товии сына Товитова». Есть Евангелие. Есть вообще, кроме черных туч, небо. И небо больше всякой тучи, которая «на нем» (часть) и «проходит» (время).
 Хижина и богатый дом. В хижине томятся: и все то прекрасное, что сказано о вдове Сарепты Сидонской («испечем последний раз хлеб и умрем»), — принадлежит этой хижине.
 Но в богатом доме также все тихо. Затворясь, хозяин пересматривает счетные книги и подводит месячный итог. Невеста — дочь, чистая и невинная, грезит о женихе. Малыши заснули в спальне. И заботливая мысль бабушки обнимает их всех, обдумывая завтрашний день.
 Тут полная чаша. Это — Иов «до несчастия».
 И хорошо там, но хорошо и тут. Там благочестие, но и тут не без молитвы.
 Почему эти богатые люди хуже тех бедных?
 
 Иное дело «звон бокалов»…
 Но ведь и в бедной хижине может быть лязг оттачиваемого на человека ножа.
 Но до порока — богатство и бедность равночастны. Но после порока проклято богатство, но проклята также и бедность.
 
 И собственно, вместо социал-демократии лежит старая, простая, за обыденностью, пошлая истина, «ее же не прейдеши»:
 Живи в богатстве так просто и целомудренно, заботливо и трудолюбиво, как бы ты был беден.
 


Рецензии