Боб де Ваай. Монергизм против синергизма

ВОССТАНОВЛЕНИЕ БОГОСЛОВИЯ РЕФОРМАЦИИ
ОТВЕРГАЯ СИНЕРГИЗМ И ОБРАЩАЯСЬ К МОНЕРГИЗМУ
Боб де Ваай
http://cicministry.org/commentary/issue93.htm

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился
Еф.2.8-9

Ключевая идея в современном евангельском движении состоит в том, что возрождение может быть спроектировано. Сайт «Целеустремленная церковь» гласит: «Питер Друкер назвал его (Уоррена) изобретателем вечного пробуждения, а журнал «Форбс» написал: «Если церковь Уоррена сравнить с бизнесом, то ее можно сопоставить лишь с Dell, Google и Starbucks» (1).
Движение «целеустремленных» одобрительно сравнивается с этими гуру управления только потому, что оно имеет глубоко ошибочное понимание способностей человека. Например, Рик Уоррен говорит: «Мое глубокое убеждение в том, что человек может быть выигран для Христа, если вы найдете ключ к его сердцу… Может потребоваться некоторое время, чтобы найти его. Но, скорее всего, начинать следует с нужд человека» (2). Если бы можно было таким образом использовать принципы современного маркетинга, можно было бы продать людям их потребность в христианской вере и убедить их «возродиться», чтобы найти удовлетворение своим нуждам. Но это не так.
Возможно, многих людей удивит, что эта идея не нова. Чарльз Финни впервые предложил подобное 150 лет назад. Финни писал: «Возрождение не является чудом в соответствии с точным определением этого понятия. Чудо – это то, что находится над возможностями природы. Но в религии нет ничего, выходящего за пределы возможностей природы. Она состоит исключительно в правильном осуществлении возможностей природы,  именно в этом и ни в чем другом» (3). Финни писал также: «Возрождение – это не чудо, и оно не зависит от чуда ни в каком смысле. Говоря чисто философски, это результат правильного использования надлежащих средств, так же как и любой другой аналогичный результат»» (4). Позиция Финни, согласно которой в человеке есть некоторая врожденная сила, способная мотивировать его к определенному процессу, завершающемуся возрождением, кажется правдоподобной.
Так как же добиться этого правильного использования средств для возрождения? Финни говорит нам: «Должно быть достаточное волнение, чтобы пробудить спящие моральные силы и отбросить волну деградации и греха» (5). По сути Финни и Рик Уоррен утверждают, что возрождение может быть спровоцировано человеческими усилиями. Это вера, основанная на идее способностей человека. Вполне вероятно, что Финни и Уоррен считают, что есть некий принцип, будь то «спящая нравственная сила» или «прочувствованная нужда», который может быть приведен в действие, чтобы заставить людей стать христианами и зажить благочестивой жизнью. Ни тот ни другой не станут отрицать, что работа Святого Духа является необходимой. Но в их богословии Святой Дух всегда делает только часть. Он дает нам возможность своими силами найти ключ, чтобы нам открыть что-то грешникам, а они могли что-то извлечь для себя.
Эта точка зрения полностью расходится с учением Реформации. Реформаторы всегда учили о духовной неспособности человека в рабстве греха. Они учили монергизму (то есть тому, что спасение полностью превосходит наши силы), а не синергизму (что спасение является результатом совместных усилий человека и Бога). Они были убеждены, что только суверенное действие благодати приносит спасение. Финни и Уоррен полагают, что человек имеет некоторый врожденный принцип или способность, которые могут посредством правильного метода привести к возрождению, и поэтому любой человек может быть спасен. В этой статье мы обсуждаем данную систему убеждений и предлагаем вернуться к доктрине Реформации.

Синергизм

Техническое название этого богословия – синергизм. Те, кто учит синергизму, верят, что спасение является результатом совместных усилий Бога и человека. В одной из работ я уже обсуждал это и привел канон Тридентского собора, который учит синергизму. Вот еще одна цитата из канонов Тридента по оправданию: «Если кто-либо учит, что человек приходит к Богу не по согласию и сотрудничеству с Ним как движущей и пробуждающей силой, с тем чтобы распоряжаться собой и подготовиться к достижению оправдания, и считает, что человеческая воля не может отказаться от этого сотрудничества, но является неактивной и полностью пассивной, да будет анафема» (6). Этот канон является прямой атакой на учение Лютера о рабстве воли.
Большинство людей, исходя из собственных представлений, считают синергизм правдоподобным. Они считают, что если Бог позволяет людям спастись, то на основании того, что в них есть что-то помимо особого действия благодати, что заставляет их принять Христа. Они говоря так, ибо именно так им представляется. Я понимаю это, ибо некогда разделял такую точку зрения на то, как мы принимаем Христа. Когда в 1971 г. я был возрожден, я должен был что-то ответить окружающим, которые еще недавно слышали мои богохульства и угрозы христианам. Когда на следующий день после возрождения я вернулся к работе, коллеги заметили, что во мне что-то изменилось, но стеснялись спросить. Наконец, в конце смены, один из них попытался выяснить, что случилось. Я ответил: «Я принял Христа» - и это потрясло их. Тем не менее я не понимал тогда, что на самом деле произошло иное: не я принял Христа, а Христос принял меня, даровав прощение грехов через Свою Кровь и призвав меня через Свое Евангелие!
Мы должны получить наше богословие из Библии, а не из нашей интерпретации собственного опыта. Библия учит не синергизму, а тому, что спасение есть целиком дело Бога: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, это Божий дар» (Еф.2.8). Павел писал: "Но Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением" (1 Кор.1.30) (7). В обоих этих местах контексты содержат предостережение против хвастовства (1 Кор.1.29, Еф.2.9). Если наше спасение является в конечном счете результатом того, что мы сделали через свои врожденные способности, которые есть у всех людей, то эти места не имеют смысла.
Рассмотрим следующую аналогию, чтобы проиллюстрировать синергизм. Девелоперы приобретают незастроенный участок под строительство жилья. Они нанимают подрядчиков на строительные работы. Подрядчики нанимают электриков для подключения каждого дома к электросети, а энергетическая компания выполняет эту часть работы. Дома сданы под ключ и заселяются. Если мы проедем по новому кварталу за час до полуночи и увидим, что в некоторых домах нет света, то кто будет за это ответствен? Поскольку каждый дом одинаково подключен к сети и каждый жилец способен повернуть выключатель, единственная причина в том, что сеть не используется или испорчена жильцами. Ответственными лицами являются именно они.
Мы могли бы привести еще много аналогий синергизма, но все они ведут к такому же выводу. Имеет ли значение «предваряющее вдохновение Святого Духа», как в Триденте, или что-то еще, синергисты утверждают, что Бог уже дал каждому человеку возможность спастись. Бог сделал его частью компании, подключающей электросеть, но Он не заставит его взяться за выключатель. Человек может сказать: «Слава Богу за эту силу», но он все равно будет тем, кто решил осветить свой дом. Если соседи в это время сидят в темноте, то это вина их, а не энергокомпании. 
Кроме того, синергист должен признать, что конечная причина, почему он или она спасены, а кто-то другой нет, заключена только в нас самих, а не в Боге. Почему? Потому что в этой системе совместных усилий Бога и человека Бог всегда делает только часть. Некоторые синергисты утверждают, что спрведливость требует, что Бог должен сделать все возможное, чтобы спасти всех. Поскольку они думают так априори, они не будут принимать никаких библейских доказательств обратного. Но логическое следствие их веры таково, что если Бог действительно всегда делает все возможное, чтобы спасти всех, и все же некоторые спасаются, а другие нет, то причина спасения лишь некоторых заключена в них самих, а не в Боге.
Синергисты могут сказать, что спасение на 99% от Бога и на 1% от человека, и именно этот 1% определяет, кто будет спасен. Возвращаясь к нашей аналогии, можно сказать, что Бог «подключил» все человечество к духовному источнику питания, и люди либо «включают» духовный свет по своему выбору, либо нет. Вот сути синергистической системы спасения. Именно так считает большая часть христианского мира. Это есть отказ от Реформации, в том числе от учения о 5 Solas, которое мы обсудим позже.

Синергизм и предваряющая благодать

Причина того, что католицизм и другие синергетические теологии учат предваряющей благодати – это стремление избежать пелагианства, которое отрицает, что греховная природа Адама передается его потомкам. В Библии есть так много материала о всеобщей греховности людей, что учение о способностях человека может смутить большинство людей, которые утверждают, что они доверяют Библии (хотя это, похоже, не беспокоило Финни). Чтобы избежать учения, что грешному человеку вполне по силам прийти к Богу без работы благодати, было введено учение о предваряющей благодати. «Предваряющая» благодать по-английски буквально означает «предшествующая» (8). Идея состоит в том, что Бог посылает универсальную предваряющую благодать для всех людей, которая отменяет греховную природу достаточно, чтобы позволить им избрать веру в Евангелие.
После обсуждения по Библии факта духовной неспособности человека Миллард Эриксон рассматривает предваряющую благодать как предлагаемое решение: «Именно здесь многие арминиане, признавая согласно Писанию духовную неспособность человека, вводят понятие предваряющей благодати, которая, как они полагают, имеет универсальный эффект, сводя на нет духовное влияние греха на мышление, что делает возможным веру. Проблема в том, что в Писании нет четкой и адекватной основы для вывода, что эта благодать универсальна. Эта теория просто не опирается на факты, которым явно учит Библия» (9).
Это не значит, что сторонники этой концепции не ищут ее доказательства в текстах. Самой распространенной из их ссылок является Иоан.1.9: "Это был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (сторонники предваряющей благодати обычно предпочитают Библию короля Якова). Некоторые понимают это так, что Христос дает свет всем при их рождении. Греческий текст можно перевести так, что Христос приходит к каждому человеку, приходящему в мир. Но в контексте Иоанна центральное место занимает то, что Христос пришел в мир при Воплощении (10). Кроме того, этот контекст не учит, что Христос просвещает каждого человека при его рождении. Иоан.3.19 утверждает следующее: «Суд же в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы». Поскольку Иисус и есть Свет, пришедший в мир, соответственно следует переводить и понимать и Иоан.1.9. Если Иисус действительно просвещает каждого человека при его рождении, то как получается, что люди возлюбили тьму?Гораздо лучше объяснить это так, что Иисус в Своем Воплощении принес Божий свет в темный мир. Мир знает об этом свете, поскольку Бог явил Свои цели открыто. Но в своей греховности мир предпочел тьму. Иоан.1.9 не учит предваряющей благодати.
Томас Шрайнер также не согласен с толкованием, согласно которому Иоан.1.9 учит о предваряющей благодати: «Свет, который просвещает всякого человека, не влечет за собой его исполнение благодатью и не относится к внутреннему просвещению сердца Духом Божиим. Скорее, этот свет раскрывает и показывает нравственное и духовное состояние его сердца… Иоан.1.9 не является поэтому предположением, что Христос приближается к каждому человеку и дает ему возможность выбрать спасение» (11). Шрайнер дает широкий обзор разных толкований этого отрывка, а также рассматривает другие места, которые иногда используются в поддержку предваряющей благодати. Его вывод таков, что это понятие не может быть оправдано библейской экзегезой. Шрайнер удивлен, как мало экзегетических усилий для оправдания своего понимания предлагают люди, утверждающие, что они верят в эту доктрину (12).
Альтернативой синергизма и предваряющей благодати является монергизм и действенная благодать. Бог реально спасает Своей силой всех тех, кого Он избрал ко спасению. Вместо того, чтобы верить, что Бог пытается сделать все возможное, чтобы спасти каждого человека, и в большинстве случаев Ему это не удается, учение Реформации состоит в том, что Божья цель не может не удасться. Так как спасение совершается только Богом через Христа только через веру и только благодатью, в конечном счете вся слава за него принадлежит Богу. Это убеждение поддерживается Писанием, как авторитетом Божия откровения. Это 5 Solas Реформации.

Последствия синергизма

Перед рассмотрением и защитой этой концепции Реформации я хочу описать некоторые негативные последствия (возможно, непреднамеренные), которые сопровождают отказ от учения Реформации в пользу синергизма. Независимо от того, насколько сильно синергисты (13) хотят подать свою доктрину как библейскую, их попытки сделать это не удаются в нескольких ключевых моментах. Другая проблема заключается в том, что синергизм создает соблазн пойти на компромисс.

Учение об избрании под угрозой

Синергисты, считающие, что они верят в авторитет Библии, должны найти способ объяснить многие места Писания об избрании. Иметь дело с их многичисленными попытками опровергнуть каждое из них выходит за рамки статьи (14). Но каждое из синергистических объяснений приходит к тому же выводу, который показан в моей аналогии: жильцы с выключателем (человек), а не энергокомпания (Бог) определяют, кто избран.
В некоторых версиях синергизма человек сам избирает себя свободным выбором воли и может также сам исключить себя из числа избранных. Большинство синергистов так не скажут, ибо это звучит грубо, но это именно то, во что они верят. Справедливости ради отметим, что есть синергисты, которые подтверждают безопасность верующего, хотя они игнорируют тот факт, что если мы в безопасности во Христе, то это Его дело, а не наше, и сами мы никак не можем обрести безопасность в спасении. Если же мы имеет эту безопасность, и также верно, что отступники будут прокляты, то в некотором смысле Бог должен нечто сделать, чтобы уберечь Своих людей от падения и отступничества. Доктрина свободной воли не может никак объяснить безопасность верующего, тогда как реформатская доктрина – может. Бог сохраняет Своей силой и благодатью всех, кого Он спасает, потому что спасение от начала до конца только от Него.

Авторитет Писания под угрозой
   
Хотя протестантские синергисты утверждают авторитет Писания, они все же принижают его. Если Библия говорит: «Но мы всегда должны благодарить Бога за вас, братья возлюбленные Господом, потому что Бог избрал вас с самого начала ко спасению через освящение Духа и веру к праведности» (2 Фес.2.13) – то они считают, что на самом деле это означает нечто другое. Они делают то же самое для более чем 40 других мест, где используются такие термины, как избрание, избранные, предопределение и т.д. (15). Синергисты должны верить, что когда говорится, что Бог избрал нас, а мы избраны Им, Библия на самом деле говорит нечто совершенно иное. Это означает, что мы избраны Богом потому, что Он предвидел роль нашего свободного выбора в истории, а не избрал нас в вечности. Если Слово Божие столь неясно, то действительно ли эти стихи означают то, что они говорят? Так как есть очень много мест Библии, которые явно учат избранию, синергисты, по-видимому, готовы заменить библейское учение своими богословскими предположениями.

Искушение изменить Евангелие

Как уже упоминалось в начале этой статьи, если способность к обращению – это то, что уже есть в грешнике, то достаточно разумного убеждения, чтобы он стал христианином. Но так как Крест и искупление Кровью Христовой для грешников есть глупость (1 Кор.1.18), проповедь Креста не может обращаться ни к какой из способностей человека. Скорее всего, Крест уничтожает любую идею способностей человека. Однако синергист должен найти в грешнике принцип, к которому следует обратиться, чтобы мотивировать грешника принять решение стать христианином. Честно говоря, я знал арминиан, которые стремились правильно говорить о Кресте, и Бог использовал их весть, чтобы спасти грешников по Своей воле. Но их учение искушает говорить иначе. Многие арминиане попали в движения типа «Убежища», считающие, что нужно иметь максимально привлекательную весть, чтобы привлечь людей ко Христу. Учение Реформации не дает никакого места для подобных вещей. Если спасение исключительно от Бога, то нужно также проповедовать Евангелие с чистотой и ясностью, зная, что Бог будет использовать его, чтобы спасти тех, кто будет Им спасен. Он будет использовать наше слово о Кресте, чтобы призвать Своих избранных из массы погибших.

Искушение воздать славу твари

Синергисты хотят воздать славу Богу и обычно не хотят хвастасться (хотя можно сделать и иной вывод, учитывая множество их антропоцентричных текстов, особенно в песнях поклонения). Но их доктрина оставляет искушение хвалиться человеком, ибо в конечном счете его решение – единственная причина, почему кто-то спасется, а кто-то нет. Это учение само по себе не воздает всей славы Богу – независимо от того, насколько  синергисты хотят воздать славу Богу. Джеймс Монтгомери Бойс описывает эту ситуацию так: «Хорошо наученный арминианин понимает, что «спасение не от дел, чтобы никто не хвалился». Но если то, что в конечном счете проводит различие между одним человеком, который спасается, и другим, который погибает – это способность человека выбрать Бога, называемая свободной волей, то хвастовство не исключено, и слава не воздается только Богу» (16).
Бойс также высказывается о современном кальвинизме: «Но я должен добавить, что даже реформатские верующие должны вернуться к истинному Евангелию, так как даже те, кто наиболее сильно настаивают на учении о благодати, не могут прославлять Бога, если они делают упор на созидание Его Царства человеческими силами, как многие другие» (17). Таким образом, можно иметь доктрину, которая не дает всей славы Богу, но лично стремиться воздать Ему всю славу, и можно иметь доктрину, которая воздает всю славу Богу, но самому этого не делать. Но лучше всего начать со здравого учения, которое воздает Богу всю славу, а затем просить Бога о милости, чтобы мы могли жить по нему. Начинать с плохой доктрины – это не лучший путь.

Восстановление Реформации

Пять Solas Реформации являются выражением богословия, которое действительно ставит Бога в центр всего. Монергизм отдает Богу всю славу в спасении. Кроме того, он смиряет людей, которые сталкиваются со своей полной неспособностью угодить Богу и нуждой в незаслуженном милосердии Божием. Этого нельзя сказать о современном богословии.
Нельзя отрицать того, что главная тенденция в современном протестантизме – это антропоцентризм. Роберт Шуллер в 1980 году открыто призвал Церковь к реформированию на основе «богословия», где в центре – не Бог, а человек! (18). Рик Уоррен, сегодня один из самых популярных евангелических пасторов и писателей, представляет свою версию христианства как путь к цели, которую он называет самопознанием. Само собой разумеется, что если мы верим, что спасение является результатом совместных усилий Бога и человека, как учит Рим, мы в конечном счете ставим человека в центр богословия.
Если спасение находится в руках человека, то церковь может ставить его под контроль, что средневековый Рим попытался сделать. Лютер и другие знали, что если монергизм – это истина, то у церкви и иерархии уже нет власти над народом. Спасение – не в руках церковных сановников, и хотя бы они настаивали на обратном, Бог не откажется от Своих условий. Задача Церкви – в том, чтобы возвещать истину Слова. Реформация учила, что для спасения люди должны взирать не на Церковь, а на Бога. 
Но учение Реформации было отброшено большей частью протестантов, в том числе евангеликов. Как я сказал с самого начала, это не новшество, ибо одним из самых радикальных обвинителей богословия Реформации был горе-евангелист XIX века Чарльз Финни. Это оказало серьезное отрицательное воздействие на все евангельское движение.
Джеймс Монтгомери Бойс утверждает, что 5 Solas Реформации – это то, что Бог предназначил как самое необходимое для Церкви. «Без этих пяти конфессиональных заявлений – только Писание, только вера, только благодать, только Христос и только Богу слава – у нас нет истинной Церкви, а то, что есть, не простоит долго» (19). В конечном счете 5 Solas – это учение об оправдании. Бойс пишет: «Мы можем констатировать, что оправдание есть акт Бога, которым Он объявляет грешников праведными, ибо спасение совершается только через Христа только по благодати только через веру» (20). Слово «только» призвано оградить дело Божие от добавок в виде церковной традиции и человеческих дел. Рим мог бы утверждать, что Писание, вера, благодать, Христос и слава Божия – все это верно и важно. Но когда реформаторы добавили «только», они были прокляты тридентскими анафемами. Мы должны вернуться к этой истине.

Только Писание

Восстановление богословия Реформации должно вернуть нас к полной вере в Писание как единственное авторитетное откровение от Бога, и к практике, которая отражает его. Почти все евангелические церкви утверждают в своих официальных документах, что они признают авторитет и непогрешимость Библии. Только либералы открыто отказываются от авторитета Писания. Но все же Библии не уделяется надлежащего главного места в практике многих церквей. Мы говорим «Писание» и практикуем Библию плюс мудрость человеческую.
Успех продаж книги Уоррена «Целеустремленная жизнь» является свидетельством именно этого. Самые продаваемые книги современных евангеликов являются нечестивой смесью плохих переводов Библии, неверных толкований, человеческой мудрости и цитат из мирских писателей вплоть до авторов Нью-Эйдж (21). Многие церкви меняют свои программы и практики, чтобы стать «целеустремленными». Это несовместимо с учением Sola Scriptura. Многие будут протестовать против того, что я говорю, и настаивать, что они тверды в вере. Но если мы говорим, что верим Писанию, но считаем его лишь одним из авторитетов для своей проповеди, послание евангельских церквей становится неотличимым от послания либералов, которые отрицают непогрешимость Библии.
Бойс, который в 1970-е гг. возглавил группу в защиту учения о непогрешимости Библии, говорит, что то, что сегодня отвергается чаще всего – это достаточность Писания (22). Я слышал это от людей, чьи церкви приняли программу «Убежища». Один из них прислал мне кассету с проповедью в баптистской церкви, которая когда-то стояла на твердом библейском основании. Во всей проповеди не было ни одной ссылки на Писание, она состояла из рассказов пастора о своем отпуске! Ее суть была в том, что современные американцы из пригородов слишком страдают от стресса и должны замедлить темп жизни. Мой друг сказал, что предыдущая воскресная проповедь была о «жизни с избытком» по Иоан.10, но и она была не лучше разговоров с психологом, хотя этот текст прямо говорит о Христе и спасении. Эта «церковь», которая 10 лет назад отказалась от систематической проповеди Библии с амвона, в настоящее время имеет 8000 членов, посещающих ее каждое воскресное утро. Как можно считать психологические увещевания о бодрости духа отражением приверженности только Писанию? Никак.
Что бы ни говорила церковь в своем заявлении о вере, если Библия не будет точно и полно провозглашаться с амвона, учение Реформации о Писании будет отброшено. Если мы хотим, чтобы сила Святого Духа изменяла наши жизни, мы должны покаяться и вернуться к Писанию. В соответствии с 1 Пет.1.23 люди возрождаются через «Слово Божие, живое и пребывающее вовек». Человеческая мудрость никого не спасает.

Только Христос 

Учение Реформации Solus Christus опровергало католическую доктрину, которая добавляла дела и заслуги человека к делу Христа. Как и в предыдущем случае, почти каждый евангелик согласится с тем, что спасение только во Христе. Мы хорошо знаем, что спасение полностью совершается Христом, а не делами. Но, опять же, на практике есть большая проблема, которая серьезно снижает влияние этого великого учения.
Ключевой частью этой проблемы является отказ открыто и полностью провозгласить дело Христа. Мы часто слышим: «Иисус умер за ваши грехи». Это правда, но как много здесь осталось недосказанным! Большинство людей знает о религиозном лидере по имени Иисус, но они никогда не слышали провозглашения учения Христа о Себе Самом. Они знают о Его смерти, но так можно говорить и о Мухаммеде и о ком угодно. Они не знают, что Иисус существовал от вечности с Богом и в Боге. Они не знают о Его девственном рождении. Они не знают многих атрибутов Христа, которые  являются уникальными для Него, не знают, что Он полностью Бог и полностью человек, что Он прожил безгрешную жизнь, что Он был единственным, кто когда-либо предсказал Свое воскресение из мертвых и на самом деле воскрес на третий день, как Он сказал. Вряд ли кто-то из них знает, почему Бог послал Своего Сына на смерть, ибо они понятия не имеют о Крови искупления. Они также не знают, что гнев Божий против их греха может быть умилостивлен только этой Кровью. И при отсутствии этих фактов о Личности и деле Христа людей призывают: «Примите Иисуса, Который умер за ваши грехи». Эта разбавленная практика показывает как минимум отсутствие почтения ко Христу.
Опять же, Бойс высказывает проницательные наблюдения. «Евангелие» наших дней имеет много общего с самооценкой, хорошим настроением и мирским успехом. В нем почти нет проповеди о грехе, суде, осуждении или гневе Божием, а тем более о том, что в центре всего находится слава Господа и Его Крест, и от этого зависят благодать, искупление, умилостивление, оправдание и даже вера» (23).
Отсутствие проповеди и обучения ведет к тому, что люди слышат об Иисусе, не имея существенного учения о Христе. Кроме того, учение о заместительном искуплении оказывается под ударом даже в так называемом протестантизме. Это происходит в движении «Растущая Церковь». Я разговаривал с одним из его лидеров и даже не мог добиться от него четкой веры в будущий суд Божий (24). Отсутствие полноценного учения о Христе и искуплении проявляется также в упомянутом движении за «целеустремленную жизнь». Бойс говорит: «Любое «Евангелие», которое говорит только о событии Христа, то есть о Воплощении без Искупления – это ложное евангелие» (25).
Учение Реформации о Христе в наши дни лежит в руинах. Средство восстановить его – это проповедь Креста, включающая в себя библейские истины о человеке и о деле Иисуса Христа.

Благодать

Учение Реформации о Sola Gratia вполне уместно при обсуждении монергизма и синергизма. Спасение, которое является результатом совместных усилий Бога и человека, не есть спасение только по благодати. Это логически несовместимые вещи. Благодать плюс нечто, что человек добавляет к ней, не есть только благодать.
Опять же, в своей великолепной книге Бойс объясняет это с предельной ясностью: «Когда реформаторы говорят о благодати, они говорят, что грешники не могут иметь никаких претензий к Богу, что Бог ничего им не обязан, кроме как наказать их за грехи, и что если Он спасает их, несмотря на их грехи, и не делает этого в отношении тех, кто не спасается, то только потому, что такова Его воля, и ни по какой иной причине» (26). Он также объясняет, как и почему современные протестанты подрывают эту доктрину: «Сегодня большое количество протестантов подрывает и эффективно разрушает эту доктрину, полагая, что люди в основном являются хорошими, что Бог должен каждому дать шанс спастись, и что если мы получаем спасение, то в конечном счете потому, что мы сами приняли хорошее решение принять Иисуса, Который был предложен нам» (27). 
Любая степень уверенности в способностях человека разрушает учение о благодати. Большинство евангеликов по крайней мере на словах признают другие Sola. Но Sola Gratia в том смысле, как ему учили реформаторы, ими прямо отвергается. Идея рабства воли в смысле Лютера для них бессмысленна. Идея, что Бог вообще должен кого-то спасать, никем из них не отвергается.
Люди утверждают, что Бог морально обязан сделать все возможное, чтобы спасти всех. Они думают, что могут иметь претензии на милость Божию, и что творить милость ко всем или по крайней мере пытаться это делать – это моральная обязанность Бога. В сврем рвении они не понимают, что эта идея происходит от человеческой мудрости и спекуляции, и что ее просто нет в Библии. Бог говорит Моисею: «Кого помиловать, помилую; кого пожалеть, пожалею» (Рим.9.15). Благодать не так уж трудно понять. Но многим она просто не нравится.
Только по благодати Бог вообще делает что-то, чтобы спасти грешников. Бойс объясняет: «Помимо этих трех действий благодати – суверенного избрания, дела Христа в Его смерти и работы Святого Духа – никто не может и не мог бы спастись. Но так как эти действия исходят от Божией суверенной благодати, даже отъявленные богохульники могут покаяться в своей глупости и найти Христа» (28). Призыв Святого Духа также имеет средства – проповедь Евангелия всем. Бог использует проповедь Евангелия, чтобы милостиво призвать Своих людей из мира греха и смерти (29). Он использует установленные Им средства, чтобы благодатно освятить и сохранить в вере всех, кто будет спасен. Все призванные будут прославлены (Рим.8.29-30).

Только вера   

Учение о Sola Fide исторически близко и дорого для всех евангеликов. Есть те, кто сегодня сомневается в реальности проклятия и будущего суда. Такие люди имеют сильно искаженное понятие о том, что значит спасение. Если спастись значит найти лучшую жизнь в этом мире, то вера как таковая не имеет смысла. Никто не верит во Христа, чтобы найти лучшую жизнь в этом мире. Неверующие могут в это верить. Но для тех, кто знает, что суд и проклятие реальны, спасение только верой является славной и заветной истиной.
Эта доктрина редко отсутствует в письменных заявлениях о вере. Но как и другие Sola, сегодня она вновь под угрозой. Протестантские синергисты могут утверждать, что это истина. Но они обычно отрицают, что вера – это дар от Бога, данный избранным. Тем самым они также отходят от учения Реформации. Как правило, они утверждают, что каждый человек имеет возможность поверить, просто некоторые реализуют ее, а другие нет. Это заставляет нас вновь вернуться к теме способностей человека, которая является причиной многих богословских проблем.
Финни постоянно выступал против учения о неспособности верить. Он воспринимал как аксиому то, что Бог никогда не повелевает ничего, что человеку не вполне по силам. Следующее утверждение является типичным для Финни: «Именно это утверждение о неспособности грешников повиноваться Богу закладывает основу для всех страданий и бедствий, в которых многие из нас оказались» (30). Ошибка Финни заражает все евангелическое движение в последние 150 лет.
Обычно предполагается, что если Бог повелевает нам покаяться и верить, это означает, что мы вполне в состоянии сделать это. Я уже имел дело с этим дефектом мышления. Всеобщий призыв отражает моральную волю Божию и дается всем. Внутренний призыв слышат лишь те, кому дано верить по благодати (Еф.2.8). Иисус сказал: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан.6.44). Слово «может» - это греческое dunamis, сила, власть или способность. Никто не имеет права или возможности прийти к Иисусу, если Бог не приведет его, даже преодолевая его сопротивление. Еще одно доказательство невозможности этого – результат: «Я воскрешу его». Синергизм утверждает, что Бог призывает всех через предваряющую благодать или универсальную работу Святого Духа. Но если в данном отрывке имеется в виду именно это, то он учит всеобщему спасению, ибо те, кто «привлечен» - это те, кто на самом деле придет ко Христу и будет воскрешен в последний день.
Так как мы спасены через веру, то эта вера, через которую мы приходим ко Христу, невозможна, если Отец не привлечет нас. Это необходимый вывод из Иоан.6.44. Спасительная вера – это не врожденная способность человека, которая актуализуется по свободному выбору воли. Это дар Божий.
Вера есть также нечто большее, чем простое умственное согласие. Некоторые синергисты, которые хотят сохранить учение о вере и тем не менее учить о способностях человека, делают это путем усечения смысла веры. Но вера в понимании Реформации содержит три элемента: notitia (познание истины), assensus (согласие и доверие) и fudicia (приверженность) (31). Утверждая, что верить в факты об Иисусе достаточно для спасения, некоторые делают веру легко доступной для всех (32). Мы должны восстановить описание и понимание веры реформаторами.   

Soli Deo Gloria

Пятое Sola Реформации – это Soli Deo Gloria, которое утверждает, что все, включая работу Бога в спасении, служит только Его славе. Мы уже сказали, что для синергизма Бог не получает всей славы. В своем комментарии к Ис.48.11 Лютер обсуждает то, что он называет «битвой Бога за славу с человеческим самодовольством». Лютер называл тех, кто считает, что спасение достигается чем-то помимо благодати, разбойниками, ибо они окрадывают Бога в Его славе. Вот что пишет Лютер: «Самодовольный человек думает, что Бог вознаградит его за его посты и труды. Он считает, что без них Бог не даст ему ничего. Он считает, что Бог спасет его именно через его дела, а не ради благодати. Этой фикции – «Бог спасет меня через мои дела» - он приписывает спасение. Это самая упорная вражда мира против Бога. Никто не хочет положиться только на Божью славу и отказаться от всех своих достоинств» (33).   
Учение Реформации действительно отдает всю славу Богу. Первые четыре Sola логически и обязательно ведут к пятому. Если Бог только во Христе и только по благодати спасает грешников через веру, как учит Писание, то только Бог получает славу. Вот на чем мы должны стоять вместе с Лютером и другими реформаторами. Вот чего больше всего не хватает современному евангельскому движению.

Заключение

Мы начали эту статью с обсуждения «технологии» возрождения на основе активизации неких врожденных способностей грешников человеческими средствами. Бойс комментирует эту тенденцию в своей главе о славе Божией. «Духовная работа должна быть выполнена через Духа Святого. Не вы или я совершаете возрождение, созидаете Церковь или обращаете хотя бы одну душу. Скорее всего, мы благословлены работой Бога, Который силой Духа Своего Святого возрождает и освящает тех, кого Он хочет привести к вере» (34). Об «изобретателях вечного пробуждения» Бойс явно написал бы, что оно отдает славу человеку, а не Богу.
Вероятно, есть целый комплекс причин того, что современное евангелическое движение по большей части оставило богословие Реформации. Та из этих причин, которая кажется наиболее очевидной – это успех отдельных людей в создании огромных церквей и постановке человека в центр богословия через искусственные методы. Мы можем построить институты и учреждения человеческими силами, но истинная Церковь Христова строится Богом через дело Иисуса Христа. Именно в ней грешники будут спасены. Верят ли христиане учению Реформации или нет, если они действительно возрождены, то это так потому, что только Бог спас их, и Он сделал это Сам. Насколько лучше было бы для Церкви и проповеди Евангелия вернуться к Реформации и воздать Богу всю славу!

1.
2. Rick Warren, The Purpose Driven Church, (Grand Rapids: Zondervan, 1995) 219.
3. Charles Finney, Lectures on Revival, Lecture 1; from Books For The Ages, AGES Software, version 8.0 [CD-ROM] (Rio WI: The Master Christian Library Series, 2000) 9.
4. Ibid.
5. Ibid. 8.
6. Канон 4 об оправдании 
7. Есть различные интерпретации  этого стиха, которые не показывают, что спасение есть дело Божие. Так, Гордон Фи (Gordon Fee, The First Epistle to the Corinthians in The New International Commentary on the New Testament, (Grand Rapids: Eerdmans, 1987) утверждает, что отрывок часто толкуется неверно из-за плохого перевода в KJV) Р. 84 – 86.
8. В  KJV см., напр. Пс.88.13.
9. Millard J. Erickson, Christian Theology, (Grand Rapids: Baker, 1985) 925.
10. Leon Morris, The Gospel According to John in The New International Commentary on the New Testament, (Grand Rapids: Eerdmans, 1971) 93-95.
11. Thomas Schreiner, “Does Scripture Teach Prevenient Grace in the Wesleyan Sense?” in The Grace of God The Bondage of the Will, Thomas Schreiner and Bruce Ware ed. Vol. 2; (Grand Rapids: Baker, 1995) 376.
12. Ibid. 382.
13. Я использую понятие «синергизм», а не «арминианство», ибо это более широкая категория. Арминиане всегда синергисты по определению, используют они этот  термин или нет. Католицизм также синергистичен, но называть его арминианством неверно, ибо он существовал гораздо раньше и есть существенная разница между Арминием и доктринами Рима. Например, арминиане могут подтверждать или стремиться подтвердить Sola Scriptura и Sola Fide. Но они претыкаются о два других Sola и определяют веру иначе, чем реформаторы. 
14. Это также включает в себя идеи, что «Христос единственный Избранный, другие становятся избранными, когда они принимают Христа», или групповое избрание: «Бог избрал Церковь, но не определил, кто будет в ней», или избрание на основе предвидения: «Бог избрал тех, кто, как Он предвидел, изберут Его», и т.п. увертки. Приведенный сборник «Благодать и рабство воли» содержит опровержение этих и других арминианских идей и учений
15. Доступно на нашем сайте:: http://cicministry.org/scholarly.php
16. James Montgomery Boice, Whatever Happened to the Gospel of Grace? – Rediscovering the Doctrines That Shook the World; (Wheaton: Crossway, 2001) 167.
17. Ibid. 168.
18. Robert Schuller, Self-Esteem: The New Reformation, (Waco, Word Books, 1982).
19. Boice, 32.
20. Ibid. 35.
21. См. Bob DeWaay, Redefining Christianity – Understanding the Purpose Driven Movement, (Springfield: 21st Century Press, 2006) .
22. Boice, 72.
23. Ibid. 89.
24. Debate between Bob DeWaay and Doug Pagitt, January 2006, CD’s are available here: http://cicministry.org/store.php
25. Boice, 105.
26. Ibid. 107.
27. Ibid.
28. Ibid. 124, 125.
29. Здесь важно исключить крайности гиперкальвинизма, где не признается универсальность призыва. 
30. Finney, Revival, 366.
31. Boice, 138-140 explains these.
32. Джон Мак-Артур, как и Бойс, справдливо отвергает этот подход в своих книгах  The Gospel According to Jesus и The Gospel According to the Apostles 
33. Vol. 17: Luther's works, vol. 17 : Lectures on Isaiah: Chapters 40-66 (J. J. Pelikan, H. C. Oswald & H. T. Lehmann, Ed.). Luther's Works. Concordia Publishing House: Saint Louis.
34. Boice, 161.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии