Спасение Души через Творчество. Дальше о Толкине

Я хотел бы понимания вот какого аспекта. Я полагаю, что фантазия тоже имеет закономерности как статического, так и динамического свойства. Статику изучал Юнг, динамику - Пропп, ну и там и тут - многие ещё люди за последние сто лет. Раньше, в 19 веке шло накопление материала - Братья Гримм, Афанасьев, и так далее - яркие примеры. Но ещё раньше - мы знаем, что у большинства людей была только местная устная традиция и Одна Книга на всех - под названием "Библия". Вопрос личной, персональной фантазии, собственно, не стоял перед каждым более-менее образованным человеком. Книги писали единицы, обладающие незаурядным жизненным опытом.

Само возникновение теории Архетипов говорит о качественном изменении в сознании многих людей. Символические языки перестали быть достоянием Догматического Идеализма. Т.е такого взгляда на вещи, типа : "Бог есть, он за 7 дней что-то наваял, и у него борода и глаза добрые, а сына-то своего он на заклание отдал, чтобы нас, говнюков таких, спасти." При всей относительной верности этого утверждения - оно - крайний пример Догматического Идеализма. Потому как набор символов заключён в такой семантический ряд, который исключает всякое мышление о значении символов, в нём расположенных. От вопроса - какова длина суток без Солнца, до - могут ли быть у Абсолюта личные Сыновья? А верить в Абсурд - это не всем по силам. (При этом я совершенно точно ЗНАЮ, что Иисус умер и воскрес, и при жизни работал в должности "Сына Божия" некоторое время, и про не раздельность и не слиянность двух природ я прямо-таки уверен, да.)

Вернёмся к нашим Эльфам. Я также берусь утверждать, что Толкин ничего СПЕЦИАЛЬНО НЕ вычислял. То есть, сначала он просто писал, что у него получалось, и это развивалось по единым символическим ключам, основа которых в реальной душевной деятельности человека, избравшего ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ способ самопознания.

Запомните это утверждение, кто следит за темой. Ибо я буду от него отталкиваться. Так вот, мысль проста, Душа может спасаться, то есть, в том числе, и очищаться, и сама себя познавать, не только в строгой аскезе, и прочем подобном, но и в художественном творчестве, спонтанно в ней возникающем. Естественно - при определённых условиях. И одним из условий является целостность и красота произведения искусства. Вы мне скажете, что это неисчислимо. Я скажу что - исчислимо. Но не в денежном эквиваленте и не гига-байтах. Скорее можно апеллировать к геометрической аналогии.

Я вчера, ради любопытства, поглядел в "Снежной королеве" (1957 г.), в каком отношении к всему времени мультика находится кулиминация с оленем и двумя девчонками - практически ровно в Золотом Сечении , господа. Можете развлечься и посчитать, для начала, что-то любимое вами.


Рецензии