Я - Ты - Другой

Заметки в сфере антропологической философии

Просили статью, но я  бы скорее обозначил жанр - эссе, а не статья. Направление - не столько психология, сколько философская антропология. В качестве затравки скажу: Ева начала эту жизнь. Адам и Змей послужили лишь средством для развития дальнейших событий. Не стоит придавать большого значения Змею. Он для Евы лишь средство для обольщения и для вразумления - воспитания Адама. Далее, к сожалению, развитие истории вышло из под контроля Евы. Войны, потопы, и снова войны... История молчит, но Адам, похоже погиб в этих войнах. Ева осталась одна с детьми....

Из многих разговоров, из многих вопросов и ответов родился этот текст. В нем не так уж много того, чего не было сказано еще 2 тысячи лет назад, и потом, в течение этих двух тысяч не повторялось разными словами, разными образами.

Но оказывается, надо повторять снова и снова. Не из-за того, что люди тупые. Не из-за того, что излагаемые принципы ложны и  «не работают». А из-за того, что каждый человек, родившись в этом Мире, неминуемо должен пройти свой урок, решить свои задачи, которые изначально при рождении ему даны, как уникальной личности в этом Мире. С этой посылки и начну свои размышления об отношениях, об оценках себя и других.


Я прав. Почти всегда. Даже тогда, когда кто-то думает, что я – не прав.

Другой прав. Даже тогда, когда я думаю, что он не прав.

Как только допустим, и увидим «правость» свою и другого, рамки нашего видения Мира раздвинутся вчетверо. На «да» и «нет» свои, и на «да» и «нет» другого.

Говорят: Мир – жесток. Кто бы спорил.

Говорят: Бог – милостив. Кто бы спорил.

Верно и то, и другое. Остальное зависит от человека. От того, какую версию влияния на свою жизнь он примет.

Не даром дана «свобода воли». Придется платить. Безвольным придется платить за отказ от «свободы воли», как за такое вот проявление «свободы воли». «Волевым» придется платить за пренебрежение к «безвольным», впрочем, и за «волевые» решения. Принятие «свободы воли», как и принятие «веры» у каждого приходит в свой срок.

Уникальность» каждому дана при рождении. Ни в какие Времена, ни в каких Мирах такой личности не было и не будет! Слава Богу! Вы – это только Вы! На все времена! На все Миры!

Другой – тоже уникален. Такого не будет нигде и никогда. Столь же ценен для Мира, как и Вы.

Он Вас обидел? Чем? Как? Тем, что старался показать себя лучше Вас? Или показал Вас хуже себя? Или Вы чувствуете себя хуже его? В любом случае Вы сами обидели себя. Слово «обидеться» содержит возвратную частичку. Можно, конечно обойти лингвистику и сказать : « Ты обидела меня». Сделать себя жертвой. До бесконечности. Но сути это же не меняет. «Я хочу быть обиженной, и найду способ». Обида – все же детское чувство. И отрезает саму возможность анализа конфликта.

Нравиться всем невозможно. Можно стараться понять многих. А себя – в первую очередь. С настоятельной необходимостью!

Терпеть не переношу ответов: «не могу». Спрашиваю: «А пробовали?». – «Нет». – «Откуда же Вы знаете, что не можете?” Или: «Были попытки – не получилось». – «А пробовали иначе?».

Мы помним: здесь была дверь. Мы ломимся сюда. И расшибаем лоб о стенку. А Мир текуч и дверь сегодня в другом месте: «не можем дважды войти в одну реку». Отойдем немного назад, посмотрим. Увидим, что сегодня дверь немного левее…или немного правее… - как увидим…

Сегодня слово «проблема» - звучит, как неразрешимая, или сложно разрешаемая ситуация. А изначально, этимологически («про» и «лемма») это – предварительное решение задачи, точнее - предварительно «принимаемое на веру утверждение», которое может помочь решить задачу. Забудьте негативный оттенок слова проблема. Это  - задача. Урок. Который Вам сегодня дан. Решите его. Завтра будет следующий. Сложнее.
Если не решите сегодня, завтра получите тот же урок. С отягчающими обстоятельствами.
Не бойтесь! Решайте задачи сегодня! Завтра будет тяжелее.

Мы легко судим. И себя и других. Но по каким законам? «Не суди – и не судим будешь».

Часто суд себя строится на основе законов принятых в семье, а суд других на смеси этих и своих, созданных собой в процессе борьбы с жизнью. Судить легче, чем созидать.

Если не судить, то, что созидать?

Сначала себя.

Когда мы судим другого – мы опосредованно судим себя. Наверное, в этом смысл заповеди: «не суди…»

Чаще всего нам не нравится в другом то, что не нравится в себе.

Чаще всего нам не нравится в себе то, что не нравилось в себе маме и папе.
Это – заколдованный круг? Нет! Выход из беготни по кругу – начать понимать себя. Без обид на кого-либо, без осуждения себя за что-либо.

С этого и начинается созидание себя.

В любви: «Ты – мой!», «Ты – моя!» - прекрасно! Но с этого и начинаются все проблемы. Разве кто-нибудь из нас может быть чей-то, кроме как свой-своя?

Спросите себя: кому я принадлежу?

Спросите себя: кто мне принадлежит?

«Принадлежать» - смешное слово! Сексуальный оттенок. Приставка «при» - приближение, или непосредственная близость. Приставка «над» - где-то, как-то сверху. Ну а «лежать» - понятно. Смешное слово. Возможно, хорошее для начала… Принципиально вредное для отношений. Для всяких. Дружеских, любовных, семейных, сексуальных, деловых. Для всяких.

Для сексуальных отношений вспомним слово «соитие». «Со» - вместе. «Ит» - быть! Жить! Осуществляться! Осуществлять себя СЕЙЧАС и  в БУДУЮЩЕМ. Вместе. Ты и Я. Это слово мне больше нравится. Глубинным смыслом.

Важно то, с какими словами мы живем. Важно то, что за этими словами. Какие мысли, какие чувства, какие стремления. Какими словами вы определяете себя? Вы кто? Спросите себя. Ответьте себе. СЕБЕ, а не мне, или кому-то еще.

Разве в любви могут быть отношения «принадлежания», «властвования»?  Любовь выше приземленных страстей.

В проституции понятно. Я принадлежу/мне принадлежит – на оплаченное время. Я бы и сексом это не назвал. Мастурбация.
В любви не может быть ни власти, ни принадлежания. Ни в сексе, ни в быту.

Приходим мы в этот Мир не по своей воле. Нас мама родила. Имели бы Волю умереть, умерли бы при рождении. Некоторым это было дано. Нам – нет.
«Как враждебен Мир! Как здесь холодно!!! Голодно!!! Мама! Тепло! Мама!!!!»
Когда вырастем, поймем еще больше про Мир и Маму!!!
Когда вырастем, поймем, что Мир еще Более враждебен, чем мы чувствовали при рождении.
А когда Еще вырастем, начнем понимать то, что родились для чего-то важного в этом несовершенном Мире. И тогда станет Важен и Другой для меня, и Ты для Я, и Я для Ты!

Почему меня любят\не любят? За что? Да ни за что! Любить, или не любить за что-то – невозможно.
Может быть, имеет смысл вопрос: «Кто ты для меня?»
Или, «для каких моих осознаний, ты в моей жизни»?
Этот кусочек грустен потому, что: «Я – не для Тебя, и не вместе с тобой». «Хотя, сегодня Я – для Тебя, и вместе с тобой».
Грустно от того, что не многих я слышу. И не многие меня слышат.
От того, что не все меня любят. Или слишком многие любят. И\или слишком много слышу. Но не слышат меня. Как много факторов для несышания!!!

Любовь, дружба, - потом. Расположение - НеРасположение. Об этом поговорим..

Чаще всего мы менее всего расположены к тому, кто, как нам кажется, повторяет нас. Особенно, если одного с нами пола. У женщин, похожих друг на друга – это ярче, открытее. У мужчин – сдержаннее и опасней. Хотя, что считать опасностью?

Сколько Важного для себя узнаем, когда встретимся с «зеркалом»!!!

«Зеркало» - для нас человек, который отражает наши качества. Как те, которые мы в себе любим, так и те, которые не любим.

Часто человек нам бывает неприятен именно из-за того, что отражает нам наши негативные качества.

  Часто человек нам приятен именно из-за того, что отражает нам наши позитивные качества.

Благодарность и тому и другому!!!

Давайте же не будем винить Другого за то, за что можно обвинить себя.

Давайте же славить себя и тех, кто с нами рядом!!!

Есть три причины, по которым мы негативно относимся к Другим: 1. человек настолько мое «зеркало», что все мои недостатки, даже если я их не осознаю, в нем – как на ладони (вам неприятно,  потому что – вы видите в нем присуще вам, даже если вы это не осознаете). Маленькая иллюстрация: в работе женщина сама вдруг поняла, что осуждение Другого – осуждение Себя. Она воскликнула: «Этого не может быть! Этого нет во мне! Я же с этим всю жизнь Борюсь!» Думаю, не нужны комментарии.
2. нам неприятен человек, который каждый раз напоминает нам, что мы «опять что-то не сделали», или «сделали не так», и если бы делали все так, что говорили нам папа или мама, то были бы сейчас не «хреном собачьим» а Президентом США, России, или Республики где-нибудь.
3. Нам никогда не будет приятен человек похожий на того, который, страшной мордой в нашем младенчестве заглянул в нашу коляску и сказал: «У-тю-тю».

Грустно, но есть еще множество причин наших неприятий. Я сказал об основных, которые чаще всего определяют наши отношения.

Человек ни сном-ни-духом, что похож на младенческое «У-тю-тю», а уже осужден нами.
Человек ни сном-ни-духом, что не соответствует «маме-папиным» представлениям о ваших действиях, о вашей жизни, а уже мы в «стойке» защищаться.
Человек ни сном-ни-духом, что вы похожи, и что раздражение по этой причине, а мы -  снова в бой за то, чтобы быть непохожим на то, на что мы так похожи.

В психологии это называется проекцией. В другом мы не любим то, что принадлежит нам,  с чем мы боремся, в чем себя осуждаем. Другой в этом не виноват.

Построение себя зависит от понимания себя, понимание себя зависит от понимания Другого. Вот так мы завязаны.
Отношения Я – ТЫ возникнут после решения предыдущей задачи. Бывает очень редко. Но бывает.
Иногда после смерти одного из…
Пусть будет все же до…

Что это я о печальном! Давайте о Красоте!!!

Древние греки много размышляли о Красоте. Они же, в связи с Красотой, много говорили о Гармонии. Сейчас понятие Красоты совершенно непонятно. А про Гармонию помнят только музыканты. А ведь Красота и Гармония – то, без чего невозможны отношения «Я – Ты». Да и сама Жизнь невозможна!

В музыке Гармония – это созвучие разных нот. В древней Греции – «гармонии» - это, извините, попросту гвозди, которые скрепляли бревна при строительстве корабля.

Сегодня 15-ти-летние про то, что им нравится говорят: «прикольно», «круто», или еще пуще: «Вау!». Слов «красиво» и «гармонично» они не знают. А жаль!

Гармония – «гвозди», «скрепы». А что в отношениях скрепляет больше, чем Любовь? ВСЁ, что мы любим, ВСЕ, кого мы любим – Красиво-Красивы! По определению.

Любовь Красива. Любовь – Гармония.
Любовь Выше Красоты и Гармонии.

Я все это - про Красоту и Гармонию отношений. И про то, что этому может мешать.
Гармония - это созвучие. Я уже говорил об этом.
Это когда: то, что Я говорю, Ты понимаешь, и твое понимание не противоречит моему пониманию того, о чем я говорю; и когда то, о чем Ты говоришь, Я понимаю, и мое понимание не противоречит, твоему пониманию. И тогда возникает ощущение созвучия, резонанс. И тогда силы наши возрастают в десятки раз!!! Когда достать Звезду с неба – только руку протянуть.

Но понять до "печенок" меня никто-никогда не сможет. И я никого-никогда понять "до печенок" не смогу. В этом смысле Мы обречены на одиночество. В философии это называется "экзистенциальное одиночество".

Но не будем печалиться. В этом тоже свобода выбора. Свобода Воли. И наша уникальность. И пространство, где каждый из нас может Быть. Быть, как Сам, а не как чей-то придаток. Понимание этого – одно из условий Гармонии.

Я – Другой. Ты – Другой-Другая. Другой, тем более Другой. Все это - разные Планеты, разные Миры. В чем-то схожие, а в чем-то безумно-интересно различны.
 
Интерес друг к другу – один из признаков Гармонии. Взаимное желание идти вместе – один из признаков Гармонии.
Желание петь вместе Песнь Жизни – признак Любви.

Красив был рыцарский кодекс.
Красивы были «джентльменские» правила общения с женщинами.
Но и в том и другом случае, для женщин все красивости заканчивались рабством.
Про редкие случаи иного исхода есть романы. Приятно читать, что могут быть мужчины, которые сохраняют уважение к женщине и восприятие ее, как личности и после свадьбы.
Феминизм обусловлен незрелостью мужчин.

Но тому есть  и психологические причины.
Здесь перейду к некоторым гендерным проблемам. Немного в обществе, а в основном в отношениях.

Сначала про архетипические гендерные различия.
Мужчина – изначально агрессор, воитель, завоеватель пространства. Часто - Разрушитель.
Женщина – изначально Мать. Задача – Рождение, Кормление. В ее заслугах – освоение пространства, которое завоевал ее мужчина, созидание в этом пространстве Дома. В ее восприятии мужчина всегда останется ребенком. Даже если по возрасту он уже старик.
За мужчиной внедрение в пространство и освоение его (сделать своим).
За женщиной – принять, освоить (сделать своим), и пересоздать.
Как мало людей, которые понимают эти простые вещи!
От этого многие мужчины до старости подростки! А многие женщины и подростками своим мальчикам Матери.

Смешно, но и трагично.
Есть еще мужской страх перед женщиной.
Один из клиентов рассказал свой сон (текст его без прикрас, без купюр): «Иду по полю к лесу. Трава по пояс. Вижу,  поднимается из травы прекрасная телка! У меня так сразу и х…поднялся. Голая. Сейчас кончу. Двигаю к ней. И без толку. Чем быстрее я к ней, тем дальше она. Так и добежал до леса. А она за сосной. Голая. Края попки видны. Я тихо, чтобы не испугать, иду к сосне. Лучше бы испугал… Она меня ждала. Мы с ней делали все! А под конец она своей п…ой откусила мой х..»
Это один из архетипических образов.
Важно для понимания гендерных различий.



Может быть, вообще не имеет смысла искать виноватого "в своих переживаниях и тревогах"?
Наши чувства - это еще одна сигнальная система. Негативные переживания и тревоги нам дают сигнал о дисгармониях в нас. Или внутри нас, или в отношениях с внешним миром. Дисгармоний не избежать. Задача - эту сегодняшнюю дисгармонию привести к гармонии. Это - не чья-то вина. Это - задача. Творческая задача: найти способ в этой конкретной дисгармонии подстроить одну из двух струн так, чтобы они зазвучали в лад. подчеркиваю: в лад, а не в унисон.
Строго говоря, с точки зрения физики, вы не найдете двух струн, которые бы зазвучали абсолютно одинаково. А в человеческой жизни унисон просто немыслим. Задача добиться созвучия. Внутри себя. Себя с внешним миром. Себя с другим человеком.

Немного об официальных отношениях.
На работе – «ничего личного». Мне это так напоминает американские гангстерские фильмы. «Ничего личного», - говорит один другому, пуская пулю в лоб, - «Только бизнес».
В работе чего только не бывает. Бывает спокойное время, а бывают «панически срочные моменты». И можно насмерть разругаться, если нет «ничего личного» к тем, кто на работе рядом.
«В работе нет места личным отношениям» - это американская парадигма. Нам не подходит.
Человек – есть Человек. Не функция.
Спрашиваю: «кто ты?» «Бухгалтер». «Я не про это»…
Человек на работе чувствует себя функцией.
Социальный мир сегодня шизофреничен. Личность отделена от Мира, от своих действий, от своих устремлений и желаний. Дома - Я. На работе - функция.


(продолжение следует)


Рецензии
one of the best of what I read today of your works
shws a lot gives good questions
sometimes I see that you got the same problem like many people before and aroound and in future
How can you say I cand without trying/
you will try again another way
I hope I will help you

defenitely to VOLK 2012

Иванушкин   17.12.2012 18:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.