Следы на снегу

     Осенью 41 года в доме поселилась тревога. Мама поссорилась в учительской с коллегой Ч., наговорив ей грубостей. На днях оставили немцам Киев. Коллега сообщила со слов своего брата (военного), что среди командиров предательство.  Мама взволнованно и резко ответила ей: «С такими командирами не только Киев, но и Москву сдадут, а вы (имелось в виду партийцы), твердите, как попугаи, - «враг будет разбит, победа будет за нами».
     Дома она поняла, что наговорила лишнего, поняла, чем это грозит. Друзья и родственники её успокаивают: всё обойдётся, коллега не донесёт,  не напишет. А та написала…
     Чёрный день в моей жизни 21 октября 1941 года жив в моей памяти до сих пор в мельчайших подробностях, как будто записан на киноплёнку.
     Осеннее хмурое утро. Я собираюсь в школу, навстречу мне входят два дяди и ведут с собой двух соседей (понятые). Мама даёт бабушке знак: «Это за мной!».  Я хочу задержаться, топчусь у дверей, но мама прямо выталкивает меня за двери, - «Иди в школу!». Я нехотя, с тревогой в сердце ухожу. В школе не могу дождаться конца уроков, опрометью бегу домой. В эту осень очень рано выпал первый снежок, и уже несколько дней лежал на лужке перед домом, прикрыв ровным слоем землю и траву. Обычно возвращаясь из школы, я смотрела на следы на снегу, куда они ведут – домой, или из дома. Так всегда определяла, кто из нас вперёд пришёл домой – я, или мама.
     Подбегаю к дому и сразу смотрю на следы – домой, или из дома?! В этот раз с горечью замечаю – следов обратно нет, следы ведут только туда… Я, ещё не заходя домой, поняла (мне 10 лет), что маму долго-долго не увижу. Вхожу домой, на кухне сидит соседка Трофимовна, сочувствует. Шепчутся. Начинают меня успокаивать, придумывают, что маму надолго послали работать в колхоз, арест заменили работой. Какие работы в колхозе зимой, когда снег на дворе? Я поняла, что её посадили. Ухожу с кухни, ложусь в комнате на диван, лицом уткнувшись в подушку и молча, беззвучно долго, долго обливаюсь тихими слезами. Наверное, в этот день я выплакала их за всю оставшуюся жизнь, потому что в дальнейшем из меня трудно было выжать слезу. Потом  почти никогда не плакала, когда было больно или обидно. Началось сиротство.
     Зимой в соседнем городе Чухломе состоялся суд. Вызвали двух свидетелей - учителей. Поехали на лошади. Коллегам стыдно было участвовать в этом суде, подтверждать разговор стыдно, а отрицать – боязно и страшно. Свидетели уговорили возницу пожалеть лошадь и остановиться по дороге на ночлег (до Чухломы 50 километров) и они опоздали, суд (тройка) состоялся без них.
     Восемь лет лагерей в Нижнем Тагиле мама ковала победу, недалеко от своего брата Александра,  инженера-энергетика, куда его с заводом эвакуировали из Ленинграда и поставили задачу – возвести завод «в чистом поле» и дать фронту продукцию.
     Никто из нашей семьи не воевал, не был на фронте, но война оставила и на нашей семье свой жестокий след. Дядя Саша подорвал своё здоровье на Урале и умер в возрасте 52 лет вскоре после войны. Тётя Тася 22 июня 1941 года, когда ещё мы не знали о войне, в 4 часа утра вместе с женщинами и детьми бежала под обстрелом фашистских самолётов из Западной Украины. Тётя Катя умерла в эвакуации осенью 42-го года, оставив десятилетнего сына.
     Чувства опережают мысли и память, поэтому возвращаюсь к октябрю 41-го года. Ч. своё заявление отдала в местком, а предместкома В.И. сочла это дело политическим и отдала его в партком И.А., а тот – в органы. Следователь устроил очную ставку с Ч., мама не отказалась от своих слов. Тогда следователь стал склонять её к сотрудничеству, в обмен на свободу предложил написать донос на уважаемого человека, учителя русского языка с Петербургским университетским образованием, настоящего интеллигента, вся вина которого состояла в его дворянском происхождении.
     Так вот, мама наотрез отказалась, тогда следователь, разозлясь, бросил: «Ну и будешь сидеть 8 лет!». Потом один из сотрудников следствия сказал тёте Тасе: «Зря посадили, ей надо было от всего отказываться».
Солигалич не велик, всё тайное становится явным, поэтому  мою мать уважали и сочувствовали. Как человеком я всегда мамой восхищалась, не знаю, смогла ли бы я так поступить.
     Изредка стали приходить тюремные треугольники. В лагере мать работала на стройке. Какое-то время она репетирует ребёнка начальника лагеря, но его переводят в другое место, а маму на общие работы.
     Однажды, во время работ на высоте, клетка с ней падает с лесов, но, к  счастью, цепляется за что-то и не разбивается. Мама уцелела и осталась жива. Мама считала, что только молитвы бабушки её спасли, а может быть и мои тоже.
     Мне все сочувствуют: соседи, одноклассники и учителя. Правда, иногда отдельные люди всё-таки напоминают мне, кто я есть: «Тюремщика дочка!», – несётся вслед; в горсовете вычёркивают из списка на детскую столовую.
Для меня эти 8 лет тянулись бесконечно долго. Третий класс, весь учебный год (41-42-й) я прожила как во сне, часто болела, ничего не помню, что происходило вокруг меня. Следователь предложил бабушке отдать меня в детский дом, но она отказалась, ей 66 лет, у нас коза, огород 4 сотки и пенсия 30 рублей  (1 кг хлеба – 85 копеек), хорошо, что с нами осталась мамина сестра Анастасия (тётя Тася), но ей долго не везло с устройством на работу. Главное чувство в эти годы – чувство голода, а главное желание поголовно у всех – скорей бы кончилась война!
     Ещё до войны в мае, гости в нашем доме обсуждали: «Почему везут хлеб в Германию, когда за хлебом очереди, которые занимали с ночи, и пайки`?».
     Особенно тяжелым было лето 42 года. В июне и июле питались щавелем и грибами. Грибы на завтрак, на обед и на ужин. Утром идёт в лес до работы тётя Тася, после работы идём вместе. Бабушка печёт лепёшки из картофельных очисток и «колокол;ны» (остатки коробочек льна после околачивания). По карточкам в день в июне дают по 200 граммов  молотого овса. Весь город варит овсяные кисели, в хлебном магазине идёт оживлённое обсуждение - какой хороший и вкусный овсяный кисель. Лепёшки больше всех достаются бабушке, значит её доля хлеба достаётся мне. Видимо с тех военных лет у меня хороший аппетит и бережное, серьёзное отношение к еде, не скажу, что культ еды, но уважение, это точно. Я никогда не позволю себе выбросить чёрствый кусочек хлеба на улицу.
     Медленно тянулись сиротские годы, но всему приходит свой срок. В октябре 1949 года приходил конец восьмилетнего маминого срока, и ей сообщили, что за хорошую работу её отпускают досрочно в июне. (Как выяснилось, её отпустили просто умирать, а не портить тюремную статистику.) Тася собрала посылку в Нижний Тагил, послали бельё, сшили костюм из дешёвой ткани, обувь.
     Я жду маму.
     Наконец, день встречи наступил, но произошёл он совсем не так, как я его себе представляла. Никогда в жизни его не забуду и помню до мельчайших подробностей, так же как чёрный день –день ареста; вместо радости были удивление и обида.
     Яркое солнечное июньское утро, я глажу себе платье в комнате, я уже взрослая, мне скоро 18 лет, в кухне бабушка хлопочет у печки, тётя Тася собирается на работу, моя подруга Римма (живёт у нас) готовит себе завтрак. Неслышно, тихо входит мама, идёт молча на кухню, бросается к Римме, обнимает, целует её со словами: «Инночка, какая ты большая!», что-то говорит, а я стою в комнате (дверь на кухню открыта) и наблюдаю, как меня встречает мама. Римма осторожно освобождается от объятий и стремительно убегает подальше из дома. Маме объясняют, что это не Инна. Мне как-то не по себе, я разочарована, я отвыкла от мамы, не узнаю её в этой старой, опухшей от голода женщине с большим животом и толстыми как брёвна ногами, ту женщину, мою маму, которую увели в октябре 41 года. Я поняла, что тогда её потеряла навсегда. И со стыдом вспоминаю, что мне трудно назвать её мамой.
     Мама восстанавливается постепенно, козье молоко, зелёный лук, доброе отношение семьи, соседей, знакомых делают своё дело. Начинается паломничество, к нам приходят давние друзья и знакомые. Всё встаёт на круги своя.
     На работу мы ей не советуем устраиваться, у меня стипендия 180 рублей, с сентября я буду работать, назначение получила хорошее, в свой район.
     После 20 съезда в «хрущёвскую оттепель», после апелляции мама была признана невиновной, решение тройки отменено из-за отсутствия состава преступления, права возвращены. А ещё совсем не задолго до этого, когда ей предложили в сельской семилетке полставки библиотекаря, но один «бдительный» сообщил куда следует, из РОНО пришло указание – не брать на работу поражённого в правах. Так закончилась её трудовая деятельность.
     Пройдя все трудности, мама до конца жизни сохранила оптимизм, доброе отношение к людям, веру в светлое будущее человечества. Она говорила, что именно в лагере узнала самых лучших людей, встретившихся ей на жизненном пути. Однако, переписку с бывшими сокамерниками ей категорически запретила тётя Тася, работавшая тогда в райисполкоме машинисткой: «Всё читается!». Но и страх в душе тоже поселился, она почти ничего не рассказывала о лагерной жизни. Прочитав известный рассказ Солженицына, сказала, что действительность была более жестокой.
     До последних дней она сохраняла ясный ум, твёрдую память, интерес к жизни. Дождалась внуков и правнуков, отметила своё девяностолетие, получив бесконечно много писем и телеграмм, и покинула нас на 93 году жизни, исчерпав свои жизненные силы и оставив о себе добрую светлую память.
     Скоро исполнится 70 лет с того памятного дня, когда мамины следы на снегу уводили её от меня далеко-далеко, на долгие 8 лет. Но я верю, очень хочу и надеюсь, что подобного больше никогда и ни с кем не случится!




2011 г.


Рецензии
Победа была за нами. Но какой страшной ценой... разрушенные, искалеченные жизни, семьи. Отрадно узнать, что Ваша мама прожила больше 90 лет. Также мне понравилось название "Следы на снегу".
Невозможно не оценить Вашу историю, хочется, чтобы как можно больше людей ее прочитало.

С уважением и добрыми пожеланиями,

Надежда Свиридова   18.03.2017 20:18     Заявить о нарушении
Спасибо!Я очень ценю Ваше внимание понимание.Всего Вам доброго. С теплотой.

Инна Крутикова   18.03.2017 20:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.