Почему я один должен любить людей?

    Категория: Еврейская Этика (Мусар)
      
Такой вопрос – чисто риторический – только что прокричал мне в трубку один еврей, временно-обиженный на весь мир.

"Мне дали заповедь их любить – и я ее честно исполняю. А им почему не дали?!"

После чего мы с ним побеседовали в режиме "я утешаю – а он неутешен". На том и разошлись до следующей телефонной сходки.

**  **

Пауза.

Про раби Боруха Бера Лейбовица рассказывают, что за всю жизнь он лишь однажды опоздал на свой урок в ешиве. Дело было так.

Прошло полчаса, а урок не начинался. Ученики удивились – что случилось с равом? Послали к нему делегата. Тот прибежал домой к раву. Домашние говорят, что рав из комнаты не выходил. Ученик постучал к нему – рав разрешил войти.

И что видит ученик? Его учитель ходит из угла в угол – а на ногах нет обуви. Объяснил, что только что к нему приходил один нищий. И как-то странно себя вел – сразу встал за стул, будто чего-то стесняется. Раввин посмотрел на его ноги и увидел, что у того отвратительная обувь, хуже некуда. Перевязана тесемками, подошв почти нет. – "Ну, я и отдал ему свои ботинки. А что оставалось делать?"

Теперь у него проблема – как выйти на улицу?[1]

**  **

Не знаю, почему мой телефонный собеседник решил, что до него достучались с неба и он стал соблюдать заповедь любви. Почему-то решил.

Но откуда он взял, что до остальных (по крайней мере, до его окружения) не достучались?

"Вы спрашиваете, откуда я взял? Реб Рувен, да вот вам пример. Как-то мы делили большие деньги. Вы знаете, что такое делить большие деньги? И мои партнеры попросили меня временно отказаться от своей доли. Дескать, им срочно нужно куда-то вложиться. Потом отдадут. И не отдали. Вот я и говорю: я им уступил из-за любви, а они мне – почему нет?"

"Понял. Ты считаешь, что ты им уступил – и это акт любви. Так что ли?"

"А что, не акт? Любовь тут в том, что они не лежат на одной из тенистых алей Южного".

"А ты мог?"

"Тогда? Еще как!"

"Хороша любовь".

"По прейскуранту любви всех времен – самая большая".

"И теперь ты жалеешь?"

Пауза.

"Жалею? Ну, может, и есть маленько. С другой стороны, живут, ходят по земле, рты разевают – и не догадываются, что живут из милости. Пусть моей, но не ими выстраданной".

"А ты?"

"Что я?"

"Не может быть такого, что и ты живешь из чьей-то милости? А кому сказать спасибо, не знаешь?"

Пауза.

"Вы помните? – как-то на уроке вы рассказали историю про рава, который свои ботинки отдал, а других у него не было. Я иногда ощущаю себя как тот нищий, который получил ботинки рава. Не оставил ли я кого-то без обуви?"

**  **

Короче, вывод тут может быть только один. Заповедь любить людей дана только нам. А дана ли она тем, кого мы призваны любить, – не наша забота. Даже если – приди мы к ним без ботинок – они нас свои не дадут.

[Что касается "не прибил – уже хорошо", то это еще не любовь. См. "Беспричинная любовь".]

[1] Рассказ с видео-урока "Милосердие".


Рецензии
Каждый проживает свою собственную жизнь.
И отвечать придется, без сомненья, без скидок на чужие прегрешенья.

Влад Матин   17.08.2012 20:12     Заявить о нарушении