записки курсанта 7

Отпуск между третим и четвертым курсом ничем в общем-то примечательным отмечен не был.
Конечно, мне всегда очень хотелось встретиться со всеми друзьями. В мечтах был большой стол, хорошая гулянка, обильная закуска, разговоры о прошлом. НО ничего такого никак не получалось ВСтречались мы, как правило, с Толькой, потом с Игорем. Иногда встречались с Петькой, но редко. Хотелось посидеть, как в детстве, большой кампанией во дворе , в нашей беседке, сходить на танцы... но тут и начинались проблемы. Кто-то уже женат, у кого-то девушка. Так наше школьное братство потихоньку расползалось по норам. Остался практически Игорек, ну к нам присоединялся еще Толик, иногда. Когда жена отпускала. Шли мы, как правило, в стекляшку, на Телеграфной, сначала пиво, потом водка, закуска, танцы, знакомства с девушками, так, ничего примечательного. В середине отпуска я почувствовал, что хочу обратно, к друзьям в училище. Странно, но видимо три года в одной казарме и одной столовой - это и есть тот самый пуд соли, который надо сьесть вместе. Это нам когда-то говорили наши старшие товарищи. Выходит есть на свете тот самый пуд соли.

Итак, душа рвалась в училище. Кое-как проведя этот отпуск, за несколько дней до окончания я рванул в Москву, где ждал ребят, как  мы и договаривались. В первый день поехал на ВДНХ. И тут - на тебе: останавливает меня патруль, два курсанта второго курса пограничного училища. Блин, я хотел возмутиться, салаги, но они сплавили меня к офицеру, тот поставил мне замечание в oтпускной и я уехал на вокзал. Злой как черт, не зная, как буду выпутываться из этого дурацкого положения. На вокзале встретил Ваську из соседнего взвода, радостного, с двумя девчонками-москвичками. Поехали домой к одной из них, на ночь расположились не только в одной комнате, но и в одной постели. Короче юношеские такие дела. В общем, мои старания - приставания ни к чему не привели.
Утром еду на вокзал, встречаю Серегу, Юрку, ребят с нашего взвода и решаем ехать в Казань. Заранее затарившись, сели в вагон и поехали с песнями и пьянками. Рассказал о своих злоключениях в Москве, ребята быстро поставили утюг на билет, тем самым поставив на бумаге ожог, а замечание в нем исчезло. В общем, как-то пролетел.

В Казань приехали утром, пьяные, пехали снова в пельменную, еще добавили, ну и начались наши походы по рюмке в каждом кафе. К вечеру добрался до родных, переночевал и в казарму. А там ребята, встречи, обьятия. И я уже вроде как у своих. Начался последний курс.

Курс был наверное для меня самым лучшим из всех четырех лет. Видимо потому что последний. Осенью, в декабре 1976 я женился. Зачем? я до сих пор не могу ответить себе на этот вопрос. Мне было 22 года. Я не видел жизни, я "не нагулялся", не пожил один, не почувствовал всю горечь этой одинокой жизни. За все это время у меня не было постоянной девушки, я только искал, если можно так сказать, ее. Но друзья к тому времени были женаты. мои училищные друзья. Вот и я решил. Мой старший брат писал мне:
- Зачем это тебе? Нужен ли тебе хомут на шею (кольцо на палец)?
Но разве мы слушаем своих старших братьев, родителей, когда нам 22? Конечно нет, к сожалению. МАма передала деньги из гродно в казань на свадьбу, привезла два чемодана курей, еще каких-то продуктов. Свадьба была назначена на 25 декабря, день рождения моей мамы.
Ну первая брачная ночь, все, как у всех.
Через какое-то время у нас в феврале был еще один отпуск, после сессии. Домой на этот раз я не поехал. Остался у тещи с молодой женой. У нее сессия в техникуме. Я помогал ей делать чертежи, что у меня тогда хорошо получалось. Руки не дрожали и склонности были к этому. Естественно, насыщенная ночная жизнь. И вдруг.... Через неделю я почувствовал, что у нея пропали те возвышенные чувства, которые я ощущал к своей жене. Мне не хотелось ее. Я как-то затух просто. Все рвемя с одним человеком, все время в одной обстановке. А ведь впереди еще целая жизнь. Как же жить, как быть? Я метался, не понимал, что делать. Каждый вечер пил пиво, таскал банками из ближайшей пивнухи. Но это не помогало, я был совершенно один среди всех и спросить было не у  кого.Не знаю, чем бы все кончилось, но закончился отпуск, я вернулся в училище. И пошол последний семестр. Курс, выпускавшийся перед нами срезали со всех позиций, один отличник. Потом комиссия спрашивала, почему. Сказали, что их ставили в наряды и караулы. Вот нас в последний семестр перестали ставить куда бы то ни было, только наряд по роте. Лафа. Учились, ходили в чипок пожрать, вместо обеда. Булочки, молоко, сгущенка. Хорошо. В мае поехали на стрельбы штатным снарядом, снова в Тоцкие лагеря. Был в эпицентре ядерного взрыва, там стоит такая пирамидка, а вокруг до сих пор обугленная земля под листьями. А в кустах кучи клещей. Утром вставали и друг у друга пересматривали одежду, вытаскивая клещей. Кто-то подцепил, вся морда опухла, его в госпиталь укатали. А так ничего. Три выстрела штатным снарядом, постреляли, на обратномпути в Куйбышеве загуляли, пиво пили в пивнухе  рядом со штабом округа. Потом из штаба пришла шифровка, что пьяная банда капитана Калмыкова (наш ротный) сходу заняла пивнуху Куйбышева. Погуляли. Соответственно все свое получили. Но приехав обратно, засели за учебники. Впереди сессия и государственные экзамены : научный  коммунизм, огневая, тактика, вождение танков. Вот в этом порядке и сдавали. Сначала сессия. Там я получил восьмую четверку, как раз вошел в норматив на диплом с отличием, среди 49 предметов 8 четверок и отлично по госам. Да, пятый гос. эказамен был физо. Превысить норматив по четверкиам мне не дал преподаватель матчасти, подполковник Бутенко. Питал он ко мне какую-то слабость, что ли. В общем, помог, поставил 5 баллов, хотя я не заслуживал. Потом госы. НК - без вопросов - 5. Стрельба, тоже. Вождение танков - эти танки просто били, не жалели, гнали , чтобы круг пройти за заверные 5-6 минут. Сделали. Тактика - знакомо, сдавал за командира батальона. Все ступени на отлично. И вот физо. принимает наш преподаватель. Плавание или самбо? я сразу заорал, что не проплыву норматив. Ребята поддержали, преп. расстроился, хотел в бассейне искупаться. Стал принимать, как в пособии написано. Всем - трояки.. Ну и хрен с ним, все равно, потом ротный все оценки исправил, на какие кому надо. И вот, ура, последний экзамен позади. НАчинается время, означенное во всех курсантских ротах как "золотой карантин". Неделя как экзамены сданы, но ты еще не офицер, приказ министра не подписан. Гуляем, кто как хочет. Но тут вдруг раздалось, что мы идем в караул. какой идиот принял это решение - не знаю, но к началу караула мы уже были датые. Когда дежурный по училищу это обноружил, мы выставили только караул у знамени, остальные продолжали пьянку в караульном помещении. В общем, через два часа нас сменили вторым курсом. И мы спокойно пошли спать. Больше нас не трогали до самого выпусконо. Ну были еще разные случаи. Например, когда я стоял дежурным по роте, несли мы эту службу в трусах и сапоигах, с ремнем, на котором висели все ключи, оружие уже к тому времени сдали. И в роту заходит дежурный по училищу. И тут, увидев его  кто-то заорал, Костя пришел, дайте подушку, я его пере..бу ею. В общем, дежурный ретировался, и больше  никто к нам не заходил.

Конечно главная память - это выпускной. К тому времени мы получили свеже пошитую парадную форму, и каждый день в ней тренировались. НО это уже приятная тренировка. Накануне выпуска нам надо было всю форму отвезти домой, а это огромный тюк. Мы с Юркой решили отвезти к моей теще. Пошли к дежурному по училищу, попросили вызвать такси. привезли форму, погладили, Юрка остался у нас. Мы вечерком быпили по соточке,  а утром, одев парадку, поехали в училище. И, как всегда, решили через ВДНХ. Но не тут-то было. Курсантам вход на выставку был бесплатный, а как офицерам - по 5 копеек. А денег у нас еще нет. Вот блин, пришлось через КПП идти. Пришли, построились, потренировались. К 10 народ стал собиратгься, пришла моя теща с женой, Юркина, Славкина, в общем, все. Вручали нам дипломы государственные деятели Татарии. Мне - зам. председателя Президиума Верховного Совета Татарской АССР. Приятно. Получил. Пожал руку "Служу Советскому Союзу". (тогда еще не знали, что Союзу жить осталось 12 лет). И вот мы в нашей большой жизни. Ну еще не совсем.

Несколько моментов.
Обычай номер один: при выезде из Тоцких с последней стрельбы должны провязать дерево к машине, чтобы замести следы и не возвращаться больше сюда. А взводный хотел запретить. Мы до отьезда втащили дерево в машину. Сели. Он посмотрел, рпедупредил, чтобы никакого дерева. Конечно нет. Как только машина пошла, дерево выбросили из машины и оно за нами все следы замело.
Обычай второй: для выпуска надо украсть гильзу от снаряда, почистить ее, чтобы залить шампанского на выпуске. Украли, берегли, чистили.
Обычай третий. Телевизор , стоявший в казарме, купленный на наши деньги, должен  быть выброшен в окно и разбит. Ротный на дыбы встал. Не дам. Мы его просто украли, укрыли в казарме, а перед выпуском построили роту и через все руки пердали до окна и выбросили. А ротному скинулись на новый.

Так уж повелось. НЕ мы это выдумали, не нам менять.
И вот выпускной вечер. Наш взвод в Доме татарской кулинарии. Хороший ресторан. Сели, разлили шампанское, туда все звезды, и пустили по кругу. К нам пришел Нутенко, тот самый, который помог мне. Долго тгряс руку, благодарил, говорил, что яспособный, чтобы только не терялся, в науку надо итди, а не сидеть на взводе. Ну и так далее. К сожалению, жизнь слоожилась несколько по-иному. Ну а далее, как всегда, когда хорошо подпили, какой-то мудак раздавило ампулу с хлорпекрином - отравляющее вещество закончило весь наш вечер. Пьяные разбежались мы по квартирам. Так начиналась наша новая жизнь. Мы в первом офицерском отпуске. В общем, еще и не офицеры, но уже готовые расстаться, договорились, что будем встречатся во второе воскресенье сентября, на день танкистов, кто сможет. Так ни разу я не приехал в этот день в училище. Видимо, уже вышел из восторженно-юношеского возраста, и не мечтал о встречах за большим круглым столом. Забегая вперед скажу, что ребята ничего не забыли и рподолжали встречаться. Особенно те, кто служил по близости, те, кто вернулся в училище служить. А я застрял в прибалтике.
Жалею сегодня о том, что не зашли тогда к своему первому комбату Поковнику Шукунде, не попрощались. А через 6 лет он умер. И к старому начальнику училища не подошли, хотя многие были им обяазаны своими погонами. Сейчас ушедшего не вернешь. А жаль.


Рецензии