Тайна писем веры хоружей

                МЕЧТА О БУДУЩЕМ
                глава пятая
   
   Хоружая и представить себе не могла, какое будущее ее ожидает. Она, конечно, представляла, но не таким, каким оно потом окажется. И, конечно, думала о том, какое место в строительстве нового мира займет сама. Она должна была предстать несгибаемым борцом перед теми, с кем будет жить и трудиться по выходе из тюрьмы. И хотя тоска не могла не посещать ее, особенно, когда она вспоминала о первых годах работы в Минске, когда рядом были надежные друзья-товарищи, она редко поддавалась ей в своих письмах на волю.
   Но это был непродолжительный период - ее работы в Минске-, и отношения с товарищами по работе были именно рабочие. И тогда они вполне устраивали ее:большую часть времени отнимала работа. А теперь ей хотелось более близких, душевных отношений.
   Но все прежние друзья-товарищи уже давно разбрелись, кто куда:кто-то вообще уехал за пределы республики, кто-то давно перешел на другую работу, а кого-то послали из столицы в глубинку. В стране перемены следовали за переменами, они затрагивали всех и каждого, и Хоружая могла только по-хорошему завидовать им. Вот где она могла пригодиться! А вместо этого приходится год за годом проводить в тюрьме.
   Постепенно исчез и Вольный. Партия считала, что и писатели должны выполнять те задачи, которые она ставит по построению нового социалистического общества. Своим пером они должны разъяснять их населению и сами участвовать  в практической работе. Особенно в переустройстве жизни на селе. Директива требовала, чтобы в сельские советы избирались исключительно бедняки.
   В 1927 году Вольный побывал в Полоцком районе Витебской области, чтобы присутствовать на одном из таких собраний сельсовета. Потом он расскажет об этом в своем очерке, подмечая забавные детали. Одну молодую крестьянку избрали в сельсовет потому, что - "наша девка", а молодого богатого парня прокатили, заявив:"Малый, как за грош!".
   Бывшие помещичьи хозяйства отдавались беднякам и батракам, чтобы они вели его совместно. Но коммуна быстро распадалась, как только всё съедалось и разворовывалось.
    Вольный взялся за перевод книги "Свободное время в колхозе" (заглавие явно не соответствовало содержанию, поскольку речь в очерках шла не только о досуге), надеясь, что что-то из этого опыта можно будет использовать и в Белоруссии.
   Сибирская коммуна "Восточная звезда" за образцовое ведение хозяйства получила премию в тысячу рублей. В нее входило 23 семьи (116 едоков), они имели 297 с половиной гектара земли, половину которой засевали пшеницей.
  Здесь сеяли культурные травы, ввели культурный севооборот.
   Позаботились и о будущем детей:еще в 1922 году построили школу, на свои средства наняли учителя.
   Построили и стадион. Дед Максим сшил футбольный мяч, стала молодежь после работы играть в футбол.
   Один очерк особенно интересен - о коммуне "Майское утро" Алтайского края, в котором  в 1935 году родится будущий космонавт Герман Титов. О ней много писали, когда Титов полетел в космос. И сам Титов с восторгом рассказывал о традициях, заложенных еще в коммуне.
   Вот как они выглядели в 1928 году в описании автора очерка, переведенного Вольным. По удару в железнодорожную шпалу жители коммуны шли в школу, где вслух читались книги. "Это вошло в такой обычай, что пропустить вечер и не почитать книгу считается преступлением". Учитель Андриан Митрофанов (о нем с особенной любовью вспоминал Титов) за время существования коммуны прочел крестьянам более двух с половиной тысяч произведений.
   Прочитанное живо обсуждалось. Крестьяне одобрительно относились к этому. "Без разъяснения прочитанное из головы вылетает, а порассуждаешь немного, никогда не вылетит". "Моя баба,-заметил один крестьянин,- после таких разъяснений начала рассуждать уже про любое дело, а раньше пень была, а не баба!".
   Коммунар Дмитрий Сергеев прочел всех классиков, большинство книг современных писателей, читал Ленине.
   В гости к коммунарам как-то приехало 400 гостей, потом 30 женщин, чтобы своими глазами увидеть, как идут здесь дела. Им показали все, что они хотели, а вечером они пошли в школу, увидели, как занимаются там коммунары, играет местный оркестр. Такие инструменты гости раньше не видели:скрипку, мандалину, домру, фисгармонию.
   Уезжая, гости сказали:"Теперь не будут наши бабы пугаться коммуны, ибо жизнь в ней - самая хорошая".
   Заключительные выводы книги были такими:"Митинг на темы коллективизации, беседы о сельском хозяйстве, постановка спектаклей, вечера самодеятельности  и т.д. - все это привлекает внимание крестьян к коллективу и толкает отдельные крестьянские хозяйства  на путь коллективизации".
   Казалось тогда, что стоит хорошенько поагитировать крестьян, объяснить им, что от них хотят, если надо и насильственно принудить к новому, и дело преобразования деревни пойдет.
   В одном из газетных очерков Вольный рассказал, как секретарь Полоцкого окружного райкома партии читал крестьянам... наказ. И вот как крестьяне обсуждали его:"Обговаривают серьезно, внимательно, чтобы как возможно лучше помогать дальнейшему советскому строительству".
   Будь Хоружая на воле, она была бы самым пламенным агитатором и пропагандистом этого нового советского строительства. В 1930 году она напишет в одном из своих писем:"Вот теперь, как выйдем, будем жить по-настоящему. И будет эта жизнь - разлюли, малина, только бы скорей, скорей..."

                Продолжение следует               


Рецензии