10. Удивительные параллели

На снимке: Первый секретарь ЦК КПУ Н.В. Подгорный


удивительные параллели

Анатолий Кузнецов пишет: «После войны в Советском Союзе был разгул антисемитизма и название "Бабий Яр" стало чуть ли не запретным. Однажды мою тетрадь нашла во время уборки мать, прочла, плакала над ней и посоветовала хранить. Она первая сказала, что когда-нибудь я должен написать книгу».
У руководителей Киева и Украины было другое мнение, – они пытались уничтожить Бабий Яр, уничтожить все следы массовых расстрелов, закончить начатое нацистами, стереть название «Бабий Яр» из памяти людской.
Это удивительно, но какие параллели: сначала память о расстрелянных в Бабьем Яре хотели стереть с лица земли немцы. Перед бегством из Киева руками заключенных они раскапывали рвы и сжигали трупы, а пепел рассеивали по огородам…
После войны партийная власть, чтобы прекратить всякие разговоры о Бабьем Яре и гибели 100 000 евреев, приняла решение окончательно его ликвидировать. По принципу: “Нет Яра, – нет проблемы!”
В 1951 г. Киевский горисполком принял решение начать разработку глиняных карьеров Петровских кирпичных заводов. Породу, непригодную для производства кирпича, смешивали с водой и по трубам отводили в Бабий Яр. Чтобы избежать сползания намывного грунта, соорудила дамбы, а для стока воды вырыли колодцы и отводные каналы. Рельеф местности постепенно менялся. Бабий Яр начал исчезать.
«И снова я приезжаю в Киев... – пишет Анатолий Кузнецов. – Бабьего Яра нет. По мнению некоторых руководящих деятелей его и не было. Овраг засыпан, по нему проходит шоссе. С самой войны раздавались голоса (начал И. Эренбург), что в Бабьем Яре нужно поставить памятник. Но украинский ЦК партии, который тогда возглавлял Н. Хрущев, считал, что люди, расстрелянные в Бабьем Яре, памятника не заслуживают. Я не раз слышал такие разговоры киевских коммунистов: Это в каком Бабьем Яре? Где жидов постреляли? А с чего это мы должны каким-то пархатым памятники ставить?»
Еще одно воспоминание. Пишет Анатолий Игнащенко, украинский архитектор, академик Академии искусств Украины и Академии архитектуры, лауреат премии им. Шевченко (он автор памятника советским гражданам, который был установлен в Бабьем Яре в 1976 г.):
«Согласно тогда господствовавшей у нас идеологии все жертвы Бабьего Яра не заслуживали народной памяти: украинцы — националисты, военнопленные — подлые трусы и предатели. По поводу евреев бытовало мнение: что это за нация, если, не сопротивляясь фашистам, по первому зову оккупантов пришла, как стадо овец, в Бабий Яр на расстрел...
О тысячах военнопленных – умалчивали, — разве могли солдаты, офицеры, генералы доблестной советской армии тысячами сдаваться в плен?!»
В 1957 году, когда украинский ЦК возглавил Н. Подгорный, было принято решение уничтожить Бабий Яр и забыть о нем. При этом замыть его способом гидромеханизации. Автор романа «Бабий Яр» пишет, что это была «… вторая попытка вычеркнуть Бабий Яр из истории...».
Был разработан проект: замыть огромный овраг пульпой, то есть жидкой смесью воды и грязи и построить там стадион и парк с аттракционами.
В ответ киевский писатель Виктор Некрасов выступил в 1959 году в "Литературной газете" с призывом не допустить кощунства и возвести памятник погибшим, а не стадион с парком. Он был хорошо известен своей повестью «В окопах Сталинграда», напечатанной в 1946 г. в журнале «Знамя» № 8-10 и получившей Сталинскую премию по личному указанию вождя.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/17/351


Рецензии