ЭТО БЫЛО У МОРЯ

      Вернувшись «оттуда», трудно не поддаться соблазну поведать о дорожных впечатлениях каждому встречному и поперечному. Информации много, эмоций – еще больше, и потому приходится выхватывать лишь  яркие и наиболее впечатлившие эпизоды. Эти путевые заметки – не реклама, в которой действительность неизбежно приукрашивается. Скорее  - туристический отчет,  достаточно беспристрастный, но не без лирики.
ПЯТЫЙ РЕГИОН.  Курортный городок Аланья расположен чуть  восточнее Антальи, на средиземноморском побережье. Аланья –  менее разрекламированный курортный центр, чем Бодрум или Сиде, однако ничем не уступает им. Здесь десятки отелей на любой кошелек, множество новостроек и еще не завершенных зданий, что красноречиво свидетельствует о перспективности «пятого курортного региона» Турции.  Подчас строения налеплены так тесно друг к другу, что можно общаться с обитателями соседнего отеля прямо с балкона, не особенно напрягая при этом голосовые связки. 
       Средиземное море турки ласково именуют «Ак-дениз» - «Белое море». Белое, потому что в предрассветные часы можно наблюдать легкую дымку над водной гладью. Средиземное солонее, чем Черное,  и прекрасно держит на поверхности даже тех, кто плавает как топор. Вода прозрачная и теплая  круглые сутки, но почему-то некоторые туристы, независимо от возраста, предпочитают барахтаться в бассейне на территории отеля – и совершенно напрасно, ибо обманчиво-перламутровую воду в привлекательном резервуаре ежедневно и щедро сдабривают хлоркой. 
ТУРЕЦКОЕ ЧУДО СВЕТА. Экскурсии, которые сразу же по прибытии в Турцию начинают предлагать гиды вашего тур-оператора, подразделяются на сравнительно дешевые однодневные, средние по цене двухдневные и дорогие, связанные с перелетами в другие города или даже страны. Двухдневная поездка в Памуккале оказалась достаточно утомительной. Но долгий, в сумме 18-часовой переезд комфортабельным экскурсионным автобусом – не в счет.  Потрясающий горный пейзаж, дорога, по которой когда-то прошел Александр Македонский со своим войском, попутные остановки в торговых центрах – способны вдохновить каждого. Самое ужасное – это долгое изматывающее блуждание по развалинам античного Хиераполиса на сорокаградусном солнцепеке. К слову, в дневное время на улицу лучше вообще не выходить: слишком жарко. Вообще, ни гид, ни рекламный проспект не предупреждают о некоторых, весьма немаловажных моментах. Никто не уведомит вас о том, например, что будут проблемы с питьевой водой, что пешком по руинам придется ковылять не менее двух-трех часов подряд, без отдыха, и что местами экскурсия будет напоминать известный телевизионный проект «Последний герой», главная цель которого, согласно ключевой фразе из соответствующего саунд-трека – «остаться в живых». Это не гипербола: часть группы не вынесла мук и досрочно вернулась в автобус, а неутомимый гид изумленно твердил, что такого в его практике еще не было.
       «Фишка» экскурсии в Памуккале – в резком контрасте ощущений. В первый день - изнуряющий труд пешего перехода, но зато во второй  –  долгожданное вознаграждение за все страдания - блаженство созерцания уникального природного явления белоснежных травертинов Памуккале и погружения в целебные минеральные воды термального источника, именуемого «бассейном Клеопатры». По преданию, здесь могла купаться сама Клеопатра, но в реальности территория «бассейна Клеопатры» приходится на некогда центральную улицу древнего Хиераполиса – отсюда глыбы, осколки и обломки колонн, торчащие из воды. Согласно этой же легенде, окунувшиеся в прозрачную и теплую минеральную воду целебного источника, помолодеют, избавятся от всех хворей, а молодые и здоровые – станут еще здоровее и краше.
«НЕНАВЯЗЧИВЫЙ» СЕРВИС. Любая экскурсия предполагает элемент шоппинга, все здесь продумано и схвачено. Значительный процент выручки поступает в кассу  туристской фирмы, поэтому завозить вас будут только в строго определенные места. Экскурсия в Памуккале включает в себя посещение ковровой и ониксовой фабрик, текстильного центра, винного погребка (с обязательной дегустацией).  Всюду, рассказав, показав, дав попробовать, вас пригласят купить. И нужно быть очень стойким, чтобы не поддаться чарующему обаянию или  утомительной назойливости турецких менеджеров по продажам. А продают они и в самом деле очень искусно.  Такой грубой лести, такого обилия комплиментов, сладких как рахат-лукум, с оханьем, причмокиванием, возведением рук к небу, артистичным закатыванием глаз неизбалованные постсоветские женщины просто нигде и никогда в таком количестве не получали. И вот они тают, улыбаются в ответ, пьют предложенный кофе по-турецки из крохотных чашечек, и, слабея от кружащих голову любезностей, готовы купить что угодно,  подчас заплатив совершенно несусветную сумму. Торговаться принято почти везде – и это шитая белыми нитками восточная дипломатия. Так что смело делите цифру наполовину и пытайтесь сбивать цену дальше. Все равно - переплатите, а продавец сделает вид большого одолжения  и чуть ли не гуманитарной помощи «братьям-казахам». Восток – дело тонкое…
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БАНИ. Посещение хамама – восславленной красочными рекламными проспектами и восторженными экс-курортницами турецкой бани – для многих туристок становится обязательным ритуалом. Минимум пристойности соблюдается – посетительницы должны быть в купальниках. Никому не помешают оздоровительный контраст сауны и холодной джакузи, целительные пары ментола и эвкалипта, пенный и ароматический массаж, пилинг, маска с минералами Мертвого моря и традиционный турецкий яблочный чай. Но утверждение гидов о чрезвычайной ровности и глубине загара, замечательно ложащегося только на кожу, подвергшуюся испытаниям хамама – просто рекламный ход. И едва ли классический хамам предполагает фривольное поведение банщиков, которые априори относятся к «клиенткам» из СНГ как к особам легкого поведения. Действительно, большинство россиянок от «горячего» турецкого сервиса просто тают. Однако те же разбитные банщики вряд ли будут лихо раскручивать вокруг своей оси на подогретой мраморной плите своих, воспитанных в многовековых патриархальных традициях, соотечественниц-турчанок. Наш же казахстанский менталитет - где-то посредине между двумя крайностями, поэтому, на мой взгляд, предлагая некие экзотические услуги, турфирмам нужно дифференцировать подход к клиентуре.
«ХАЛЯВА» ПО-ТУРЕЦКИ. Привлекательная система «всё включено», которой турки  завлекают на свои курорты тысячи любителей бесплатного удовольствия, в реальности не идеальна. Желательно не болеть, не рисковать малолетними детьми и запастись «походным минимумом»: лекарства и медицинские услуги, не предусмотренные страховкой, в Турции обходятся очень дорого. А вот умереть с голоду вам не дадут: диета хоть и малокалорийная, но довольно разнообразная, преимущественно овощная. Многих принцип шведского стола поначалу совершенно деморализует: ведь попробовать нужно всё. Белое и красное вино местного производства льется рекой, йогурт, чай, кофе, искусственные «соки», кола-фанта - в любых количествах. Серьезный минус системы – призрачная «халява» не распространяется на ночное время. Есть проблема с питьевой водой: ее приходится покупать в близлежащем маркете. Некоторые привычные для нас блюда готовят в местных забегаловках, о чем ярко свидетельствуют картонные вывески типа «Борщ». Однако тратить валюту на еду, в то время как в столовой полно всего, кажется нелепым. А потому приходится выбирать из того, что есть.  Главный недостаток курортной кухни – почти полное отсутствие натурального мяса. Скотоводство в Турции не развито, по горным склонам скачут лишь неприхотливые козы, а морепродуктами турки почему-то не увлекаются. В общем, в рационе – соевое мясо, соевая колбаса, иногда жареная рыба, еще реже – курица. Недаром на обратном пути, в Алматинском аэропорту одна детски-непосредственная туристка в ожидании багажа испустила радостный вопль предвкушения скорой встречи с «нашим казахским мясом!!!». И мысленно я была с ней полностью солидарна.
«НАШИ» ЗА РУБЕЖОМ. Отельный гид с ужасом рассказывал «леденящую кровь» историю из недавнего прошлого:
- Одна женщина набрала десять отварных яиц на тарелку. Ее лишь спросили, зачем ей столько, и она запустила яйцом в лицо повару!
        Что касается поведения некоторых экспансивных туристов, то здесь и впрямь есть место и удивлению, и ужасу, и негодованию, но в большей степени – стыду. За то, что благодаря таким вот «личностям» на всех нас смотрят как на нечто не вполне пристойное, но платящее деньги, а потому – вынужденно терпимое. Вот наблюдаемый с натуры случай в отельном «ресторане», вход в который в купальниках или мокрой одежде – строго запрещен. Никого, в общем, это требование не колбасит: некоторые отдыхающие, преимущественно пожилые дамы, даже специально наряжаются на ужин как для выхода в свет. Но вот одной девушке захотелось-таки нарушить запрет и пообедать в бикини. К ней подходят два официанта, пытаются ее образумить, уговаривают  переодеться. Она что-то лепечет о потерянных вещах -  «включила дуру», как говорит молодежь. Беспомощные официанты зовут на помощь «главного по тарелочкам», и, стоя неподалеку, наблюдают за непокорной. Главный делает ей замечание, она в ответ выразительно показывает ему средний палец. После чего неукрощенную строптивую оставляют в покое  - ну, не драться же с ней, в самом деле.
   Еще одна характерная ситуация в бассейне Клеопатры. Мужчина грубовато-пролетарского вида, желающий набрать минеральной воды в бутылку, обращается к служителю с вопросом:
- Кран тут у вас – один? – На что турок пожимает плечами - «не понимаю, мол». Реакция  возмущенного "пролетария":
- А-а, не понимаешь?! Так  рр-р-русский надо учить!!! – Как говорится, no comments.
       …Туристское пресыщение экзотикой наступает как раз вовремя, к концу отпускной декады. Съедено хваленое турецкое мороженое, испробован рахат-лукум, брошены монетки в воды  Ак-дениз, сорваны веточки кипариса, упакованы сувениры, розданы чаевые. Домой, домой! Пятичасовой перелет, хмурый, с пристрастием и долгими взглядами в документ и на оригинал родной паспортный контроль – праздник подошел к логическому завершению. «Мы вернулись в конкретно-унылый рассвет», - гвоздит в ритме румбы голос Дианы Арбениной. Песенка «Куба» о возвращении с «острова свободы» как нельзя кстати. Впереди трудовые будни, привычные улицы, неулыбчивые физиономии сограждан. Но, перефразируя припев композиции, «в моих ботинках до сих пор турецкий песок». А в душе – плеск лазурных волн, лучезарные и хитроватые улыбки симпатяг-турков, мягкий и певучий говор далекой заморской страны…

«Степной маяк», №39 (13941), 27.09.2007.


Рецензии
Рена! Спасибо, всё очень интересно. Пишешь отлично, сама знаешь!
Мне вполне достаточно "побывать" в Турции вот таким способом, для
меня эта экскурсия - "лучше не придумать"!..)))
Реально никогда не была за пределами "дальнего зарубежья" и честно
говоря, не хочется. Возможно, если бы это было в годы молодости и
романтики, то было бы вполне "само собой" разумеющимся!...
---------------------------
С улыбкой от встречи,
Татьяна

Татьяна Бондаренко   05.05.2013 22:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Таня! Рада твоему визиту!

Улыбаюсь ответно, Рена.

Рена Жуманова   07.05.2013 17:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.