Старое письмо

        Наверное, недаром многие советские дети зачитывались книгой «Два капитана» Каверина, в которой нешуточная  интрига разворачивается вокруг недошедших до адресата писем из сумки утонувшего почтальона. Читать письма, ставшие историей, и впрямь увлекательнее, да и поучительнее любых жизнеописаний, детективов и любовных романов. И мастера эпистолярного жанра облюбовали его далеко не случайно. Вдвойне интересней прикасаться к документальному свидетельству прошлого, если ты - прямой потомок автора строк.
       Вот затертый серый «треугольник» из обыкновенной ученической тетрадки в линейку, который «легким движением руки» превращается в двойной листочек с бледно-сиреневыми расплывающимися чернилами. Ничего примечательного. Кроме даты, сразу же бросающейся в глаза: 18 ноября 1942 года. Посланию, хранящемуся среди других  желтовато-серых «треугольников» в старой добротной папке – шестьдесят пять лет. Не представляя никакой музейной ценности, оно – приветливый кивок из прошлого, символическое обращение человека, которого никогда не видел, но которому, тем не менее, косвенно обязан многим.      
        Письмо из тыла на фронт, написанное Александрой Самсоновой, адресовано ее супругу Сейтжану Елеусызову. Их счастье было мимолетным: Шура умерла молодой, вскоре после окончания войны, а Сейтжан прожил долгую жизнь и был еще дважды женат.
       Александра Самсонова родилась на Волге, училась в Казани. По направлению приехала в Петропавловск, где преподавала математику в совпартшколе. Там и состоялось знакомство молодой учительницы с будущим супругом, который сначала был одним из многих ее взрослых учеников. Этот интернациональный брак стал союзом двух «типичных представителей» новой советской интеллигенции. Позже Александра Михайловна преподавала в Кокчетавском казпедучилище, потом - во второй школе, а в тяжелые военные годы была ее директором. О ее спутнике по понятным причинам известно гораздо больше: педантичный и аккуратный, он всю жизнь хранил документы, выписки, характеристики, справки, трудовую книжку, по которым и спустя десятилетия несложно выстроить сухую, но точную биографию.  Учился в совпартшколе, потом - преподавал историю, до войны был директором Кокчетавского казпедучилища, после заведовал областной библиотекой, работал в горисполкоме. Дети Елеусызовых, которым в момент написания письма было семь, три и два года соответственно, пошли разными путями: Роза стала геологом-разведчиком, Инна – лесоводом, Леон – инженером-проектировщиком.
       Писем Сейтжана с фронта – довольно много, а ответов Шуры – всего три: вероятно, сохранить их в условиях военного времени не было возможности. Письмо хранит отпечаток жесткой цензуры: в нем нет ни слова жалобы, и, не зная о времени его написания, можно подумать, что женщина-педагог просто делится с отбывшим в долгую служебную командировку мужем будничными впечатлениями о детях.
         "Дорогой Сейтжан!  Сегодня получила твое письмо с новым адресом. Спешу ответить. Твои письма, Сейтжаночка, стали слишком краткими. Тебе надоело писать нам? Но чтение твоих писем доставляет громадное удовольствие, и нам хочется, чтобы они приходили чаще и были бы большими.
       Ты обижаешься, друг, что я мало пишу о своей жизни – напрасно. Пишу достаточно. Дети здоровы, веселы, быстро растут; о своем росте писать не решаюсь: приедешь – увидишь. Роза учится неплохо, очень увлекается чтением и рисованием, а арифметикой, к стыду моему, интересуется меньше. Школа увлекает ее так же, как в первый день занятий. Ходить в школу ей холодно (но она в этом не признается), ведь очень уж она мала. Очень скучает о папе. Инна - большая; постоянно поет, поет, а если не поет, то плачет. Начинает одну песню, конец приделает от второй, сейчас же что-нибудь декламирует, выдумывает сказки, загадки, которых нельзя отгадать, потом начинает: «Прыг-скок, провалился потолок…», - и так без конца. А Леон ходит от одной к другой и кричит: «Дай, дай». Он большой эгоист - все хочет забрать себе. Хлеб у него должен быть в обеих руках, супу - полная тарелка. Он тоже что-то поет. Интересуется только своей персоной. Таков твой сын. Добавлю -  увлекается гимнастикой, любимый его номер такой: ложится животом на пол, поднимает ноги и кричит - смотрите, мол. Аппетит у детей хороший, капризов за столом не бывает. Обеды обычно хвалят  и маму за них благодарят. Значит, у нас все хорошо и живем неплохо. О запасах спрашиваешь. А когда, дорогой, мы их с тобой имели? У нас есть картофель, капуста. Хлеб получаем.
    Работаю во II средней  школе в 6-м, 7-ых и 8-м классах.
    Сегодня у нас был Х. Кукубаев. Он вернулся и работает в средней школе в Казгородке Айыртауского района. Получал ли ты его письма? Актауов работает завучем педучилища. Тетрадь тебе посылаю. Пиши почаще. Дети целуют. Прилагаю письмо Розы. Твоя Шура".

«Степной маяк», №1 (13955), 03.01.2008.


Рецензии
Уважаемая Рена! Спасибо за трогательную память о тяжелых военных годах, за чувства любви и сострадания, которые пробудило у нас, читателей, это старое письмо. Да, у матери все мысли о детях. А как ей было трудно и работать, и воспитывать деток- не написала. Именно о таких женщинах песня" Темная ночь "из кинофильма "Два бойца". Их любовь хранила наших отцов во время тяжелых боев за Родину. Рядом, бок о бок сражались и казахи, и русские, и украинцы, и все- все народы СССР. Нашим героям -СЛАВА! Желаю Вам крепкого здоровья, мира и добра!

Ирина Карпова 4   27.04.2020 15:36     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Ирина!

Рена Жуманова   28.04.2020 09:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.