Дорога Жизни. Эдуард Штэйн
Мороз с метелью,холод,
И темень - путь ослеп...
Но ждёт голодный город
Наш груз в машинах - хлеб.
Фашист с войной в утробе
Весь город взял в кольцо,
Открыл в бессильной злобе
Жестокости лицо.
Взбешён, не побеждая
И топчется у врат.
Бомбит , уничтожая
Наш гордый Ленинград.
Сегодня шансов мало,
Рванёт то тут , то там..
Доехать,что б ни стало! -
Одно лишь ясно нам.
Там женщины и дети,
И голод внял ветрам...
Хотя б доставить эти
Блокадные сто грамм.*
Полуторку** швыряет
Взыв бьёт наискосок
И 'мессер'*** поливает,
И пульс стучит в висок.
Удар с двери открытой,
Рвануло слева вновь
И на щеке небритой
Темнеет струйкой кровь...
В глазах всё словно тает...
'Я сильный, я смогу!
Там ждут! 'Уже светает
На дальнем берегу.
Семья и ждёт и верит...
Вот свет невдалеке.
Последний взгляд на берег,
На фото на стекле.
Прощай, моя родная,
Прощай и ты, сынок!
Доехал, умираю...
Я сделал всё, что смог.
----------------------------------------
* С 20 ноября 1941 года во время блокады норма выдачи хлеба населению была снижена до минимума. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов - на все остальные в сутки. В Ленинграде начался голод.
**полуторка -ГАЗ-АА ,грузовой автомобиль Нижегородского (в 1932 году), позже Горьковского автозавода, грузоподъёмностью 1,5 т (1500 кг).
*** мессер - так называли Мессершмитт Bf.110 — двухдвигательный тяжелый стратегический истребитель (Zerst;rer) на службе немецкой люфтваффе во время Второй мировой войны.
В директиве Гитлера № 1601 от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга» (нем. Weisung Nr. Ia 1601/41 vom 22. September 1941 «Die Zukunft der Stadt Petersburg») со всей определённостью говорилось:
2. Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса…
4. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения
«Дорога жизни» — название ледовой дороги через Ладогу зимой 1941—1943 гг., после достижения толщины льда, допускающей транспортировку грузов любого веса. Дорога жизни фактически была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землёй.
Свидетельство о публикации №212081700484