Бабушкина брошь

Живу в Киеве. По рекомендации знакомых уже третий год работаю в престижной фирме. И им хорошо – фирма получила в моем лице юриста и переводчика, и мне неплохо – я о таком окладе и не мечтала. За такие деньги я охотно перевожу и с английского, и с немецкого, и с итальянского. А вот французский пока не востребован.

 Благодаря моей любимой бабушке я овладела этими языками. Бабушка преподавала в академии – французский, в институте – английский. Свободно читала на немецком, итальянском, испанском. Со мной, можно сказать, с пелёнок, разговаривала по-английски и по-французски. Другие языки я выучила сама, чтобы бабушка мною гордилась. С детства только и слышала: «Кларочка – копия Матильды Генриховны и внешне, и языки даются так же легко». Так что с изучением иностранного у меня не было проблем ни в школе, ни в академии. Одноклассники, мечтавшие поступить в ин. яз, мне завидовали:

 - Везёт тебе, Кларка, поступишь, и учить ничего не надо. Ходи себе гуляй.

 «Ходи-гуляй» было не интересно. Окончила юридический – долг перед бабушкой.

 Мне было тринадцать, когда нашу семью постигла беда. Дедушка, папа, мама и я уехали в Днепропетровск к моей тете на семейное торжество. А в дом забрались грабители, рассчитывая на то, что никого нет. Но там была бабушка и, скорее всего, оказала сопротивление. Кто-то из бандитов ударил её по голове. Забрали всё ценное: картины – оригиналы известных художников, (дедушка собирал эту коллекцию всю свою жизнь), семейные драгоценности, передававшиеся по наследству по женской линии, аудио-, видеоаппаратуру. Всё это замечалось автоматически. А сердце, душа, мысли, только о бабушке!

 Не получив ответа на звонки в первой половине дня, позвонили соседям, попросили узнать причину бабушкиного молчания. Через три часа – страшная весть: дверь в доме открыта, бабушка ранена, без сознания, отвезли в больницу, готовят к операции. Срочно приезжайте!

 После операции к бабушке вернулось  сознание. Через три дня - коматозное состояние, с которого к нам не возвратилась.
 Следователь успел с ней поговорить. Рассказала, что смогла увидеть и вспомнить. Ее показания не помогли. Воров или вора так и не нашли.
Дедушка, папа, мама по очереди ходили в прокуратуру, к следователю с просьбой не закрывать дело. Бесполезно. Дело отправлено в архив.
Пыталась во время практики получить разрешение ознакомиться с делом. Не разрешили.
 Об избранной профессии не жалею, несмотря на то, что она не помогла мне выполнить данный мной обет в день похорон бабушки – найти убийц.

 Прошло двенадцать лет. Физическая боль поутихла. Боль памяти – нет. Помню каждый миг, прожитый с бабушкой и без нее. Стараюсь следовать ее принципам – наметив цель, определяющую жизненный путь, выполнить намеченное. Жить разумом, а не эмоциями.
 С целью пока в ладах. А вот «жить разумом» не всегда получается. Преобладают чувства, эмоции иногда зашкаливают. За свой недолгий жизненный путь научилась «чему-нибудь», но не «как-нибудь». Знания не подводят. А вот интуиция... Мне бы хоть каплю интуиции божества Кумари, я бы тогда разумнее отнеслась к взаимоотношениям с человеком, сидящим напротив.

 На одной из встреч с представителями немецкой фирмы неожиданно увидела… Филиппа. Внутренне ахнула, напряглась, сделала глубокий выдох (ежедневный аутотренинг), успокоилась. Внешне – никаких проявлений узнаваемости. С его стороны – церемониальное спокойствие. И бровью не повел в мою сторону. Тоже аутотренинг? Или не узнал? Вероятнее всего, не хотел узнавать после того, как неожиданно исчез несколько лет назад. Испарился. В тучку превратился, выпал где-то дождиком в неизвестной точке Земли. Он – выпал дождиком. У меня – слезы ручьем. Орошала все вокруг тайно. Страдала – видели все.

 Познакомились мы случайно в нашем Клубничном переулке. Опаздывала на занятия. Пошла не на Фонтанскую дорогу, а к санаторию «Молдова», на стоянку такси. Торопилась. Споткнулась. Упала бы, если бы не парень, подхвативший меня. Не дал упасть и разбить об асфальт колени, но – разбил сердце!

 Вообще-то, до встречи с Филиппом я спокойно относилась к противоположному полу. Не влюбчива. И вдруг какая-то вспышка!.. Сердце застучало сильнее, когда  оказалась в его руках. Если бы упала, боль не пустила бы дурь в голову. Любовь! Тоже мне Джульетта! Влюбилась с первого взгляда. Была уверена, что и в нем вспыхнули чувства Ромео.
 Ослепил! И всю мою жизнь переиначил. Не могла дождаться шестой пары. Выбегала из аудитории со звонком, опережая всех. И он был точен, как швейцарские часы. Величественно выплывал из «Лексуса», вручал обязательный букетик, заботливо усаживал меня в авто и мы уезжали – в счастье!!!
 Сокурсниц моих плющило при виде Филиппа – красивого, высокого, стройного («как Бог», по их заключению), интригующего. Седая прядь в смоляных волосах облагораживала его лик. Девять лет разницы в нашем возрасте не ощущались. Все было гармонично. Писатели, художники, композиторы, фильмы – одно мнение. Вкусы, пристрастия – всё идентично.
К занятиям почти не готовилась. Удивилась, что первую сессию первого курса  сдала на "отлично". Сработала школьная привычка.
Обо мне Филипп знал буквально всё. Я о нем – практически ничего. Живет в престижном доме, с охраной и видеокамерами. Этот дом недавно построен в нашем Клубничном переулке, и он обитал в квартире друга, практикующего за границей. В Одессе пребывал по какому-то долгосрочному делу. Не уточняла, чтобы не показаться некорректно любопытной.
Семь месяцев туристической жизни: театры, выставки, рестораны, клубы, узнавание города, друг друга. Все прекрасно: город, люди, ОН! Предполагалось (вероятно, только с моей стороны) и прекрасное будущее. Но никак не испарения тучкой на много лет.
А сейчас конденсировался и сидит напротив с деловым видом, в непроницаемом панцире.

 Впервые появилось желание уйти с фуршета после деловой встречи. Боялась: вдруг подойдет с нелепыми объяснениями по поводу своего исчезновения. Вообще боялась остаться с ним один на один. Хотелось только узнать, женат ли. Думала, забыла. Увидела – сердце вспомнило!

 Подошел:
 - Клара, узнал тебя в первую же секунду. От неожиданности чуть было не забыл немецкий язык. Несколько минут пребывал в шоке, не мог сосредоточиться на деталях переговоров. Объяснять причину своего исчезновения не буду. Иначе поступить не мог. Сообщить о себе не было возможности. Да и не имело в то время смысла. Тебя не забывал и не забыл. Всегда хотел знать, как сложилась твоя жизнь. Профессионально, вижу, что очень даже неплохо. О личном не смею спросить. Причина известна. Уехал-то я.

 Ничем не выдав своего удивления тем, что все-таки заговорил о прошлом, и словами «не забывал, и не забыл тебя», спокойно, как мне казалось, парировала:
 - Да что уж там. Столько лет прошло. Все забыто и прощено.
Надеясь и на его откровенность, открылась:

- Замужем не была. В планах другие жизненные цели.

 - Клара, наша встреча предопределена свыше. Даже предположить не мог, что встречу тебя в Киеве. Думал о встрече в будущем. Жизнь меня опередила. Завтра мы улетаем. И если ты ни с кем не связана обязательством, жди меня. Через два месяца буду в Киеве. Поговорим о будущем.

 - Так просто. На несколько лет исчез. И поговорим о будущем?

 - Считай, что этих нескольких лет не было. Мы снова в Клубничном переулке.

 Два месяца ожидания звонка, факса, SMS, почтового голубя, какого-либо соответствия сказанному. Тщетно. Но слово сдержал. Через два месяца, день в день, явился с двумя билетами в Финляндию.

 - Ты в отпуске. С шефом все улажено. Через день отправляемся в путешествие.

 - Почему Финляндия? Меня не спросил, смогу ли я поехать.

 - Поехать сможешь. А насчёт красоты – наши мнения всегда совпадали. Надеюсь, что и по поводу удивительной природы Финляндии разногласий не будет.

 Позвонила семье. Радостно сообщила, куда лечу, и, главное – с кем.

 - Чему радуешься? Нравятся страдания? Хочешь их повторения? Где гарантия, что он снова не исчезнет?

 Родители мою восторженность почти погасили массой вопросов и не меньшим количеством восклицательных знаков.

 - Не волнуйтесь. Мы стали взрослее, намного умнее.

 - Тогда по-умному и относись ко всему. Береги себя. Звони ежедневно.

 Перелет из Киева в Хельсинки – миг. С высоты Финляндия – мозаика из зеленых лесов и синих озер.
 Филипп прав. Все захватывающе интересно и красиво: природа, здания, национальная одежда, сувениры, рыночная площадь города Савонлинн с очень вкусной жареной хрустящей рыбкой ряпушкой и живописное озеро Сайма, где мы разместились в коттеджном поселке с романтическим названием Jarvisydan – «Сердце озера». Рядом с коттеджем баня, пирс, пляж.
Прогулки по лесу, катание на лошадях, посещение достопримечательностей в живописных местечках Леппявирта, Куопио – неповторимо! В Куопио, в переулке
 Pikku-Petari, в лавочке, Филипп купил куклы-сувениры: девочку и мальчика, назвав их нашими именами.

 - Это наш талисман!

 Не знаю, талисман ли был причиной, но счастья, взаимопонимания, предупредительности, галантности, составляющих любовь, было в избытке!
 Наша любовь передавалась: деревьям, озерам, людям – всему живому и неживому. Живое расправляло листочки, тянуло к солнцу цветочки, получив  дополнительную силу жизни – фотосинтез. Неживое оживало. Был около коттеджа пень от большого дерева, сиживали на нем с Филиппом по вечерам. Через несколько дней увидела пробивающиеся от корня молодые побеги. Совпадение? Или они были, а я не заметила?

 Любовь обострила восприятие. Вижу и ощущаю мир как единое целое: Вселенная, Филипп и я. До встречи с ним все было обыденным и скучным. И сама была скучна, неинтересна окружающим. Злилась на себя такую. Вспомнился мультик «Мы из Простоквашино». Где почтальон Печкин говорил: «Я почему злой был? Потому что не было у меня велосипеда». Как и у меня – не было Филиппа…

 Я вся светилась, искрилась. А Филипп, купаясь в этих живительных лучах, говорил, что он, как никогда, счастлив.
В конце третьей недели я нечаянно стала свидетелем телефонного разговора:
 - Не смогу приехать. Нет. Я не в Германии. В Финляндии. Вдвоем. Я не оставлю ее одну даже на день в чужой стране. В Киеве. Прекрасная девушка, умница. Главное – я ее люблю. Хорошо, прилетим с Кларой. Она не была в Швейцарии. Познакомитесь. Завтра вылетаем.

 Тихонько прикрыла дверь в ванную комнату, чтобы не узнал, что я слышала их разговор.

 Из Хельсинки вылетели в 9.55, в 11.00 были в Берне. Встретил нас водитель в ливрее. Марку машины не знала и никогда такой не видела. Водитель все делал четко, каждый раз наклоняя с почтением голову. Непривычно. Ощущение нереальности происходящего. Из зелено-озерной Финляндии в зимне-летнюю Швейцарию. К месту назначения не торопились. Предоставили возможность любоваться старинными домами, омываемыми водой озера, горами. Побывали в цветущем городе Интерлакен, окруженном тремя горами. Поразил Музей льда с прозрачными скульптурами невиданных зверей. Посетили Kursaal с великолепным садом и цветочными часами. Впервые увидела троти-байки – велосипеды, на которых нужно ехать стоя.

 Город Тун оказался старинным, красивым. Водитель подвез нас к удивительной архитектуры двухуровневому особняку, стоящему на берегу озера. Перешагнув порог – попала в картинную галерею. Напомнило  Петродворец.
 Стояла затаив дыхание с открытым ртом. Картина неприглядная, если смотреть на меня со стороны.
Рот закрылся, чуть не прикусив язык при виде хозяина этого великолепия! Вальяжно, в шикарном костюме, со второго этажа шествовала копия Филиппа. Только чуть выше, плечистее, при полной седине.

 Знакомясь, поцеловал руку, улыбнулся.
 - Я всегда верил в безошибочность выбора Филиппа. Во всем. И в Вас, я вижу, уж точно не ошибся.

 За время пребывания в их доме Эдуард Юрьевич был вежлив, галантен, предупредителен, внимателен.
Пять дней прошли, как в гостях  у королевы Елизаветы. Привыкшая со студенческих лет есть на ходу, на лету, теперь следовала церемониалу: к точному, по времени, приему пищи за безукоризненно сервированным столом, со слугами за спиной. Разнообразность блюд поражала. Последний семейный обед превзошел самые невероятные фантазии.
 Сразу же после обеда Эдуард Юрьевич сообщил, что вынужден срочно уехать на несколько дней на деловую встречу.

 - Извините, пожалуйста, что лично не смогу проводить вас завтра в аэропорт. Клара, я Вами восхищен. Уверен, что вы с Филиппом будете достойной парой. Искренность ваших отношений друг к другу меня радует. В обоюдной верности не сомневаюсь. В знак признательности и в подтверждение всему сказанному хочу от всего сердца преподнести Вам эту изумительную вещицу.

 И он на бархатной салфеточке вручил мне инкрустированную шкатулочку.

 Поблагодарила. Открыла. О, Боже! Мне подарили нашу семейную реликвию – бабушкину брошь!
Я бы узнала эту брошь среди тысячи ее близнецов! Камень над застежкой был заменен и отличался от других. Прабабушка Эльвира сделала фотографии драгоценностей, картин и оформила два альбома. Эти альбомы, с красивым окладом и стразами, стали достоянием семьи, всеобщим любованием и восхищением. Так что любую из наших драгоценностей могли узнать не только члены нашей семьи, но и дальние родственники. Совпадений места замены и цвета камня быть не могло!
Что такое «обухом по голове», знаю теперь точно. Потемнело в глазах. Когда я их открыла, то увидела наклонившиеся надо мной обеспокоенные удивленные лица.
Уложила всю себя в свой собственный кулак, сжала пальцы до боли в суставах, растянула мышцы лица в улыбку, пролепетала:

 - Извините, пожалуйста. Оказывается, и радость тоже может сбить с ног! С Вашего позволения, хочу немного побыть одна.

 Металась по комнате, как загнанный зверь в клетке. Боялась прикоснуться к какой-либо вещи в комнате, даже к постельному белью. Чье оно? Как бабушкина брошь оказалась в семье Филиппа? Кто его отец? Каким видом деятельности занимался и занимается?
 Кровь стучала в голове "молотом", разрывая её на части.
 Испугалась происходящего до такой степени, что боялась даже дышать.
 Вода. Холодная вода должна помочь. В ледяную ванну, хотя бы на десять минут. Она охладит мой пыл и даст возможность немного успокоиться, не выдать причину волнения.

 Убедившись, что Эдуард Юрьевич уехал, я – к Филиппу:

- Завтра улетаем, но так и не довелось увидеть, что размещено на втором этаже.

 - Второй этаж, особенно отцов кабинет – табу! Знаю, где ключи. Идем смотреть.

 Господи! Не жилой дом, а картинная галерея и антиквариат. А вот в кабинет к Эдуарду Юрьевичу лучше бы мне никогда и не заходить. В самом центре кабинетной экспозиции я увидела… три дедушкины картины!
В глазах не потемнело, истерику не закатила, вопросов не задавала, а только думала: скорее бы домой! Не в Киев, а домой, к родным.
 Вышла из территории особняка, позвонила маме, чтобы она до моего приезда в Киев дала телеграмму шефу со срочным вызовом меня домой.

- Причину придумай. Но обязательно вызови.

 Филипп с сочувствием к семейной проблеме отпустил, не задавая вопросов.

 - Пусть в вашей семье всё наладится. Я буду тебе звонить.

 Он сочувствовал семейной проблеме, но не чувствовал нашей с ним беды.
 Дома все по Райкину (или по Жванецкому). Кажется, он написал для Райкина «…через директор магазин, через завсклад – получил дефицит…»
 И я через знакомых, незнакомых, влиятельных и не очень, но пробивных, наконец-то получила разрешение ознакомиться с интересующим меня делом.
 Ознакомилась. Узнала, о чем рассказала бабушка следователю. Она видела руки бьющего ее мужчины. Хорошо запомнила татуировку на левой руке – кошачью морду, а под ней надпись «A tout prix». Как узнала позже, «кошачья морда» означает «вор и грабитель», а надпись – «любой ценой».
Сомнений не осталось. И кошачья морда, и надпись красовались на левой руке у Эдуарда Юрьевича. Видела я эту татуировку в течение пяти дней.

 Я не могла сказать родным, что отец любимого мной человека – убийца и вор. Что именно он ударил бабушку. И что наши картины и семейные драгоценности теперь у него в Швейцарии. И о том, что бабушкина брошь возвратилась в семью. Но какой ценой?!
Молчу. И к родным не могу обратиться за советом и помощью – как поступить в данной ситуации? Прошло много лет, как нет с нами дорогого человека. А ее убийца живет себе преспокойно в Швейцарии, и вряд ли мучается сознанием того, что совершил, а, может, и еще продолжает совершать.
 Расследование не возобновить. Похищенные вещи – не возвратить. А главное – бабушку уже не вернуть!
 Как и не вернуть, в третий раз, наших с Филиппом отношений. Звонит так часто, что от любого звонка, даже в дверь, вздрагиваю и ищу уединения, тихий уголок. Мне пришлось еще раз пережить и бабушкину трагедию ( до такой степени, как будто это было вчера) и разлуку с Филиппом.
Звонил маме, удивлялся моему молчанию и нежеланию его видеть. Удивлены и опечалены  родители, памятуя моё первое расставание с Филиппом.

 Пребывая в трансе и шоковом состоянии, я пока ни Филиппу, ни родным не могу рассказать о причине моего странного, с их точки зрения, поведения. Как мне сказать Филиппу, что я физически не смогу перенести прикосновение его рук, губ – видя перед собой копию отца, человека одной с ним крови, который ради ценных вещей отнял у моей любимой бабушки, и, наверное, не только у неё одной, самое ценное – жизнь!
 Брошь, приносящая радость и счастье из поколения в поколение, потеряла в моих глазах былое очарование. Я не поверю в ее прежнее добро. Побывав в руках убийцы и вора, она впитала отрицательную энергию Эдуарда Юрьевича, его алчность, стремление к обогащению - A tout prix!
А как Филипп? Возникал ли у него вопрос, откуда у отца подлинники картин, антиквариат, роскошь, богатство? Или он знает ответ на мучающие меня вопросы?
Нет! Ни сердце, ни мозг не хотят мириться с «его знанием» жизни отца и кто он на самом деле. Не хочет принимать…

 На работу в родном городе еще не устроилась. Видеть никого не могу и не хочу.

 Шеф звонил маме и сказал, что будет меня ждать столько, сколько понадобится для восстановления моей работоспособности.
Ждет шеф, ждет Филипп, ждут родители. Ждут объяснений. Но как объяснить?
От мучающих мыслей можно не только потерять голову, но и сойти с ума. Немного спасает чтение. На днях прочитала у польского философа, поэта, писателя Ежи Леца: «Не теряйте голову. А вдруг жизни захочется вас еще по ней погладить».

 А вдруг и правда – жизни захочется и меня еще погладить?!


Фото из Интернета. Автор неизвестен.


Рецензии
Евгения! Невероятная история! Рассказ очень понравился. Конечно в такой ситуации оставаться рядом с Филиппом героиня рассказа не могла. С уважением Нина.

Нина Измайлова 2   30.05.2018 17:26     Заявить о нарушении
Дорогая Нина, от всей души благодарна Вам за внимание к этому рассказу.
Он мне дорого воспоминанием об Одессе и подобной жизненной ситуацией моей хорошей знакомой.
Пусть жизнь радует Вас счастьем, успехами и улыбкой!
С сердечным теплом,
Евгения

Евгения Козачок   31.05.2018 21:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 132 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.