Сердце Тигра гл. 36. Встреча потерпевших

                36. ВСТРЕЧА ПОТЕРПЕВШИХ

    Бросаясь очертя голову  в погоню за Лореданом и его спутниками, Квинт Мелорий прибывал в состоянии крайней злости и жаждал мщения. С самого начала погони, начавшейся  в Бовиллах и до самого Анциума,  шансы на успех были велики. Казалось, беглецы вот-вот будут в его руках. Но капризная Фортуна, почему-то в последний миг отвернулась от преследователей.  Беглецы успели взойти на корабль и отплыть, а Мелорий, как последний дурак вместе со всеми своими людьми остался в порту. «Галатея», на которой сбежал Лоредан шла в Александрию. Туда же,  спустя час должен был отправиться, стоявший у соседнего пирса онерарий «Килена». Мелорий и Публий Фуск сделали все, чтобы попасть на борт этого судна. Они надеялись, что еще нагонят беглецов. К сожалению,  всех своих людей Мелорий взять не смог, навис «Килены» Авл Кампроний сказал, что места есть только для троих. Так что в погоню отправились сам Мелорий,  Публий Фуск и верный Тарикс. Им еще повезло, что одна из четырех кают на судне оказалась свободной.

   Разрыв во времени, в один час, был, в общем, то небольшим, однако Фортуна вновь отвернулась от них. Внезапно поднялся, сильный восточный ветер. Не смотря на все усилия команды, он отогнал  «Килену» в западном направлении и пришлось потратить целый день, чтобы вернуться на прежний курс и продолжить путь вдоль италийского берега. К тому же, «Килена» была больше и тяжелее «Галатеи» и двигалась медленнее. Все это позволило беглецам значительно оторваться от преследователей.
   В следующий раз Мелорий увидел «Галатею» через три дня ранним утром, выходящую из порта Региума.

   Проклятый Региум!  Навис Авл решил оставаться здесь до следующего утра. Для путешествия в Александрию следовало  пополнить запасы продовольствия и воды. Мелорий, видя удаляющийся парус «Галатеи», совсем потерял голову от ярости и отчаяния. Он решил потребовать от нависа немедленно следовать за уходящим судном.  Публий  с огромным трудом уговорил своего спутника не вступать в конфликт. Крики и угрозы не подействовали бы на  нависа. Без запасов воды и провизии, он ни за что не вышел бы в море. К тому же, части пассажиров нужно было сойти в Региуме и естественно они бы возмутились, вздумай Авл Кампроний проскочить мимо этого порта без остановки.

  Среди нескольких, взошедших на борт пассажиров был  высокий грузный мужчина.  Одет он был, как приличествует знатному господину в длинную, почти до самых колен тунику из белоснежного льна поверх которой был, накинут дорожный плащ из превосходной цезальпийской шерсти с богатой вышивкой. Но вот физиономия этого господина злая и красная, вся побитая и оплывшая, скорее, подошла бы портовому грузчику или пьяному матросу после бурной ночи в кабаке. Сопровождал знатного пассажира раб- нумидийец, весь запуганный с огромным синяком под левым глазом.

   Толстый господин показался Квинту Мелорию знакомым. Где-то, он определенно видел его раньше. Впрочем,  Мелорию не пришлось долго мучиться догадками. Вновь прибывший представился навису Титом Минуцием всадником из Рима.
  Ну конечно! Теперь, Мелорий узнал его.  Это был сам Тит Минуций один из богатейших граждан Рима,  занимавшийся ростовщичеством и перепродажей лучших сортов ткани из тарентийской шерсти.
   Мелорий, тут же решил представиться всаднику и выказать свое почтение. Он подошел к Минуцию, когда тот, выйдя из под натянутого вдоль борта  тента, где ему было предоставлено место, прогуливался вдоль левого борта.  «Килена»,  уже вышла в открытое море и берега Мессанского пролива постепенно таяли за кормой.
   Тит Минуций хмуро, даже, как показалось Мелорию,  злобно взглянул на него, но, тем не менее, ответил на  приветствие.
- Но я вас, не припоминаю, господин Мелорий, – тут, же сказал он. – Где мы раньше встречались?
- Два года назад на приеме у господина Кассия Бальба во время празднования сатурналий (1). Мы тогда немного поговорили о таможенных сборах в Александрии. Вы еще, очень возмущались их размерами.
- Да, в самом деле, – Тит Минуций наморщил лоб, - Что-то такое, припоминаю.

Глядя на распухшую физиономию толстяка,  Мелорий вежливо поинтересовался:
- С вами произошла, какая-то неприятность,  господин Минуций?
- О да! – вскричал всадник так резко и зло, что Мелорий испуганно отпрянул.  – Я стал жертвой каких-то мошенников, каких-то подлых негодяев да пожрет их души Эреб! (2)  – Тит Минуций заскрежетал зубами и побагровел от ярости до самых кончиков ушей. -  Мало того, что они ограбили меня, завладели моими деньгами и имуществом, так еще вышло какое-то недоразумение с моим давним другом  Элием Геротием!  Его рабы набросились на меня!  Мне, конечно же, пришлось защищаться. Потом, городская стража притащила всех нас на суд магистрата. И только там,  хоть что-то прояснилось. С Геротием отношения немного наладились, он извинился и даже, одолжил мне денег, чтобы я мог вернуться в Рим. Но я не поеду туда! Проклятие! Только не сейчас! Мерзавцы,  обокравшие меня отправились вместе с моим товаром в Александрию. Там меня ждут мои торговые агенты и партнеры. Не знаю, как воры собираются выкручиваться, но им не удастся  продать мои ткани! Я разыщу негодяев и поквитаюсь с ними!

И Тит Минуций для убедительности потряс огромным волосатым кулаком.
- А на каком корабле вы плыли в Александрию? – полюбопытствовал Мелорий.
- На «Галатее», - последовал ответ.
Мелорий, услышав это, аж подпрыгнул на месте.
- А негодяи те, как выглядели? Их трое было? Два римских гражданина и  огромный негр?
- Да в том, то и дело, что я их не видел, - Тит Минуций сплюнул с досады. - Не видел их и мой раб Атиба, которого они ударили сзади. Только Геротий их видел. Да, он говорил, что одним из мошенников был здоровенный негр. Я сейчас и сам  припоминаю, что на корабле был негр-здоровяк. Да, да, точно был! Но вот, кто другие? Узнать их, может только Геротий. Тот, что приходил к нему в дом и говорил с ним, был молодой, держался с достоинством и никак не походил на разбойника. А вы, уважаемый Мелорий, почему спрашиваете? Вам, что-то известно об этих негодяях?
- Возможно,  возможно, - пробормотал Мелорий. -  Расскажите мне все поподробнее, и все станет более ясно.
- Хорошо, я расскажу, - кинул Тит Минуций. – Но рассказ мой получится долгий, поэтому, я был бы не против скрасить нашу беседу за чашей доброго вина.

Мелорий понял намек и пригласил всадника в свою каюту. Заодно, он представил своих спутников. Публий Фуск, не желая быть узнанным, поплотнее завернулся в плащ и пониже натянул капюшон,  Мелорий назвал его Криспом, своим близким другом. На Тарикса, Тит Минуций даже не взглянул. В каюту принесли вина, сотеры и киаф. Мелорий и его гость расположились за столиком, а Публий Фуск уселся на топчан в дальнем углу каюты. Рабы господ, Тарикс и нумидиец Атиба остались на палубе.
- Ну что ж, слушайте мою историю, - начал Тит Минуций, залпом осушив первую чашу. -   Так вот, я  прибыл из Рима в  Анциум по одному делу, а оттуда отправился морем в Региум,  чтобы закупить у моего торгового партнера Элия Геротия триста тюков ткани из тарентийской шерсти. Думаю, вам не нужно рассказывать, как тарентийская шерсть и материя ценятся на востоке. Обычно, по таким делам я отправляю Атибу – моего управляющего. Но иногда и сам отправляюсь в дорогу, если кроме продажи ткани нужно решить еще другие важные вопросы. В этот раз именно тот случай, когда в Александрии необходимо мое присутствие. Обычно, по прибытии в Региум я посещаю трактир «Белая роза», там и выпивка неплохая  и в кости поиграть можно. К Геротию я отправил Атибу со строгим наказом быстро организовать погрузку тканей на борт, так как прибыли мы в Региум под вечер, а отправляться навис решил утром следующего дня. Атиба нес Геротию, как обычно задаток.  Все что случилось после того, как он сошел с корабля, произошло без моего участия и рассказывать я буду со слов Атибы и Геротия.

Так вот, Атиба говорит,  что до Геротия он так и не дошел. На него напали, забрали у него и деньги  и мой перстень с фамильным гербом. Потом, эти разбойники нагло заявились прямо в дом Геротия и один из негодяев представился моим управляющим.
- Постойте!  – вскричал Мелорий. – На вашего раба напали прямо на улице?
- Ну да, так он сказал. Хотя,  сдается мне,  Атиба темнит. Он прибежал утром,  весь растрепанный с дикими глазами и от него разило винным перегаром. Надо сказать Атиба толковый раб и неплохо ведет мои дела. Поэтому, я до сих пор еще не прикончил его, хотя и врезал ему по роже,  как следует. Все портит его чрезмерное увлечение соблазнами Вакха. Я подозреваю, что  по дороге к Геротию, он  не удержался, забрел в какой-нибудь кабак, где и принял лишнего. Потом-то на него и напали.
- А откуда грабители могли знать, куда шел Атиба и по какому делу, и кто он вообще такой?- удивился Мелорий.

- Не знаю, - Тит Минуций пожал плечами. -  Может, он по-пьяни в кабаке проболтался? А может,  грабители подслушали наш с Атибой разговор еще на корабле. Надо будет по прибытии в Александрию еще раз  допросить проклятого нумидийца и всыпать ему плетей. А то он слишком легко отделался…  Так вот, Атиба сказал, что ударили его по голове, он упал в беспамятстве в канаву и там пролежал до утра.
- То есть, самих грабителей он не видел? – спросил Мелорий.
- Говорит, не видел. Этому нумидийцу следовало бы прижечь пятки. Может, тогда что-то всплывет в его памяти.

Так вот,  грабители нагло заявились в дом Геротия,  и как я уже говорил, один из них представился моим новым управляющим. Он показал Геротию перстень и это не вызвало у старика никаких подозрений. Он отправил ткань в порт, где и начали погрузку. Потом,  поинтересовался у этого, так называемого моего управляющего насчет задатка. И вот что, по словам Геротия произошло. Разбойник отказался платить, сказал, что якобы у меня теперь новые правила, и я заплачу сполна лишь утром перед самым отплытием. Конечно, это было вранье. Я вовсе не менял правил и не собирался этого делать. Естественно, услышав о каких-то новых правилах, а в речи этого негодяя все звучало так, что я не доверяю больше Геротию, старик сильно расстроился, даже разозлился и тут же начал устанавливать свои новые правила. Он отправил в порт человека с приказом приостановить погрузку до полной выплаты ему всей суммы. Разбойник, услышав это начал кричать и возмущаться, а затем от моего имени этот негодяй избил бедного Геротия и запер его полуживого в одной из кладовок  его же собственного дома.

- А что же рабы уважаемого Геротия? – удивился Мелорий. - Они не пришли своему хозяину на выручку?
- Они,  конечно не дали бы старика в обиду.    Мерзавцу повезло,  как раз в комнате они с Геротием оставались одни,  чем разбойник и  воспользовался. Он, так же воспользовался одной из услуг,  которую Геротий всегда оказывал мне. Ну…В знак уважения к нашей давней дружбе.
- Что же это за услуга? – полюбопытствовал Мелорий.
- Геротий всегда присылал мне двух юных красивых рабынь. Так было и в этот раз. Но девушек негодяи обманом увели в одну из гостиниц и сами с ними поразвлеклись. Рабыни утром вернулись и рассказали об этом. Дурочки были уверены, что выполняют волю хозяина.
  Я в это время был в «Белой розе» играл там в кости. В этот раз мне попался достойный противник. Ловкий малый. Играли мы долго, почти до рассвета. Я так увлекся, что даже не подозревал, что происходит у Геротия. Когда мы с  соперником  решили передохнуть, чтобы выпить вина, перекусить ко мне вдруг подошел один из трактирных слуг и сказал, что на втором этаже в комнате меня ждет подарок от Геротия. Конечно же, я решил, что это присланные им девушки. Я, весь воодушевленный поднялся на второй этаж, где они меня поджидали и вошел в комнату. Она была едва освещена маленьким настенным светильником. И там, меня действительно ждали две шлюхи. Только почему то, обе они были закутаны с головы до ног,  а лица их были скрыты под черными полупрозрачными вуалями. В этот момент я не придал этому значения и даже не подумал, о каком-то подвохе. Я решил, что девушки из какой-то восточной страны, может Персии или Индии. Там обычно носят такую одежду и закрывают лица. Меня, это даже заинтриговало. Я мысленно аплодировал Геротию, предоставившему мне нечто новое. Сказать по-правде и гречанки и галлийки и сарматки мне надоели. И вот, мы начали развлекаться втроем. Возможно, выпитое ослабило мою внимательность, может и усталость сказалась,  но я опять ничего не заподозрил, даже когда овладел и той и другой шлюхой. Они, кстати сказать, ни сразу разделись, скидывали свои одежды постепенно. Я принял это за интересную игру. Вуали с лиц они не снимали дольше всего… Проклятие, я не могу без содрогания вспомнить, что было дальше. Все-таки, до меня стало постепенно доходить, что с этими шлюхами, что-то не так. В какой то момент мне показалось, что кожа этих девушек не достаточно гладкая и нежная.  Потом,  одна из них показалось мне чрезмерно костлявой, другая стонала,  не как свойственно юной нимфе, а как старая,  издыхающая кобыла. И вдруг, вуаль с одной из них, что сидела на мне сверху случайно спала. И представьте мой ужас, когда в тусклом свете я разглядел, что на мне скачет уродливая старуха!

- Не может быть! – вскричал Мелорий,  бледнея. – О милостивые боги!
Публий из своего угла издал какой-то приглушенный, нечленораздельный звук, подозрительно похожий на едва  сдерживаемый хохот.
- Точно говорю - это была старая потасканная шлюха! – орал между тем Тит Минуций. От вновь нахлынувших переживаний, он не обратил внимания на Публия и его достаточно оскорбительную реакцию.  - У нее была сморщенная задница и мятые обвислые груди. Я закричал от отвращения,  вскочил  и сбросил с себя  эту шлюху!  Она же начала мерзко хихикать.  Тогда, я  сорвал вуаль с ее подруги. И та, тоже оказалась старуха! Меня, едва не стошнило от омерзения. Я бросился на этих грязных потаскух,  они завизжали  и кинулись бежать. Меня же,  всего трясло. Я спустился общий в зал, чтобы унять эту дрожь и выпить вина. Я был возмущен и оскорблен до глубины души. Ведь я не знал тогда, что Геротий тут совершенно не при чем. Этих старух подослал мне кто-то другой. Я отыскал того слугу и потребовал у него ответа. Но негодяй, лишь ухмылялся нагло и заявлял, что он ничего не знает.

Шлюхи пришли к нему и сказали что они от Элия Геротия. Я решил в тот момент, что Геротий сыграл со мной злую шутку. Но зачем и почему? Этого я не мог понять! Я собирался допить вино и идти к нему за ответом,  но тут Геротий сам заявился в таверну в сопровождении нескольких рабов. Я высказал ему свое неудовольствие, тем, что он подсунул мне каких-то старых потасканных кобыл. Геротий же начал орать, что его избил мой управляющий и отказался платить. В тот момент наши разумы были затуманены гневом, бешеной злостью и обидой. Я решил, что старик издевается надо мной. Я никак не мог поверить, что Атиба мой управляющий, в общем, то кроткий и смирный человек, вдруг вопреки всякому здравомыслию ударил Геротия. Но Геротий продолжал утверждать,  что его избил мой управляющий.
  Я попытался разобраться, что к чему, но рабы Геротия набросились на меня. Конечно же, я начал сопротивляться. Потом прибежали стражники и всех нас отправили для разрешения этого дела к городскому претору. Там, наконец, выяснилось, что к Геротию приходил человек назвавшийся Медием - моим новым управляющим! Я начал горячо возражать и  сказал, что у меня никогда не было в услужении  человека по имени Медий,  не среди рабов, не среди вольноотпущенников. Утром объявился Атиба и сказал, что его ограбили. Потом, объявились те две молодые рабыни. Они рассказали, что провели время с двумя мужчинами: белым господином, который назвался моим новым управляющим и огромным чернокожим рабом.
Этот же негр сопровождал Медия. Они оба заявились в дом Геротия. Потом, чернокожий увел девушек, как  Геротий думал,  ко мне в «Белую розу». После,  негр снова объявился, уже один. Пришел к дому Геротия незадолго до рассвета и передал привратнику записку, где было сказано, что Геротий заперт в одной из кладовок. Кстати, уважаемый Мелорий, вы говорили, что этот негр вам знаком. Или, я что-то неправильно понял?

- Вы,  все правильно поняли, господин Минуций, - кивнул Мелорий. – Негр, замешанный в вашей истории, скорее всего тот самый, которого я тоже знаю, как и его хозяина, выдавшего себя за вашего управляющего.
- Так вам знакома эта гнусная шайка?!
- Пожалуй. Вот только их должно было быть трое. Двое римских граждан и негр.
- Постойте-ка,  но Геротий говорил о двоих негодяях и девушки подтвердили, что их было двое.
- Ну, не знаю, – пожал Мелорий плечами – третий, возможно, никак не проявил себя. Но вряд ли это другие люди, не те за которыми я гонюсь.
- А вы за кем-то гонитесь?
- Да человек, который назвался вашим управляющим Медием, скорее всего Лоредан. Ненавижу этого мерзавца!  Он и тот негр проникли в мой дом и похитили мой фамильный пояс. Мои люди гнались за ними до самого Анциума,  но к сожалению, они успели сесть на корабль и отплыть. И это была как раз «Галатея».

- К несчастью, я тоже отправился в путь на этом корабле! -  вскричал Минуций. – Боги посмеялись над нами, господин Мелорий. Может, мы недостаточно почитали их в последнее время? Ну, ничего, я принесу искупительные жертвы и богатые дары на алтари храмов. Я уверен, в конце концов, боги будут справедливы, и эти негодяи еще попадутся нам в Александрии.
  Помолчав немного, Тит Минуций задумчиво продолжил:
   - Поговорив с Геротием, мы пришли к выводу, что оказались жертвами мошенников. Я, еще могу понять их желание завладеть моим товаром,  но зачем было подсылать ко мне старых шлюх?
- Это похоже на месть лично вам и желание поссорить вас с Геротием, а может и задержать вас таким образом в Региуме, - высказал предположение Мелорий. – И самое обидное, им все это удалось.
- Месть? – удивился Тит Минуций. – Да за что же, разбойникам мне мстить? Никому из них я не переходил дороги. Ну ладно…  Пусть, эти вонючие свиньи попробуют продать мои ткани!  Мой агент в Александрии не так-то прост,  он не даст себя провести, как доверчивый Геротий.
- Уважаемый  Минуций, - вкрадчиво заговорил Мелорий, - может по прибытии в Александрию объединим наши силы для поиска негодяев?
- Посмотрим, - неопределенно бросил всадник, прикладываясь к кубку.
   После, они еще долго разговаривали, обсуждали товары и перевозки, цены и таможенные пошлины. Тит Минуций вышел из каюты Мелория уже под вечер. При этом, он заметно пошатывался и явно был навеселе.
   Когда Мелорий и Публий Фуск остались одни, последний сказал:
- Ну что ж, наши друзья не теряют времени даром. Успели нажить еще одного врага. И не кого-нибудь, а самого Тита Минуция.
- А вы, хорошо его знаете? – спросил Мелорий.
- Достаточно хорошо, чтобы сказать: если Лоредан и его шайка еще раз ему попадутся, им не поздоровиться. У Тита Минуция вздорный характер, хорошая память и он, очень  мстителен. И я думаю, что нам не стоит брать Минуция   в союзники, хотя враг у нас с ним общий. Он будет искать Лоредана, чтобы жестоко отомстить. Нам же, нужно узнать, где «Сердце Тигра». Если мы станем,  как-то препятствовать Титу Минуцию в его мести, он уберет нас со своей дороги,  не раздумывая. Так что с ним, нужно быть крайне осторожным.

   Ночью, лежа на койке, Мелорий, под убаюкивающий плеск волн,  накатывающиеся на борта судна, придавался размышлениям. Ему вдруг начало казаться, что эта погоня за Лореданом лишена всякого смысла. Ну, прибудут они в Александрию. И что? Где в этом огромном городе искать беглецов? И даже, если удастся найти мерзавцев, что тогда? Кроме Тарикса все его люди остались в Италии. Может, плюнуть и вернуться в Рим? У него там предостаточно дел. Нужно срочно поправлять свое шаткое финансовое положение, увеличивать доходы. Вот чем нужно заниматься, а не гоняться за разбойниками по всей Империи без малейшего шанса на успех.

 Впрочем, теперь,  когда Мессанский пролив остался за кормой,  думать о возвращении было поздновато.  Как назло, на встречу за весь день не попался ни один корабль, чтобы можно было пересесть на него и вернуться в Италию. Теперь, оставалось только плыть до Александрии, а оттуда отправиться куда-нибудь в Азию,  например в Эфес (3). Потом, уже  оттуда плыть в Грецию, пересечь Балканы и уже из Аполлонии (4) отправиться в Италию в Брундизий (5). Долгий и утомительный путь. Конечно, в Александрии мог найтись  какой-нибудь отважный,  безрассудный навис,  готовый плыть сразу из Александрии в Италию не смотря на конец  сезона навигации. Но сам Мелорий не пошел бы на такой риск. Лучше уж потратить лишний месяц на дорогу через Азию и Балканы, чем попасть в какую-нибудь бурю посреди моря. А бури на море, теперь случаются все чаще и чаще. Можно было еще остаться в Александрии до весны и с открытием сезона навигации спокойно вернуться в Рим. Мелорий особенно тщательно  обдумывал эту идею. С одной стороны, не хотелось торчать в Александрии столько времени. С другой же стороны,  возможно, там ему удастся установить полезные связи, да вот, хотя бы, с Титом Минуцием. И это,  в будущем, поможет ему поправить его пошатнувшееся материальное положение.
   Да и этот проклятый Лоредан все никак не выходил из головы. Вот,  досада!  Ускользнул ведь  из-под самого носа!  Пожалуй, все-таки стоило задержаться в Александрии. В глубине души Мелорий надеялся,  что они еще встретятся с Лореданом , и он поквитается со своим обидчиком.


(1) Сатурналии -у древних римлян праздник в честь Сатурна,  с именем которого жители Лациума  связывали введение земледелия и первые успехи культуры.
(2) Эреб – олицетворение вечного мрака у греков
(3) Эфес – древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) (современная территория Турции)
(4) Аполлония – крупнейший древнегреческий порт в Иллирии, на побережье Адриатического моря.
(5) Брундизий - город и морской порт на восточном побережье Италии.


Рецензии