какая трансформация ожидает церковь?

В последнее время из среды так именующих себя “Новых церквей” харизматического толка прокламируются грандиозные планы грядущей реформации.  Предвещается приход в церковь политиков разной величины, вплоть до первой.  Президенты, премьер-министры, и, тем более, чиновники будут сидеть на церковных  скамьях.  А церковные деятели (разумеется, первых величин) будут проникать в политические структуры и будут преобразователями общества, государств.  Они будут изменять их, возрождать и “возвращать” Богу.
Церковь наравне со всеми странами и государствами будет иметь право обсуждать и решать  мировые проблемы.  Эти люди утверждают, что они провозгласили: “Царь славы войдёт в каждую страну.”  И коль они предрекли, то так оно и будет.  При этом следует заметить, что говорят это люди, так сказать, довольно местного значения.  Пока.  Но считают, что своей помощью Богу они реформируют церковь, государства, мировое сообщество и будут управлять им.  Они, надо полагать, знают, как.  По крайней мере, они декларируют, что эту задачу поручил им Сам Бог.
Для её реализации верующие призываются к активным действиям, разумеется, политическим, их зовут к революции, на баррикады: выходить к зданиям парламентов, на улицы, нести плакаты и т.д.
А это уже знакомый в истории мотив.  Знакомый, как в политической сфере, так и в духовной.  В политике – мировое господство, в духовной – “будете, как боги”.
Не стоило бы обращать внимание на столь революционные и масштабные заявления, если бы они звучали только от имени заявителей.  Но они берут на себя смелость говорить и от нашего имени, от вашего.
Поэтому невольно встаёт необходимость ответить себе на вопрос, так всё-таки,  предсказана Богом реформация церкви или нет  и какая?  Да, предсказана.  Но в  совершенно противоположном направлении.  Вот предсказания Божии.
“Входите тесными вратами…потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.”  Мтф. 7:13-14
“Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся?  Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут.” Лук.12:32
“Не бойся малое стадо!  Ибо Отец благоволил дать вам Царство.”  Лук. 12:32.
“Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей…” 1 Тим. 4:1-2
“И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.   Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг.” Откр.3:14-17
“Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда”. Иоан.18:36
“…теперь ваше время и власть тьмы”. Лук.22:53
“Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.” 2Тим.3:1-5
“Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен [страстью] к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.”
1Тим.6:3-5
“Испытывайте самих себя, в вере ли вы?” 2Кор.13:5
“… Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?” Лук.18:8
На основании приведённых (и многих других!) мест Священного Писания можно сформулировать следующие положения.
1. Истинное христианство никак, ни в какой исторический период не может быть многочисленным по отношению к общей массе человечества.
2. Не может быть абсолютно христианским (по сути, а не по названию) ни отдельно взятое государство, ни, тем более, группа государств или человечество в целом.  Потому что царство Божие не от мира сего.  А мир в своём духовном состоянии лежит во зле.
3. История церкви от дней Христа и поныне доказала утопичность идеи всеобщего христианства, тем более обращения в него силой.  Слияние церкви с государством и, тем более, стремление её стать над государством, т.е. самим государством неизменно приводит к её духовному умерщвлению.  Сегодня уже всем известны позорные исторические вехи “государственной”  церкви: обмирщение при императоре Константине, папацезаризм, цезарепапизм,  крестовые походы, инквизиция, магистерский период протестантов, тридцатилетняя война католиков и протестантов (“чья власть – того и религия”), Варфоломеевская ночь, преследования российских евангелистов Русской православной церковью, еврейские погромы и многое другое.                Бич современного мира- терроризм, а это не что иное, как слияние религии с политикой.
4. Духовный уровень церкви с течением времени в соответствии с законом энтропии снижается.   И к концу времени он характеризуется отступлениями, заблуждениями, появлением лжеучений, лжеучителей, лжехристов, бесовских учений, умножением беззакония, утратой любви и веры, появлением мёртвых духовно, но процветающих, богатых по плоти церквей.
5. Истинным христианам Писание говорит, что многими скорбями надлежит им войти в Царство Божие (Деян. 14:22); все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим 3: 12); терпение нужно им, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное (Евр. 10: 36); они будут ненавидимы всеми за Христа; претерпевший же до конца спасётся (Матф. 10:22).  Нигде и никогда ни Христос, ни Его апостолы не звали церковь к политической власти, политическому сопротивлению и революциям.  Царство небесное на земле утвердит только Христос Своим вторым пришествием.  И величественное предречение “войдёт Царь славы” (Пс. 23:7-10)  относится ко времени, когда “после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.”  Матф. 24:29-30.                “И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков… И отверзся храм Божий на небе, и явился Ковчег завета Его в Храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясения и великий град.” Откр.11:15-19
6. Таким образом, предрекание расцвета церкви, роста её авторитета и власти в отдельных государствах, в международных организациях, права управлять миром и готовить его Богу к Его пришествию абсолютно противоречит и духу и букве Писания и является ничем иным, как гиперболизированной утопией.
7. Истинное обращение в христианство – покаяние, возрождение – процесс сугубо индивидуальный и духовно крайне ответственный.  Поэтому он и трудный.  Он фактически является переходом от власти сатаны к Богу (Деян. 26:18).  Он никак не может быть коллективным и, соответственно, массовым.                Это положение ясно доказано и современными “стадионными” евангелизациями.
8. Практическая жизнь по учению Христа посильна только в индивидуальном плане.  Она непосильна никакому государству, потому что общество не однородно.  В нём много антиобщественных элементов, от которых государство призвано защищать своих граждан.  Но для этого само государство должно быть каким-то совершенным и окружено другими такими же.  А такого в человеческой цивилизации ещё не было.  Во власть проникают не всегда лучшие люди.  Поэтому и внутри государства и между государствами  - деньги и война, война и богатство.  Господство и угнетение.  По сегодняшний день идёт   поиск совершенной формы общественного устройства.  И спор систем, война систем, холодная и горячая, никак не прекращается ни на миг.
9. Поэтому все старания философов всех эпох, выдающихся человеческих умов, самых самоотверженных общественных деятелей так и не привели к созданию и утверждению совершенного общества, справедливого государства.                Лучшей формой общественного устройства на сегодняшний день считается демократия.  И это действительно разумная, эффективная система (Кстати, это евангельский образец.)  Но и она имеет смертельно опасные для самой себя стороны.                Незыблемым фундаментом истинной демократии являются высокие нравственные принципы и подлинный гуманизм.                В этой связи представляется весьма актуальным порассуждать над явлением дискриминации, над широко эксплуатируемым в последнее время термином “дискриминация.”                Что такое дискриминация?  Это умаление кого-, чего –либо в правах, принижение роли, значения кого-, чего-либо.  Но таковое в государстве, где свобода личности, права личности являются одним из основополагающих принципов, не может быть (не должно!) по определению.  Равенство всех членов общества обеспечивается общими законами.                Явление дискриминации присуще авторитарным, тоталитарным режимам, где права и свободы определённых групп граждан находятся вне закона, либо псевдодемократическим режимам, где эти законы под различным предлогом систематически попираются.                Акт дискриминации в свободном демократическом обществе не возможен по определению.  Создание равных условий – это и есть уже льгота человеку, группе, ранее чем-то ущемлённой.    В нормальном демократическом обществе ни одна из групп граждан в антидискриминационных законах не нуждается.  И даже наоборот, введение каких-либо антидискриминационных законов для каких-либо групп населения, автоматически порождает дискриминацию по отношению к остальным.     Это происходит потому, что “защищаемая” группа обособляется, выделяется над всем обществом, наделяется особыми правами, которые заведомо становятся в ущерб большинству.                Если уж равные права, равные законы и условия, так равные!  “Нужда” в “антидискриминационных” законах возникает тогда, когда какая-либо группа населения, граждан хочет выделиться из общей массы какими-то признаками, как правило неудовлетворительными для остальных.  Учреждение для этого антидискриминационных законов достигает обратного эффекта.  Они наделяют отдельную группу особыми правами над другими и в ущерб других.  Получается дискриминация большинства меньшинством.                Это парадокс неограниченной демократии, необузданной свободы личности.  Свежий, яркий пример этому – погромы во Франции.  Спрашивается, при чём тут частная собственность: сожженные автомашины, разбитые витрины магазинов, раненные полицейские?  Это никакая не защита своих прав, - для этого имеется чёткая система законов – а открытый бандитизм.  И для таких “борцов”  за права должны работать уголовные законы, по которым они и должны отвечать за свои “демократические” подвиги.                Другой ужасающий пример – ревностная защита мусульманских ценностей и откровенное безграничное надругательство над христианскими,  И не только в мусульманских странах, где эта “защита” выливается в прямой джихад – войну с “неверными,” а и в самих христианских странах.  Абсолютно подобные ситуации,  - с разной степенью драматизма, - создаются во всех случаях “антидискримина-ционных” законов.  “Защищаемые” меньшинства просто куражатся над обществом, попирая его права и свободы.  Подобный аномальный прецедент создаётся при иммиграционном процессе, при возникновении всяких нетрадиционных движений и т.п.  Очевидно, следует ввести понятия “титульная нация, титульная культура, титульные традиции, титульный строй, титульное государство.”                Если в таком государстве появляется группа иной национальности, иной культуры, иных традиций и она принимается на равных правах титульного общества, то это и есть свобода и равенство.  Если же какие-то национальные, либо другие особенности этой группы не вписываются в законы, традиции титульного общества, то это вовсе не значит, что оно дискриминирует эту группу.  Эта группа входила  в титульное государство добровольно, даже доброхотно, ей это нравилось, поэтому она влилась.  И требовать себе льгот и тем более принуждать титульное общество менять  свои устои, традиции – это уже дискриминация появившейся группой  титульного общества.  К тому же удовлетворение требований вошедшей группы меняет само титульное общество.  Оно лишает его тех привлекательных сторон, уклада, традиций, которые и были притягательной силой для появившейся группы.  Другими словами, никакие возникающие отличные группы, никакие эмигранты не имеют права на изменение принявшего их титульного общества, так как именно это является дискриминацией с их стороны.                К сожалению, в настоящее время мы наблюдаем именно такие процессы.  Приехавшие, прибежавшие, появившиеся, пользуясь рычагами демократии титульного общества, добиваются его изменения.  Порой до неузнаваемости.  Так, практически, размыта, уничтожена вся европейская цивилизация.  То же самое произошло с Соединёнными штатами.  Таким образом Европа, США теряют те преимущества, ту прелесть, те ценности, которые привлекают к себе людей из других государств, других культур!  Они – эти иммигранты, эти нетрадиционные группы и т.п., вместо адаптации к титульным ценностям, к титульным преимуществам,, ведут себя агрессивно, разлагают устои страны, общества.  Они становятся пятой колонной, угрожающей самому существованию титульного общества.                Беззащитная демократия сама себя и губит.  Агрессивные, безнравственные элементы берут верх и в результате мы получаем “демократические” террористические общества, организации, государства.                Чтобы этого не происходило, краеугольным камнем истинной, здоровой демократии должны оставаться высоко нравственные принципы.                Демократия должна иметь систему законов, защищающих её от безнравственных элементов и их действий.  Свобода не может быть абсолютной, во всех направлениях.  Её  вектор должен быть строго нравственным.
10. Мы прибегли к этим социологическим рассуждениям потому, что в традиционных евангельских церквах, где пресвитер ещё избирается церковью (в отличие от “современных”, “Новых”, “продвинутых” – авторитарных, где пресвитер (уже пастор!) набирает себе церковь), часто наблюдается подобная же картина.  Нечистоплотные элементы, пользуясь терпимостью, лояльностью основной массы добропорядочных христиан, возбуждают нездоровые претензии и притязания, выдают себя за поборников истины, чистоты и святости, порочат порядки, служителей и при этом выдают себя за обиженных, дискриминируемых.                Такие “верующие” своим нехристианским поведением: горькая зависть, тщеславие, честолюбие, корыстолюбие, лукавые подозрения, клевета, лицемерие, непримирительность, бесчинство, сварливость, злоба, злословие, вражда, ненависть и т.п., создают нездоровый микроклимат, агрессию, активно вовлекают в этот греховный процесс других несведущих и духовно незрелых, нестойких членов.  Возникает горький корень.  Если же их усилия берут верх, то горе постигает церковь: склоки, “членские собрания, ” разделения.                Недопущение к подобному нехристианскому положению требует такой же чёткой квалификации поведения, как и в социальной сфере.  Весьма унизительно и пагубно, когда необузданные элементы используют демократию для её же разрушения.
11. К великому сожалению эти процессы присущи не только отдельным церквам, но и всему христианству, номинальному христианству.  Оно сегодня столь разъединено, столь разношёрстно, столь обременено стяжательством, честолюбием и властолюбием, что положительно, столь масштабно, повлиять на мир бессильно.  Постановка такой задачи – очередная утопическая дерзость!  Любое  слияние  церкви  с государством, тем более утверждение себя над государством было и есть смертельно для истинной Церкви.   Думаю, в духовном плане – это продолжение                процесса формирования великой блудницы (Откр. 17-18).                Царство Христа не от мира сего.  До определённого времени князем сего мира остаётся Диавол.
12. Согласно учению Христа, Его предсказаниям так называемая христианская церковь в общей массе не только не достигнет единства, сплочённости, цельности, духовной силы единства, чтобы руководить миром, но будет представлять собой совершенно разнородную массу.  Наряду с истинно рождёнными свыше она будет обременена и плевелами, и неразумными элементами, и лжеучениями, и духовно обольщёнными, и невозрожденными и даже духовно мёртвыми.   В её среде                продолжает формироваться великая блудница.                Может быть инициаторы реформации этого не знают?                “…яростным вином блудодеяния своего она напоила многие народы.  И цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши её…сколько славилась она и роскошествовала…Ибо она говорит в сердце своем: "сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!"   За то в один день… будет сожжена огнем…                И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею…. и купцы земные восплачут …. потому что товаров их никто уже не покупает… и тел и душ человеческих”. Откр.18:6-19                Вавилонская блудница – это все ложные религии, инспирированные диаволом и не ведущие ко спасению, начиная от древнебиблейского Вавилона.  К сожалению, сюда входят и различные тупиковые (назовём так!) ветви христианства.
13. При этом мы понимаем, что ото дня Пятидесятницы и до самого момента восхищения у Бога была, есть и будет истинная Вселенская Церковь, которую врата ада не одолеют (Матф. 16:18).  Думаю, это к ней относились и относятся слова, приведенные выше, а также и касательно блудницы:                “… выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее.  Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: "сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!"”   (Откр.18:4-7)      Мы отмечали, что создатели западной демократии были христиане и, видимо, лучше современных понимали, что смешивать церковь с государством неразумно.  Поэтому одним из положений демократии приняли отделение церкви от государства.                Таким образом, стремление церкви к слиянию с государством  ничего доброго ей не сулит.  Равно и государству слияние с религией никакого прогресса не даёт.  Тем более в нынешний многонациональный и мультирелигиозный век.                Предлагаемое реформаторами вовлечение церкви в политику, в её принципы и методы, когда сами политики понимают, кто и что руководит ими, это смерть церкви.  Да и само стремление церкви к участию в политике уже вызывает серьёзные размышления о её отношениях с Богом.                Истинной христианской Церкви остаётся одно:                “…. Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;  ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.” (Евр.13:12-14)

Ярослав Д. Диордиенко
8 декабря 2007 г.


Рецензии