Ветви Древа - в грядущее

      (М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Путь духа пролегает по Земле, и движение совершается
формулой «рукой и ногой человеческой». Как же сочетать высшие устремления с необходимостью поить, кормить, обувать, одевать тело и решать массу неизбежных, чисто житейских проблем и нужд? Восточная мудрость указует срединный, или золотой, путь, когда кесарево, то есть земное, отдается кесарю, то есть Земле, а Богово – Богу, то есть Небесное, или Высшее, в человеке – духу. И гармоническое сочетание этих двух начал в человеке и будет правильным решением вопроса. Значит, надо выполнять свой долг перед телом и все обязанности, связанные с семьей, обществом и родиной, и в то же время не забывать, что дух превыше всего земного, хотя и должен идти по Земле, но во имя высочайших духовных достижений. Сказано: «Возвышаясь духом, Землю не оставьте беспризорной».
     Грани Агни Йоги, 1972 г. 422. Новосибирск, «Алгим», 1998 г.


                ВЕТВИ ДРЕВА – В ГРЯДУЩЕЕ (2) *
                (Из Посланий Высокого Источника)

       «Привет из Обители горной. Привет и благословение. Учитель Хочет разорвать серый туман обыденности, который против воли и желания обволакивает незаметно сознание искателя Света. Серый дракон повседневности! – его надо победить. Он яро пытается посылаемый Луч превратить в явление обыденности и угасить огни духа. Опасен тем, что владеет сознанием большинства. Люди хотят быть как все и этим ему помогают. Но необычно время. Но обычное мышление надо оставить. Ведь происходит великое преображение мира. Слепые не видят его, ибо слепы. Но зрячий видеть обязан. Чтобы увидеть, надо обратить взор и желать усмотреть. Художник, механик, поэт и пастух в одном и том же явлении увидят разное. Синтетик увидит явление в целом и связь отдельных частей. В мировом потоке бесчисленных явлений надо хотеть усмотреть множество знаков наступающей Эпохи. Сознание видит то, на что устремлено. Желанию увидеть предпосылается приказ воли. Иначе можно вслепую пройти мимо чудеснейших знаков. Откройте шире глаза и уши. Не глухим Говорю. Обращение Учителя всегда шло к имеющим уши. Сознание нужно созвучно настроить знакам Эпохи Огня, и тогда огненная структура воздвигаемого Храма Жизни начнет обрисовываться перед изумленным взором. Именно теперь видимы уже ясно очертания величественного здания Нового Мира. Правда, его застилают осколки старого и мешают видимости, но желающий видеть может увидеть его.

      Наше построение не мечта, но огненная действительность, воплощающаяся в мире земном, плотном, когда среди тяжких построений прошлого новое, новое блистает красотою необычности. Все ново, и все не так как раньше. Сперва Хотим преломить хлеб, а потом уже дать пищу духу. В смрадных лачугах и подвалах среди грязных потухших людей не может происходить строительство нового. Мир счастья общечеловеческого Строим, и Ведущая – Новая Страна – впереди. За счастье почитайте назвать себя ее сыном. Через нее идет спасение миру. Жертвою великою, всему человечеству принесенною, заслужила она право на водительство планеты. Многие за нею идут, и пойдут все. Кто не пойдет и Нового Мира не примет, места на Земле не будет иметь. Без жертв и трудов ничего не достигается. Возьмите любой подвиг! Разве не потребовалось энергии огненной на его свершение? Почему ничтожества на подвиги не способны? Победить серого дракона тоже подвиг. И тогда расцветится жизнь. Жить ощущением воплощающейся сказки может лишь открытое к Свету сознание. Многое зависит от того, на что направить глаз добрый: на большое или на малое, на личное или на общее. За оградой самости не увидеть богатых всходов Общего Блага. Чем выше эта ограда, тем меньше видимость. Порадуемся утверждению жизни на просторах планетных. Свет победил, надо лишь усмотреть плоды этой великой победы. Нетерпеливые, скоро уже!» Грани Агни Йоги, 1955 г. 362. Новосибирск, «Алгим», 2010 г.


                Пробьём завесу тьмы над миром
                Огнём Сияющим внутри,
                Наполним Пламенным Эфиром
                Наш Мир в Час Огненной Зари!

                Соединим все Мысли Света
                В Единый Пламенный Поток,
                Чтоб Озарилась вся Планета,
                Начав Свой Огненный Виток!

                Сжигая тьмы запруды в жизни
                Огне-Творящей Красотой,
                Послужим Пламенной Отчизне
                И Расе Творческой Шестой!

                Возьмёмся за руки в Сраженье,
                Соединим в Любви Сердца,
                Чтоб в Час Земли Преображенья
                Стать Высшим Пламенем Творца!
                Романова Татьяна Викторовна
                29.07.2012 Стихи.ру

     Человек идёт в грядущее с тем, что создал в близком и отдалённом прошлом. Самая тонкая, устойчивая огненная энергия человека заключена в его мыслях. В них отражено его прошлое, настоящее и путь в грядущее. Значение мысли и слова, как оформленной мысли, многогранно. Всё, что имеет человек – создано его мыслями, чувствами, делами. Это и причинно-следственные связи, которые в обыденной жизни называются – судьбой, в науке – принципом детерминизма, а в философии Востока – кармой (человека, семьи, народа, человечества). Мысли, ведущие в непреложность сужденного будущего, пусть наполняют устремленное сердце. Всякая мысль о будущем формирует его по силе мысли. Карму свою можно сознательно оформлять мыслью: и земную, и надземную. Ели это не делается сознательно и в понимании, то оформление кармы путём действия мысли идёт автоматически и самотёком. И идёт постоянно. Лучше взять руль, или вожжи, или узду в свои руки. Мыслью управляет воля, а карма направляется мыслью.

      «Урусвати знает, что свободная воля ценна, если она свободна. Плачевное зрелище безумца, когда он воображает себя свободным, но на самом деле отягощен всевозможными оковами. Может ли воля называться свободной, когда она слепа, и глуха, и ползет в грязи предрассудков.
      Скажут: «Как же жить, если каждый человек на каждом шагу встречает невежество в самых пестрых проявлениях?» Конечно, человечество создало себе тяжкие оковы. Начиная от колыбели, человек слышит выдумки, не имеющие ничего общего с действительностью. Сказки часто более мудры, нежели житейское мудрствование деятелей. Правильно, что человек неминуемо встретит отвратительных чудовищ, но свободная воля избавит его от страха и поведет выше таких препятствий.
      Психическая свобода есть вход в Мир Надземный. Можно преобразовать всю земную жизнь проявлением свободной воли. Не будет свободный человек препираться с невеждами, но подаст им милостыню так, что они не заметят ее, но такой щедрый дар поможет на пути Надземного Мира. Каждый пройдет этим путем, и свободная воля будет мудрой водительницей, только озаботьтесь, чтобы воля была свободной.
     Мыслитель предупреждал: «Не обратите светлый дар свободной воли в безумие» Учение Живой Этики: Надземное, 778.

                Свобода выбора заложена во всём,
                Что изберём, то понесём
                через Врата.
                И Пустота
                окажется заполненной Огнём
                Сергей Сычёв 14.07.2012 Стихи.ру

      Можно волею карму творить сознательно и планомерно. Мыслью - можно породить, и мыслью - можно убить. Надо лишь твёрдо усвоить, что человек господин своих мыслей и что мысли вторгаются в сознание только тогда, когда человек вольно или невольно их допускает, и если сад сознания зарастает сорняками или ядовитыми растениями, кто в этом виноват? Вора, разбойника или бродягу в дом себе не допустят, но допускают самые недопустимые мысли и чувства, удивляясь, откуда в сознании яд, отравляющий тело и душу. Жильё подметается и моется пол. Уборка сознания тоже необходима и притом каждодневно. От бродяг охраняется дом, так же и сознание – от мыслей бродячих. Для этого нужен над мыслью контроль.

     Человек идёт в грядущее с тем, что создал в близком и отдалённом прошлом. Самая тонкая, устойчивая огненная энергия человека заключена в его мыслях. В них отражено его прошлое, настоящее и путь в грядущее. Значение мысли и слова, как оформленной мысли, многогранно. Всё, что имеет человек – создано его мыслями, чувствами, делами. Это и причинно-следственные связи, которые в обыденной жизни называются – судьбой, в науке – принципом детерминизма, а в философии Востока – кармой (человека, семьи, народа, человечества). Мысли, ведущие в непреложность сужденного будущего, пусть наполняют устремленное сердце. Всякая мысль о будущем формирует его по силе мысли. Карму свою можно сознательно оформлять мыслью: и земную, и надземную. Ели это не делается сознательно и в понимании, то оформление кармы путём действия мысли идёт автоматически и самотёком. И идёт постоянно. Лучше взять руль, или вожжи, или узду в свои руки. Мыслью управляет воля, а карма направляется мыслью.

      Можно волею карму творить сознательно и планомерно. Мыслью - можно породить, и мыслью - можно убить. Надо лишь твёрдо усвоить, что человек господин своих мыслей и что мысли вторгаются в сознание только тогда, когда человек вольно или невольно их допускает, и если сад сознания зарастает сорняками или ядовитыми растениями, кто в этом виноват? Вора, разбойника или бродягу в дом себе не допустят, но допускают самые недопустимые мысли и чувства, удивляясь, откуда в сознании яд, отравляющий тело и душу. Жильё подметается и моется пол. Уборка сознания тоже необходима и притом каждодневно. От бродяг охраняется дом, так же и сознание – от мыслей бродячих. Для этого нужен над мыслью контроль.

      В философии Древней Индии человек представлен в семи уровнях:
   7 АТМА, АУМ, Психическая энергия всех трех миров. Всеначальная энергия Дух, Луч Абсолюта. ЛЮБОВЬ.
   6 БУДДХИ, Духовная Душа, вместилище Духа. Духовная воля, устремление. Высшие чувства.
   5 МАНАС, РАЗУМ, Мыслитель, творческий орган.
   4 КАМА-РУПА, Астрал, тело страстей и желаний. Мощь желания (обладать).
   3 ЭФИРНЫЙ ДВОЙНИК, ЛИНГА ШАРИРА, низший астрал, аккумулятор праны.
   2 ПРАНА, ЖИЗНЬ. ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ПЛАНА.
   1 ТЕЛО «ПЛОТНОЕ», ФИЗИЧЕСКОЙ, то, что в действительности является лишь частицей человечества, предоставляемой Матерью Земли для прохождения опыта познания земных стихий, «миниатюрная модель» Земли, разновидность соответствующая предуготованной карме воплощающего духа, запрограммированная сочетанием формул космических лучей (светил и знаков Зодиака) и прошлыми накоплениями ДУХА.

      Если сказать ещё проще: Тела – 1. ПЛОТНОЕ 2. ЭФИРНОЕ 3. АСТРАЛЬНОЕ 4. МЕНТАЛЬНОЕ 5. ВЫСШЕЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЕ (МАНАС) 6. ВЫСШЕЕ ЧУВСТВЕННОЕ (БУДДХИ) 7. ВЫСШЕЕ ДУХОВНОЕ (АТМА).
      В последней четверти XX века российские учёные Г.И. Шипов, А.Е. Акимов,  в результате теоретических и практических исследований, установили СЕМЕРИЧНОСТЬ МИРА. Если идти снизу вверх, чем и занималась наука в процессе познания, то структура мира предстает такой: 1. ТВЁРДОЕ ТЕЛО 2. ЖИДКОСТЬ 3. ГАЗ 4. ПЛАЗМА (Элементарные частицы) 5. ВАКУУМ (Упорядоченный абсолютный вакуум) 6. ПЕРВИЧНОЕ ПОЛЕ КРУЧЕНИЯ (Поле сознания) 7. АБСОЛЮТНОЕ «НИЧТО» или «АБСОЛЮТНОЕ «ВСЁ». Шипов Г.И. Теория физического вакуума. Новая парадигма. НТ-центр. Москва, 1993, 362с.

      В основе структуры сознания находятся – мысли, чувства, воля, память, самосознание. Обнаружилось соответствие Древней философии Индии и открытий современной науки. Были обнаружены торсионные поля (поля кручения), что позволило начать применение их на практике. На основе торсионных полей создаются приборы, позволяющие переходить на качественно иной уровень в медицине, металлургии, геологии, сельском хозяйстве, связи и других отраслях. Это путь – к новым технологиям.

      «Сотворцом Планетных Логосов суждено стать человеку, облеченному властью над материей и могущему свободно творить в пространстве Света. Повелитель стихий, не связанный ограничениями тела, подчинивший себе все оболочки и действующий в них на различных планах бытия, становится человек Владыкою Космической мощи. Таково будущее человека. Но не в личных мерах оно. К этому далекому будущему можно сознательно устремиться. Оно не обманет, ибо являет собою сияющую действительность того, чему надлежит быть. К этой далекой огненной действительности и Зовет вас Владыка поверх кратких, обманчивых и неверных иллюзий настоящего.
      Лучше знать суровую правду жизни, чем умиляться несбыточными надеждами на личное счастье и личное будущее. Но даже и личным надеждам Учитель пищу Дает, ибо Знает, что магнитны они и что двигаться надо, даже надеясь напрасно. Но самым близким на чуткое ухо Шепну: знание действительности Могу доверять лишь сильному духу. Слабый не выдержит, ибо много печали во многом познании, и кто умножает познание, умножает скорбь – так Говорил Соломон, царь над Израилем» Грани Агни Йоги, 1956 г. Из 738. Новосибирск, «Алгим», 2009 г.

                Собирание знаков тысячелетий
                Везде, где прошла работа Огня.
                Утверждение жизни, сохранение ценностей
                Наполняемость смыслом каждого дня.
                Забота о том, что в огне не горит
                И заносится в список нетленностей.
                Сергей Сычёв 21.07.2012 Стихи.ру

      Отдельная большая тема – о роли России в эволюции человечества Земли. Об этом по субботам, начиная с 27 августа 2011 г. размещается цикл статей в Стихи.ру, в Проза.ру и в Галактическом Ковчеге (авторские страницы Владислава Стадольника).
      К примеру: РОССИЯ – ДЕЙСТВИЙ ОБИТЕЛЬ на стр. 40 в «Галактическом Ковчеге»: "Ключи Учения Жизни" – http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68-1275

      …Рассеются последние тучи мрака и Наша великая Страна предстанет перед народами мира во всей своей непобедимой мощи, утверждающей мир всему миру, и счастье для всех народов земли, и полную окончательную победу Нового Мира над старым, когда войны, насилия и рабство во всех его видах будут лишь в прошлом.
      Великая Страна взяла на себя тяжкую миссию спасения планеты и человечества от уничтожения. Заслуга ее велика. Жертвы неисчислимы, и трудность необычайна.
   Грани Агни Йоги, т. I, 30 окт.; 30 нояб.

      Народу русскому суждена великая судьба. Всенародная, крепкая доверием и делом Русь стряхнёт пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберётся сил. Найдёт клады подземные. Точно неотпитая чаша – полный целебный родник. (…) Русь верит и ждёт.
   Н.К.Рерих. Листы дневника. М.: 1995, т. 2, с. 70

      …Если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей… 
   Н.В.Гоголь. Нужно любить Россию.

      Великие Посвященные знали о СМЕНЕ ПРАВИТЕЛЕЙ ЗНАКОВ ЗОДИАКА. Так, древним правителем Аквариуса считается Сатурн. С ростом сознания человечества Сатурн должен быть заменен Ураном. Посвященные многих народов… считали, что эта замена произойдет еще очень не скоро и что пробуждение высших способностей человечества, созвучных лучам Урана, – это вопрос очень далеких веков. Поэтому они считали, что вторжение прецессионного Солнца в Созвездие Аквариуса, есть время торжества Сатурна, а следовательно, и выход в лидеры их народов. Но каждый опытный астролог знает, что особенностью Урана является ВНЕЗАПНОСТЬ его проявления, и потому эпоха Урана наступила, подобно взрыву, внезапно. Россия страна Урана – в результате взрыва гигантской революции неожиданно для всех выступила в роли быстро растущего ЛИДЕРА народов. Факт со-правления Урана и Сатурна застал некоторых посвященных врасплох.
   Николай Уранов. Жемчуг исканий. Рига: «Мир Огненный», с.96-97

                За Победой идём на Священный Бой,
                С силой тёмною сеча бранная,
                Мать-Россеюшка за твоей спиной,
                Земля рОдная ПравоСлавная.
                Татиана Светлая (Седанкина Т.Е.)
                1.02.2010 Стихи.ру

      «Урусвати знает, что любовь к человечеству не исключает любви к родине. Можно встретить заблуждение, что отдельный народ тонет в понятии человечества. Некоторые воображают, что такое толкование будет знаком широкого мышления. Мы достаточно часто говорили о всем человечестве и устремляли к нему внимание, тем более уместно теперь сказать о понятии родины.
      Не без причины человек рождается в определенной стране и принадлежит к определенному народу. Кармические условия устремляют человека к определенному месту. Перед воплощением человек узнает причины его назначения и соглашается с ними. Каждое воплощение происходит добровольно. Может быть нежелание возвращаться на Землю, но, в конце концов, оно становится неизбежным, и в последнее мгновение оно становится добровольным.
      Прикасание к различным народам создает особую близость или отчужденность, но веские причины направляют пришельца к определенному народу. Зная все это, можно понять притяжение человека к родине. При служении человечеству, несомненно, большая часть его будет принадлежать родине.
      Нельзя думать, что особая любовь к родине будет чувством узким и несовершенным. Можно знать несовершенство дел на родине, но, тем не менее, устремление к ней не уменьшится. Карма приводит человека не только к определенному месту, но и к определенному заданию послужить некоему народу.
      Люди нередко отвергают родину вследствие разных привходящих обстоятельств. Они не знают сущности вещей и не исполняют своего кармического задания. Нередко они скажут старую циническую пословицу – «где хорошо, там и родина». Большое заблуждение в таком цинизме. Поистине, тот может лучше служить человечеству, кто сделает это от родины. В смутах теряется достоинство человеческое. Под миражом всеобщего понимания люди теряют всякое понимание. Значит, нужно обратиться к основам, действительно научным основам. Познание законов Кармы научит различать назначения человека.
      Из этого не следует, что такой человек окажется связанным или обездоленным. Крылья могут нести его по всему миру. Он будет любить все человечество, но он будет знать, что служит родине.
      В Учении Жизни должно быть ясно сказано о назначении человека. На пути множество препятствий и смущений. Мало кому хочется прослыть ретроградом. В желании обобщений человек готов позаботиться о народонаселении всех планет и забыть о нуждах своей родины. Пусть человек получит напоминание, где должны быть приложены его лучшие силы.
      Мыслитель стремился развивать истинное понимание родины. Он говорил: «Граждане, служите родине и знайте, что вы пришли сюда выполнить великий долг» Учение Живой Этики: Надземное, 565.

      Начало – из Посланий Владыки Шамбалы на рубеже XXI века в книгах – «Судьбы России» (в 10 частях) от 3 января 2009 г. Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3
   В Проза.ру   Владислав Стадольник  http://www.proza.ru/avtor/vladislav4
«Послания с Высот. Путь избирая» (34 части) от 9 января 2009 г.


   АТЛАНТИДА УРОКОМ размещено на стр. 60 в «Галактическом Ковчеге»: "Ключи Учения Жизни" –  http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68-1275

   БУДУЩЕЕ – ДЕЛАТЬ НАСТОЯЩИМ – размещено на стр. 14 в «Галактическом Ковчеге»  Перечитывая «Мир Огненный» -  http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68

   БУДУЩЕЕ ВАС ЗОВЁТ размещено на стр. в «Галактическом Ковчеге»: Учение Живой Этики о снах, озарении -  http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68

   БУДУЩЕЕ ВЕЛИКО размещено на стр.52  в «Галактическом Ковчеге»: Перечитывая «Мир Огненный» -  http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68

   БУДУЩЕЕ НАДЕЖДУ ВМЕЩАЕТ размещено на стр. 16 в «Галактическом Ковчеге»: "Ключи Учения Жизни" – http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68-1275

   ВЕЛИКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА размещено на стр.32  в «Галактическом Ковчеге» – Учение Живой Этики о снах, озарении -  http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68

   ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ. Первая часть – размещена в Стихи.ру 5 августа 2012 г.
http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3
Вторая часть – размещена  в Проза.ру 5 августа 2012 г.http://www.proza.ru/avtor/vladislav4

   ГРЯДУЩЕЕ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ – размещено на стр. 33 в «Галактическом Ковчеге»: "Ключи Учения Жизни" –  http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68-1275

   ДЕТИ  БОГА  –  ИЗДАВНА размещено на стр. 52 в «Галактическом Ковчеге»: "Ключи Учения Жизни" –  http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68-1275

   ДЕТИ СВЕТА размещено на стр. 52 в «Галактическом Ковчеге»: "Ключи Учения Жизни" –  http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68-1275

   ДЛИННО ПОЗНАНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ размещено на стр. 46 в «Галактическом Ковчеге»: "Ключи Учения Жизни" –  http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68-1275

   РАСА ШЕСТАЯ НА ЗЕМЛЕ – размещено на стр. 19 в «Галактическом Ковчеге»: "Ключи Учения Жизни" – http://kovcheg.ucoz.ru/forum/68-1275

                * * *

10Творец един - Мировое Древо
Михась Крыница «Мировое древо – как архетип вертикальной структуры космоса». Мировое древо (arbor mundi, «космическое» древо...
contur.ucoz.ru›index/mirovoe_drevo/0-47

   Михась Крыница «Мировое древо – как архетип вертикальной структуры космоса»
   Мировое древо (arbor mundi, «космическое» древо) – образ характерный для мифологического сознания всех народов планеты. В образе Мирового древа, раскрывается универсальная концепция мироздания, центр Космоса. Трехуровневая система мироустройства, с центральной осью (деревом, столбом, горой, рекой и т. д.) засвидетельствована практически повсеместно, как: «древо жизни», «древо плодородия», «древо центра», «древо восхождения», «небесное древо», «шаманское древо», «мистическое древо», «древо познания». Возможны и более редкие варианты: «древо смерти», «древо зла», «древо подземного царства (нижнего мира)», «древо нисхождения».  Древо мира – это еще и: «ось мира» (axis mundi), «мировой столп», «мировая гора», «мировой человек» («первочеловек»), храм, триумфальная арка, колонна, обелиск, трон, лестница, крест, цепь и т. п.

   Образ Мирового древа присутствует в различных текстах: в сказках, баснях и поговорках, в поэзии и мифах. Мировое древо, так или иначе, отражено в культуре и искусстве: в играх и хореографии, в живописи, орнаменте, скульптуре и памятниках, планировке поселений и архитектурных сооружениях (прежде всего культового характера); а также в обрядах и ритуалах, в философии и науке.

   Прямо или косвенно, образ Центра мира зафиксирован в основе всех существующих и существовавших цивилизаций и считается одним из самых древних символов, берущих начало на заре времен, в эпохе зарождения человечества. Образ Мирового древа играл особую организующую роль по отношению к конкретным мифологическим системам, определяя их внутреннюю структуру и все их основные параметры. Он сложился в те времена, когда наши предки осознали, что пространство – это не только «вперед» и «назад», «влево» или «вправо», но это еще и «вверх» и «вниз», т. е., когда произошла вертикальная структуризация космоса. Вполне возможно, что это произошло еще в каменном веке. По крайней мере, наиболее древние из свидетельств, оставленных нам древними в виде наскальных рисунков и т. п., уже несут в себе структурированные образы объемной вселенной или фиксированного центра.

   Проблема в том, что «о том, что было», сегодня мы можем только догадываться. Самые дальние свидетельства о наличии цивилизации, датируются возрастом 4-5 тыс. лет до н.э., а самые древние свидетельства существования человеческой культуры — 40 тыс. лет до н.э. Это то, о чем говорит наука. Но, наука может ошибаться. Вполне достоверные сведения дают только археологические раскопки. Но, что можно раскопать, скажем, в Антарктиде (там, где многие «эзотерики» позиционируют существование затерянной в веках древней цивилизации и культуры). Никто не может ничего сказать, пока не перероют этот континент. А что можно сказать о древних народах, не знавших металла или, скажем, о живших на деревьях? Может быть, они были (в культурном плане, социальной организации, науке, магии) не менее развиты, чем мы с вами? Но, все истлело, все обернулось в прах, и сегодня, мы ничего не знаем о своих предшественниках. Может быть, это и к лучшему? По крайней мере, сохраняется иллюзия «девственности», так ныне взлелеянного, научно-технического прогресса.

   В средние века схема Мирового древа широко использовалась как средство иллюстрации целого, состоящего из многих элементов, иерархизованных в нескольких планах: «генеалогическое (родословное) древо», «алхимическое древо», «древо любви», «древо души», «древо жизненного пути» и т. п. Позднейшие варианты таких схем широко применяются в современной науке (лингвистика, математика, кибернетика, химия, экономика, социология и т. д.), т. е. там, где рассматриваются процессы «ветвления» из некоего единого «центра». Многие схемы управления, подчинения, зависимостей и т. п., используемые в настоящее время, восходят к схеме Мирового древа: изображение структуры власти, социальных отношений, состава частей, образующих государство, системы управления и т. п.

   По вертикали, мировое древо разделено на три части: корни, ствол и крону. Каждая из частей, традиционно соотносится с одним из миров, а также с классом существ, живущих в нем. С верхней частью Мирового древа (ветви) связываются птицы (часто две — симметрично или одна — на вершине, нередко — орёл); со средней частью (ствол) — копытные (олени, лоси, коровы, лошади, антилопы и т. п.), изредка пчёлы, в более поздних традициях и человек; с нижней частью (корни) — змеи, лягушки, мыши, бобры, выдры, рыбы, иногда медведь или фантастические чудовища хтонического типа.
    В шумерской версии эпоса о Гильгамеше, упоминается дерево хулуппу: в корнях — змея, в ветвях — птица Анзуд, посредине — дева Лилит. В сюжете т. н. основного индоевропейского мифа также обыгрывается вертикальная структура Мирового древа: бог грозы, находящийся на вершине дерева (или горы), поражает змея у корней дерева и освобождает похищенный змеем скот, богатство (средняя часть дерева). Египет ский бог солнца Ра (в образе кота) поражает змею под сикоморой. Герой сказок спасается от дракона, забравшись на Мировое древо, и орёл выносит героя из нижнего мира.
   У народов Сибири представления о шаманском дереве, прорастающем через все миры вселенной, прослеживаются практически во всех регионах. Согласно построениям В. П. Топорова, мифология всех народов в прошлом отражала понятия о строении вселенной, состоящей из трех сфер, воплощением ее было мировое дерево.

   Образы мирового древа характерны для народов всего мира. Мировое древо (древо жизни) придавало форму мировому пространству: оно растет в центре мира (из «пуповины морской» – на острове посреди океана, на камне Алатыре), чаще всего это «булатный дуб», но может быть и береза, яблоня, явор и др.; крона его достигала неба, корни опутывали преисподнюю. Оно делило мир на три зоны: небесную, где в его кроне гнездились соколы и другие птицы, срединную земную, облюбованную пчелами, и нижнюю, подземную, где обитают бобры и другие подземные твари. Дуб, как олицетворение мирового древа, был предпочтительней в силу своих качеств: мощи, твердости, долголетия, стойкости листвы, желтевшей лишь поздней осенью.
   Неудивительно поэтому, что именно дуб стал деревом Перуна и символом мужского начала. Отголоски этого слышны у А. С. Пушкина в поэме "Руслан и Людмила": "У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том...".

   Иногда мировое древо заменялось другой «осью» мироздания – «золотой горой», столпом («брус во всю Русь»). Вертикальная ось мира соединяла триаду: преисподнюю (загробный мир), землю (срединный слой) и небо. Мировая ось связывала воедино также и горизонтальное пространство, в особенности четыре стороны света. В древнерусских заговорах, к примеру, постоянно упоминается обращенность «на все четыре стороны»: «На море на Океяне, на острове Буяне стоит дуб… И мы вам помолимся, на все четыре стороны поклонимся»; «…стоит кипарис-дерево… заезжай и залучай со всех четырех сторон, со стока и запада, и с лета и севера: идите со всех четырех сторон… как идет солнце…» и др. Идею кругового охвата пространства олицетворял и Збручский идол, в котором под одной шапкой были объединены четыре лика божеств, обращенных на четыре стороны света. Наибольшее внимание и в текстах, и в изображениях мирового древа уделялось срединному – земному – слою, наполнявшемуся людьми и животными. По наблюдениям исследователей, от вертикального мирового древа отходили как бы горизонтальные малые мировые древа. Кроме того, встречались и «перевернутые» мировые древа, у которых вместо кроны были корни, а ветви уходили под землю, в загробный мир. Так, в древнерусском заговоре звучало: «На острове на Окияне на острове Кургане стоит белая береза, вниз ветвями, вверх кореньями». Перевернутое мировое древо знаменовало ось загробного мира, который зеркально отражал устройство мира земного.
   После христианизации в народных представлениях русских функцию мирового древа взяло на себя райское древо жизни, которое, в свою очередь, часто путали с древом познания добра и зла. В апокрифической «Книге Еноха» говорилось, что Бог почивает на древе жизни, растущем в центре Рая. Связь Бога с древом жизни перекликалась со связью Христа с крестом, процветшим после его распятия.

   Иногда в космологических представлениях Древней Руси ось мира вместо мирового древа обозначалась огненной рекой, достигающей в высоту неба, а в глубину – преисподней. Как считает ряд исследователей, образ огненной реки старше мирового древа, так как первоначально мир мыслился: «стоящим «на воде высокой», опирающейся на камень, который держат четыре золотых кита, плавающих в огненной реке». В дальнейшем, по наблюдению Б. А. Успенского, «в одних случаях огненная река в древнерусской письменности и фольклоре отделяет тот свет от этого (причем в христианских терминах тот свет может отождествляться с раем, а сама огненная река пониматься как ад), то в других случаях она разделяет рай и ад». Огненная река выполняла функцию связи мира живых с миром покойников – по ней мертвецы плывут в загробную жизнь либо переправляются через нее по мосту, который, как правило, тоньше волоса. По наблюдениям этнографов, в отдельных регионах России (например, в Вологодской губернии) река на тот свет называлась «Забыть-рекой», поскольку после переправы через нее умершие забывают свою земную жизнь и становятся полноправными жителями царства мертвых.

   Горизонтальная структура Мирового древа образуется самим деревом и объектами по сторонам от него. Отчётливее всего она обнаруживается в связи со стволом. Обычно, по обе стороны от ствола находятся, чаще всего симметричные, изображения копытных или человеческих фигур (боги, мифологические персонажи, святые, жрецы, люди). Такого рода композиции довольно прозрачно выступают и в более позднее время — в произведениях христианского и буддийского искусства.

   Шаманские бубны у лапландцев и других северных народов, несут на себе изображения горизонтальных осей сторон света и главную вертикальную направляющую Мировую Ось. Горизонтальные направления могут быть персонифицированы образами мифологических персонажей или ветров. Например, у ацтеков: бог востока (красный), бог севера (чёрный), бог запада («пернатый змей», (белый), бог полуденного солнца (синий). «Четыре Перкунаса», «Четыре евангелиста», четырёхликие божества. (лики Збручского идола, глядящие по сторонам света и т. д.). Эта же схема Мирового древа постоянно повторяется в ритуальных формулах: «Я вышел, на четыре стороны, я принёс жертву» («Сказание о Гильгамеше») или «Мы вам помолимся, на все на четыре стороны поклонимся»; «… стоит кипарисдерево…; заезжай и залучай со всех четырёх сторон со стока и запада, и с лета и сивера: идите со всех четырёх сторон… как идёт солнце и месяц, и частые мелкие звёзды»; «У этого океана-моря стоит дерево карколист; на этом дереве карколисте висят: Козьма и Демьян, Лука и Павел». Та же четырёхчастная схема, как известно, лежит в основе культовых сооружений, сохраняющих ориентацию по сторонам света: пирамида, зиккурат, пагода, ступа, церковь, шаманский чум, менгиры, дольмены, кромлехи и т. п.

   Горизонтальная структура Мирового древа моделирует не только страны света, но и времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь), цвета, элементы мира. В конце концов, само Мировое древо, в известном смысле и в определённых контекстах, является моделью культуры в целом, своего рода «древом цивилизации» среди природного хаоса. Его образ выступает как посредник между вселенной (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) и является местом их пересечения, и т.о. гарантирует целостный взгляд на мир, определение человеком своего места во вселенной.

   Образ Мирового древа – это символ символов, это архетип центра, стабильности и организации, порядка бытия.
--------------------------------------------

   ИТАК:
 Дерево Жизни или Мировое Дерево воплощает универсальную концепцию мира. Оно может быть Древом Познания, Древом Плодородия, Древом Желания, Древом Восхождения - с земли на небо, или в подземный мир. Дерево Жизни играет организующую роль в любой древней мифологической системе, являясь своего рода системой координат, в которую вписываются остальные компоненты или их символы.

Корни Дерева Жизни глубоко проникают в подземный мир. Его ствол, словно мост, протягивается от Земли к Небу. Его ветви поднимаются до самых высоких небесных сфер, достигая загадочного мира истоков всего сущего, где живут боги и звезды. Это центр Вселенной, стержень, вокруг которого происходит видимая и невидимая жизнь всего Космоса. Ствол этого Древа является осью пространства и времени, его соки - это небесная роса, животворный напиток, дающий возможность возрождения. Тот, кто вкушает плоды его, становится бессмертным, пробуждая в себе, человеке-материи, человека-духа. Оно является доминантой, определяющей формальную и содержательную организацию вселенского пространства. Образ Дерева настолько мощный, что, буквально, пропитывает все времена и культуры, видоизменясь незначительно, но сохраняя свой жизнеорганизующий смысл: центральная ось мира, соединяющая Небо и Землю; Вселенная и ее процессы вечного обновления; циклы жизни, смерти и возрождения; человек и его путь к духовным высотам; сокровенная Мудрость и таинство законов Бытия.

      Дерево Жизни, как принцип организации, охватывает и объединяет внутри себя все законы и формы существования Космоса.

                ;   ;   ;

______________
* Первая часть – размещена в Стихи.ру 18 августа 2012 г.
   Владислав Стадольник http://www.stihi.ru/avtor/vladislav3


Рецензии