Экзамен

ЭКЗАМЕН

Это нельзя в полном смысле назвать экзаменом. Но, видимо, высшее командование интересовалось, что же представляют из себя командиры, непосредственно связанные с рядовым составом. И вот однажды нас, всех командиров взводов пригласили в какую-то школу. В большом зале мы разместились на скамейках. За большим столом большое начальство, человек 10 – 12. Тут же развешаны карты, главное место занимает политическая карта мира. Вызывают по одному. Задают несложные вопросы. Назовут какое-нибудь государство, спросят, на каком континенте находится. Велят подойти к карте, указать, обвести границы, иногда спрашивают, с кем граничит. Предложат указать главный город.
Отвечали по разному. Кто хорошо, кто так себе. Больше путались с африканскими государствами. Ведь вся Африка – как бабушкино лоскутное одеяло, сшитое из различного тряпья. И пёстро, и красиво, и главное – выгодно, все тряпочки в ход идут без остатка.
Но среди отвечающих были и такие, про которых трудно сказать, где у них расположен мыслительный орган.
Вот один из примеров (к счастью, редких). Выходит по списку один. Ему лет под тридцать. Одет форсисто и держится соответственно.
- Назовите столицу Дании – говорят ему.
Он хлопает глазами, что-то мычит, и больше ничего.
Видя, что скоро от него ничего не дождёшься, ему разрешили показать по карте. Но он, видимо, знаком только с картами, на которых играют в очко. А здесь, очутившись перед двумя большими полушариями, он решил, как анекдотический персонаж, искать “где легче – под фонарём, где светло, а не там, где-то в темноте, где он потерял пятак”. А этот стал искать Данию в Западном полушарии, где всё-таки меньше суши, чем в Восточном.
Определив по этому приёму эрудицию экзаменуемого, ему предложили самое лёгкое – показать на карте столицу нашей Родины – Москву.
Услышав эту команду, он кинулся в пустыню Сахара, рассчитывая в её жёлтых песках обнаружить Москву.
-  Ну ладно. С географией у вас что-то не ладиться. Ответьте на такой вопрос. Кто такой Гитлер?
- Гитлер – это вождь коммунистической партии Германии.
Этого уже никто от него не ожидал. Четвёртый год идёт война, и оказывается с кем? С вождём коммунистической партии Германии. Это даже придумать трудно.
Действительно, тут все задумались, до чего может дойти человек в своей тупости. А ведь он имеет подчинённых ему людей, которых обязан воспитывать, учить. Чему же их научит этот пенёк.
Этот пример дал многое, к чему может привести командира, если он не будет интересоваться политикой. А ведь это далеко не единичный пример, хотя, правда, не в такой грубой форме.
Мне вспомнились занятия на политчасах нашего политрука Минькова, это ещё когда мы были в кавалерии. О чём я уже писал. Ведь когда нас направили переквалифицироваться из политсовета в командный состав, и как-то с Миньковым я заговорил о газете, так он сказал:
- Это когда я был политруком, то приходилось читать газету, а сейчас я командир, она мне не нужна, а её не читаю.
А ведь ему придётся воспитывать своих бойцов. Ведь такой воспитатель может и своим бойцам открыть, что Гитлер - вождь немецких коммунистов.
Такие командиры надеются наладить дисциплину окриком, а не воспитанием. Им лучше подходит роль дрессировщика, чем воспитателя.


Рецензии