МОЯ МАМА

НА  ФОТОГРАФИИ  МАМЕ  82  ГОДА.



А.А. Фет   о   моей   маме:

Не здесь ли ты лёгкою тенью,
Мой гений, мой ангел, мой друг,
Беседуешь тихо со мною
И тихо летаешь вокруг?..

И робким даришь вдохновеньем,
И сладкий врачуешь недуг,
И тихим даришь сновиденьем,
Мой гений, мой ангел, мой друг!..



"И за что одарил меня,Господи, лучшей матерью на земле?!."


ВАЛЕНТИНА ПРОКОФЬЕВНА ОВСЯННИКОВА
В 2004 году по телефону на "Радио-4" в передаче "Попытка не пытка"
мама пела два романса: "Всё сметено могучим ураганом..." и "Ты сидишь
у камина".
Ведущий,узнав, что ей идёт 87-год, сказал: "У Вас, видимо, была
хорошая жизнь, раз Вы ТАК поёте!"

"Хорошая жизнь"?
Голодные детство и  отрочество;  замужество в 19 лет-и через 8месяцев
арест мужа и его родителей как "врагов народа" и (после войны) отъезд в Таллинн по
этой причине...
"Хорошая  ( ! ) жизнь..."



Родители моей мамы очень хотели, чтобы у них после сына Вити родился
опять сын: до такой степени они души в нём не чаяли !   Но, к их
разочарованию, родилась девочка, что впоследствии оказалось счастьем
для её матери ( моей бабы Лиды) ( отец умер, когда Вале было два года)
и для меня-будущей Валиной дочки!



Баба Лида, учительница, после смерти мужа одно время жила при школе.
Рядом, за стенкой, жила тоже учительница. Она  научила 2-летнюю Валю
на вопрос:"Кто это ко мне пришёл?" отвечать так: "Это я, маинькая
зенсина,
. Валентина ПрокоХЛИНА Асяникова!"

В том же примерно возрасте:   "Как дам КАЛАКОН (кулаком)!", "сапка с
усами" (шапка с ушами),  "коВната"...

Как-то в школу, где учились Витя и Валя, поступили два новых
ученика-девочка и мальчик. Их мать попросила учительницу посадить
сына "с хорошим мальчиком".Та посадила его с Витей.
Та же мама попросила другую учительницу посадить свою дочь "с хорошей
девочкой". Учительница посадила её с Валей...


Мама  всегда помнила фамилии и имена некоторых своих школьных учителей:
 Анна ИУстиновна (начальные классы),  Вера Леопольдовна ДабО
(немецкий язык:"Kinder ,still !"), Михаил Михайлович (пение),  Хорьков
(математика), Преображенский (директор), Евдокимов ( ? ), Бессарабов
(физкультура: "Пятки вместе, носки врозь!")...



Витя и Валя в детстве друг друга поддразнивали.
У Вити была привычка дёргать бровями и прищуривать глаз, а у Вали
болели уши, т.к. она,купаясь в реке, заливала их водой. Баба Лида, их
мама, ругала их за поддразнивание, так они, бывало, сядут  за стол
есть, ничего вслух друг другу не говорят,но Витя тянет себя за ухо,
дразня Валю, а Валя трёт кулаком  глаз, дразня Витю...Молча...
(Кстати, Валя уже в детстве была отменной пловчихой, а в юности
занимала призовые места).



После смерти Прокофия Алексеевича ( моего деда, он умер, когда Вите
было 4года, Вале-2, Вовочке-год)  в 20-30 годы жилось трудно. Бабе
Лиде давали на работе ОДИН талон на обед, и этот "обед" они делили на
троих (Вовочка умер в младенчестве)...
Мама и баба  Лида вспоминали часто,как люди, опухшие от голода,
останавливались, садились на землю отдохнуть и ...умирали...

Суп из воды  и картошки Валя варила уже в 6-летнем возрасте...

Летом Валя и её сверстницы тащили на речку ( Сейм ) самовары, которые
до блеска начищали речным песком.   И однажды Валя потеряла кран от
самовара... Я в детстве всё допытывалась у неё и у бабы, что ей за это
было. Ругала баба, конечно.


У Вали рано обнаружился красивый голос,  и учитель пения во время
урока всё подходил к её парте, наклонялся к ней,прислушиваясь к тому,
как она поёт.
Мама вспоминает, как  в 1 классе на уроке разучивали песню:
Из-за леса, из-за гор
Выезжал дядя Егор.
Цымля, цымля-цымля-ля,
Гоп цымля-ля!
Гоп цымля-ля!

Бывало, вспоминает мама,заберусь на горку-крышу насыпного погреба во
дворе и пою:  "Сижу за решёткой в темнице сырой, вскормлённый в неволе
орёл молодой..."
Уже будучи девушкой, пела по просьбе соседки "Выхожу один я на
дорогу", "Вечерний звон" и др. романсы.

Работая в госбанке во Льгове, участвовала в художественной
самодеятельности, направлялась на смотры в Курск и Москву,
награждалась грамотами и призами.
Занятие пением продолжалось и в Таллинне. С нею на заводе  занимался
артист из театра "Эстония" (эстонец). Он говорил, что у неё голос
необыкновенный: "Вы сами не знаете, какой у Вас голос!"
Конечно, ей надо было бы учиться профессиональному пению, но время
было трудное-не до этого!..


Мама и в свои почти  92 года приятна на внешность, что же говорить о её
молодости?   -   Жгуче-чёрные волосы, карие ( с блеском!) глаза, густые
брови, точёный носик, красивой формы губы...Живая, энергичная!

Одевалась, как я теперь понимаю,скромно, но , по льговским меркам, мне
казалось,нарядно.


Сколько себя помню, я всегда горячо любила маму. Ляжем, бывало, спать
(спали вместе, валетом), я обниму её ноги, прижму к себе и лежу...


Маме ещё и 19 лет не было , когда её работа в госбанке была отмечена
московской проверкой, и у нас до сих пор хранится письмо из Управления
банками, в котором, в частности, говорится: "Вы добились высоких
показателей в работе. Просим Вас поделиться опытом своей работы. Нас
интересует, как Вы организовали свою работу, какие усовершенствования
внесли в неё. Осветите эти вопросы подробнее. Ваш опыт работы
Правление Госбанка использует при пересмотре старых норм. С
товарищеским приветом- зам. начальника Маркушев и руководитель орг.
группы Чесалин. 28 апреля 1937 г."


22 года проработала мама  в Таллинне на Морском заводе и на пенсию
ушла с должности заместителя главного бухгалтера. У неё куча
благодарностей в трудовой книжке, Похвальных грамот, Удостоверение
работника коммунистического труда, Ленинская юбилейная медаль, её
фотография была на заводской Доске Почёта.

Привожу выписку  из газеты:
"Валентина Прокофьевна Овсянникова, начальник финансового отдела
Морского завода, трудится на нашем предприятии второй десяток лет. Она
добросовестно относится  к работе и всю свою энергию отдаёт ей.
Многолетний опыт работы помогает ей предотвратить финансовые
нарушения.
Валентина Прокофьевна так же добросовестно выполняет обязанности
председателя профсоюзного  бюро бухгалтерии.
Какую бы работу ей ни поручили, она выполняет её в срок, качественно и
без напоминаний.
Коллектив бухгалтерии поздравляет Валентину Прокофьевну с 50-летием и
желает ей хорошего здоровья и большого счастья."



Все наши знакомые, а особенно знающие маму много лет, согласятся, что
у неё хороший характер.
Предложения ей "руки и сердца" были, несмотря на то что у неё была я.
Баба и дядя Коля были против: боялись, как бы мне не стало хуже. Того
же боялась и сама мама.
Говорить, что я была против,значит ничего не говорить.  Я заявила,что
лучше умру, чем соглашусь на её замужество. На этом дело и
кончилось...


Моя мама--единственный из всех известных мне людей человек, который,
на моей памяти,никогда не сказал(-а) :"МНЕ нужны новые туфли и т.
д.!", "Хочу СЕБЕ купить пальто! и т. п". Я всю жизнь слышу от неё
одно: "Надо купить и послать маме, дяде Коле, купить тебе..." И по сей
день: смотрим телевизор-- у неё одно на уме: "Вот тебе надо купить
такую же блузку (куртку, обувь...). Купи, не жалей денег!"


За всю свою жизнь мама ни разу не бывала в санатории или в Доме
отдыха. И вовсе не потому, что в лечении не было необходимости .У неё
почти ежедневно болит голова, повышено давление, удаляли желчный
пузырь, стенокардия, бронхиты... Так что необходимость в лечении была,
но слишком скромный  по натуре человек моя мама, чтобы "выбивать"
путёвку, "выбивать" квартиру...Ведь мы с ней никогда не жили в
2-комнатной квартире, Она всегда говорила, что ей "неудобно" просить
бОльшую ( хотя два взрослых человека, она-- начальник финансового
отдела, дочь-учительница и дважды депутат горсовета).


Моя мама-очень благодарный человек. Есть люди,которые, например, если
не понравился подарок, могут и спасибо не сказать. А моя мама, что бы
ей  ни подарили,дарителя возносит до небес ( и в его присутствии, и в
его отсутствие).. Ей-всё хорошо! Вот кто не помнит зла, так это моя
мама! Не думаю, что кто-нибудь и на неё держит в душе зло.
Ни в одной больнице ни к
одному больному не приходила его ( её ) мама столько раз, сколько
приходила  ко мне моя мама.

А сколько вообще нежности, заботы проявляла она ко мне и в больнице,
и дома, и к больной, и к здоровой!

Тем же плачу и я маме. Когда она 4 раза лежала в больнице, я приходила
к ней два раза в день--утром и в часы посещения. Если бы я не пришла в
какой-то час, у меня разорвалось бы от тревоги сердце!

Маргарита Афанасьевна называла нас с мамой "сиамскими близнецами", и
это так и есть. И если из жизни уйдёт один близнец...

Маме не по себе, если у нас дома мало хлеба.Всё это идёт из её
голодного детства. Обедая, спрашивает: "Это у нас последний хлеб или
ещё есть?" И, услышав, что есть,радостно говорит: "Проживё-ё-ём!"

Я к телефону могу и не подойти: плохо себя чувствую, неотложное
дело... Мама же не может не подойти, даже если, скажем, она моет
голову: а вдруг кому-то требуется наша помощь? Очень
расстраивается,если не успела подойти и трубку уже положили.

Мама всегда была очень заботливой дочерью. На протяжении многих лет,
начиная с 1952 и кончая 1992 г.,когда закрылись границы, мы ежемесячно
посылали продуктовые посылки-- сначала бабе и дяде Коле, потом, после
смерти бабы в 1972 г,  дяде Коле и его второй жене, потом, после
смерти дяди Коли в 1981 г.,-его жене. Бывало, и месяца не пройдёт со
дня отправки предыдущей посылки, как мама  говорит:" Давно посылку не
посылали, надо послать!"

Мама -из числа тех людей, которые хотят, что называется, "услужить"
людям. Если ей стало известно, что где-то что-то продаётся дешевле,
или требуется оформить какой либо документ, или мы познакомились с
человеком,который может быть полезен нашим знакомым, или ей стал
известен рецепт лечения или кулинарный и т. д. и т. д., она сразу же:
"Надо сообщить тому-то или тем-то, пусть он (она) имеют это в виду!"


Мы с мамой, помимо почти ежегодных поездок во Льгов, совершали
путешествия. В 1960 г. ездили по туристской путёвке в Северную Осетию
и Грузию. Жили в палатках, перебирались через Мамисонский перевал
между Осетией и Грузией (название его переводится "Да не буду
вспоминать!").Ездили в автобусе по опасным горным дорогам, когда с
одной стороны узкой дороги отвесная скала, а с другой-пропасть! И
ведь страха-то особого не было!

В 1963 году, опять же по туристской путёвке, путешествовали по Волге
на теплоходе по маршруту "Москва-Астрахань", побывали во многих
приволжских городах, в том числе на родине бабы Лиды--в Нижнем
Новгороде. 4 раза ездили в Сочи, побывали в Сухуми, Батуми, Киеве,
Риге...О Ленинграде я уже и не говорю- со счёта сбилась, сколько мы
там бывали! (Кстати, каждый из своих классов ,исключая последний,
руководила которым только 2 последних года, по нескольку раз возила в
Ленинград, и первая поездка была с 4-классниками! ! !). Любимейший наш
город!


Мама очень чувствительна, сердобольна. Когда мы, например, в Осетии
заходили в дом поэта Коста Хетагурова, экскурсовод читал его стихи. До
глубокой старости  помнила мама строку о матери-осетинке, которая
говорила своим детям:  "Вот сейчас сварится обед, и я накормлю вас!"
"А   сама   варила
Камни   для   ребят..."
Эти слова мама всегда произносила со слезами...


Иногда, гуляя за городом, мы видели заброшенный, неухоженный домик или
садик. И опять мама чуть ли не со слезами проговаривала некрасовские
строки: "Вашему пахарю моченьки нет!"


Где бы я ни находилась ( в Ленинграде на экзам. сессиях, дважды в
санатории, ещё где-то), мама писала мне письма каждый день. Помню, я
была в санатории,. и у меня всё спрашивали, кто это мне так часто
пишет. Чуть задержусь с ответом-сразу от мамы телеграмма: "Почему нет
писем?" Отвечала тоже телеграммой и письмом.


Помню, был как-то в Таллинне утром ураганный ветер. Мама настояла на
том, чтобы проводить меня , НЕ УЧЕНИЦУ-УЧИТЕЛЬНИЦУ, от дома на
Кясперта до троллейбуса у вокзала!


Родительские собрания в моём классе заканчивались поздно, после 22
часов. Мама заранее приходила в здание вокзала и сидела там, ожидая
моего возвращения: боялась, как бы чего со мной не случилось во время  10-
минутного пути...

Ну, назовите мне ещё ТАКУЮ маму! ! !


В нашей семье (мама, баба, дядя Коля, я) не принято было употреблять
мат  и  рассказывать скабрёзные анекдоты. Так было раньше, так есть и
теперь. Ни мама мне, ни я ей никогда не пересказывали похабные шутки и
анекдоты, если их случайно приходилось услышать. И наши знакомые
знают: у Овсянниковых "это" рассказывать нельзя! И не рассказывают!


На протяжении  многих  лет главный праздник в нашей семье-День
рождения мамы. Инициатива по его проведению всегда исходила от меня.
Прямо на следующий день после отмеченного Дня рождения я начинала
разрабатывать план будущего ( через год!)   праздника. Всем гостям наш
праздник очень нравился, они воспринимали его как "интереснейший
спектакль" ( это их выражение), который они с нетерпением ждут целый
год!

Вот такое стихотворение посвятили ей её сослуживицы Слижова, Рыбак, Сазонова.

Немало лет прошло-уже девять десятков!
Года идут, бегут, мелькают-не догнать!
А мы любовь свою приносим без остатка,
По- прежнему верны, нам есть что вспоминать.

И Вы для нас всё та ж: строга и справедлива,
Воспитанна и чересчур ( ! ) честна,
Во всех делах неповторима
И, может быть, на целый свет одна!

Всё видели Вы-радости и горе,
Всё выдержали на своих плечах...
Но каждому своя досталась доля,
А Вы-несёте блеск в своих очах!

Мы, каждый год встречаясь, молодеем
И греемся у Вашего тепла,
И, может быть, мы многое умеем
Лишь только потому, что нас свела судьба.

И, поздравляя Вас сегодня с Днём рожденья,
Целуем, обнимаем, руки жмём,
И смотрим мы на Вас с огромным восхищеньем
И с нетерпеньем с Вами
( и с Вашей дочерью Людмилой Мирославовной)
Встречи ждём!





        Моя мама-очень добрый человек, добрый в смысле не злой и добрый в
смысле не жадный, не расчётливый. " Чёрт с ними, с деньгами!"-её
кредо.

Мама-очень доброжелательный, приветливый человек. Со знакомыми и
незнакомыми разговаривает с улыбкой, даже если плохо себя чувствует
или у неё плохое настроение. Боится неосторожным словом обидеть
человека. Мягкая, заботливая, и не только по отношению ко мне.

Господи, всё доброе Ты в одном человеке соединил!


Мама всегда старается скрыть от меня, если у неё что-нибудь болит:не
хочет меня волновать. Замечу, что она неважно себя чувствует, начинаю
допытываться, что у неё болит. "Да ничего особенного, не беспокойся!"
А ведь есть люди, и таких немало, которые чуть ли не  с наслаждением,
с подробностями любят рассказывать о своих болезнях! Неприятно с ними
иметь дело, и поэтому я тоже, подобно маме, стараюсь не ныть от
жалости к себе  и не надоедаю людям разговорами о своих болезнях.


Мама очень любит мыть посуду - до блеска! до скрипа! Мне мыть не даёт.
"Посуда--дело моё!"-говорит она всегда. И сейчас, после 90, ещё
моет.Умеет и любит штопать Другой раз скажет мне: "Так, говори, что
мне делать!" "Ничего",- отвечаю , отдыхай!"  "Тогда посижу с
иголкой." Эта работа её успокаивает.


Память ухудшается, но: смотрим телевизор,слышим произношение с
ошибками:"Эксперт", трёхСТА", "облЕгчить" "ходатАйствовать,"
"обеспечЕние и т. д.- моментально замечает и "поправляет" говорящего
Иногда думаю, заметит или нет?-Всегда  замечает!


В нашей с мамой семье(мама и я =семья) никогда не было принято
перекладавать неприятную работу ,да и просто работу, друг на друга.


Наоборот,каждая старалась взять как можно больше на себя.
"Не надо! Отдыхай! Я сама сделаю!"- говорила и говорю я маме.
"Не надо1 Отдыхай! Я сама сделаю!"-говорила и говорит мне мама.
И чтобы кто из нас упрекнул другую в том, что одна отдыхает, а другая
работает,-этого никогда не было!


Интересна и поучительна мамина жизненная позиция: лучше смолчать, чем
вступать в пререкания. Вот потому у неё и не было врагов!


Что бы я в течение жизни ни потеряла (деньги и пр.), что бы ни
разбила(часы, посуду и пр.), то есть какой бы ни нанесла урон нашей с
мамой семье, мама никогда не выражала досады, неудовольствия, ни ( тем
более!) гнева: "Не расстраивайся! Подумаешь, разбила! Подумаешь,
потеряла! Чёрт с ними, с деньгами!>>


Где бы сейчас   я ни была в Таллинне, я каждый раз
вспоминаю, что мы с мамой когда.-то в данном месте были. Мы же всегда
ходили и ездили вместе. Часто гуляли в Нымме, Пяэскюла, в Кадриорге,
на Штромке...
И вот я сейчас думаю: а когда мы с мамой в этом месте были в последний
раз, предполагали ли мы, что это в ПОСЛЕДНИЙ раз? Понятное дело,. нет.
И я с горечью думаю о том, что больше мы с нею вместе никогда-никогда
здесь не будем...


Мама рядом со мной за столом-я смотрю на неё!..


Мама смотрит телевизор-я смотрю на неё!..



Мама сидит на балконе-я смотрю на неё!..




Мама штопает-я смотрю на неё!..



Мама моет посуду-я смотрю на неё!..


И т.д. и т. д. и т. д...

Хочу запомнить выражение её лица, поворот головы, движения, интонации-ВСЁ !!!




Несколько лет назад мама часто задавала мне вопрос: "Хотела бы ты,
чтобы время вернулось назад, лет на 40-50?"    "Нет",- отвечала я.
"А я бы хотела,- говорила мама,-потому что тогда моя мама была
живая, молодая..."
------------------------------


Счастливый ли я человек?

У меня была работа, к которой лежала душа,  а ГЛАВНОЕ- у меня была
и есть необыкновенной души человек-МОЯ МАМОЧКА!   И это даёт мне
возможность  утвердительно ответить на вопрос, счастлива ли я.

              Без сомнения-счастлива!



М.Ю.Лермонтов о моей маме.

Слышу ли голос твой,
Звонкий и ласковый,--
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает!

Встречу глаза твои--
Лазурно-глубокие--
Душа навстречу им
Из грУди просится!

И как-то весело,
И хочется плакать...
И так на шею бы
Тебе я кинулась...




"И за что одарил меня, Господи, лучшей матерью на земле?!.


НА ФОТОГРАФИИ МАМЕ 82 ГОДА.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://www.proza.ru/2012/08/16/1265


Рецензии
Людмила Мирославовна,так приятно читать искренние и полные любви слова о Вашей маме! Спасибо. С уважением,

Валентина Бурлуцкая   11.05.2016 23:29     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемая Валентина, от нас с мамой!

Всего Вам доброго!

Лишевская Людмила Мирославовна   13.05.2016 08:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.