Слово изреченное. Осторожно дети!

Гуляю с собакой... Навстречу — мамы с младенцами в колясочках.
Младенцы, завидев собаку, тянут ручку, издают радостный вопль, а иные со знанием дела произносят: «Ав!»
Взгляды мам обращаются на собаку:
— Как говорит собачка? — и младенец радостно повторяет:
— Ав...
И я вдруг понимаю, что первые — во всяком случае, одни из первых ВЕРБАЛЬНЫХ диалогов с ребенком происходят на тему, как ГОВОРИТ собака, кошка, петушок...
Разговор типа:
— Скажи: «мама» («папа», «баба»...)», — нельзя считать в полной мере диалогом: ребенок лишь повторяет слова за взрослым.
Такой вариант, как «где мама? (папа, баба...)», на которых ребенок показывает рукой, — тоже диалог, но не вполне вербальный...
«Мама», «папа», «баба», «деда» — первые слова, которые осваивает ребенок, относятся к «семейным» понятиям. Но с помощью этих слов пока невозможно построить полноценный разговор. Наряду с ними ребенок учится произносить звукоподражательные слова. Часто это имитация звуков, которые издают животные. Такие слова выполняют и номинативную роль: ребенок называет собаку «ав», кошку – «мяу» и т. д. То есть дитя познает живой мир, постигая и осваивая его «речь». Для него ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЖИВОМ СУЩЕСТВЕ — ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, КАК ОНО ГОВОРИТ.
... Я иду по дорожке, рядом бежит мой пес, а мимо проезжают в колясочках серьезные младенцы, постигающие мир.
Проходят молодые люди — девушки, парни... С пивом, с матом... Прямо над коляской...
Иногда коляску везут папа с мамой, разговаривают между собой... И порой очень хочется, чтобы ребенок их не слышал...
... чтобы много позже, когда в его сознании будет формироваться абстрактное понятие «человек», из глубин младенческой памяти не всплыло: человек — это тот, кто ТАК говорит...


Рецензии
Очень больная тема для всей России...
Я 30 лет, работая воспитателем в д/саду, учила деток говорить вместо слова "дурак-дура" (и т.п.) - ты не прав, я не согласен с тобой, я думаю иначе; давай вместе, по очереди и т.д.
А теперь 10 лет я на ал.заводе - лаборант по спектралке. Литейщиков я уже почти всех приучила при мне не материться, но в служебном автобусе после смены едут ещё и прессовщики, пьющие водку тут же в автобусе, громко общаются на сплошном мате, женщины - тоже...
Я уже неоднократно просила в автобусе не материться. Немного стало тише... А вчера ехала другая смена, и два молодых парня выпивали и матерились громогласно. Я сорвалась: " Какая мерзость! Неужели нельзя без мата! Совсем плохие, что ли? Такие красивые парни, а изо рта лягушки выскакивают!" Они пытались острить, а потом притихли и стали говорить без мата...)))
Я горжусь тем, что в моём присутствии люди становятся лучше...
К сожалению, сейчас даже учителя в школах матерятся...
Спасибо Вам за неравнодушное отношение к тому, какая речь будет у нынешних малышей через несколько лет...


Валентина Юрьева-50   07.09.2012 21:50     Заявить о нарушении
Валентина, большое спасибо. Для меня эта тема не сторонняя: я редактор, работаю со словом. Одно время я, как вы, реагировала на подобные "высказывания", возмущалась... А в какой-то момент поняла: а молодежь вообще не понимает, что это плохо: так разговаривают их родители, шоу-кумиры (а других у них нет), даже представители власти... Это льется обильным потоком в эфир. Молодежь и винить-то за это нельзя...

Татьяна Захарова 2   08.09.2012 13:16   Заявить о нарушении
А мне мои студенты на замечание о "культуре" их речи отвечают: "Ну,что Вы так волнуетесь! Русский человек матом не ругается. Он на нем разговаривает". А ведь говорят, что как мыслим, так и излагаем. И наоборот. Очень грустно осознавать, что наше мышление и речь так измельчали. Спасибо Вам за такое неравнодушное отношение к вопросу и за талантливое изложение.

Нонна Супрунова   09.06.2014 13:04   Заявить о нарушении
Нонна, спасибо. А студенты... посоветуйте им почитать мнение о влиянии мата на физиологию человека Геннадия Чеурина. Хотя бы некоторые задумаются. Хочется надеяться.

Татьяна Захарова 2   10.06.2014 11:53   Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна! Не только посоветую, но и сама почитаю))) Удачи Вам!

Нонна Супрунова   10.06.2014 22:54   Заявить о нарушении
Нонна, Ваше замечание , что русский человек не ругкеися , а разговоривает - убийственно, особенно, что молодежь в это искрене верит

Нина Тур   04.02.2016 12:18   Заявить о нарушении
Поддерживаю Ваше мнение, Нина! Я, полагаю, что это умышленно идёт пропаганда и навязывание недоумками или нерусскими подлыми людишками неуважительного отношения
к русскому народу, к русской культуре, к литературному языку...
Что творится в "культурной Европе"? - "Дотолерантились"... Беженцы-мусульмане инакомыслящих не считают за людей и позволяют себе унижать, насиловать девушек и женщин в чужих странах... Вот он - беспредел... И сквернословие из той же "оперы"...

Валентина Юрьева-50   04.02.2016 14:56   Заявить о нарушении
Дамы, извините, у меня там, в замечании, столько опечаток

Нина Тур   04.02.2016 16:29   Заявить о нарушении
Бывает, знакомо... У меня иногда получается удалять, исправлять и снова вставлять... Но столько мороки...
С пониманием -

Валентина Юрьева-50   04.02.2016 16:34   Заявить о нарушении