К. Г. Юнг - Тень

В отличие от личного бессознательного, которое приобретается на протяжении всей жизни индивидуума, коллективное бессознательное  - это неизменные архетипы, присутствующие с самого начала в психике человека. Их связь с инстинктами обсуждалась мной в других публикациях. Архетипы, определяемые с эмпирической точки зрения, оказывают наиболее частое и волнующее влияние на эго. Это тень, анима и анимус. Среди них наиболее доступная для анализа - тень, т.к. ее природа в большой степени вытекает из содержания личного бессознательного. Единственные исключения из этого правила - те довольно редкие случаи, когда положительные качества личности подавляются и эго в результате играет существенно негативную или нежелательную роль.

   Тень – это моральная проблема, бросающая вызов эго-личности, поскольку трудно осознать тень без значительного сознательного усилия.  Чтобы осознать ее, необходимо увидеть реальные темные аспекты личности. Этот акт представляет собой важное условие для самопознания, и потому, как правило, сталкивается со значительным сопротивлением.  В самом деле, самопознание, как психотерапевтический метод,  часто требует болезненной работы на протяжении длительного периода времени.

Детальное изучение темных характеристик – т.е. низких элементов тени -  показывает, что  у них эмоциональная природа, своего рода автономия, с соответственно навязчивым,  а точнее, подавляющим характером.  Эмоция, между прочим это не действие индивидуума, а  нечто, что с ним происходит. Аффекты случаются обычно там, где адаптация наиболее слабая,  а именно у личностей с определенной степенью неполноценности и низким уровнем интеллекта.  На этом низком уровне с неконтролируемыми или плохо контролируемыми эмоциями человек ведет себя как дикарь и явлется не только пассивной жертвой своих аффектов, но и не способен  на моральное суждение.

Несмотря на то, что с определенной долей проницательности, сознательный индивидуум может до некоторой степени ассимилировать тень, опыт показывает, что  у тени существуют черты, проявляющие наиболее абстинентное сопротивление моральному контролю, на которые практически невозможно воздействовать.  Это сопротивление обычно связано с проекциями, которые не осознаются как таковые, и требуют моральных усилий, выходящих за пределы нормы.  Хотя некоторые присущие тени черты  могут узнаваться без особого труда как качества, приобретенные личным опытом,  в рассматриваемом случае проницательность и благие намерения личности не работают, поскольку причина эмоций лежит – вне всякого сомнения – в другой личности. 

Хотя это может быть очевидным для нейтрального наблюдателя, который видит что все дело в проекциях, весьма маловероятно, что субъект воспримет это сам. 
 
Давайте предположим, что определенный индивидуум не проявляет  никакого интереса к тому, чтобы осознать свои проекции. Тогда фактор проекций получает свободу и проявляется как некий объект – или может вызвать другую характерную ситуацию. Как мы знаем, проекции генерирует не сознательный субъект, а коллективное бессознательное.  Таким образом человек встречает проекции, а не создает их.  В результате проекции, субъект изолируется от своего реального окружения, отношение к нему заменяется теперь на иллюзорное. Проекции изменяют мир на копию, неизвестную для субъекта. Они приводят к аутоэротическим или аутическим условиям, в которых субъект мечтает о мире, реальность которого остается для него недостижимой.   Возникающее при этом sentiment d’incompletude* и  - еще хуже – чувство стерильности – в свою очередь он объясняет злонамеренностью среды, и из-за этого порочного круга изоляция усиливается. Чем больше проекций вбрасываются между субъектом и средой, тем сложнее субъекту видеть реальный мир через стенку иллюзий. 45-летний пациент, страдающий синдромом навязчивости с двадцатилетнего возраста, и поэтому полностью отрезанный от мира, однажды сказал мне: «Я никогда не признаюсь себе, что напрасно потратил двадцать пять лет жизни!»

Часто можно видеть, как человек настойчиво портит жизнь себе и другим, и совершенно не способен увидеть, что вся трагедия проистекает из него, и что он постоянно подпитывает эту трагедию.  Но, конечно, не сознательно – т.к. сознательно он  занят осуждением и жалобами в отношении мира, отступающем от него все дальше и дальше. На самом деле, бессознательный фактор все больше обволакивает его иллюзиями, закрывая от него мир.  И он оказывается в коконе, который в конце концов полностью покрывает его.

Можно предположить, что подобные проекции, которые так трудно, если не невозможно, различить, будут принадлежать к области тени – т.е. к негативной стороне личности. Но это предположение неверно, поскольку  возникающие символы не относятся более к тому же полу, а принадлежат противоположному полу; в случае мужчины – к женщине и наоборот. Источник проекции более не тень – которая всегда имеет тот же пол, что и субъект – а принадлежит противоположному полу. Здесь мы встречаемся с анимусом женщины и анимой мужчины, двумя соответствующими архетипами, чья автономия и бессознательность объясняют устойчивость и навязчивость проекций. Хотя тень – тема, хорошо известная из мифологии также как анима и анимус, она представляет прежде всего личное бессознательное, и ее содержание поэтому можно увидеть без особых усилий.  В этом она отличается от анимы и анимуса, которые в отличие от тени находятся гораздо дальше от сознания и в обычных условиях даже не осознаются.   

С некоторой долей самокритики человек может увидеть свою тень – поскольку ее природа личностная. Но когда она выступает как архетип, субъект встречается с теми же трудностями, что и в случае с анимой и анимусом.  Другими словами, есть вероятность, что человек распознает относительное зло в своей личной природе, но весьма маловероятно, что он способен заглянуть в лицо абсолютного зла.

Aion CW 9 ii, par. 13-19.


Рецензии