6 Грибное царство

Яркое солнечное утро заглядывало в комнату. Нос щекотал приятный запах выпеченного хлеба. Я перепугалась, что проспала и опоздала в школу. Вскочила и не могла понять, где нахожусь.

- Заряна, мы в Осеннем королевстве, - услышала я весёлый голос Михая. - А кто-то хотел рано встать и полюбоваться первым инеем? Соня.

- Почему ты меня не разбудил?
- Сентябринка не разрешила и отправила меня к колодцу за водой. Я принёс воды, а ты уже проснулась.

- Иней ещё есть?
- Солнце не успело слизать его. Иди на улицу умываться, сама всё увидишь.
Я вспомнила что, ночью проснулась от тишины, потом слушала кота, познакомилась с Лаской, домовым и сверчком и кое-что пообещала им.

Я осмотрелась по сторонам, быстро оделась, убрала постель и увидела кота. Василий спал на табурете. На него падали солнечные лучи и сам он был как солнышко такой же рыжий и пушистый.

Следом за Михаем я вышла на улицу.
- А где Ветерок и Дождик?
- Они проснулись до восхода солнца, - ответил Михай, - ветерок в кронах деревьев забавляется, а Дождик поспешил догнать тучу.

Я видела, что вся трава, все листья и веточки были в серебристых иголочках инея. Это было так красиво, что невозможно было оторвать взгляд. Засмотревшись, я запнулась и чуть не упала. Хорошо, что друг был рядом и смог меня поймать. Он полил мне на руки студеной водой. Умываясь, я фыркала и смеялась от удовольствия.

На крыльцо вышла Сентябринка с полотенцем.
- На заре умываться - здоровьем заряжаться. Завтрак готов пора к столу.
Я и Михай вернулись в дом.

- Девочки, когда вы успели все это приготовить? - удивилась я.
- У нас куча помощников и домовой Кузя, и кот Василий, и лесовички, и гномы, - Сентябринка поставила на стол горячие булочки. - А тесто я ещё с вечера поставила, к утру оно как раз подошло.

- Я мед раздобыл, - сказал Кузя.
- А я молоко, - мурлыкнул в усы кот, - Ноябринка такую кашу сварила, пальчики оближите.
Все приступили к завтраку.

- А я за вами пришел, - сказал Топотун, - пора проверить все грибницы в лесу.
- Будете проверять, не забудьте о лесном страшилище, - Кузя налил себе молока, - Василий тебе наливать?

- Нет, я парное сегодня пил.
- Что ещё за страшилище, - поинтересовался Михай.

- Да в нашем лесу завелось Рычуще-Грызущее страшилище. Никакого житья от него нет, Ласка сказывала. Всех поедом ест, никем не брезгует. Заряна обещала с ним расправиться, - Кузя погладил бороду.

- Заряна?! - воскликнул Михай, - ты обещала расправиться с чудовищем?
- Обещала, - тихо сказала я, - ты ведь мне поможешь. - Я с тоской посмотрела на друга.

Михай под столом пожал мне руку, и на душе стало теплее. Из дома мы вышли вместе с Топотуном. Михай посадил его себе на плечо, и мы зашагали к лесу.

Падают на землю листья. Все плотней устилают они землю и шуршат под ногами. И опять, как весной, стал прозрачным лес, только тучи низко несутся над землею, роняя холодные капли дождя. Наш друг старается изо всех сил. Я и Михай подняли голову кверху и помахали тучке. Тучка пролилась грибным дождиком и гонимая ветром, умчалась дальше.

Пришла осень, были построены крыши над муравейниками, досыта накормлены те, кому положено хранить в своем теле пищевые запасы. Все летние дела закончены. Впереди долгая зимняя спячка.

Стынет земля, и холод постепенно пробирается в муравейники, под листья и землю. Прячась от него, муравьи перебираются все глубже и глубже из конуса под землю. Но не опустели еще окончательно муравейники. В большом обществе есть маленький отряд, замыкающий отступление.

Слабо шевеля усиками, муравьи вяло ползают по поверхности с места на место, перетаскивают в челюстях небольшие палочки, следят за входами. Они последними уйдут на зимовку и, быть может, первыми проснутся весною.

- С каждым днем холоднее, - говорит Топотун. - Налетит на лес ветер, засвистит в голых ветвях и сорвет последние листья. А потом в лесу все замрет, притаится и затихнет. Последние муравьи закроют последние входы и опустятся вниз к своим спящим товарищам. Лес еще больше потемнеет, ниже опустятся облака, и закружатся в воздухе первые снежинки. Потом все побелеет, а впереди зимние вьюги, глубокие снега, морозы.

- А где вы зимуете? - поинтересовалась я.
- Мы построили себе тёплые и уютные дома, кто в старом пне, кто в поваленном дереве.
- Вот как.

- Мы мастера на все руки. В домах у нас есть и печь и кухня, и запасы мы на зиму приготовили.
- Вы и зимой работаете? - удивилась я с Михаем вместе.
- Мы работаем круглый год. Лесные гномы и Лесовички не знают усталости, ведь мы живём энергией природы.

Мы подошли к большому пню. Михай опустил Топотуна на землю. Лесовичок поднял палку, постучал по пню и сказал: «Маленький сучок, открой замок, пропусти меня и гостей, а потом дверь закрой побыстрей».

В пне открылась маленькая дверь. Не успела я испугаться, как уменьшилась вместе с Михаем до роста Лесовичка и шагнула под пень. Дверь тут же закрылась за нами, и мы оказались в полной темноте.

Топотун нырнул в узкий темный проход, мы последовали за ним. Скоро его уже было не различить, виднелся только маленький фонарик, который он держал в руке. Михай и я старались не отставать.

Наконец проход расширился, и мы оказались в большом гроте. Там присев на корточки, дремало множество всевозможных грибов. Прикрываясь шляпками, они дружно сопели.

- Грибы - царство живых организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных, - начал объяснять лесовичок.
Мы старались не пропустить ни одного слова.

- С растениями их сближает наличие хорошо выраженной клеточной стенки, неподвижность в вегетативном состоянии, размножение спорами, способность к синтезу витаминов, поглощение пищи путем всасывания.

- Как интересно, - воскликнула я.
- Не шуми, разбудишь грибы, - прошептал Михай.
Я зажала рот ладошкой и продолжила слушать.

- Общим с животными является: гетеротрофность; - продолжил Топотун, - наличие в составе клеточной стенки хитина, характерного для наружного скелета членистоногих; отсутствие в клетках хлоропластов и фотосинтезирующих пигментов; накопление гликогена как запасного вещества; образование и выделение продукта метаболизма - мочевины.

Я многое не поняла, но промолчала. Вернусь домой и почитаю в энциклопедии.
- Эти особенности строения и жизнедеятельности грибов позволяют считать их одной их самых древних организмов, не имеющих прямой эволюционной связи с растениями, как считалось ранее. Грибы и растения возникли независимо от разных форм микроорганизмов, обитавших в воде.

- А почему мы пришли сюда? - поинтересовался Михай.
- Чтобы всё узнать о грибнице. Грибница больше всего боится разрушения среды ее защиты. Срубили елочку или березку, что укрывала нити грибницы на случай холода или зноя, и нарушился род грибной в этом месте. Сгребли хвою и листву - опять не жди больше появления грибов.

«Вот оно как», - подумала я.
- При сборе грибов срезать их нужно, не тревожа грибницу, аккуратно ножом. Укладывать в корзинку без земли и мусора. Нож для срезки грибов должен быть острым, желательно из нержавеющей стали. Ни один гриб нельзя резко выдергивать из земли, чтобы не наносить большой вред грибнице. Если гриб вам незнаком, осторожно выкрутите его и проверьте, нет ли булавовидного утолщения с чехлом и кольца на ножке. Как вы уже знаете, это бывает у всех ядовитых грибов.

- Интересная информация и мы её запомним.
- А теперь внимательно смотрите на грибы.

Мы смотрели. Вдруг я увидела, что одна группа грибов сморщилась. Они уже не спали, они медленно умирали. Топотун тут же перенёс нас в ту часть леса, где была грибница этих грибов. Мы аккуратно укрыли её хвоей и листьям, а когда вернулись в грот, увидели, что с маленькими грибами произошло просто чудо, они мирно спали, положил пухлые ручки под щеку.

- В сказочном королевстве Осени споры грибов выглядят вот таким милыми, - пояснил Топотун.
Мы проработали весь день и укрыли листьями и хвоей все грибницы.

Я шагала по тропинке вслед за Михаем и все время думала, как пробраться в замок к Жар Жаровеню и усыпить его. Ведь в любой день он может начать атаку на лес и помогут ему в этом грибники, несерьезный народ.


Продолжение следует
http://www.proza.ru/2012/12/02/305


Рецензии
Про грибы интересно:-))И вооще всё так мило и торогательно:-))с уважением:-))удачи в творчестве:-))

Александр Михельман   03.12.2018 09:22     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание...

Галина Польняк   03.12.2018 14:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.