Неудача
"… Сейчас, наверное, встретятся эти двое - молодой человек и девушка, идущие навстречу друг другу, и сольются из тёмных точек в пятно, чтобы идти вместе. А сколько их, пятен и точек, здесь снуёт - разбавленная масса. К вечеру, правда, эта масса постепенно густеет и становится более пёстрой. Что ж, вполне логично: выходит на улицу молодёжь - после учёбы в школах, училищах… Однако очень много сегодня тёмного на улице. Казалось бы, солнце, тепло, начало весны - но практически все одеты кто в серое, кто в чёрное. Невероятно! Похоже, кроме детей, солнце никого не радует…" - стоял и философствовал от праздности Мишка Пузырёв, наблюдая за хаотическим передвижением машин и людей.
Поглядев на часы, он качнул головой, сбросил с подоконника соседского кота с зажмуренными от удовольствия глазами и мирно дремавшего под лучами солнца (просто так сбросил) и, спустившись двумя этажами вниз, вошёл в свою квартиру.
Пора. Вот-вот и вернётся с работы мама. Предстоял серьёзный разговор, и Мишка нетерпеливо ждал её, явно нервничая.
Чтобы быстрее и незаметнее прошёл остаток времени, юноша включил телевизор, где шёл фильм, в суть которого Миша так и не мог вникнуть. Мысли были об ином.
Наконец послышался звук открывающегося замка, такого долгожданного для парня. Он быстро вскочил с дивана и вышел встречать маму.
Александра Даниловна стояла в коридоре, держа в каждой руке по увесистой авоське.
-Мишенька, занеси сумки в кухню. Я сегодня задержалась немного в магазинах. Получила зарплату, поэтому напокупала уйму всего - на месяц.
Сын послушно принял авоськи, отнёс в кухню, в спешном порядке распаковал их содержимое; затем вернулся в комнату, где Александра Даниловна присела на диван.
-Мама, я хотел у тебя попросить, - выдохнув, неуверенным голосом начал разговор Мишка и, немного подумав, добавил: - Только ты выслушай меня до конца.
Надо отметить, что Мишка очень не любил клянчить у матери что-либо, поэтому произнёс последнюю фразу скороговоркой, как бы сбрасывая с плеч первоначальный груз собственной неуверенности.
-Подожди чуть-чуть. Я сегодня ужасно устала. Министерская контрольная, отчёты, нервы… Впрочем, тебе это неинтересно, - остановила сына Александра Даниловна, отрешённо глядя в пол.
Замечая, что Мишка не уходит, всё же спросила:
-Ты что-то хотел? - Усталым, но внимательным взглядом она посмотрела на сына.
-Я сейчас объясню, - сказал Мишка после непродолжительной паузы и подумал: "Как бы растолковать ей попроще?"
-Объясняй, пожалуйста.
-Мама, я прошу выслушать меня внимательно и не перебивать. Дело в том, что сегодня я ходил на базар и присмотрел себе куртку. Правда, она дороговата, но пойми, что мне надо к лету что-то надеть моднее. Не могу же я носить одно и то же столько сезонов. Мама, мне так хочется иметь новую куртку - если бы ты только знала. Пожалуйста… дай денег.
Несколько минут Александра Даниловна молчала. Мишка заметил, как у матери чуть-чуть задрожал подбородок, а на щеке блеснула слезинка.
-Миша, ты уже не маленький. Мы с тобой живём одни, - заметила Александра Даниловна. - От отца твоего почти ничего не видим: от алиментов отказалась по твоей же просьбе, а сам он высылает немного. Что мне делать? Где я возьму денег на эту покупку?.. Кстати, какая её стоимость?
С самого начала разговора Мишина мама сидела недвижимо. Усталое лицо молило об одном: дело серьёзное для нас, отдохнуть бы, а тогда и поговорим, посоветуемся. Александра Даниловна давно ждала этого часа, когда её Миша, непритязательный к вещам парень, всё-таки начнёт неприятные диалоги на такие больные темы. Конечно, теплилась некая надежда, что разговоров можно избежать, но это женщине казалось маловероятным. Так и произошло…
-Боже мой, это полторы моей зарплаты. - Чувство беспомощности, стыда, даже отчасти страха охватило её, когда она услышала цену. - Помилуй, сын! Ты же не голый ходишь. Давай в следующем месяце вернёмся к этому разговору, хорошо?
-Ты мне однажды обещала купить кроссовки не в том месяце, в котором я просил. Сама, наверное, помнишь результат: те, что подешевле, исчезли очень быстро… К тому же я, между прочим, получаю стипендию.
-Но я так ждала твоих денег. Нам нужно купить и более необходимые вещи. Посмотри: у тебя кровать вот-вот развалится. И это всего лишь пример. - Александра Даниловна поняла, что разговор будет очень сложным; Миша наступал и наступал - пусть ненавязчиво, скромно, вкрадчиво, но верно. - Твой друг Слава, между прочим, тоже носит недорогую одежду, а главное, долго носит.
-Что там Слава! Почему я должен на него равняться? У него мать работает уборщицей, отец - на захудалой фабрике; а ты - преподаватель! Могла бы, иногда, взять что-нибудь за нужную отметку. Ты ни одной коробки конфет ещё не принесла; а мне - ходи в одной куртке и в одних туфлях три года. - Мишка начал проявлять больше упорства, наблюдая мать растерянной и морально подавленной.
-Ну, нет у меня денег, нет! Понимаешь?! - разрыдалась Александра Даниловна и вышла из комнаты.
Мишка остался один. Ему ещё многое хотелось сказать матери, но её уход заставил парня оставить разговор на потом. Однако мысли всё нагнетались, голова заполнялась яркими речами, которые высказать было некому. От этого бездействия, которое отнюдь не прибавило самоуспокоенности, Мишке стало невыносимо тяжело на душе.
-Возьми и продай что-нибудь!.. - крикнул Мишка, наверное, первый раз в своей жизни на мать, а в ответ ему - безмолвие.
"Что делать? Всё-таки куртку следует выпросить. Ещё раз отступлюсь, тогда больше ничего не смогу добиться", - подумал парень и, одевшись в свою старую одежду, вышел на улицу.
Бродил Мишка недолго, по-прежнему обдумывая варианты решения. И решил…
Вернувшись домой, он застал мать за приготовлением ужина: из кухни доносилось только громкое позвякивание кухонной утвари.
Мишка неслышно открыл шкаф в прихожей, взял оттуда моток бельевой верёвки и прокрался в спальню.
"Подожди у меня, - думал он, - видно будет, кто из нас первым поднимет руки и сдастся. Наверное, пришло время и мне показать характер. У всех друзей родители как родители, а здесь что?.. Пусть мама одна, но ведь и я тоже один. Если сейчас не добьюсь куртки, тогда ещё год-два придётся ждать. Кстати, гарантий нет, что и через два года она будет у меня новая. Да и девчонки скоро засмеют. Нет, не старик я ещё, чтобы в рванье ходить. Вот попляшешь ты у меня, - продолжал свою идею Мишка, коря и мысленно угрожая матери, - возьму верёвку, посмотрим, как ты себя поведёшь".
И Мишка представил, как заходит в его комнату мама, а он с петлёй на шее говорит: "Или куртка, или смерть!" Может, как в кино получится, но должно подействовать. Александра Даниловна с полными ужаса и слёз глазами бросается к стулу, на котором стоит единственный и неповторимый, горячо любимый сын, обещает купить куртку, кроссовки и ещё что-нибудь (Мишка пока не решил, что он затребует).
"А если откажется, - вдруг пронеслось в мыслях у юного террориста, - что тогда - вешаться, что ли? Глупо как-то… Нет, всё-таки следует решаться".
Мишка раскрутил верёвки метра два и долго корпел над нею, пока не получилась петля.
Завершив столь утомительную работу, он пытался завязать верёвку к люстре, но та висела около самой двери.
"Зайдёт - а здесь ноги и… голова в петле, сознание потеряет: тогда ни куртки, ничего не будет. Вдобавок ко всему - спасать придётся, - рассудил Мишка и люстру отверг. - Пожалуй, имитировать буду на карнизе для штор. Они висят в самом конце комнаты, поэтому, когда зайдёт мама, вначале сильно не испугается. Честное слово, лучше объекта не найти", - додумался юноша и поставил стул под карнизом.
Завязать верёвку оказалось делом одной минуты. Мишка подёргал петлю с видом знатока, словно он не в первый раз вешается, а точнее - профессионал в этом деле; верёвка держалась крепко и надёжно.
Закончив приготовления, Мишка поднялся на стул, надел петлю на шею и стал ждать появления Александры Даниловны.
-Посмотрим её реакцию, - задумчиво произнёс парень, поправляя верёвочную гадюку вокруг шеи, чтобы внешне выглядело достаточно правдоподобно.
-Мишка, Мишка! - донеслось из кухни.
Голос матери прозвучал столь неожиданно, что вспугнул сына. Парень дёрнулся и ощутил, как из-под ног "уходит" стул. Мишка судорожно схватился руками за петлю…
-Мишка, ужин на столе, а я схожу к тёте Клаве, посудачить на часок и денег взять в долг. У неё обычно водятся в запасе на всякий случай, как ты выражаешься, "куски". Дам я тебе денег, дам!
Но юный вымогатель практически не слышал этих слов. Доли секунды он тщился сопротивляться, но - петля сдавила горло. Парень хотел что-то сказать, однако вместо слов вырвался лишь жалкий, захлёбывающийся хрип. Язык высовывался, и не было сил, чтобы заставить его убраться на место.
"Мамочка, спаси, родная!" - последнее, что мог бы сказать Мишка, чувствуя уже не боль, а лишь ничтожное бессилие.
Стул упал с грохотом.
-Мишка, почему не отвечаешь? Чем ты гремишь? - спрашивала Александра Даниловна. - Не хочешь разговаривать со мной? Ну, смотри сам, ужин на столе - не забудь покушать. Я пошла.
Входная дверь хлопнула, оставляя в своих владениях ещё дёргающееся, бездыханное мальчишечье тело - со скрюченными пальцами и неестественно откинутой головой. Оно медленно затухало, отдавая юную, бессердечную, глупую, грешную душу покою, так и не испытав настоящей радости жизни.
1989 г.
Свидетельство о публикации №212081901535
И кто виноват?...в том ,что Россия докатилась до своего конца?...
Надежда Жаркова 18.07.2016 06:08 Заявить о нарушении
С уважением и массой добрых пожеланий к Вам,
Туловский Валерий 20.07.2016 00:27 Заявить о нарушении
Еще одна кликуш клекочет из-за бугра.
Ну, прошел целый год, наполненный значимыми событиями, а Россия стоит и стоять будет!
К чему ты ее приплела ?
Рассказ очень сильный и он о проблемах потребительского отношения детей к родителям.
А у эмигрантки потребительское отношение к России. :)
Это вы там докатились до самого конца, переженившись на своих собаках. Турки вас спасут, а без них - пропасть! :)
Рой Рябинкин 23.10.2017 05:31 Заявить о нарушении