Синдром

                Синдром
               
       Изрядно помотавшись по миру, пожив в различных жилищных условиях и климате,  мы с мужем, получив новое назначение: военную должность и новую квартиру в одном из гарнизонов в средней полосе России, решили жить до отставки мужа здесь: в небольшом военном посёлке недалеко от Нижнего Новгорода.
       Получив ключи от новенькой, ещё необжитой квартиры, мы торопились поскорее осмотреть её. Повернув заветный ключик в замке, мы вошли в чистую, пустую квартиру. Пахло отделочными материалами. Я немедля пробежала на кухню.
- Боже мой! Иди скорее сюда – кухня огромная, красота! Ой, здорово-то как! Смотри какая, большая. – радовалась я и звала мужа оценить размеры помещения.
       Погладив ладонью стены в квартире, открыв все двери и окна, я решила выйти на балкон. Вид с балкона был замечательный: гряда аккуратных домиков садоводческого общества утопала в зелени яблонь и вишен, а дальше виднелась полоса леса, макушками упирающегося в небо. «Господи, окна выходят на восток, каждое утро буду смотреть восход – потрясающе!» - подумала я и замечталась. 
       К действительности меня вернул звук разбившегося стекла об асфальт. Посмотрев с балкона вниз, я увидела, что кто-то бросил банку, туда же полетел веник, затем пассатижи, молоток и отвёртка. На соседнем балконе, выше этажом, я увидела ребёнка,  он выбрасывал всё, что ему попадалось под руку. Я его окликнула и машинально погрозила пальцем: «Ай-я-яй, нельзя бросать, вот, папа сейчас увидит, поругает тебя». Мальчик, не обращая на меня внимания, продолжал своё занятие. На вид ребёнку было лет пять. Через несколько мгновений на балкон вышла молодая женщина и, ласково взяв мальчика за руку, увела его в комнату. Мальчик оглянулся и, я увидела, что у него синдром Дауна. Мне стало грустно. «Боже мой, как жаль…»
       Ремонт в квартире был достойный, мы очень быстро вселились и начали обживать жильё. Через неделю без предупреждения и объявления отключили воду на нашем стояке, мне пришлось взять ведро и отправиться за водой к соседям, но на нашей площадке двери никто не открыл. Я поднялась выше этажом, и позвонила в дверь противоположную своей.
 За дверью раздались детский бег, строгий и спокойный женский голос. Замок щёлкнул,  дверь распахнула приветливая, милая женщина с умными и внимательными глазами.
- Здравствуйте, - сказала я, - на нашем стояке воду отключили, налейте ведро водички, пожалуйста, неуютно без неё родимой, - пошутила я.
      Женщина пригласила меня войти в комнату. Мы познакомились. Через несколько дней она зашла ко мне за какой-то мелочью. Я почувствовала, что соседка не против нашего общения. Постепенно она раскрывалась душой, и я почувствовала её богатый духовный мир, великодушие, выдержанность в суждениях и поступках, желание соучастия и помощи в судьбе слабых, сострадание к чужой боли. Мне было комфортно с ней общаться.
      Её сын, страдающий синдромом Дауна,  не единственный ребёнок в семье, есть ещё две дочки, здоровые и умные. Одна дочь состоялась как журналистка, вторая стала врачом.
       Более двадцати лет я наблюдаю, как моя соседка, заботится о своём сыне, занимается с ним, развивая его. С рождения она показывала  его «узким» медицинским  специалистам, возила в Москву, получала консультации по воспитанию этих необычных детей с синдромом Дауна. Она хорошо усвоила истину, что проблема ребёнка-инвалида – это проблема родителя, чаще только мамы.
       Некоторое время ребёнок вместе с мамой посещал в школе специализированный класс, учился общаться с другими детьми, адаптироваться в обществе людей. Мама старалась не пропускать детские мероприятия в школе и гарнизонном клубе: Новогодние ёлки, утренники. Обязательно водила его на спектакли кукольного театра и приезжающего цирка, поясняла действия артистов: акробатов, эквилибристов, воздушных гимнастов, клоунов, показывала животных, после спектакля просила работников цирка разрешения рассмотреть животных-артистов поближе.
       Я помню, как мама  сгибала и разгибала пальчики мальчика, все время, комментируя свои действия вслух, терпеливо, но настойчиво заставляла повторять мальчика звуки и слова, одобряла его успехи. Обучала ездить на велосипеде. Она почти все заработанные деньги тратила на развивающие игры. Боже мой, чего только она ни делала! Ежегодно возила к источнику Серафима Саровского, как только его мощи были привезены в Дивеево. Позднее, когда ребёнок повзрослел, они ездили по другим святым местам страны.
      Мальчик хорошо развивался и слушался. Он ежеминутно окружён заботой и вниманием. Он всегда опрятно одет, мама приучила его пользоваться носовым платком. Сейчас он умеет  читать, считать, писать, пользоваться компьютером, выполнять посильную работу по дому.
       Из него вырос хороший человек, мамин помощник. Он самостоятельно ходит в магазин (в военном городке его все знают и никто не обижает). Встретившись на улице, он поздоровается, поддержит разговор. Его речь не очень чёткая, но понятная, мысль логичная. На даче вполне может вскопать вместе с мамой грядку, полить из лейки свежие посадки, а кормить кур – это его любимое дело.
       Близко общаясь с этой замечательной женщиной, я знала и видела, как терпеливо она обучала своего сына азам жизни, которым обычные дети учатся сами, наблюдая, повторяют за взрослыми.
      Честь и хвала ей за то, что она смогла адаптировать своего ребёнка к жизни, воспитала человека, отличающего от обычных людей. Её беззаветный труд увенчался успехом и, безусловно, будет вознаграждён вечностью.
        …Вчера я возвращалась из Нижнего Новгорода домой в автолайне, рядом со мной сидела грустная неразговорчивая женщина. Проехав несколько остановок, на повороте я машинально толкнула её локтём и, извиняясь, посмотрела на неё. Она что-то ответила, и я по голосу её узнала.
        Поскольку мой муж был военнослужащим, нам приходилось переезжать из гарнизона в гарнизон, получая новые назначения. Я знакомилась с жёнами сослуживцев моего мужа, общалась с ними по мере их и моего желания. В одном из гарнизонов я наблюдала за красивой, чопорной, горделивой и заносчивой женщиной, женой замполита. Она чувствовала себя королевой, муж её очень любил, а она любила только себя. Ребёнка от первого брака она оставила у своей мамы. Второй муж тоже хотел иметь детей. Через несколько лет уговоров, она решила-таки родить ребёнка. Родилась дочь, но из роддома её не взяли. Она родилась с синдромом Дауна. В гарнизоне люди шушукались, кто-то осуждал, кто-то одобрял их поступок. Замполит попросил командование направить его на другое место службы, и через месяц он с женой уехал из гарнизона. Наши пути разошлись. И вот, спустя почти тридцать лет мы встретились…
       Я напомнила ей о нашем знакомстве, расспросила её о жизни. Она рассказала мне, что жизнь её в дальнейшем сложилась не гладко. В семье начались скандалы, прожив еще несколько лет вместе, они с мужем расстались. Выйти замуж ещё раз не получилось. Позднее, лет через десять, она задумала забрать к себе сына, оставленного у мамы, но дело дальше этой мысли с места не продвигалось. Было много проблем, которые ей не хотелось решать: обустройство места проживания подростка в её квартире, приспособление к его характеру. Она не привыкла ухаживать за кем-то, и не хотела изменять свой ритм жизни. Постепенно от одиночества женщина озлобилась на весь белый свет, на жизнь и судьбу. От её красоты не осталось ничего. Неряшливо одетая, она казалась старше своих лет. В глазах отпечаталась безысходность с оттенками ненависти, в голосе чувствовалось раздражение. Мне показалось, что она устала жить, она не понимала, за что на её долю выпала несчастливая жизнь.
       Автолайн остановился на моей остановке. Мы попрощались. Я вышла, а автолайн увёз мою старую знакомую в неведомую мне жизнь. Я шагала домой и думала: понимает ли она, что жизнь ей давала шанс познать счастье дважды. Отказавшись от первого брака и ребёнка, на что она рассчитывала, на лёгкую беспроблемную жизнь? Да, какое-то время она жила с чувством полного счастья, выйдя замуж второй раз, но груз, который она сбросила со своих плеч, каким-то проведением увеличился многократно и опустился на голову. Но она, не желая брать «подарок судьбы» дочь, имеющую синдром Дауна, решила  и эту проблему, просто вычеркнула дочь из своей жизни. Как легко она решала задачи, данные жизнью: щёлк-щёлк и в дамки… Синдром глупости, подлости или невежества?
       Две судьбы, две женщины. Обеим суждено родить детей с синдромом Дауна, но какие разные итоги.
         
19.08.2012


Рецензии
не очень оптимистичная история

Александр Гнатюк   27.01.2013 10:35     Заявить о нарушении
Точнее, поучительная.
Спасибо за отзыв.
С уважением. Наталья

Наталья Довженко   27.01.2013 11:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.