Делёжка пАек

(См. "Ещё раз о пАйках" в разделе "Флот")


Зима 1970-71 годов.

Первый Учебный Краснознаменный Отряд ВМФ в белорусском городишке Пинске[1].

Я – курсант 6-й учебной роты школы связи.

Сказать, что нас гоняют – не сказать ничего. Нас сильно гоняют. Очень сильно. Действует одна из классических модификаций советской машины по калибровке личностей. Работаем очень много, едим достаточно мало.

В связи с изложенным все мы постоянно усталые, голодные и замерзшие.

И, зачастую, очень обозленные…



Самым вкусным является завтрак. Он на флоте неизменен веками – белый хлеб, сливочное масло, сахар, чай. До сих пор люблю это блюдо. Даже больше тортов.

Особенно прекрасен такой подбор продуктов в полвосьмого утра после утренних пробежек по снегу и “приборки” на том же снегу. В мороз, естественно.

Роты повзводно забегают[2] на камбуз – в матросскую столовую. Посменно[3] расходимся по столам. На них уже все приготовлено: бачки с чаем[4], нарезанные белые круглые хлеба, тарелки с маслом и сахаром[5].

Звучат команды старшины: “Рота-а-а! Головной убор снять!” И через несколько секунд: “Рота-а-а! Сесть!”[6]

И никто не садится. Ибо двадцать рук кидаются к пайкам, чтобы успеть ухватить на ломтик хлеба побольше, либо масло с довеском, либо лишний обломок сахарного куска.

Сначала молча, потом с руганью тех, кому на сей раз не повезло. Иногда кто-то кому-то бьет по морде кружкой.

Потом все смолкает, курсанты уже по-настоящему садятся, и начинается чавканье.

Как удобно было управлять таким голодным и обозленным воинским коллективом в процессе никому не нужной имитации воинской службы…

А ведь пару-тройку месяцев назад большинство из нас было вполне приличными парнями.

И я участвовал в этих драках.

Но были и те, которые не дрались, а молча ждали результатов раздела. Либо искали себе альтернативные источники питания, но не на помойках и не на этом вонючем камбузе.

К концу трех лет службы основная масса становилась сытой. За счет голодных, естественно. И драки на камбузе забывались. И служба вспоминалась после ДМБ, как нечто умильно правильное и доброе.

***

Сейчас у нас в России тяжелые времена.

И процент раздирающих друг другу глотки из-за казенных паек ничуть не меньше, чем тридцать лет назад во флотской “учебке”.

А процент ищущих себе достойный источник существования – ничуть не больше…

Первые с тоской и умилением смотрят в прошлое.

А вторые – еще пытаются смотреть в будущее.

***

Двенадцать лет прошло с написания этого обрывка.
В стране стало чуть сытнее. В основном, за счет многократного перераспределения доходов из недр.
Людей, по-настоящему креативных, стремящихся головой и руками сделать свою жизнь богаче, стало меньше. "Бизнесменов", назначенных властью, или продавшихся ей, стало больше.
Увеличились полчища потребителей пАек. Гипертрофированы государственные учреждения и организации.

Сам, грешон, на седьмом десятке прекратил зарабатывание средств головой, руками и ногами. И получаю небольшую гарантированную пайку в госучреждении.

______________

[1]  Основан в начале пятидесятых годов на базе упраздненной Краснознаменной Днепровской военной флотилии. Которая, в свою очередь и в числе прочего, в 1944 году изгоняла немцев из Пинска, потом участвовала в штурме Берлина, а после войны была возвращена на приток Днепра – реку  Припять в Пинск.

[2]  Быстрее все равно не получалось. В дверях образовывалась “пробка”, которую мы должны были проходить, подпрыгивая и изображая бег на месте. Во избежание наказаний. Все это также нужно было нашим отцам-командирам для создания нам трудностей и для подавления наших личностей.

[3]  На флоте, в частности в морском учебном отряде, роты делятся на взводы, а взводы на смены. В смене 20-30 человек. Смены делятся на отделения. Во главе взводов – офицеры. Во главе смен – “псы”, местные кадровые старшины срочной службы. Во главе отделений – свои же курсанты.

[4]  Да, именно бачки. Чайники – дефицит. Их подают только на отдельные столы, где питаются  “кадровые”, то есть уклонившиеся от отправки на флота и оставшиеся в учебке на придурковских должностях. Всем же курсантам чай подается в тех же бачках, в которые днем и вечером помещается первое и второе блюда. И по кружкам он разливается теми же поварешками, то есть “чумичками”.

[5]  Масло хлеборез нарезал плитками, примерно по триста граммов надрезая эти плитки на десять частей на стол, сахар был насыпан на тарелку из расчета по четыре кусочка на лицо, три круглых хлеба был попросту надрезаны на ломти. И, естественно, идеального равенства порций быть не могло.

[6]  И это делалось с той же целью – создать побольше трудностей и неприятностей для подавления личности.


2000-2012 г.г.


Рецензии
О забыл как вы можете подать иной раз знатно. А сссылками отличная идея - читается будто два голоса звучит в голове. Зачет!

Винсент Килпастор   08.02.2018 00:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.