Мир за окном. Параллели
Ощущение: «Спокойно… Сытно… Скучно»…
Лето (это). Из открытого окна нашей, расположенной на третьем этаже трехэтажного дома, среднеазиатской квартиры открывается широкая панорама сиренево-серых (на фоне светло-голубого неба) гор. За малостью их высоты - всего две с половиной тысячи (!) над уровнем моря - горожане именуют их «Яванскими холмами». Слева, на противоположной стороне дороги, столетние чинары и каштаны, горизонта, тем не менее, почти не закрывающие. На вечно пыльном от бесконечных «афганцев» кондиционере сидит голубь. Он заглядывает в открытое настежь окно, похоже, задумывая «проникновение с тыла» - облюбованный его сородичами балкон теперь, по причине моего вновь приобретенного увлечения цветоводством, наглухо закрыт пленкой. Свободной осталась лишь крыша над ним. Голуби начинают «токовать» и со скрежетом кататься по жести примерно часов с пяти. По этой причине особенно не заспишься. А тут еще стучащие во все без разбора двери дети (сегодня «Иди фитр» - «разговение» после «Уразы»: «таджикской пасхи», как называют ее немногочисленные «местные» русские): они уже не угомонятся до самого обеда. Встаю.
Ощущение: «Обилие света и тепла (про тепло еще мягко сказано, когда на термометре ранним утром - больше тридцати по Цельсию!)… Теснящие и «наплывающие» друг на друга импульсы - «телодвижения» молодой и потому часто бестолковой и сильно раздражающей жизни»…
Вспоминается знаменитое «киплинговское:
«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд»…
Почему вдруг подумалось о Западе и Востоке? Ну, ладно, Средняя Азия, это, конечно, Восток (правда, мусульманский… из «Тысячи и одной ночи», безусловно отличающийся и от индо-пакистанского «киплинговского», и от наполненного изотерически-фиолетовым спокойствием тибетских доцанов ламаистского «рериховского»). Но причем тут Запад, когда речь идет о России? В характеристиках большинства современных отечественных и зарубежных ученых она представлена более родственной Азии, чем Европе «Азиопой»; в то время как Запад и Восток, характеризуются, как два кардинально отличных друг от друга жизненных «вектора» - рациональный и иррациональный. И на самом деле (здесь нельзя не согласиться с такими известными русскими евразийцами, как А.С.Хомяков, Г.В.Флоровский, Г.В.Вернадский, Л.Н.Гумилев)утверждающими, что решающим в самобытности России является заимствованное у Византии (которая сама была, прошедшим через эллинизм Селевкидов и Птолемеев синтезом Востока и Запада) восточное христианство – Православие.
Так почему же все-таки - «Запад есть Запад»? Может дело в «векторе» развития духовности ее народа?
«Возможно», - отвечаю на собственный вопрос я. Но в душе остается неудовлетворенность от «половинчатости» этого ответа. В памяти всплывает «слепок-образ» российской природы – колышашееся на ветру «море» полей с то и дело вклинивающимися в него «островками» рощ и дубрав… неторопливо огибающие их широкие и спокойные реки… И тут же совершенно иное, «среднеазиатское»: круто взлетающие ввысь «молодые» горы, которые еще растут, развиваются, наползают друг на друга, сотрясая земную твердь… низвергающиеся с них бурные и своенравные горные реки… пробивающие гранит фисташка и миндаль… упрямо карабкающиеся по кручам (кажется, цепляющиеся при этом лишь за воздух!) мелкие, «худощавые» овцы и козы…
Есть разница? Может, оттуда, навеваемый российской природой и переходящий в «обломовский сон души» покой, из которого так нестерпимо сильно тянет в «неспокойную», пеструю и суетную Азию?
Не знаю… Возможно… Продолжаю наблюдать…
Свидетельство о публикации №212081900561
Роман Рассветов 30.06.2015 15:38 Заявить о нарушении
Ирина Михайловна Дубовицкая 30.06.2015 16:33 Заявить о нарушении